Программа и ктп кружка настольный теннис 5 класс
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Программа разрааботана с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_ktp_kruzhka_nastolnyy_tennis_5_klass.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Программа кружка  спортивно-оздоровительной  направленности разработана в соответствии с рекомендациями, изложенными в программе «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях, 2013»

Программа кружка учитывает специфику внеурочной деятельности  и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта  очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой,  представляющей собой  эффективное  средство  физического  воспитания и всестороннего физического развития.

Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис -  определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью  в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

   Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

  Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса  создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. 

Цель: Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

Задачи:

Образовательные

  • дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
  • обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

Развивающие

  • развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
  • развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные

  • способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
  • пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению  преступности среди подростков, а также профилактика  наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.

Программа кружка «Настольный теннис» рассчитана на один год. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в настольный теннис. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 11-12 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технические приемы игры.        

На занятиях кружка при изучении нового материала и закреплении практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, а так же содержанию образовательной деятельности. (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма.) Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются на занятиях.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять приемы настольного тенниса, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • представлять настольный теннис как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические  действия настольного тенниса, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу первого полугодия:

Будут знать:

  • будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • узнают, как  правильно распределять свою физическую нагрузку;
  • узнают правила игры в настольный теннис;
  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • Знать правила проведения соревнований;

Будут уметь:

  • Провести специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют основами техники настольного тенниса;
  • Овладеют  основами судейства в теннисе;
  • Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
  • улучшат общую выносливость организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысятся адаптивные возможности организма -  противостояние  условиям внешней среды стрессового характера;
  • Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

К концу второго полугодия:

Будут знать:

  • расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
  • получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;

Будут уметь:

  • Проводить специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют различными приемами  техники настольного тенниса;
  • Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
  • Овладеют  навыками  судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
  • Овладеют навыками общения в коллективе;
  • будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям

  • Освоят накат справа и слева по диагонали;
  • Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
  • Освоят накат справа и слева в один угол стола;
  • Научатся правильно  делать подрезки справа и слева в любом направлении;

Формы подведения итогов:

Соревнования, спортивные праздники, тесты,  выполнение нормативов.

  1. Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Содержание занятий

Количество

Всего

Теоретич. сведен.

Практические занят.

1.

Развитие настольного тенниса в России

1

1

0

2.

Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях

1

1

0

3.

Правила игры в настольный теннис

1

1

4.

Организация и проведение соревнований

1

1

0

5.

Общая и специальная физическая подготовка

8

0

8

6.

Техника и тактика игры

18

1

17

7.

Контрольные игры и соревнования

4

0

4

Итого:

34

3

31

  1. Содержание рабочей программы

Развитие настольного тенниса  в  России:

Описание игры её возникновение и развитие.

Гигиенические сведения.

Режим дня, режим питания, питьевой режим. Использование естественных факторов природы для закаливания организма.

Гигиена места занятий.

Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях настольным теннисом.

Правила игры в настольный теннис

Основные правила игры настольный теннис правила проведения соревнований

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки для спортсменов. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого, спортивно-технического мастерства.

Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Челночный бег: 3 х 10 м, 5 х 10 м, 10 х 5 м. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 30, 60 м. Кросс  500 м.

Техника и тактика игры

- набивание мяча ладонной стороной ракетки.

- набивание мяча тыльной стороной ракетки.

- набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

- накаты справа направо.

- накаты слева налево.

- атакующие удары справа налево.

- атакующие удары слева направо.

- подрезки справа и слева в любом направлении.

- отработка техники подачи, выполнение подач разными ударами.

- игра в разных направлениях.

- игра на счет разученными ударами.

- игра с коротких и длинных мячей.

- отработка ударов накатом.

- отработка ударов срезкой.

- поочередные удары левой и правой стороной ракетки.

- основы тактики игры

  1. Тематическое планирование

Тема учебного занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России

1

1

Гигиенические сведенья. Значение разминки. Техника безопасности.

1

1

Специальные термины. Основы тактики и техники игры

1

1

Правила игры в настольный теннис. Организация и проведение соревнований

1

1

Упражнения на быстроту и ловкость

3

3

Упражнения на гибкость

1

1

Силовые упражнения

2

2

Упражнения на выносливость

2

2

Стойки игрока. Хват ракетки. Упражнения с ракеткой и шариком

2

2

Техника подачи подставкой

1

1

Игра подставкой справа и слева

3

3

Атакующие удары по диагонали

1

1

Игра в защите

1

1

Тактические схемы

1

1

Выполнение подач разными ударами

2

2

Игра в разных направлениях

2

2

Игра на счет разученными ударами

2

2

Игра с коротких и длинных мячей

1

1

Отработка ударов накатом

2

2

Отработка ударов срезкой

2

2

Поочередные удары левой и правой стороной ракетки

2

2

ИТОГО

34

5

29

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Малый спортивный зал.

Для проведения занятий в секции настольного необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Стол для настольного тенниса 2 шт.

2. Ракетки теннисные 15 шт.

3. Гимнастические стенки - 4 шт.

4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.

5. Гимнастические маты - 3 шт.

6. Скакалки - 15 шт.

7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 6 шт.

8. Мячики теннисные -100 шт.

9. Сикундомер

10. Рулетка - 1 штука.

12. Фишки -10 шт.

13.Теннисные мячи -15 шт.


Тема занятия

Количество часов

дата

Характеристика видов деятельности учащихся

план

факт

1

История настольного тенниса. Техника безопасности на занятиях настольным теннисом.

1

Изучают историю настольного тенниса и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Соблюдают технику безопасности

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками  в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила

Организуют совместные занятия настольным теннисом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха

Используют игровые упражнения для развития  координационных способностей

Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия для развития скоростных, скоростно-силовых способностей и выносливости

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий.

 Моделируют     тактику     освоенных     игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют     тактику     освоенных     игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

2

Стойка игрока. Держание ракетки. ОФП

1

3

Набивание мяча тыльной и ладонной стороной ракетки

1

4

Упражнения у стены с ракеткой.

1

5

Подвижные игры с мячом и ракеткой

1

6

Различные варианты челночного бега. Прыжки через скакалку.

1

7

Подача подставкой. СФП

1

8

Игра подставкой справа. Бег на развитие выносливости.

1

9

Игра подставкой слева. Ускорения из различных исходных положений.

1

10

Упражнения для совершенствования подставки мяча справа и слева.

1

11

Атакующие удары по диагонали.

1

12

Упражнения на развитие гибкости. Подачи мяча.

1

13

Прыжковые упражнения.

1

14

Броски набивных мячей из различных исходных положений.

1

15

Игра в защите. ОФП

1

16

Тактические схемы. Одиночные игры.

1

17

Подача мяча «накатом». Подвижные игры

1

18

Подача мяча «подрезкой».

1

19

Учебная игра в различных направлениях

1

20

Учебные игры с использованием изученных технических приемов.

1

21

Ускорения на отрезках от 20 до 60 метров с отягощением.

1

22

Упражнения для совершенствования подач мяча. СФП

1

23

Игра на счет различными ударами. ОФП

1

24

Игра на счет различными ударами. Прыжковые упражнения.

1

25

Игра с коротких и длинных мячей. Равномерный бег до 5 мин.

1

26

Удары «накатом» слева направо. Подвижные игры

1

27

Удары «накатом» справа налево

1

28

«Срезка» справа. СФП

1

29

«Срезка» слева. ОФП

1

30

Применение приема «срезка» в игре.

1

31

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки.

1

32

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки. Прыжковые упражнения

1

33

Учебные игры с заданиями

1

34

Соревнования в группах

1

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружку настольный теннис

2. Пояснительная запискаАвторская  программа по настольному теннису  разработана для учащихся  4, 6, 7, 8, 10  классов  на основе нормативных документов Минестерства образован...

Рабочая программа кружка "Настольный теннис"

Программа для кружка "Настольный теннис"...

Программа кружка "Настольный теннис"

Рабочая программа кружка доп.образования...

Программа кружка Настольный-теннис

Рабочая программа кружка Настольный - теннис для первого года обучения 5-8 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по настольному теннису 5-8 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности “Настольный теннис” спортивно-оздоровительного направления.Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и...

Программа кружка "Настольный теннис"

..................................................