Особые задания для формирования УУД на уроках физической культуры
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Домрачева Татьяна Викторовна

В данной статье рассматриваются различные типы заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_91.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Особые задания для формирования УУД на уроках физической культуры.

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.)  отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по  их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за  недостаточности внимания к общеобразовательной  направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры  решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся  УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение  работать в команде, группе; учащиеся не  обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.   В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.

Таким образом,  необходимость организации работы по формированию УУД  на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической  культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять   формирование УУД  у обучающихся  5-9 классов без ущерба для  остальных задач  урока физической культуры.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Специфика нашего предмета такова, что не всегда получается  в процессе самого урока  донести до понимания учащихся необходимую информацию, для этого я в этом году решила ввести  уроки теоретических знаний, которые в целом не снизили объем двигательной активности учащихся, но позволили более качественно изучить вопросы, которые требуют более глубокого изучения и осмысления. И помимо этого позволяют учителю и ученикам  общаться на другом уровне, увидеть друг друга с иной позиции. Так, например, на первом теоретическом уроке, мы с ребятами  прикоснулись к  истории возникновения Олимпийских игр, ребята с удовольствием выполняли творческое задание (нужно было нарисовать Олимпийский флаг). А так-же ребята с гордостью  говорили, о том . что в этом году зимние Олимпийские игры будут проходить у нас в стране.  Одновременно с этим ребята вывели для себя и правила нравственного поведения на спортивных площадках и мы постарались эти  правила перенести на свои уроки, что нужно помогать слабым, поддерживать, того у кого пока что-то не получается, уважать своего соперника. А так-же одним из главных аспектов для меня как учителя является, то чтобы каждый ребенок был индивидуально мотивирован, т.е  осознавал и понимал с какой целью и для чего он занимается физкультурой.

Регулятивные УУД на своих уроках я развиваю следующим образом: ученики на основе собственного опыта и полученной информации выполняют постановку учебной задачи, планируют промежуточные результаты и прогнозируют конечный результат, сравнивают и корректируют, а так-же учатся объективно оценивать выполнение своих действий и действий партнера.  Следует отметить, что в этом возрасте  ребята по разному реагируют на замечания свои товарищей, поэтому я обращаю внимание, чтобы все оценочные высказывания были в корректной форме и носили позитивный характер.

Для формировния познавательных УУД  на уроках часто использую ситуации, требующие выбора эффективных способов решения учебной задачи, для этого ученики анализируют, предполагают, сравнивают и в итоге выбирают самый эффективный способ решения задачи. Например, при изучении защитной стойки баскетболиста, им было предложено 2 варианта, из которых они должны были выбрать правильный и обосновать свой выбор. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), Так.,например, при изучении техники броска в кольцо ученики сначала показывают как они представляют технику правильного броска, а затем сравнивают его с эталоном  и выполняют задание в упрощенных условиях . На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе  по выполнению серии упражнений, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Так как на уроке физкультуры игровая и соревновательная деятельность является одним из основных приорететов, это  позволяет активно формировать коммуникативные навыки, такие как умение договариваться и  выстраивать взаимоотношения, решать конфликты и приходить к общему решению. Именно в игре определяется роль ребенка в коллективе. К сожалению дети в этом возрасте бывают очень несдержанны и в эмоциональном порыве могут легко обидеть товарища. Для сплочения коллектива я подбираю различные игры и эстафеты, где важна совместная взаимовыручка и прошу ребят поддерживать друг друга. Очень приятно смотреть, когда у ребят все получается и он радуются не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Актуальность  Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундам...

Формирование УУД на уроках физической культуры

В  статье дается характеристика и особенности формирования УУД на уроках физической  культуры в соответствии с требованиями ФГОС...

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе

Методические рекомендации формировании УУД на уроках физической культуры в начальной школе...

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...

Формирование ЗОЖ на уроках физической культуры и внеклассной работе по физической культуре

Одной из составляющих ЗОЖ является занятие физической культуры...