Методическая разработка: "Плавание для начинающих"
план-конспект занятия по физкультуре на тему

В данной работе представлены 10 занятий, которые помогут научиться плавать. Также предлагаются интересные игры на воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_dlya_nachinayushchikh.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание для начинающих.

Эти занятия помогут научить плавать каждого.

Занятие 1

На первом занятии необходимо рассказать занимающимся о правилах поведения на воде  и требования безопасности на занятиях по плаванию.

После проверки умения плавать проводятся занятия на воде, куда включаются простейшие упражнения для освоения с водой, не требующие предварительного выполнения на суше.

  1. В парах, держась за руки перейти бассейн и туда и обратно (сначала шагом, потом бегом).
  2. «Кто выше прыгнет из воды?». Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
  3. Сделать вдох и погрузиться головой в воду.
  4. В положении стоя, ноги на ширине плеч, выполнять движения руками (напряжёнными и расслабленными) в различных направлениях
  5. «Кто больше проплывёт?». Дать детям задание проплыть «по своему» небольшое расстояние – кто сколько сможет
  6. «Кто быстрее?» Группа выстраивается на линии старта и по команде преподавателя бежит к финишу. По окончании забега объявляются победитель и призёры.

Если есть время и дети не замёрзли, повторить упражнения этого урока.

Занятие 2.

На суше

Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для кроля.

В воде

  1. Ходьба и бег по дну: в парах, держась за руки, и поодиночке. Выпрыгивания из воды
  2. Погружение с головой в воду. Исходное положение (и.п.)-стоя (подбородок у поверхности воды), упор руками о колени. Сделать вдох через рот, задержать дыхание и присесть (не выпускать воздух, быстро не выскакивать из воды). Сосчитать в уме до 5-10, после чего вернуться в исходное положение.
  3. Выдох в воду. В том же и.п.: а( дуть на воду, как на горячий чай; б( то же опустив рот в воду; в) «умываться» - брызгать себе в лицо водой. Делая в этот момент выдох.
  4. И.п. – лёжа на груди, упереться руками о дно или взяться за бортик бассейна, подняв к поверхности воды в таз и пятки (носки оттянуть). По команде преподавателя выполнять поочерёдные движения ногами, как при плавании кролем. Движения выполняются в быстром темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
  5. То же в и. п. лёжа на спине (выше поднимать живот;. Не сидеть, а лежать на воде). При правильном выполнении упражнения от движений стоп на поверхности воды должен появляться фонтанчик. Колени не сгибать и не поднимать их выше уровня воды.
  6. И.п. – стоя лицом к бортику, уперевшись руками в бортик. Лечь на грудь, подняв к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Работать ногами, как при плавании кролем. Повторить несколько раз.
  7. То же с выдохом в воду. Обратить внимание на это упражнение, так как оно подводит к освоению скольжения.
  8. Игры: «Кто быстрее спрячется?», «У кого больше пузырей?», Кто быстрее?»

Занятие 3

На суше

Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для кроля. Ознакомиться с упражнением «поплавок».

В воде.

  1. И.п. – сидя на бортике бассейна, опустив ноги в воду. По команде и под счет преподавателя выполнять движения ногами, как  при плавании кролем.
  2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями руками. Выпрыгивание из воды и погружения  в воду.
  3. Выдохи в воду (до 5-10раз). Выдох должен быть непрерывным  и продолжительным (приблизительно в 3 раза длиннее вдоха). Лучший показатель правильного выдоха в воду- обилие пузырей на поверхности воды.
  4. Движения ногами кролем на груди.
  5. То же кролем на спине.
  6. «Полоскание белья». Принять устойчивое положение на дне и выполнять движения  обеими руками (напряженными и расслабленными) вправо-влево, вперед- назад. Объяснить  ребятам, что только напряженная кисть создает опору о воду.
  7. Погрузится в воду ,сосчитать в уме до 20-25 и выпрямиться.
  8. Открывание глаз в воде. Стоя в парах, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера поднесенные к лицу.
  9. «Поплавок».
  10. И.п. -стоя лицом к бортику, уперевшись руками в бортик или дно бассейна. Лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10, 15. То же с выдохом в воду.
  11. Игры: «Хоровод» , «У кого больше пузырей?» , «Кто больше проплывет?» .

Занятие 4

На суше

Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для кроля (см. главу 6). Обратить внимание на следующие упражнения: 1)движения ногами кролем; 2) «мельница» ; 3) «скольжение» - принять положение  скольжения стоя у стенки; 4)стоя в наклоне перед (ноги на ширине плеч, руки на коленях), повернуть лицо в сторону и сделать вдох; повернуть лицо вниз – выдох.

В воде.

  1. Ходьба, бег, прыжки, погружения и другие активные движения в воде, способствующие проявлению самостоятельности детей и выполняющие роль разминки.
  2. «Поплавок» .
  3. Движения ногами кролем на груди и спине.
  4. Выдохи в воду. И.п. – стоя в наклоне, ноги на ширине плеч, упор руками о колени, лицо повернуто в сторону (щекой на воде) .Открыть рот – сделать вдох; опустить лицо в воду – выдох. Повторить не менее 10 раз.
  5. Скольжение на груди.
  6. Скольжение на спине. И.п. – стоя спиной к берегу или бортику бассейна, руки прижаты к туловищу. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Объяснить ребятам, что устойчивому положению на спине помогают легкие движения кистями около корпуса.
  7. Скольжение на груди и спине с движениями ногами кролем.
  8. С тоя в воде по грудь или плечи, руки согнуть в локтях, выполнять поочередные частые гребки руками перед грудью сверху вниз. Кисти напряжены, пальцы сжаты, ладонь опирается о воду, как на плотный предмет, одновременно слегка оторвать ноги от дна. С каждой новой попыткой стараться продержаться на воде как можно дольше.
  9. Погружение в воду с поискам на дне предметов по заданию преподавателя.
  10. Принять положение «поплавок» немедленно выпрямиться, вытянуть руки и ноги и принять положение «стрела» ; затем развести ноги и руки в стороны и принять положение «крест».
  11. Игра «мяч по кругу» .

        Вначале у детей скольжение на груди получается значительно быстрее и лучше,      чем на спине. Это не должно смущать преподавателя.

        После каждого скольжения на груди обязательно выполнять на спине; сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вперед. Помнить, что при выполнении скольжения на спине нужно поднять живот и приблизить подбородок к груди; глаза открыть. Оттолкнуться ногами несильно и плавно лечь на воду, ни в коем случае не обрушиваясь на нее.

Занятие 5

На этом и последующих уроках продолжается освоение с водой, а так же выполнение на суше общеразвивающих и специальных физических упражнений, помогающих освоению техники плавания.

Однако основное внимание уделяется упражнениям для изучения техники плавания: движение ногами и руками кролем; согласованию движений руками с дыханием; согласование движение руками и ногами кролем; согласование движений руками с дыханием; согласование движений руками и ногами  при плавании кролем на груди и спине.

Из упражнений для усвоения с водой постоянно применяется только скольжение; другие упражнения самостоятельной ценности не имеют и после того, как дети освоились с водой, в уроки не включаются.

На суше.

  1. Выполнить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений для кроля.
  2. «мельница» - круговые движения обеими руками вперёд.
  3. Движение руками ,как при плавании кролем.

В воде.

  1. Ходьба, бег, прыжки. Погружения и выдохи в воду.
  2. Скольжение на груди и на спине. (до 10 раз)
  3. Движение ногами кролем на груди и на спине.
  4. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох (до 10-15 раз)
  5. Движение руками кролем: ноги на ширине плеч, плечи и подбородок на воде; одна рука впереди другая – сзади, у бедра. В этом положении выполнять круговые движения руками вперёд, кА при плавании кролем. Смотреть вперёд, корпусом не раскачивать. Руки держать прямыми, грести под себя; гребок выполнять как можно длиннее. Не торопиться.
  6. Скольжение на груди и на спине с движениями руками кролем (6-7 раз)
  7. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох (10-15 раз)
  8. Плавание при помощи движений ногами с доской.
  9. Погружение в воду с поиском предмета по заданию преподавателя.
  10. Стоя в воде по грудь, руки согнуты в локтях, выполнять поочерёдные частые гребки руками перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Повторить 3-5 раз.
  11. Игры: «Плавучие стрелы», «Морской бой» и другие.

При выполнении движений руками и ногами кролем преподаватель должен постоянно напоминать занимающимся, что руки и ноги должны быть максимально выпрямлены. Если этого удаётся добиться на суше, то в воде они будут сгибаться так, как требуется для эффективного гребка. Преподаватель не должен считать за ошибку выполнение гребковых движений в воде согнутыми руками и ногами.

При выполнении движений руками кролем нужно объяснить, что гребок выполняется прямой рукой под себя к противоположной ноге – в результате вырабатывается гребок согнутой в локте рукой.

Занятие 6

На суше

  1. Выполнить комплекс общеразвивающих упражнений для кроля.
  2. Движение руками кролем
  3. Согласование дыхания с движениями одной рукой кролем.

И.п.- стоя в наклоне вперёд, ноги на ширине плеч; одна рука упирается в колено, другая у бедра, в положении окончания гребка. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на неё. В этом положении сделать вдох и начать гребковые движения с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Повторить по 15-20 раз каждой рукой.

                           4. То же с движениями обеими руками кролем. Не торопиться и не сгибать руки.

Эти два упражнения можно считать ключевыми для овладения техникой плавания кролем на груди; их выполнение нужно довести до автоматизма сначала на суше, потом на воде, так как именно согласование дыхания с движениями руками является препятствием для быстрого освоения кроля.

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы вдох обязательно совпадал с окончанием гребка и выполнялся в тот момент, когда рука находиться у бедра. Для этого дать занимающимся указание: в конце гребка коснуться рукой бедра и держать руку в этом положении.

В воде

  1. Скольжение на груди и на спине (до 10 раз)
  2. Движение ногами кролем на груди и на спине.
  3. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох.
  4. То же с движениями одной рукой кролем.
  5. Согласование движений руками кролем с дыханием.
  6. Плавание при помощи движений ногами кролем с доской.
  7. Движения руками кролем, стоя на месте и в передвижении по дну. Смотреть вперёд; плечи и подбородок касаются воды.
  8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями руками кролем (не менее 10-12 раз)
  9. Плавание при помощи движения ногами кролем на спине.
  10. Дать занимающимся несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа – каждый плывёт, как хочет.
  11. Игры: «Салки», «Поплавки», «Медуза», «Стрела».

Теперь, когда ребята научились скользить по воде и выполнять простейшие гребковые  движения руками, нужно стараться на каждом уроке как можно больше плавать и как можно меньше ходить. Вначале скольжения на груди выполняются быстрее и легче, чем на спине. Зато ребята быстрее осваивают плавание на спине, потому что здесь не нужно делать выдох в воду. При произвольном плавании на небольшое расстояние не следует настаивать на определённом способе – каждый плывёт, как хочет. Однако нужно поощрять плавание при помощи движений ногами, на спине с поддерживающими движениями руками у бёдер.

Занятие 7

На суше

Выполнить комплекс общеразвивающих упражнений для кроля.

Обратить внимание на следующие упражнения: 1) движение руками кролем на груди; 2)движение обеими руками кролем в согласовании с дыханием.

В воде

  1. Скольжение на груди и на спине с движениями ногами кролем (до 15 раз).Стараться после каждого скольжения проплыть как можно больше. Корпус и руки держать напряженными .
  2. Выходи в воду с поворотом головы для входа ( не менее 15 раз) .
  3. То же с  движениями одной рукой кролем(не менее 20 раз каждой рукой).
  4. Движение руками кролем ,стоя на месте и в передвижении по дну, в согласовании с дыханием.
  5. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями руками кролем (до 10 раз) и попытками повернуть голову для вдоха .
  6. Плавание кролем на груде и на спине с задержкой дыхания на вдохе ( до 10 раз)
  7. Плавание при помощи движений ногами с доской (2х 25м).
  8. То же на спине.
  9. Проплыть как можно большее расстояние любым способом или с элементами разученных способов.
  10. Игры: «салки».«поплавок». «хоровод». «фонтан». «качели» и д.р.

Занятие 8

На суше

Выполнить комплекс общеразвивающих упражнений для кроля. Обратить внимание на упражнение на согласование движений руками кролем с дыханием.

Выполнить упражнение на согласование движений пи плавании кролем. И.л. –т основная стройка (о.с.). Наклонившись вперед , выполнить движения руками, как при плавании кролем, с одновременным притопыванием  ногами на месте : на каждое движение рукой – 3 притопа .Считать вслух : «раз-два-три; раз-два-три…» то же с движениями руками. Как при плавании кролем на спине .Упражнение выполнять не менее 3 минут.

В воде

  1. Скольжение на груди и на спине с движениями ногами кролем  ( не менее 10 раз).
  2. Выдохи в воду с движениями одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
  3. Движения кролем руками, стоя на месте и передвижении по дну, в согласовании с дыханием.
  4. Плавание кролем на груди с попыткой повернуть голову и сделать вдох – сначала 1 вдох несколько гребков, затем чаще ( до 5-6 раз)
  5. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе ( до 10 раз) .
  6. Плавание при помощи движений ногами на спине ( 2х 25м).
  7. Плавание при помощи движений ногами с доской (2х25м).
  8. Проплыть как можно большее расстояние кролем на спине.
  9. Тоже любым способом.
  10. Игры : « борьба за мяч», « рыбы и сеть» и д.р.

На каждом уроке перед занимающимися ставится задача : не только совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине, но и проплывать возможно большее расстояние, не отдыхая и не вставая на дно. При длительном плавании, не следует давать не каких указаний относительно выбора способа плавания, т.к. плыть на спине легче, чем на груди.

Хорошим упражнением для освоения  кролем является плавание с задержкой дыхания. Задержка дыхания на вдохе облегчает освоение техники плавания, увеличивая плавучесть улучшая положение тела в воде; помогает сосредоточиться на выполнении непрерывных гребков руками .

 Когда будет освоена непрерывная работа руками кролем, можно согласовывать движение руками с дыханием. Сначала лучше дышать через 2=3 гребка, постепенно подводя очередной вдох под каждый гребок правой или левой рукой.

Для улучшении техники плавания кролем необходимо давать следующие указания занимающимся.

При плавании на груди:

  1. Делать вдох при плавании кролем только во время окончания гребка рукой;
  2.  Во время вдоха не отрывать щёку от воды и не ложиться на бок;
  3. Грести руками только под себя, а не в сторону от корпуса
  4. Работать ногами от бёдер, не сгибая ноги в коленях
  5. При плавании на спине:

- не сидеть, а лежать на воде; поднять выше живот;

- гребок рукой выполнять от бедра и вынимать руку из воды у бедра;

- не опускать руку во время гребка глубоко в воду;

- работать ногами от бедра так, чтобы колени не появлялись над водой.

При плавании на груди и на спине тело держать напряжённым, не расслабляться.

Занятие 9.

На суше

1.Проплыть как можно большее расстояние любым способом.

2.Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания(до 10 раз).Добиваться непрерывных круговых движений плечами и руками.

3.Движение руками кролем, стоя на месте и в передвижении по дну, в согласовании с дыханием (до 20 раз).

4.Плавание кролем на груди с дыханием через несколько гребков(до 5 раз).Тоже на спине.

5.Плавание на спине при помощи движений ногами(25м).

6.Проплыть как можно большее расстояние кролем на спине.

7.Плавание при помощи движений ногами кролем с доской(25м).

8.Проплыть как можно большее расстояние кролем на груди.

9.И.п-сидя на краю бортика, подняв руки вверх и соединив кисти (голова между руками). Наклониться вперед так ,чтобы грудью касаться бедер, и из этого положения выполнить спад в воду.

10.И.п-стоя на бортике, зацепившись пальцами ног за его край; руки прижаты к корпусу, взгляд направлен вперед .Выполнить соскок в воду вниз ногами(глубина не менее 1,5м).

Прыгать в воду можно только по команде  преподавателя; каждый последующий прыжок выполняется после выхода из воды предыдущего прыгуна.

Занятие 10

На этом уроке проводиться контрольный зачет по пройденному учебному материалу. Преподаватель и его помощники оценивают выполнение следующих упражнений.

На суше

Выполнить  комплекс обще развивающих упражнений для  кроля.

В воде

1.Скольжение на груди .

2.То же на спине.

3.Скольжение на груди с движением ногами кролем .

4.То же на спине.

5.Плавание при помощи движений ногами кролем с доской .

6.Плавание кролем на груди.

7.То же кролем на спине .

Упражнения оцениваются по двум параметрам :

-правильная техника выполнения;

-проплываемое расстояние.

Все оценки преподаватель заносит в журнал.

После занятия следует обязательно объявить занимающимся оценки за выполнение каждого упражнения и вывести общий суммарный балл за 10 уроков. Затем лучшие пловцы демонстрируют всей группе отдельные упражнения и технику плавания .

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГР НА ВОДЕ

Для проведения игр и развлечений на воде желательно иметь простейший инвентарь:

  • шесты;
  • плавательные доски из пенопласта;
  • резиновые надувные круги или игрушки, которые могут заменить доски из пенопласта;
  • пластмассовые плавающие игрушки (как поддерживающие средства);
  • пластмассовые надувные мячи для проведения игр на воде;
  • яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы — для доставания их со дна при нырянии;
  • обручи из пластика.


При проведении занятий с детьми по плаванию в естественном водоеме необходимо соблюдать следующие правила:

  1. допускать к занятиям ребят только с разрешения врача;
  2. купаться разрешается только через 2 часа после еды;
  3. место купания должно отвечать требованиям безопасности, то есть иметь мелкое место и чистое дно, которое проверяется до начала занятий;
  4. категорически запрещается заплывать за границы места купания;
  5. входить в воду и выходить из нее разрешается только по сигналу инструктора, который должен до и после плавания провести проверку-перекличку детей;
  6. необходимо соблюдать строгую дисциплину — не разрешать неорганизованного купания, самовольных прыжков в воду и ныряния, не допускать, чтобы дети садились друг на друга, топили под воду с головой и др.;
  7. дети не должны громко кричать, баловаться;
  8. все упражнения, а также первые попытки плавать следует выполнять в сторону берега или мелкого места;
  9. на первых порах для большей безопасности детей лучше их распределять по парам;
  10. первые попытки плавать на глубоком месте разрешать не более чем двум занимающимся одновременно под непосредственным наблюдением инструктора;
  11. ныряние и прыжки в глубоком бассейне выполняются занимающимися только поочередно. Каждый следующий участник стартует при условии, если предыдущий вышел из воды или отплыл на безопасное расстояние;
  12. заплывы на дальность только вдоль берега;
  13. не проводить занятий на море, если есть волна.


Во время купания и плавания обязательно соблюдайте правила безопасности, охраняйте детей от нелепой случайности, берегите их жизнь. Научите детей пользоваться поддерживающими средствами: надувными кругами, досками, мячом, палками и др. Разъясните, когда нужно звать на помощь, и строго наказывайте за ложные крики «Тону»! Помните, что, обучая детей плаванию, вы несете ответственность за их жизнь и должны в любую минуту оказать им помощь, если это потребуется.

ИГРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Игры при обучении плаванию делятся на три группы.


Первая группа — игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета (проводятся с новичками на первых уроках плавания). Они просты и не требуют предварительного объяснения. Это игры на преодоление сопротивления воды, с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.

Сюда относятся все игры типа «Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Кто дальше проскользит» и т. д. При наличии мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.


Вторую группу составляют игры сюжетного характера. Такие игры являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их начинают включать в занятия после того, как дети освоились с водой, научились передвигаться и уверенно чувствовать себя в новой среде. Среди этих игр встречаются и такие, где необходимо разделение коллектива на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить, а иногда и разыграть на суше. К сюжетно-образным играм относятся «Караси и карпы», «Поезд в тоннель», «Рыбы и сеть» и другие, а также большая группа игр типа «Убегай-догоняй» с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощенный вариант командных игр, поэтому результат действий каждого игрока за свою группу должен немедленно оцениваться.


К третьей группе относятся командные игры, где играющие объединяются в равные по силам команды. Игра одной команды против другой воспитывает у участников чувство коллективизма, инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют проявления самостоятельности, достаточно развитых волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо при разрешении игровых конфликтов. От того, как показал себя занимающийся в игре, он заслуживает одобрения или порицания инструктора.

При проведении игры необходимо соблюдать следующие правила:

  1. четко рассказать содержание и правила игры, выбрать ведущего и разделить играющих на группы, равные по силам;
  2. в каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
  3. в игру разрешается включать только те упражнения и движения, которые выполняются всей группой;
  4. если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;
  5. необходимо тщательно следить за выполнением правил, строго наказывая за грубость, нетоварищеское поведение, нарушения правил игры и др.;
  6. игру нужно остановить, если возникает необходимость сделать замечание кому-либо из играющих;
  7. после окончания игры нужно обязательно объявить результаты, назвать победителей и проигравших, особо поощрить ребят за взаимную помощь и действия в интересах коллектива;
  8. игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали.

Успешному проведению игр в воде с детьми младшего школьного возраста помогает непосредственное участие инструктора. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если инструктор сам не участвует в игре, то он должен выбрать себе такое место по отношению к играющим, чтобы все видеть.

ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ

Игры этой группы помогают детям:

  1. быстрее освоиться с водой, «снять» чувство страха перед непривычной средой;
  2. ознакомиться с новыми температурными условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;
  3. научиться опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями— ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.


1. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением воды.

Описание игры. Дети стоят в шеренге по одному лицом к берегу и держатся руками за плот, шест или другой предмет — это «лодки у причала». По команде «Море волнуется» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению в воде: «ветер разогнал» их в разные стороны. По команде «На море тихо» играющие стараются быстро занять первоначальное положение. Затем ведущий игру считает: «Раз, два, три — вот на место встали мы», после чего все «лодки» снова собираются у «причала». Опоздавший встать на место лишается права продолжать игру или получается штрафное очко.

Методические указания. Пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой (предварительной) и второй (исполнительной) командами ведущего игру необходимо выдержать небольшую паузу, чтобы дети могли остановиться, переменить направление движения и устремиться к «причалу». Если на месте купания нет подходящего предмета для обозначения «причала», условно оговаривается место «причала», где, в зависимости от условий игры, «лодки» собираются в шеренгу, колонну или круг.


2. «КТО ВЫШЕ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление со специфическими особенностями водной среды, овладение умением принимать наиболее обтекаемое положение тела.

Описание игры. Группа детей стоит в воде, повернувшись лицом к ведущему игру. По команде ведущего ребята приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают (как можно выше) из воды. Обычно выполняется' 5—6 попыток. После каждого прыжка объявляется победитель » два призера.

Методические указания. Обязательно объяснить причину успеха победителей — умение напрягать мышцы тела и вытягиваться в струнку, принимая наиболее обтекаемое положение. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие — одновременно с толчком ногами, поднимать руки вверх.


3. «ПОЛОСКАНИЕ БЕЛЬЯ»

Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка руками.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему,, наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, прямые руки опущены вниз. По команде ведущего играющие выполняют обеими руками одновременные и попеременные движения в разных направлениях из стороны в сторону, вперед-назад, вниз-вверх, как бы занимаясь «полосканием белья».

Методические указания. Ведущий игру в обязательном порядке дает ребятам задание каждое упражнение выполнить поочередно сначала расслабленными, а затем напряженными руками. Это позволяет почувствовать, что опираться и отталкиваться от воды можно только ладонью напряженной руки.


4. «ВОЛНЫ И МОРЕ»

Задачи игры. Ознакомление с физическими свойствам» воды, ее плотностью и сопротивлением.

Описание игры. Играющие выстраиваются в шеренгу* ноги на ширине плеч, руки опущены в воду, пальцы сцеплены.. По команде ведущего выполнять движения обеими руками вправо-влево.

Методические указания. Руки держать под самой поверхностью воды, чтобы «волны» были больше. Движения выполнять напряженными руками. Игру можно проводить также, разделив участников на две команды, которые по сигналу, стоя в шеренгах лицом друг к другу на расстоянии 2 м, соревнуются, у кого волны больше.


5. «ФУТБОЛ»

Задачи игры. Воспитание чувства опоры о воду во время гребка ногами.

Описание игры Группа детей располагается в произвольном порядке (в шеренге, кругу, взявшись за руки или опустив руки на воду). По команде ведущего ребята делают «замах» и «удар» по воображаемому мячу сначала одной, потом другой ногой.

Методические указания. При выполнении «удара» подъемом ноги вытягивать носок и напрягать мышцы, окружающие голеностопный сустав. Когда «удар» производится подъемом стопы, то, как уже говорилось, носок ноги оттянут, как при плавании кролем. Если же «удар» выполняется внутренней стороной голеностопа, то носок стопы занимает положение, соответствующее исходному положению ног перед выполнением толчка при плавании брассом.


6. «ПЕРЕПРАВА»

3адачиигры. Воспитать чувство опоры о воду ладонью и предплечьем руки.

Описание игры. Играющие в произвольном порядке (шеренгах или колоннах и др.) по сигналу инструктора идут по дну от одной условной границы до другой, помогая себе гребками рук.

Методические указания. Гребки выполняются в стороне от корпуса согнутыми в локтях руками или одновременно обеими руками, или поочередно каждой рукой. Сначала «переправляться» нужно медленно, не вызывая гребками рук излишнего шума, «чтобы противник не услышал». По мере освоения упражнения, игра проводится по сигналу «Кто быстрее переправится». В этом случае играющие бегут по дну на заданное расстояние, помогая себе гребками рук.


7. «ЛОДОЧКИ»

3адачи игры. Ознакомление с сопротивлением воды, воспитание умения самостоятельно передвигаться в различных направлениях.

Описание игры. По первому условному сигналу инструктора «лодочки» расплываются в разных направлениях, их «разогнал ветер». По второму сигналу «Раз, два, три — вот на место встали мы» все играющие спешат занять места у условного «причала». *

Методические указания. В зависимости от подготовленности занимающихся и условий для проведения, игра, также как и предыдущая, может разыгрываться в быстром и медленном темпе. Играющие передвигаются вперед спиной, помогая себе гребками рук, выполняемыми поочередно и одновременно,


8. «ПОЙМАЙ ВОДУ»

Задачи игры. Приучить детей во время контакта рук с водой держать пальцы вместе, что необходимо для эффективного гребка рукой в плавании.

Описание игры. Играющие стоят на дне в шеренге или кругу. По сигналу ведущего «Поймай воду» играющие опускают руки в воду, соединяют кисти рук и, зачерпнув воду, поднимают руки с водой над поверхностью. Ведущий смотрит, кто больше набрал воды, у кого вода вытекает из рук и т. д.

Методические указания. При выполнении упражнения обязательно напоминать детям, что «поймать воду» можно только ладонью с плотно сжатыми пальцами.


9. «КАРУСЕЛЬ»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с плотностью и сопротивлением водной среды.

Описание игры. Встать в круг, взяться за руки. По сигналу играющие начинают движение по кругу со словами: «Еле-еле, еле-еле закружились карусели, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом». Играющие пробегают один или два круга до очередного сигнала «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Движение по кругу замедляется, и «карусель» останавливается. Игра повторяется с движения в другую сторону.

Методические указания. В игре одновременно могут участвовать две и даже три «карусели».


10. «РЫБЫ И СЕТЬ»

Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения действовать вместе с коллективом.

Описание игры. Все играющие, кроме двух ведущих, разбегаются. Ведущие, держась за руки, стараются поймать кого-либо из играющих в «сети». Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пой- манный присоединяется к ведущим, увеличивая «сеть». Игра кончается, когда большинство «рыб» поймано.

Методические указания. «Сеть» должна быть прочной и нигде не «рваться». Поэтому ребята, изображающие «сеть», должны крепко держаться за руки. «Рыбам» запрещается разрывать «сеть» силой, выбегать на берег или за пределы условленного места игры. «Рыба» считается пойманной, если она попала в «сеть», то есть круг, образованный играющими. Выигрывают дети, к концу игры не попавшие в «сеть».


11. «КАРАСИ И КАРПЫ»

Задачи игры. Освоение с водой, воспитание умения смело передвигаться в воде, не бояться брызг.

Описание игры. Две равные шеренги играющих становятся спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Игроки одной шеренги — «караси», другой — «карпы». Как только ведущий игру произнес «Караси!», шеренга «карасей» стремится как можно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «карпы» поворачиваются, стараются догнать «карасей» и дотронуться до них рукой. Осаленные таким образом «караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра начинается сначала. Ведущий произвольно называет команды — «караси» или «карпы», после чего игроки названной команды убегают на свою территорию. Подсчет осаленных «карасей» и «карпов» продолжается до конца игры. Выигрывает та команда, у которой было осалено меньшее количество игроков.

Методические указания. К концу игры обе команды должны быть названы одинаковое количество раз. Шеренги «карасей» и «карпов» должны стоять боком к ведущему игру.

ИГРЫ НА ПОГРУЖЕНИЕ С ГОЛОВОЙ В ВОДУ И ОТКРЫВАНИЕ ГЛАЗ В ВОДЕ

1. «КТО БЫСТРЕЕ СПРЯЧЕТСЯ ПОД ВОДУ?»

Задачи игры. Освоение с водой, ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой. Второй вариант — «Сядь на дно». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются с головой в воду.

Методические указания. Перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.


2. «УМЫВАНИЕ»

Задачи игры. Научить детей открывать глаза в воде.

Описание игры. Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу «умываются»: зачерпнув ладонями воду, брызгают ее себе на лицо.

Методические указания. Когда вода стекает по лицу, ни в коем случае не надо закрывать глаза. Ведущий дает детям указание: «Все, кто «умывается», смотрят на меня». Обязательно отметить тех, кто хорошо «умывается», а также тех, кому нужно «умываться» лучше.


3. «ХОРОВОД»

Задачи игры. Почувствовать подъемную силу воды, улучшить ориентировку, открывая в воде глаза.

Описание игры. Взяться за руки и идти по кругу, считая вслух до десяти. Затем сделать вдох и, задержав дыхание, погрузиться под воду. Продолжать игру, но идти с открытыми под водой глазами в другую сторону.

Методические указания. После того, как играющие появятся над водой, дать им указание крепко держаться за руки, чтобы не вытирать глаза и лицо.


4. «ДО ПЯТИ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой, привыкание к более продолжительному пребыванию под водой.

Описание игры. По команде ведущего играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Ведущий игру громко считает до пяти. Кто вынырнет раньше времени, становится на одну сторону бассейна (проигравшие), кто продержится под водой до счета пять — на другую сторону (победители).

Методические указания. После того, как играющие выпрямятся и появятся над водой, дать им указание не вытирать глаза и лицо руками.


5. «МОРСКОЙ БОИ»

Задачи игры. Научить детей не бояться брызг, попадающих в лицо, и не закрывать глаза.

Описание игры. Две шеренги играющих встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной, не закрывают глаза. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.

Методические указания. Обе шеренги стоят боком к ведущему игру.


6. «ЖУЧОК-ПАУЧОК»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центр круга встает ведущий — «жучок-паучок». Играющие произносят нараспев: «Жучок-паучок вышел на охоту, не зевай, поспевай, прячьтесь все под воду!». С последними словами все приседают под воду, а кто не успел спрятаться, становится «жучком-паучком».

Методические указания. При выполнении погружений в воду с головой, инструктор напоминает играющим, что в воде надо открыть глаза, чтобы лучше ориентироваться. После появления над водой не вытирать лицо руками.


7. «ЛЯГУШАТА»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие «лягушата» встают в круг и внимательно ждут сигнала ведущего. По сигналу «Щука» все «лягушата» подпрыгивают, по сигналу «Утка» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду встает в середину круга, а игра продолжается.

Методические указания. Обязательно похвалить детей, которые ни разу не ошиблись.


8. «НАСОС»

Задачи игры. Совершенствование навыков погружения под воду и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Приседая по очереди, они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды — другой приседает и скрывается под водой.

Второй вариант — «Смотри внимательно». Играющие встают в пары лицом друг к другу. Один из них приседает под водой и открывает глаза, другой показывает ему различное количество пальцев. После появления из воды первого игрока второй спрашивает его, сколько пальцев он увидел. Методические указания. Инструктор до начала игры напоминает детям, что перед погружением под воду нужно обязательно сделать вдох и задержать дыхание.


9. «СПРЯЧЬСЯ»

Задачи игры. Дальнейшее освоение с водой.

Описание игры. Играющие становятся в круг, в центре которого находится ведущий. Ведущий проводит над их головами рукой или бечевкой с привязанной на конце резиновой игрушкой: участники игры быстро опускают голову в воду. Ребята, которых коснулась игрушка, выбывают из игры.

Второй вариант. Играющие встают в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые — другую. Выигрывает команда, игроки которой меньшее количество раз были задеты резиновой игрушкой.

Методические указания. Игрокам запрещается выходить за пределы досягаемости резиновой игрушки. Диаметр круга, по которому расположены играющие, должен быть по возможности больше, а скорость вращения игрушки — меньше.


10. «ВОДОЛАЗЫ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, заранее брошенный туда.

Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников в каждой. По команде ведущего играющие собирают со дна предметы, ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда, участники которой собрали все предметы за меньший промежуток времени.

Методические указания. Число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре группы.


11. «БРОД»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния и открывания глаз в воде.

Описание игры. Играющие стоят в одной или двух колоннах по одному. Поочередно они передвигаются по дну по заданному ориентиру. Чтобы не сбиться с пути, играющие часто ныряют и открывают глаза, разглядывая лежащие на дне ориентиры.

Методические указания. Место, где проводится игра, должно быть огорожено.


12. «ОХОТНИКИ И УТКИ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, ориентирования под водой.

Описание игры. Играющие делятся на две команды — «охотники» и «утки». «Охотники» встают в круг, пропустив внутрь круга «уток». Перебрасываясь футбольной камерой, «охотники» стараются попасть в «уток», которые ныряя, прячутся от мяча. Игра продолжается 2—3 мин, после чего команды меняются местами. Выигрывает команда, имеющая большее количество попаданий.

Методические указания. Предупредить играющих, чтобы удары камерой были не очень сильными и не причиняли болевых ощущений.


13. «ПОЕЗД В ТОННЕЛЬ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде, ориентирования под водой.

Описание игры. Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс стоящего впереди, изображают «поезд». Двое занимающихся стоят лицом друг к другу, держась за руки, и обозначают «тоннель», опустив руки на воду. Поочередно подныривая под руки изображающих «тоннель», «вагоны •поезда» проходят его.

Второй вариант. «Поезд» ныряет в пластмассовый круг, который держит один из играющих. Задачу можно усложнить, .разместив два или три «тоннеля» на некотором расстоянии друг от друга. Если позволяет подготовленность играющих, «тоннель» может быть удлинен за счет установки двух пластмассовых кругов на расстоянии 2—3 м один от другого.

Методические указания. Во время ныряния обязательно открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами.


14. «УТКИ-НЫРКИ»

Задачи игры. Совершенствование навыков ныряния, открывания глаз в воде и ориентирования под водой.

Описание игры. На поверхности воды устанавливаются «несколько «станций» из самых разнообразных предметов (пластмассовый обруч, плавательная доска, плавательная разграничительная дорожка, шест, квадрат и др.). Играющие распределяются на равные по количеству участников группы, каждая из которых располагается около указанной ведущим «станции». Число групп соответствует количеству «станций». По команде ведущего играющие на каждой «станции» поочередно ныряют в обруч, под дорожку и т. д. Когда все участники выполнили упражнения на своих «станциях», дается команда перейти на другие «станции». Игра кончается, когда каждая группа пройдет через все «станции».

Методические указания. До игры ведущий напоминает детям, что перед тем как нырнуть, нужно сделать вдох и задержать дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственные учебно-методические пособия в помощь начинающим учителям: "Опорные конспекты в обучении иностранному языку"

В  начальной  школе  требуется  больше  наглядных  средств  для   раскрытия лексических   знаний.   Именно  в  начальной...

Методическая разработка "Пособие для начинающих авиамоделистов "ТВОЯ ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ"

Это практическое пособие для начинающих авиамоделистов по изготовлению схематического планера.             Подобная модель появилась в 30-е ...

Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО.

Школьное методическое объединение учителей: советы начинающему председателю ШМО....

методическое пособие "Английский для начинающих"

В данном учебно-методическом пособие представлены разработки уроков по английскому яыку для дошкольников и младших школьников. Уроки разбиты на 9 основных тем (семья, животные, цвета, чести тела, еда ...

Методические рекомендации "Методика обучения начинающих волейболистов"

Методические рекомендации для учителя к программе внеурочной деятельности споривно-оздоровительного направленности "Спортивная смена", уроков физической культуры, спортивной секции "Волейбол"  дл...

Методический ресурс в помощь начинающим изучать английский язык. Возможность расширения и доработки!

Настоящий ресурс создан в формате Power Point для учащихся начальной школы в помощь, а так же как средство контроля за усвоением материала. Кроме этого, программа может помочь родителям этих учащихся ...

Методическая разработка: «Работа с начинающими в классе фортепиано»

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от ...