Развитие потребностей в здоровом образе жизни у девушек-старшеклассниц через систему дополнительных занятий/
статья по физкультуре (9 класс) на тему

Арабкина Алевтина Александровна

Состояние здоровья девушек-старшеклассниц в последнее время вызывает тревогу. Многие имеют  отклонения в состоянии здоровья: хронические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, повышенное артериальное давление, ухудшение зрения. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Сколько же должны двигаться старшеклассницы, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно- исследовательского института  физической культуры: недельный объем двигательной активности девушек должен быть от10 до21 часа.  Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать дополнительные занятия по физической культуре. Этими занятиями девушки могут заниматься как с инструкторами, так и самостоятельно. В процессе таких занятий девушки приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьниц в привычку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey_met._rabota.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                     

Методическая работа

по физической культуре

Развитие потребностей в здоровом образе жизни

у девушек-старшеклассниц

через систему дополнительных занятий

Учитель физической культуры

ГБОУ Школа № 281

Арабкина Алевтина Александровна

Состояние здоровья девушек-старшеклассниц в последнее время вызывает тревогу. Многие имеют  отклонения в состоянии здоровья: хронические заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, повышенное артериальное давление, ухудшение зрения. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным, 85%времени своего времени, девушки проводят за рабочим столом, до24 часов в неделю уделяют просмотру телевизора. Появившиеся в последнее время компьютеры, также отвлекают внимание, что приводит к недостатку двигательной активности. Сколько же должны двигаться старшеклассницы, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье? Согласно данным Всероссийского научно- исследовательского института  физической культуры: недельный объем двигательной активности девушек должен быть от10до21 часа.  Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств. Одной из действенных форм повышения уровня двигательной активности и продолжения учебно-воспитательной работы с учащимися должны стать дополнительные занятия по физической культуре. Этими занятиями девушки могут заниматься как с инструкторами, так и самостоятельно. В процессе таких занятий девушки приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьниц в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнять задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности учениц в процессе обучения.               

При выборе средств, методов, дозировки занятий физической культурой следует строго соблюдать принцип индивидуализации. Необходимо учитывать не только возраст, но и главным образом состояние здоровья и физическую подготовленность. В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает дополнительные занятия как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьниц можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий физическими упражнениями. И первым этапом будет систематическое выполнение всеми девушками дополнительных заданий по физической культуре. Это будут домашние задания. Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре? Во-первых, вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. А ведь домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам и не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьниц, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку девушек и стимулирующим правильную организацию их свободного времени. Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки обучающихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить школьниц к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки обучающихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры. Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня, называется оздоровительной, или физической тренировкой. Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе эволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств.  «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели»                                                      Ж   (Жак Далькроз).

Еще на заре ХХ века князь С. М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих  поколений». Ритмическая гимнастика -  это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под музыку, преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность человека. Под влиянием ритмической гимнастики у старшеклассниц развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что делают, делая это легко и весело. У них формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы. Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для старшеклассниц  позволяет всесторонне воздействовать на  организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы. Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции. Ритмическая гимнастика является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движениями, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.  Подготовка спортсменов во многих видах спорта немыслима без музыкально-ритмического воспитания. Это различные виды гимнастики, спортивная аэробика, фигурное катание, синхронное плавание и др. Достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка известны. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы и т.д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма.  Ритмическая гимнастика для школьниц параллельно решает как общие, так и частные задачи,   Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

  • повышать эмоциональный настрой учениц;
  •  воспитывать стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
  • формировать двигательную культуру;
  • способствовать формированию правильной осанки;
  • повышать физическую работоспособность;
  •  развивать основные физические качества;
  • совершенствовать чувство ритма, музыкальность. 

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности. Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет  своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, человек получает представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной части, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и10 % времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 минут отводится на подготовительную часть,  21 минута на основную часть и 3 минуты  на заключительную часть. Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Она направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы конечностей и спины и вызвать некоторое учащение темпа сердечных сокращений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе, являющейся главной для достижения оздоровительного эффекта.  Это простые упражнения для отдельных групп мышц (ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др.).  Основная часть занятия обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств силы, ловкости, выносливости и др. Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги.[1]Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе - в среднем 50 секунд. Заключительная часть занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой. Минимальная нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд/ мин. Оптимальный пульсовой режим для школьников  -130-150 уд/мин. Тренирующий  эффект достигается  при  2-3   занятиях  в  неделю  продолжительностью 30-45 мин. Основным главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся. Разносторонне воздействовать на организм занимающихся, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений и упражнениями, отягощенными весом внешних предметов и сопротивлением, а также использование различных тренажеров.

Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания интереса  необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся.

При самостоятельных занятиях ритмической гимнастикой девушки должны замечать признаки перенапряжения или недостаточной нагрузки, а также уметь определять признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Такими признаками могут служить: частота сердечных сокращений, частота дыхания, обильное потоотделение, покраснение или побледнение, нарушение техники или координации движений. При фиксации таких изменений необходимо внести изменения в нагрузку: снизить или увеличить темп движений; уменьшить или увеличить амплитуду движений; перейти на низкую или высокую интенсивность движений, для чего можно исключить или дополнить упражнение подскоками, прыжками, переходом на шаг.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся, можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечнососудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствует двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества. По мнению Ю.В. Менхина и А.В. Менхина  в целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии – в «зоне устойчивого здоровья»), гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка. Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения  и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность.

Выполнение ритмических упражнений, направленных на воспитание у девушек ритма движений, способствует развитию у них музыкальности и пластичной выразительности. Слушая музыку, занимающиеся воспроизводят ее ритм, темп и характер движениями различных частей тела по заранее установленной форме, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и пространстве. Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся. Вторая группа упражнений воспитывает пластичность и грациозность. Третья группа упражнений воспитывает музыкальность. Четвертая группа - направлена на регуляцию психического состояния занимающихся. Так, в зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Занятия ритмической гимнастикой включают в себя ритмико-гимнастические упражнения, они являются организующим моментом и проводятся обычно в начале занятия. Включают в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления недостатков (косолапости, шарканья, сутулости). В этот же раздел относят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации.  Сюда входят: шаги, прыжки через обруч, палку, качающийся канат, повороты на пальцах ног, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге – их используют в заключительной части, т.к. они способствуют успокоению  и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве. Упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии применяются, в основном, как дополнение к общеразвивающим упражнениям и тоже, как правило, характеризуются многократной повторяемостью. Использование танцевальных элементов на занятиях ритмической гимнастикой – непременное условие их эмоциональности, красочности, привлекательности. Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку – в этот раздел входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы движения, передача эмоционального восприятия музыки. В этих упражнениях преодолевается скованность в движениях, повышается возможность  приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям.  

К основным задачам занятиями ритмической гимнастикой следует отнести: развитие двигательных способностей, таких как гибкость, координация движений, сила, выносливость, быстрота; повышение работоспособности, как общей, так и специальной; медицинский подход, который выражается в формировании правильной осанки и улучшении психического состояния девушек: развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. Здесь решается одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель физической культуры: повысить интерес к урокам физической культуры и привить потребность в систематических занятиях, вести активный образ жизни. Специалисты отмечают большое влияние упражнений ритмической гимнастики на физическое развитие и воспитание детей. Ритмическая гимнастика развивает внимание, делает девушек жизнерадостными, самостоятельными.  Она придает движениям естественную непринужденность и уверенность. Занятия ритмической гимнастикой не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности, развития их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики, активизируется двигательная деятельность  и повышается интерес к занятиям. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве.

Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для девушек деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.

Обобщая вышеуказанное, можно утверждать, что ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию школьниц, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...

Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

ПРОЕКТ "Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни через занятия в физкультурно-спортивном клубе"

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ валеологами...