Методика комплексного развития выносливости у старшеклассников с использованием системы полос препятствий.
методическая разработка по физкультуре на тему

Моисеенко Андрей Владимирович

  Из всех физических качеств человека, наиболее точно определяющим состояние его здоровья, является выносливость. На фоне понижающейся функциональной подготовленности современных школьников, развитие  именно выносливости приобретает особую актуальность. Поскольку развитие выносливости эффективно происходит вместе с развитием других двигательных способностей, меня заинтересовал метод с использованием системы полос препятствий, как средства комплексного развития различных видов выносливости. Этому методу, на мой взгляд, не заслуженно мало отводится внимания в специальной литературе и практической деятельности.

  Хотел бы предложить, на примере использования системы полос препятствий, свой вариант развития, такого важного для здоровья юного организма, физического качества, как выносливость.

Автор данной методики стал лауреатом II степени на Всероссийском конкурсе педагогов "Образовательный потенциал России" в номинации "Методические разработки по предметам".

Конкурс проводится Общероссийской малой академией наук  "Интелект будущего" в рамках Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

«Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и эксперементальной работы в образовательных учреждениях».

Номинация №3.

Модели, технологии, методики, приёмы и формы успешного обучения. Содержание и формы учебно-воспитательной деятельности учителя.

Методика комплексного развития выносливости у старшеклассников с использованием системы полос препятствий.

               

               Авторский проект.

Моисеенко Андрея Владимировича учителя Физической культуры

муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии № 136.

603065, г.Н.Новгород ул. Дьяконова дом 1Б

тел., факс: 53-53-09

E-mail: shcl136@mts-nn.ru

Оглавление.

Введение.  ……………………………………………………………………    2                                                                                                              

                   

  1. Теоретико-практические основы развития выносливости.  ..........    3

        1.1  Выносливость – важная мера здоровья человека.  ………………....    4                                  

   1.2. Возрастные морфо-функциональные особенности старших    

          школьников.  ………………………………………………………….    6                                                                                              

   1.3. Характеристика содержания школьной программы для учащихся

          10-11 классов.  …………………………………………………………   9                                                                                            

   1.4. Особенности методики развития выносливости у школьников      

          старших классов.  ……………………………………………………...  10                                                                                      

     

  1. Система полос препятствий, как средство комплексного

развития выносливости у учащихся 10-11 классов.  ……………….  13                             

        2.1. Содержание и структура системы.  …………………………………..  13                                                          

   2.2. Технология разработки системы полос препятствий.  ……………...  16                          

   2.3. Основные требования к системе уроков с использованием полос          

          препятствий.  …………………………………………………………...  17                                                                                              

   2.4. Основные требования к содержанию и организации уроков с

          использованием полос  препятствий.  ……………………………......  22                                                  

   2.5. Проектирование системы полос препятствий на уроках

          физической культуры.  ………………………………………………...  27                                                                              

                                                                           

     3. Заключение.  ………………………………………………………………  37                                                                                                    

     4. Приложение.  ……………………………………………………………...  39                                                                                                 

     5. Литература.  ……………………………………………………………….  53                                                                                                   

Введение.

  Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Как отмечают учёные НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в 1 класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность, а учащиеся старших классов, 85% времени своего бодрствования проводят за учебным столом и 24 часа в неделю посвящают просмотру телепередач и компьютерным играм. В результате среднесуточный объём двигательной активности у большей части школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы.

Становится всё более очевидным, что действующая система медицинского обслуживания не в полной мере обеспечивает профилактику отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения.

  В сложившихся условиях возрастает роль системы физического воспитания, как составной части гармоничного развития молодого поколения. Повышается значение уроков физкультуры – основной формы занятий физическими упражнениями в школьной программе. Возрастает роль и ответственность преподавателей.  

  В методике физического воспитания разработано множество средств, с помощью которых можно достичь гармоничного развития детского и юношеского организма и личности в целом. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми. В «Положении об образовательном учреждении» обозначено право учителя на педагогическое творчество, на самостоятельный выбор и разработку собственных программ и методик.

  Из всех физических качеств человека, наиболее точно определяющим состояние его здоровья, является выносливость. На фоне понижающейся функциональной подготовленности современных школьников, развитие  именно выносливости приобретает особую актуальность. Поскольку развитие выносливости эффективно происходит вместе с развитием других двигательных способностей, меня заинтересовал метод с использованием системы полос препятствий, как средства комплексного развития различных видов выносливости. Этому методу, на мой взгляд, не заслуженно мало отводится внимание в специальной литературе и практической деятельности.

  Хотел бы предложить, на примере использования системы полос препятствий, свой вариант развития, такого важного для здоровья юного организма, физического качества, как выносливость.

1. Теоретико-практические основы развития выносливости.

 Физическими качествами называют врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П. Матвеев,1991).

 Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляют термин «развитие» и «воспитание». Естественный ход изменений физического качества характеризует термин развитие, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей того или иного физического качества.

 В настоящее время используют еще термин «физические (двигательные)

способности». Однако они нетождественны. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Когда мы говорим об основных физических качествах, мы говорим о выносливости, а когда о форме проявления двигательной способности – упоминаем общую и специфическую выносливость.

 У каждого человека двигательные способности развиты по – своему. На их развитие влияют разные индивидуальные анатомо-физиологические особенности человека (физиологические, биологические, телесные, генные), а также свойства психодинамических процессов, характер, темперамент.

 О двигательных способностях человека судят не только по его достижениям в процессе выполнения, какой – либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он ей овладел. Практические пределы двигательных способностей человека вовсе не заложены в самих способностях. Они определяются методами воспитания и обучения, продолжительностью человеческой жизни и т.д.

Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

 Для развития двигательных способностей необходимо создавать определённые условия деятельности и применять соответствующие физические упражнения. Однако надо учитывать тот факт, что эффективность развития способностей зависит и от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.

1.1. Выносливость – важная мера здоровья человека.

                                                                                     

                                                                                                         В большинстве болезней  

                                                                                                          виновата не природа, а

                                                                                                           только сам человек.

                                                                                                              Академик Н.М.Амосов

                                                                                                             известный хирург, учёный,                                                                                                              

                                                                                                             писатель.

Сегодня, размышляя о социальной справедливости, стоит каждому спросить с себя: что делаю я для того, чтобы потомки были здоровы и счастливы?

Классическое определение здоровья сейчас известно многим и не только специалистам. Уж очень широко обсуждается эта проблема в обществе последнее время. Но, к сожалению положительных сдвигов, в физическом, психическом и социальном благополучии нашего общества практически не наблюдается. Соображения эти относятся к нынешней озабоченности перспективами в состоянии здоровья детей. Заботиться о здоровье следующего поколения людей – это, значит, заботиться о сегодняшних девочках – завтрашних матерях, заботиться о сегодняшних мальчиках – завтрашних отцах и защитниках отечества.

«Здоровый быт – основа бытия, культура тела сберегает душу» - так говорили древние, утверждая одну из важнейших истин: сколько прекрасных возможностей таит в себе здоровье!

Эта легкая поступь, готовая к стремительному бегу…

Это, наконец, упоение естественной, желанной усталостью от физического труда, спортивной игры, нелегких состязаний в ловкости и силе, что дарует гармонию духа, тела и окружающего мира.

Итак, здоровье, только здоровье даёт нам ту первозданную красоту и чистоту ощущений, без которых трудно определиться в своих духовных запросах, в отборе ценностей и осознании своих возможностей, а значит, трудно быть счастливым.

Таким образом, вопросы здоровья выходят за рамки чисто медицинской проблемы и приобретают социальное звучание.

А если какой-то количественный показатель здоровья?

Наиболее информативным из всех физических качеств человека, способных определить меру или уровень здоровья, является – физическое качество Выносливость. Её развитие в школьном возрасте имеет большое  значение.

Теория физического воспитания определяет Выносливость, как способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течение длительного времени. Спортивная физиология добавляет – данная динамическая мышечная работа должна выполняться преимущественно или исключительно в аэробном режиме. Это условие лежит и в основе требований школьной программы физического воспитания к упражнениям для развития выносливости.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для наращивания  

«количества здоровья»  приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении организма кислородом.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точных движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

  В спортивной литературе можно встретить характеристики многих форм проявления выносливости. Например, выделяют выносливость статическую и динамическую, скоростную и силовую, локальную, региональную и глобальную, общую и специальную, эмоциональную и психическую, игровую, дистанционную, выносливость к проявлению взрывных усилий и т.д.

  Выносливость традиционно связывалась с необходимостью борьбы с утомлением и повышением устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигам внутренней среды организма.

  Различают общую и специальную выносливость.

  Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

  Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

  Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности.

Специальная выносливость классифицируется;

  • по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  • по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, координационная выносливость и т.д.).

1.2.Возрастные морфо-функциональные особенности организма старших школьников.

  В возрасте 15-17 лет рост и развитие организма продолжается, но в отличие от подросткового возраста этот процесс происходит медленнее и более равномерно. Юноши растут быстрее, чем девушки, и опережают последних по всем показателям физического развития. Старший школьный возраст совпадает с окончанием периода полового созревания. Половые и индивидуальные различия в строении и функциях организма в это время достигают своего максимума.

Развитие скелета к окончанию школы почти завершается, и костный аппарат становится способным выдерживать значительные нагрузки.

Интенсивно развивается мышечная система, особенно у юношей. Мышечная масса у них достигает 40-44% веса тела. Юношам становятся доступными силовые упражнения, требующие проявления значительных,

а при соответствующей подготовке и максимальных мышечных усилий.

У девушек прирост веса мышц по отношению к весу тела и увеличение мышечной силы выражены значительно меньше, чем у юношей. Для девушек в этот период становятся весьма трудными, а в ряде случаев   просто недоступными упражнения в висах и упорах, подтягивания, лазания. Не следует использовать прыжки с большой высоты, поднимание и переноску больших тяжестей. Заметное снижение функциональных возможностей и возникающее в связи с этим затруднения в осуществлении двигательных действий вселяют в девушек неуверенность в своих возможностях, делают их робкими, стеснительными, малоактивными. Именно в этот период уроки физической культуры нередко становятся для девушек, ранее не занимавшихся достаточно активно,  неприятной обязанностью. Снижение двигательной активности и потерю интереса к урокам физкультуры необходимо предупредить заблаговременно, воспитывая у школьниц потребность к систематическим занятиям в начальной школе и в средних классах. Важно также при организации занятий учитывать склонность и интересы девушек. Ни в коем случае нельзя заставлять их выполнять явно непосильные двигательные действия, надо давать им больше подготовительных и подводящих упражнений, чаще предлагать любимые, хорошо освоенные движения.

  В юношеском возрасте продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. В связи с увеличением размера сердца и повышении мощности сердечной мышцы значительно возрастает ударный и минутный объём сердца. Частота сердечных сокращений уменьшается. Работа сердца становится более рациональной. Этому способствует и развитие сосудистой системы. Имевшее место в подростковом возрасте отставание величины просвета сосудов по отношению к размерам сердца, к этому времени ликвидируется. Высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Её реакции на нагрузки становятся более адекватными.

  Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

  Всё это способствует повышению выносливости организма к физическим напряжениям. Создаются благоприятные условия и предпосылки для планомерного и целенаправленного развития этого двигательного качества.

  Повышение функциональных возможностей организма связанно с развитием органов дыхания. В этот период заметно увеличивается, особенно у юношей, окружность грудной клетки её экскурсия и жизненная ёмкость лёгких, повышается сила дыхательных мышц. Более эффективным становится газообмен в лёгких, в частности повышается процент использования кислорода. Однако по сравнению с взрослыми школьники старших классов всё же более чувствительны к гипоксии. Они хуже переносят затруднения дыхания (задержка дыхания, натуживание) при физических упражнениях; у них быстрее наступает кислородная недостаточность, которая резче, чем у взрослых, сказывается на работоспособности. Для развития выносливости большое значение имеет выработка глубокого и равномерного дыхания.

Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек значительно ниже, чем у юношей. В связи с этим на занятиях с девушками необходима более строгая дозировка упражнений, требующих проявления выносливости. Повышение физических нагрузок должно быть более постепенным.

    В старшем школьном возрасте завершается развитие центральной нервной системы. Более подвижным и уравновешенным становится взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Значительно улучшается аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Расширяются возможности применения на занятиях методов и приёмов обучения, при которых ведущую роль в создании двигательных представлений играет вторая сигнальная система. В юношеском возрасте становится возможным применение самых разнообразных методов использования слова.

  Приведённые морфо-функциональные особенности организма старших школьников дают представление об общей картине его развития и функциональных возможностях. Необходимо отметить, что в ходе возрастного развития школьников возможны самые различные и порой весьма существенные индивидуальные отклонения. В связи с этим, планируя занятия направленные на повышение функциональных возможностей (развитие выносливости), необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся.

Старший школьный возраст – наиболее оптимальный возраст для развития специальной выносливости. В более раннем возрасте организм школьника ещё недостаточно приспособлен к длительной работе с повышенной интенсивностью, без которой нельзя существенно влиять на развитие выносливости. В детском и подростковом возрасте организм тратит большую часть энергетических ресурсов на возрастное развитие, и чрезмерная дополнительная нагрузка может отрицательно сказаться на процессах роста.

Однако из сказанного не следует делать вывода, что в младшем и среднем школьном возрасте вообще исключается всякая забота о развитии выносливости. Для того чтобы в юношеском возрасте можно было приступить к целенаправленной и эффективной работе по развитию выносливости, необходима базовая подготовка этого качества, заложенная в начальной и средней школе средствами и методами развития общей выносливости.

  Психические особенности старшего школьного возраста также способствуют развитию выносливости. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Их отличает высокая целеустремлённость, у них усиленно формируется моральный компонент воли.

1.3. Характеристика содержания школьной программы для учащихся 10-11 классов.

1.3.1 Лёгкая атлетика.

В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского бега и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных возможностей (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирования в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакций, точность дифференцирования основных параметров движений). Увеличивается процент упражнений, сопряжённого воздействия на совершенствование техники и развитие кондиционных способностей. Уроки всё больше приобретают черты тренировки.

1.3.2. Спортивные игры.

В 10-11 классах продолжается углублённое изучение одной или нескольких  спортивных игр. Совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски, финты). Усложняется набор технико-тактических взаимодействий в защите и нападении. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается развитие функциональных возможностей. Продолжается овладение более сложными приёмами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

1.3.3. Гимнастика.

В старших классах продолжается более углублённое изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, строевых упражнениях, общеразвивающих упражнениях с предметами и без предметов. Наряду с этим  включаются для освоения и новые гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения направленные на развитие силовой выносливости: с гирями, гантелями, штангой. В занятиях с девушками используют более сложные упражнения с предметами: булавами, скакалкой, мячом, обручем и комбинации этих упражнений (координационная выносливость).

   Если проанализировать содержание школьной программы для 10-11 классов, можно определить общие задачи, которые решает учитель в каждом её разделе:

  • расширение двигательного опыта учащихся посредством овладения новыми двигательными действиями;
  • формирование умений применять новые двигательные действия в различных по сложности условиях;
  • дальнейшее развитие у старшеклассников двигательных способностей в сочетании с совершенствованием старых и овладением новых двигательных умений;
  • подъём уровня общей работоспособности и специальной выносливости для будущей трудовой деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в вооружённых силах.
  • воспитание мобильности психофизических, волевых качеств проявляемых в нестандартных или экстремальных ситуациях.

1.4. Особенности методики развития выносливости у школьников старших классах.

В старшем школьном возрасте уроки физической культурой с юношами и девушками рекомендуется проводить раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки.

  В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

  Интенсификация обучения в этом возрасте идёт по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, методов сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей. Продолжается работа по освоению новых специальных подготовительных упражнений, их совершенствованию и адекватному применению в вариативных нестандартных условиях.

  Для одновременного закрепления и совершенствования двигательных навыков и развития соответствующих кондиционных способностей целесообразно многократно повторять специальные подготовительные упражнения, чаще изменять отдельные параметры движений или их сочетания, условия выполнения этих упражнений, постепенно повышая объём и интенсивность физической нагрузки. Для этого необходимо шире применять методы вариативного упражнения, не исключать игровой и соревновательный методы. Таким образом, достигается разностороннее развитие различных двигательных способностей и обеспечивается их связь  с углублённым техническим и тактическим совершенствованием, что является одной из главных особенностей методики физического воспитания детей старшего школьного возраста.

  В работе со старшеклассниками используются все известные методы. Вместе с тем в этих классах значительно шире, чем в предыдущих, используется метод

индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учётом индивидуальности ученика.  

     

  При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках. Нельзя забывать и о профессионально-прикладной физической подготовке, как об органической части  системы физического воспитания старших школьников. Базируясь на общей физической подготовке, она направлена на развитие профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций, создаёт предпосылки для формирования специальной физической подготовленности к конкретной профессии. Для обеспечения большей прикладности, разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности надо чаще проводить занятия на местности, в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. Занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

  На уроках по лёгкой атлетике следует создавать условия для выполнения трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создавать благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

  На уроках спортивных игр для устранения отдельных недостатков в  технике и отставаний в развитии выносливости или других двигательных способностей, необходимо больше использовать индивидуальные и дополнительные задания.

  На уроках гимнастики используются упражнения с большой избирательной направленностью. Прежде всего, на развитие силовой и скоростной выносливости различных мышечных групп. Упражнения для девушек направлены на развитие мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства. Материал для них содержит упражнения для воспитания грациозности, легкости и красоты движений.

Необходимо широко использовать гимнастические предметы. Давать возможность девушками проявить свои способности в самостоятельном составлении комбинаций упражнений с обручем, скакалкой, мячом. При этом использовать музыкальное сопровождение. Творческий подход приемлем и при составлении комбинаций и небольших связок, из ранее освоенных элементов, на гимнастическом бревне и разновысоких брусьях.

Для учащихся старших классов большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путём соединения  различных движений и положения рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, акробатическими элементами, объединенными в различные комбинации.

  На мой взгляд, применение на уроках физкультуры, специфичных полос препятствий, в полной мере удовлетворяет все эти требования.

2. Система полос препятствий, как средство комплексного развития выносливости у учащихся 10-11 классов.

                Чтобы быть здоровым требуются

собственные усилия, постоянные и

                                       значительные.

                                                                                        Академик  Н.М.Амосов

                                                                                                      известный хирург, учёный,      

                                                                                                      писатель.

2.1. Содержание и структура системы полос препятствий (П.П.).

  Под понятием система имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи

частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

  Предлагаемая система П.П. для комплексного развития выносливости, основывается на общих теоретико-методических и социально-педагогических принципах предмета физического воспитания, с учётом программно-нормативных требований предъявляемых к учащимся старшей школы.

  Тем не менее, хочу выделить ведущие принципы системы П.П., на основании которых решается задача комплексного развития выносливости у старшеклассников:

  • комплексное использование различных специальных П.П.для полного развития свойственных человеку различных проявлений выносливости и основанных на них двигательных способностей, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков.

  • решая задачу по комплексному развитию выносливости, следует при прочих равных условиях включать в П.П. упражнения-препятствия, которые формируют жизненно важные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

Ниже показана схема программно-управляемой системы полос препятствий.

Цель системы заключается в комплексном развитии выносливости, как наиболее важном с точки зрения здоровья и наиболее отвечающим за него физическом качестве человека.

                                                           

                                                       

                                                       

                                                       

Средствами комплексного развития выносливости являются различные варианты полос препятствий определенным образом систематизированные. Каждый раздел школьной программы предполагает использование определённой П.П.. Таким образом, производится классификация П.П. исходя из раздела программы, в котором её целесообразней применять (А.П.-лёгкоатлетическая полоса, Г.П.- гимнастическая полоса, И.П.- полоса для уроков спортивных игр, К.П.- комплексная полоса препятствий, П.П.– прикладная полоса препятствий). Классификация П.П. по разделам школьной программы вовсе не означает применение их на уроках только данного раздела. Но всё же целесообразность (на мой взгляд) в последовательном переходе от одной специальной полосе к другой существует. Это диктуется, как требованием и содержанием учебной программы, так и погодными условиями, которые нельзя не учитывать при годовом  планировании уроков физкультуры. Следовательно, целесообразно распределить специализированные П.П. по блокам  с учётом изучаемого раздела программы  в каждой учебной четверти.                                                    

     

     

Распределение специализированных П.П. по блокам в учебном году.

А.П.

К.П.

(А.П.

+

И.П.)

Г.П.

К.П.

(Г.П.

+

И.П.)

И.П.

К.П.

(И.П.

+

А.П.)

К.П.

(И.П.

+

Г.П.

+

А.П.)

А.П.

П.П.

1     -

18урок

19- 34 урок

35

-       52 ур

ок

53

-      68  урок

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Планируя уроки с использованием П.П. надо учитывать, что, параллельно с развитием выносливости, комплексно решаются и другие взаимосвязанные между собой задачи, активно способствующие всестороннему развитию будущих выпускников. Не следует считать, что система П.П. решает только задачу функционального подъёма различных видов выносливости. Преодолевая препятствия, учащиеся закрепляют и совершенствуют технику выполнения определённого двигательного действия. Выполняемое в нестандартных условиях (лимит времени, фон утомления, возможно несоответствующее исходное положение или скорость разбега, трудные погодные условия, скользкий, тяжёлый, рыхлый грунт), даже хорошо освоенное двигательное действие будет оказывать на занимающегося совершенно иной тренировочный эффект, по сравнению с выполнением того же упражнения в обычных стандартных условиях. В дальнейшем, выполняя это упражнение в обычных условиях, возрастает вероятность его более качественного или эффективного выполнения.

  Комплексные полосы препятствий (А.П.+ И.П. или Г.П.+ И.П.) являются, как бы связующими между разделами школьной программы. Так в содержание последних уроков с использованием А.П. включаю несколько упражнений-препятствий из И.П.. А в конце раздела гимнастика в Г.П. добавляются упражнения-препятсвия из И.П.. Предлагая комплексные П.П.(К.П.) я даю возможность ребятам  “заглянуть” немножко вперед изучаемого материала.

В К.П. включаются препятствия-упражнения из двух следующих друг за другом разделов. Это способствует плавному переходу от одного раздела к другому, ещё более разнообразит варианты возможных сочетаний препятствий, является своего рода методом или приёмом опережающего обучения. К тому же, как мной замечено на практике, К.П. воспринимаются учащимися наиболее эмоционально. В некоторых случаях (спортивный праздник, День здоровья, тренировка секции) в К.П. включаю упражнения-препятствия произвольно, без учёта преемственности в прохождении школьной программы.  

  Начинаю в первой четверти использовать А.П.. Основная задача – заложить фундамент общей функциональной выносливости, вывести учащихся на прошлогодний уровень проявления этого качества и естественно по возможности постепенно его повысить. Далее, как уже говорилось, в уроки включаются П.П. соответствующие определённому разделу программы с учётом решаемой на уроке задачи. В течение учебного года ученикам предлагаются различные варианты П.П., учитывая степень освоения учебного материала (техника) и общего функционального состояния. В конце каждого раздела, т.е. перед переходом к следующему блоку П.П., провожу на уроках контрольное прохождение целевой специальной  полосы препятствий. Учитывается скорость прохождения дистанции П.П. и техника преодоления препятствий. В конце учебного года преодоление единой или итоговой П.П. включаю в годовой зачёт по предмету. Причём объясняю старшеклассникам, что итоги выполнения  П.П. рассматриваются, как с точки зрения уровня комплексного развития выносливости (затраченное время), так и сточки зрения уровня овладения техникой преодоления препятствий.

   2.2. Технология разработки системы полос препятствий (П.П.).

  Уроки, на которых используется полоса препятствий, как средство комплексного развития выносливости могут быть эффективными и называться системой, если они  распределены в пространстве (сколько) и времени (когда).  

  При разработке системы П.П. я исходил из программы физического воспитания разработанной на кафедре Ф.В. и О.Б.Ж. Н.И.Р.О. для учащихся 10-11 классов.

  Предлагаемые мной варианты П.П., классифицируются по разделам школьной программы (лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика). Каждый вариант П.П. составлен таким образом, что на фоне развития общей выносливости, акцент делается на развитие определённых специальных её видах,  характерных для развития в данном разделе программы (виде спорта).

  Так лёгкоатлетическая полоса препятствий направлена на развитие скоростной, дистанционной, скоростносиловой, прыжковой выносливости.      

  П.П.предлагаемая для раздела гимнастика развивает силовую выносливость, выносливость к статическим усилиям, выносливость к работе предъявляющей повышенные требования к координации и точности выполнения движений в пространстве и времени.

  П.П. для спортивных игр составлена с учётом развития скоростной, скоростносиловой, координационной выносливости, выносливости к выполнению приёмов игры в заданном темпе.

  Можно заметить, что некоторые виды выносливости упоминаются, как приоритетные для развития, в П.П. для разных разделов программы. Но не надо забывать, что проявление, к примеру, скоростносиловой выносливости в лёгкой атлетике и баскетболе строго специфичны. Специфичность их развития в П.П. зависит от используемых в конкретной полосе средств (препятствий), интенсивности, объёма нагрузки, количества повторений и интервала между следующими друг за другом препятствиями, а также от условий выполнения упражнения. К тому же, комплексность развития выносливости я рассматриваю, не только как развитие различных её проявлений, но и как

возможность использования упражнений из разных разделов школьной программы, что способствует развитию различных двигательных навыков.

  2.3. Основные требования к системе уроков с использованием полос препятствий.

  Физическая подготовка, предполагает не только развитие двигательных качеств: выносливости, быстроты, силы, гибкости, ловкости, но и развитие таких двигательных способностей, как равновесие, чувство ритма, расслабление т.п. Оптимальным результатом физической подготовки и, следовательно, развития тех или иных физических качеств, считается результат, при котором все учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к основной медицинской группе, выполняют государственные или региональные нормы не ниже удовлетворительного уровня.

  Предлагаемая система П.П., как одно из средств развития двигательных способностей, отличается комплексным подходом в решении этих задач. При комплексном подходе приоритетными, для применения в процессе физического воспитания старших школьников, в силу возрастных особенностей, должны быть упражнения развивающие выносливость и производные от не способности. Комплексность системы заключается в том, что вместе с приоритетным двигательным качеством, в сочетании с ним, развиваются параллельно и другие двигательные качества. Обзор специальной литературы, результаты исследований, представленные в ряде публикаций, указывают на то, что организм наиболее эффективно адаптируется к физическим нагрузкам только тогда, когда используются физические упражнения для развития всех двигательных качеств в комплексе.

Использование системы полос препятствий способствует комплексному прохождению и освоению программного материала. Даже преодоление одной отдельно взятой П.П. можно, на

мой взгляд, представить, как небольшую модель единого образовательного процесса, где ученики  демонстрируют;        

  • основы знаний (в специализированных П.П. по разделам программы);

  • овладение  техникой двигательных действий (при преодолении специфичных препятствия);

  • уровень развития физических качеств (правильное распределение усилий, пройти все препятствия);

  • самоподготовку (индивидуальные и домашние задания).

   Механизм адаптации к нагрузке при преодолении полосы препятствий, затрагивает многие стороны жизнедеятельности организма старших школьников. Но главное в этом механизме – восстановление затраченных ресурсов. Во время прохождения П.П. нарастает утомление, которое ликвидируется во время пассивного или активного отдыха, а также при преодолении упрощённой П.П.(с пониженной нагрузкой) или П.П. другого характера. Утомление проходит за счёт восстановления затраченных ресурсов. Обычно в привычной деятельности текущие затраты энергии быстро восстанавливаются как в процессе работы, так и после неё. То есть организм восстанавливает прежнюю работоспособность.

  Преодоление П.П. предъявляет организму школьников повышенные требования. При непривычной, усиленной работе возрастают против обычного энергозатраты, резко снижается объём веществ, их обеспечивающих, быстрее расходуются другие ресурсы организма, сильнее, чем обычно нарастает утомление. Важно подчеркнуть, что эти сдвиги в наибольшей мере выражаются в органах и системах, ответственных за выполнение усиленной деятельности.

  В результате большего снижения энергетических ресурсов организма их восстановление происходит с превышением прежнего уровня. Такое явление называют сверхвосстановлением или гиперкомпенсацией. Подобный эффект – главный путь повышения возможностей проявления выносливости

старшими школьниками. Однако сверхвосстановление после одного занятия на полосе препятствий удержится недолго – всего несколько дней. Если в последующие дни не тренировать желаемое качество, то возможности организма снижаются до прежнего уровня. Если же в фазе сверхвосстановления предъявить организму ещё более высокие требования, то он, будучи лучше подготовленным, снова обеспечит сверхвосстановление до  более высокого уровня. Схематически это показано на рис.1.

  Рис.1   Непрерывный метод повышения нагрузки.

После первой повышенной нагрузки следует снижение работоспособности, которое затем в процессе восстановления достигает более высокого уровня, чем он был до работы. В фазе сверхвосстановления вновь задаётся повышенная нагрузка, и снова тем же путём достигается сверхвосстановление.

Но теперь его уровень ещё выше. Затем следует новое повышение нагрузки, которое сменяется новым сверхвосстановлением, и т.д. Непрерывно повторяемая нагрузка, как бы наслаиваясь одна на другую в фазе сверхвосстановления, приводит к общему положительному подъёму в развитии выносливости.

  К сожалению, выносливость повышается с каждым разом очень немного, «на толщину папиросной бумаги», и требуется большое число повторений на протяжении недель и месяцев, чтобы достичь значительного улучшения в уровне её развития. Хотя сами упражнения-препятствия, включаемые в П.П., оказывают достаточно мощное развивающие воздействие на организм занимающихся.

  Кроме непрерывного повышения нагрузки от урока к уроку можно использовать ещё ступенчатый метод. В течение 2 – 4 уроков нагрузка остаётся постоянной, чтобы закрепить изменения в органах и системах организма, полученные в фазе сверхвостановления. После этого следует

ступень более высокой нагрузки и новый подъём работоспособности.

Для увеличения эффекта сверхвостановления на каждом уроке даётся такая нагрузка, после которой организм школьника не успевает восстановится к следующему уроку. И хотя объём и интенсивность тренировочной работы одинаковы на всех уроках, но организму с каждым днём всё труднее справляться с работой вследствие нарастающего недовосстановления.

  После отдыха или перехода на уроки с уменьшенной нагрузкой организм старшеклассника отвечает значительной гиперкомпенсацией (рис.2). Этот метод может быть использован и при нарастающей с каждым уроком нагрузкой, что после отдыха даст наибольший прирост возможностей.    

Рис.2   Ступенчатый метод повышения нагрузки.

    При нарастающим с каждым занятием недовосстановлением не всем ученикам удаётся выполнять одинаковую по нагрузке тренировочную работу. Она, возможно, будет непроизвольно уменьшаться, однако эффект последующего сверхвосстановления останется. При этом методе лучше всего чередовать одну неделю урочных занятий с большой нагрузкой с неделей занятий с уменьшенной нагрузкой.

  Роль адаптационных возможностей в развитии физических качеств, в том числе и выносливости, очень велика. Но способность к адаптации надо использовать разумно при постепенном повышении требований к организму школьников. Надо помнить, что оптимальное сочетание физической работы и отдыха – основное правило эффективной тренировки.

  В процессе прохождения программного материала, на основе документов планирования учебного процесса, учитель, используя систему П.П. сам регулирует её сложность, для того чтобы добиться нужного эффекта в развитии выносливости. Если стоит задача комплексного

развития выносливости, то включать в П.П. надо упражнения-препятствия способствующие развитию именно этого качества. Нагрузка должна быть развивающего характера. Такая нагрузка по объёму и интенсивности определяется как большая и максимальная. Если на уроке стоит задача по поддержанию достигнутого уровня в развитии этого качества, то и нагрузка на уроке должна быть поддерживающего характера. Такая нагрузка по объёму и интенсивности определяется как средняя. Не исключается возможность применения П.П. на уроках как средства восстановления. В этом случае преподаватель подбирает такие упражнения и компонует их в такой последовательности, чтобы они были ориентированны на оздоровительную, восстанавливающую направленность нагрузки. Такая нагрузка по объёму и интенсивности определяется как малая.  

  Для комплексного развития выносливости с использованием системы П.П.

преимущественно применяется переменный и повторный метод тренировки. Не исключаю использование и соревновательного метода, как средства повышения уровня выносливости занимающихся (при проведении секционных занятий и внеклассных общешкольных мероприятий).

  Переменный метод позволяет последовательно варьировать нагрузку в ходе прохождения полосы, путём направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Переменная непрерывная работа предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках П.П. образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке должен быть погашен или сокращён. Всё это тренирует анаэробные механизмы организма старшеклассников, способствует развитию различных проявлений специальной выносливости.

  Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяются конкретные параметры нагрузки.

  Конечно, предполагая комплексность в развитии выносливости, выбор метода исходит из конкретно поставленной на уроке задачи. Если использовать П.П. как средство развития общей выносливости, то надо применять метод равномерного и повторно  упражнения.

  При комплексном воспитании выносливости у старшеклассников, используя

 метод переменной непрерывной работы, надо придерживаться следующих правил.

  Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитель должен учитывать пол, и уровень общей физической подготовленности учащихся. В процессе занятий с использованием П.П., после определённого времени в организме старших школьников произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам.

Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её увеличения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создаёт оптимальные предпосылки воздействия её на организм занимающихся без ущерба для здоровья.

  Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействия нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.

  Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка на уроках будет постепенно повышаться. Следовательно, учитель обязан найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма.

2.4. Основные требования к содержанию и организации уроков с использованием полосы препятствий.

  При составлении П.П. надо придерживаться некоторых правил.

Преодоление П.П., как средство комплексного развития выносливости следует проводить в конце основной части урока.

Подбор препятствий (упражнений) производится с учетом изучаемого раздела программы (см. классификация П.П. выше). Упражнения подбираются с учётом требований программного материала, уровня  технической подготовленности учащихся, их функциональных кондиций, степенью овладения ими нестандартных двигательных действий входящих в П.П.

 

Так лёгкоатлетическая П.П.может включать;

  • старты из различных исходных положений;

  • ускорения, бег с изменением направления и скорости (по примеру челночного);

  • разнообразные прыжки и многоскоки через различные препятствия на точность приземления, с увеличением силы или уменьшением дальности прыжка, в различные зоны;

  • метания (гранат разной массы, утяжелённых мячей) из различных положений на дальность, метания в цель разной формы, удобной и неудобной рукой, толкания ядра (юноши), набивного мяча одной и двумя руками различными способами (снизу, сверху, назад через голову, сидя ноги врозь).

На открытых площадках, во время проведения занятий на местности в качестве препятствий можно использовать различные предметы: брёвна, автомобильные шины, канавы, рвы, барьеры разной высоты.

Гимнастическая П.П. может включать в себя;

  • выполнение ранее изученных программных упражнений на снарядах

в нестандартных (непривычных) условиях;

  • различные варианты лазаний по вертикальному, горизонтальному и наклонному канату, шесту, с ногами и без помощи ног; по гимнастической стенке и наклонной скамейке;

  • элементы акробатики, кувырки через препятствия, кульбиты, стойки, перевороты;

  • передвижения в упоре на брусьях, бревне;

  • темповые прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастические палки, поперёк лежащих матов;

  • различные висы на перекладине и гимнастической стенке (углом, согнув колени);

  • прыжки на возвышения (горку гимнастических матов, коня, козла) с места и разбега, с последующим соскоком;

  • вращение обруча в движении, вращение мяча вокруг туловища в движении; подбрасывание мяча вверх с последующей ловлей в движении;

  • прохождение участков П.П. в различных исходных положениях: в низком приседе, прыжками в низком приседе, руки в упоре сзади на полу - «каракатица», бег с поворотами на 360 градусов.

Рекомендуется создавать непривычные условия выполнения заданий с применением специальных снарядов и устройств.

  П.П. спортивноигровой направленности может включать:

  • выполнение рывков спиной вперёд, боком из различных исходных положений;

  • ведение мяча с изменением направления и скорости;

  •   обводка всевозможных препятствий удобной и неудобной рукой, вперёд лицом, вперёд спиной и боком в различных стойках;

  • прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой и головой;

  • прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вперёд-вверх;

  • прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки;

  • вращение мяча вокруг туловища вправо и влево, «восьмёрка» между ног

в движении;

  • передачи мяча в стену различными способами с последующей ловлей;

  • броски мяча в корзину, на месте и в движении различными способами,

с различных точек площадки и с различных дистанций;

  • разнообразные технические приёмы (остановки, повороты, финты и т.д.).

  При использовании П.П. в уроках спортивных игр рекомендуется больше использовать  индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приёмами, прохождение отдельных участков в заданном темпе.

Технически сложные препятствия можно использовать, если большая часть учеников овладела базовой техникой выполнения данного упражнения. Для остальных можно упростить задание или вовсе его пропустить. Включаемые в П.П. различные элементы гимнастики, акробатики, приёмы баскетбола и других спортивных игр, а также отдельные лёгкоатлетические упражнения в сочетании с прикладными упражнениями, положительно влияют на расширение двигательного опыта учащихся, способствуют комплексному развитию психомоторных способностей.

 Преимущество П.П., как средства комплексного развития выносливости, состоит в возможности легко варьировать нагрузку не только за счёт объёма и

интенсивности, но и за счёт упражнений-препятствий в неё включаемых. В зависимости от раздела программы, задач стоящих на уроке, от места урока в

  системе себе подобных (с использованием П.П.), а также степенью овладения техникой двигательных действий, учитель заменяет одно препятствие на другое (взаимозаменяемость средств) или изменяет последовательность их выполнения (вариативность последовательности применяемых средств). При этом надо иметь в виду, что степень сложности включённых в П.П. заданий должна нарастать к середине дистанции и затем постепенно снижаться (Рис.3).

S- расстояние

Рис.3   Кривая сложности заданий в полосе препятствий.

Подобному графику должна соответствовать и нагрузка. Наиболее сложные по объёму и интенсивности этапы, целесообразней располагать в середине П.П..

  Говоря о содержании уроков с использованием П.П. надо иметь ввиду, что они требуют особой организации. Прежде всего, речь идет о правилах предупреждения травматизма.

  Наиболее характерные причины травматизма у школьников можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

  К группе внешних факторов относятся:

  • неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования; одежды и обуви занимающихся;
  • отсутствие гигиенических норм (освещение, вентиляция, температурный режим при проведении занятий в спортивном зале);
  • неблагоприятные метеорологические условия (высокая или низкая температура воздуха, атмосферные осадки и т.п.) при занятиях на открытых площадках;
  • нерационально и методически неверно составленная П.П.
  • перегрузка П.П. занимающимися;
  • неполноценная разминка или её отсутствие;
  • неверная методика проведения урока с использованием П.П.;
  • отсутствие индивидуального подхода к занимающимся и т.д..

В группу внутренних факторов травматизма входят:

  • недостаточная подготовленность учащихся к выполнению задаваемых нагрузок (в связи с длительными перерывами в занятиях или недавно перенесённым заболеванием, ведущим к снижению функционального состояния организма);
  • состояние утомления и как следствие расстройство координации, снижение внимания, изменение возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата (ведёт к нарушению техники выполнения движений, что в определённых случаях чревато травмой).

  Поэтому, планируя урок с использованием П.П., учитель должен внимательно продумать, как будет проходить дистанция П.П., где и в какой

последовательности будут расположены препятствия. Соответствуют ли они уровню физической и технической подготовленности старшеклассников. В исправном ли состоянии находятся используемые спортивные снаряды и специальное оборудование. Где должны быть расположены маты. Какой величины нагрузка будет на уроке. Где в тот или иной момент целесообразней находится самому учителю и его помощникам из числа учеников, для оказания страховки отдельным занимающимся.

2.5. Проектирование системы полос препятствий на уроках физической культуры.

Комплексное развитие выносливости, с  использованием системы полос препятствий, должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков. При проектировании системы надо использовать не только принцип взаимосвязи, но и принцип преемственности между отдельными уроками, направленными на комплексное развитие выносливости  с помощью полос препятствий. Выше уже говорилось о принципах построения системы с использованием П.П., как средства комплексного развития выносливости. Основываясь на них можно перейти к проектированию системы уроков.

  Классифицированные мной специальные П.П.(А.П.,И.П.,Г.П. и т.д.) я  рассматриваю, как целевые, итоговые, проводимые в конце пройденного раздела. Такие П.П. включают максимальное количество препятствий. Они как бы  итожат проделанный объем работы и являются контрольными для определения уровня развития выносливости. Количество препятствий в целевой П.П. может достигать десяти. Но, основываясь на принципе постепенности увеличения нагрузки, начинать надо с меньшего числа включаемых в П.П. упражнений-препятствий. Например:

А.П. (1-3; 7-9) означает использование в данной полосе упражнений имеющих соответственный номер в целевой, итоговой, полной А.П..  

 В дальнейшем, когда будут задействованы адаптационные механизмы, можно постепенно увеличивать количество препятствий. Есть и другой вариант увеличения нагрузки. Это когда учитель оставляет количество препятствий прежним, но увеличивает дистанцию П.П., т.е. даёт задание пройти полосу дважды подряд. Например: Г.П.(2,5,7)* 2.

  При проектировании системы П.П. необходимо учитывать принцип повторяемости, взаимозаменяемости и вариативной последовательности, как самих П.П., так и применяемых в полосе средств (препятствий). Также надо брать во внимание уровень материальной оснащённости школы, степень физической и технической подготовленности старшеклассников, готовности самого учителя к применению на практике систематического применения на

уроках взаимосвязанных П.П., направленных на комплексное развитие выносливости.

Исходя, из этого приведу примерное содержание отдельных целевых П.П. и примерное распределение системы уроков в годичном цикле.

Целевая лёгкоатлетическая полоса препятствий для учащихся 10-11классов (Рис.4).

1. Из и.п.- упор лёжа спиной к дистанции П.П., по сигналу ускорение по  прямой – 20м.

2. Челночный бег 3*10м. Второй отрезок выполняется вперёд спиной.

3. Прыжки на двух ногах через автомобильные покрышки.

4. Три толкания набивного мяча (3 кг) на дальность, с последующими  ускорениями к нему: 1 - двумя руками от груди; 2 - двумя руками из-за головы; 3 - двумя руками снизу.

5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в яму с песком.

6. Многоскоки на одной ноге от стойки до стойки – «змейка» (четыре отрезка со сменой ног).

7. Преодоление 5 барьеров прыжками с отталкиванием одной ногой – «в шаге».

8. Прыжки «по кочкам» с одной ноги на другую. «Кочки» - обручи расположены в шахматном порядке на расстоянии  120-150 см.

9. Ускорение по прямой 15-20м. – финиширование.

Рис.4   Целевая лёгкоатлетическая полоса препятствий.

Целевая гимнастическая полоса препятствий для учащихся 10-11 классов (Рис.5).

1. С 5-6 шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через гимнастического коня – юноши. Девушки – прыжок «согнув ноги» в упор присев, пробежать по телу коня – соскок.

2. Лазание по вертикальному канату без помощи ног – 5м. (юноши), с помощью ног – 2,5-3 м. (девушки).

3. Низкая перекладина. Подъём переворотом в упор, переворот вперед – юноши. Прыжком в упор, переворот вперёд – девушки.

4. Подтягивание из виса на навесной перекладине – 5 раз (юноши), из виса лёжа – 5 раз (девушки).

5. Выпрыгивание от гимнастической лавки, толчком одной ноги с приземлением на другую. В прыжке смена ног, продвижение вперёд – 10 прыжков.

6. Пробежать по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие.

7. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног в угол 90град.– 5 раз.

8. Длинный кувырок вперёд (кульбит) через гимнастического козла поперёк (юноши). Опорный прыжок «ноги врозь» (девушки). Высота снаряда 115см.

9. Три кувырка вперёд слитно.

10. Бег с изменением направления. Обегание «змейкой» стоек расположенных в шахматном порядке – финиш.

                                        Рис.5   Целевая гимнастическая полоса препятствий.

Целевая полоса препятствий для уроков спортивных игр (баскетбол) для учащихся 10-11 классов (Рис.6).

2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1м.

3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2-3м. друг от друга, дальней от стойки рукой.

4. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмёрке между двумя низкими (50 см.) стойками. Расстояние между стойками – 50 см.

5. Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.

6. После ведения остановка прыжком и передача мяча двумя руками партнёру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переводом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют без зрительного контроля.

7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5 – 2м друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).

8. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и с левой стороны от трёх гимнастических полок, положенных на половину в одну линию.

9. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).

10. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливать в момент, когда мяч оторвётся от рук).  

 

Рис. 6   Целевая полоса препятствий для уроков спортивных игр (баскетбол).

Вариант комплексной полосы препятствий в спортивном зале для учащихся 10-11 классов (Рис.7).

1.С 5-6–ти шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через   гимнастического коня в длину (Н-120 см.). Девушки прыжок «согнув ноги», в упор присев, пробежать по телу снаряда, соскок вперёд.

2. Лазание по канату без помощи ног, углом. Девушки лазание с помощью ног   до 2-3 метров.

3. Проползание по трём лежащим на полу матам по-пластунски, под натянутой на высоте 45 см. волейбольной сеткой или верёвочками.

4. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног согнутых в коленях к груди (угол не менее 90градусов) – 10 раз.

5. Бросок баскетбольного мяча с линии штрафного броска из трёх попыток до первого попадания.

6. Преодоление гимнастического бревна прыжками над ним с упором обеими руками о бревно, с последующим подлезанием под ним (3 раза).

7. Отжимание из положения упора лёжа руки на скамейке 15 раз. Девушки-10 раз.

8. Длинный кувырок через гимнастического козла в ширину. Девушки – опорный прыжок «ноги врозь». Высота снаряда – 120 см.

9. Два кувырка вперёд слитно на дорожке из двух матов, выход в стойку на голове и руках. Девушки в сед углом, держать 4 счёта.

10. Метание теннисного мяча в цель  Н-3,5м.), с расстояния 6-8м. из трёх попыток до первого попадания.

Рис.7   Вариант комплексной полосы препятствий в спортивном зале для учащихся 10-11 классов.

Примерное распределение системы уроков, с использованием полос препятствий, в годовом плане-графике (согласно приведённым выше вариантам П.П.).

Четверть.

п.п.

урока.

Содержание полосы препятствий.

1

1

3

А.П. (1-3,7, 9).

2

6

А.П. (1-3, 6, 8, 9).

3

9

А.П. (1-3, 6-9).

4

12

А.П. (1-4, 6-9).

5

15

Целевая А.П. (1-9).

6

17

К.П. (А.П.+ И.П.)

2

7

21

Г.П. (2, 5, 7) * 2.

8

24

Г.П. (2-7, 9, 10).

9

27

Г.П. (1-7, 9, 10).

10

30

Целевая Г.П. (1-10).

3

11

36

К.П. (Г.П. + И.П.).

12

38

И.П. (2, 4, 5, 7, 9, 10).

13

41

И.П. (1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

14

43

И.П. (1-3, 5, 7-10).

15

45

И.П. (1-4, 6, 8-10).

16

47

Целевая И.П. (1-10).

17

50

К.П. (И.П. + А.П.).

4

18

54

К.П. (И.П. + А.П.)

19

57

К.П. (И.П.+ Г.П.+ А.П.).

20

59

А.П. (1-4, 6-9).

21

61

Целевая А.П. (1-9).

22

65

Единая прикладная полоса препятствий (П.П.).

3. Заключение.

Не надейтесь на медицину.

Она не плохо лечит некоторые болезни,

но не может сделать человека здоровым.

Академик Н.М.Амосов

                                                                                                                          известный хирург, ученый,      

                                                                                                                          писатель. 

О норме физической подготовленности судят по соответствию результатов тестирования какого-либо двигательного качества стандартам, разработанным с учётом возраста и пола занимающихся. Эти нормы могут быть должными (соответствие стандартам) и индивидуальными.

 Требования по достижению норм физической подготовленности не являются самоцелью. Это связано с тем, что, достигая в процессе занятий тех или иных уровней развития двигательных качеств, учащиеся совершенствуют свои функциональные возможности, обеспечивая таким образом эффект развития и оздоровления. Так использование системы П.П., как средство комплексного развития выносливости, способствует совершенствованию потребления кислорода сердечно-сосудистой и дыхательной системами. В свою очередь, нормативный уровень выносливости и соответственно достаточные функциональные резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются важным фактором в предупреждении и «сглаживании» многих заболеваний (гипертонии, неврозов, ожирения, лёгких и т.д.).

 Рассматриваю предлагаемую систему П.П., как одно из наиболее эффективных средств по комплексному развитию выносливости – физического качества наиболее значимого (наравне с физическим качеством «сила») для обеспечения здоровья человека. Эффективность предлагаемой методики заключается в её комплексности. Параллельно с развитием выносливости развиваются другие физические качества. Возможность вариативного использования разнонаправленных упражнений-препятствий способствует комплексному прохождению программного материала, закреплению техники освоенных двигательных действий. Различные варианты П.П. и взаимозаменяемые задания-препятствия позволяют легко регулировать динамику сложности отдельно взятой П.П. и соответственно величину предлагаемой нагрузки. Преодоление нестандартных упражнений-препятствий, в непривычных условиях на фоне растущего утомления, способствует развитию волевых способностей. Считаю, что систематическое использование П.П. на уроках физкультуры является наиболее эффективным методом комплексного формирования жизненно необходимых прикладных навыков в процессе физической подготовки старшеклассников. Это способствует подготовки будущих выпускников к предстоящей самостоятельной жизни, производственному труду, службе в армии, выполнению родительских функций. Надо отметить, что преодоление П.П. предаёт уроку повышенную положительную эмоциональность. Пожалуй, с этой точки зрения, нет подобного средства для развития выносливости. Каждое изменение в наборе препятствий, входящих в П.П. ожидается учащимися с большим нетерпением. Поэтому ежегодно в спортивные школьные праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта, в Дни здоровья мы проводим соревнования по преодолению комплексной П.П.. Такие спортивные праздники стали в нашей школе традиционными и воспринимаются учащимися очень хорошо.

 В поддержку системы П.П. говорит и динамика изменений кондиционной физической подготовленности старшеклассников. Она показывает, что с начала по конец 2003-2004 учебного года, произошло существенное снижение числа выпускников, не выполняющих нормативные требования. Особенно это касается выносливости (у юношей снижение на 14%, у девушек – 10%). Вместе с этим, увеличился процент старшеклассников справившихся с нормами по выносливости, на «хорошо» и «отлично» и составил 82%.

  Не следует считать, что систематическое применение на уроках П.П. требует долгой подготовки или специального оборудования. Надо исходить из простоты и доступности. В любой школе всегда найдётся минимальный набор оборудования и инвентаря, который можно использовать при составлении П.П.. В сегодняшней ситуации учителю следует исходить из «нулевого» варианта, который не требует ничего, кроме профессиональных знаний и желания повысить уровень физической подготовленности своих учеников. Дать им возможность быть здоровыми, а значит счастливыми.  

Возможно, данная методика заинтересует учителей физкультуры. С учётом  индивидуализации своей профессиональной деятельности, условий и возможностей своей школы и контингента учеников, они внесут в неё свои интересные предложения.  

4. Приложения.

В приложении 1 (Рис.8) даётся ещё один из вариантов комплексной полосы препятствий для условий спортивного зала. Подобную К.П. я использую во время проводимых в нашей школе спортивных праздников «А ну-ка парни» и  «А ну-ка девушки» приуроченных ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 марта.

Приложение 1.

Рис.8   Вариант комплексной полосы препятствий в спортивном зале для

учащихся 10-11 классов.

  1. С пяти-шести метров разбега, опорный прыжок  через коня в длину, ноги врозь, высота коня – 115 – 120 см – юноши. С такого же разбега прыжок в упор, присев на коня в длину, бег по телу коня, соскок произвольно, высота коня 115 см – девушки.
  2. Проползание по пластунски 4 – 5 м. (3 мата в длину) под натянутыми на стойках верёвочками. Высота от мата до верёвочки 45 см. затем пробежать по линии штрафного броска в баскетболе
  3. С линии штрафного броска 3 броска баскетбольного мяча в корзину.
  4. Оттолкнувшись от мостика одной ногой, другой встать на край бревна  и соскочить справа. Из упора обеими руками о первую треть бревна прыжок через бревно согнув ноги с поворотом направо. Далее ещё два прыжка с поворотом налево и направо (всего три прыжка). Всего даётся три попытки – юноши.

Стоя лицом к бревну, с прыжка в упор, опираясь правой ступнёй о бревно, встать на снаряд левой ногой. Встать на обе ноги, повернуться направо и пробежать по бревну. Соскок произвольно – высота бревна 110 см. (девушки).

  1. Жим с груди на прямые руки двух гантелей весом 10 -12 кг. – 10 раз (юноши). Сгибание рук в упоре лёжа на полу – 10 раз (девушки).
  2. Стоя боком, прыжки на двух ногах, через гимнастическую скамейку 35 раз (юноши), 20 раз (девушки).
  3. С 5 – 6 шагов разбега, оттолкнувшись двумя ногами о мостик, длинный кувырок через козла в ширину на стопку матов. Высота козла 120 см. (юноши), 110 см. (девушки, прыжок ноги врозь).
  4. Метание теннисного мяча в цель. Высота нижнего края мишени (размером 1,5x1,5) – 3 метра. Метают до первого попадания. Даются три попытки. Юноши с расстояния 8 – 10 метров, девушки с 6 – 8 м.
  5. Лазание по канату без помощи ног  5 м., перелезание на другой и спуститься на нём вниз (юноши). Лазание по канату с помощью ног 5 м. (девушки).
  6. Два кувырка вперёд в группировке, прыжок прогнувшись – финиш.

Методические указания.

В полосу препятствий включают лишь те упражнения, которые хорошо освоены учащимися, необходима последовательность и чередование упражнений на развитие разных двигательных действий, наиболее сложные участки полосы должны быть обеспечены страховкой, перед преодолением полосы на время нужна достаточная разминка и опробование этапов полосы. Учитель должен корректировать задания с учётом возможностей школы: наличия базы, инвентаря, уровня подготовленности и т.д. Для увеличения плотности занятий целесообразно проводить преодоление полосы препятствий отдельно для юношей и девушек.

Литература.

  1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  1. Косицкая Н.П. Искусство быть здоровым. М., 1977.

  1. Макеева Н.Н., Тёмкин И.Б. Здоровье и бег. М., 1976.

  1. Чичикин В. Т. Физвоспитание школьников специальной медицинской группы. Н. Новгород , 1998.

  1. Содержание и организация физического воспитания учащихся специальной медицинской группы: Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией доктора пед.наук, профессора Чичикина В.Т. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.

  1. Чусов Ю.Н. Физиология человека. М., 1981.

  1. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., 1977.

  1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1970.

  1. Теория и методика гимнастики. Под редакцией Филипповича В.И.. Учебник для фак-тов физ. воспитания пединститутов. М., «Просвещение», 1971.

  1. Озолин Н.Г. Путь к успеху. – М.: Физкультура и спорт,1980.
  2. Бижуков С.М. Здоровье детей – общая забота.- М.: Физкультура и спорт, 1987.

  1. Лёгкая атлетика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  1. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя. Под редакцией Ляха В.И. – М.: Просвещение, 1997

  1. Журнал «Народное образование».- № 6, 1995; № 3 , 1996.
  2. Журнал «Физическая культура в школе». - № 3, 1989.