Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по предмету физическая культура: «Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения».
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Самусенко Ирина Григорьевна

      Данное внеклассное мероприятие  разработано мною и проведёно в рамках социальной акции «Школа равных возможностей». Оно направлено на объединение творческих и жизненных устремлений людей с инвалидностью и без нее, социально-психологическую адаптацию слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей в общество. В нём приняли участие: ученики  7,8классов общеобразовательной школы;  8-12 классов коррекционной школы III,IV видов; 9-11 классов коррекционной школы I,II видов.

    Внеклассное мероприятие включает проведение урока по теме: «Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»  и игр-соревнований по Паралимпийским видам спорта.

      Урок проводился в актовом зале, начался он с постановки целей и задач, актуализации имеющейся у детей информации об олимпийских и паралимпийских символах.

    Урок построен на интерактивных методах обучения, системе правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Эти методы обучения позволили решить следующие задачи.

    1.Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

    2.Повышение познавательной мотивации.

    3.Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

    4.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.

    5.Воспитание лидерских качеств.

    6.Умение работать с командой и в команде.

    7.Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

    В ходе урока неоднократно использовался приём обучения на примерах других людей. Крис Фрит в  своей книге «Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» писал: «Чужой пример очень заразителен, даже если мы всего лишь думаем о других людях. Наши предрассудки и наши наблюдения за поведением других на время автоматически делают нас более похожими на этих людей».

    Были применены следующие методические приёмы: пары и группы, игры, общая дискуссия, словесные ассоциации, воспроизведение информации.

    После освоения ценностей олимпийского, а потом и паралимпийского движения проводилась хоровая декламация.

    Физминутка проста, однако позволяет здоровым детям понять, что само по себе является счастьем видеть, слышать, ходить, чувствовать и т.д А детям с ограниченными возможностями даёт способность увидеть чужими глазами, услышать чужими ушами, почувствовать поддержку со стороны ближнего, соседа, стоящего справа или слева. Позволяет плавно перейти к освоению паралимпийских ценностей.

    В конце урока подводятся итоги. Дети показывают цветные карточки, в зависимости от того, какая называется ценность: олимпийская или паралимпийская. Собирают разноцветные картинки парами и снова озвучивают ценности олимпийского и паралимпийского движения, .

    Домашним заданием является написание эссе по теме урока, просмотр фотографий природы Сочи, Кавказского биосферного заповедника.

    Игры-соревнования проводились в спортивном зале в форме эстафет. Программа включала соревнования по летним и зимним видам спорта. В каждой эстафете участвует вся команда, можно ограничить количество участников. После подведения итогов, участники на магнитной доске  разделили все виды спорта, в которых участвовали на летние (лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, н/теннис) и зимние (лыжные гонки, хоккей, биатлон, слалом, кёрлинг).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stsenariy_provedeniya_vneklassnogo_meropriyatiya.doc931 КБ

    Предварительный просмотр:

              Разработка  внеклассного мероприятия по предмету физическая культура: «Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения».

    Подготовила: Самусенко И.Г., учитель физической культуры ГКОУ РА «Адыгейской республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II, III и IV видов» г. Майкопа

     Аннотация.

      Данное внеклассное мероприятие  разработано мною и проведёно в рамках социальной акции «Школа равных возможностей». Оно направлено на объединение творческих и жизненных устремлений людей с инвалидностью и без нее, социально-психологическую адаптацию слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей в общество. В нём приняли участие: ученики  7,8классов общеобразовательной школы;  8-12 классов коррекционной школы III,IV видов; 9-11 классов коррекционной школы I,II видов.

    Внеклассное мероприятие включает проведение урока по теме: «Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»  и игр-соревнований по Паралимпийским видам спорта.

      Урок проводился в актовом зале, начался он с постановки целей и задач, актуализации имеющейся у детей информации об олимпийских и паралимпийских символах.

    Урок построен на интерактивных методах обучения, системе правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Эти методы обучения позволили решить следующие задачи.

    1.Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

    2.Повышение познавательной мотивации.

    3.Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

    4.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.

    5.Воспитание лидерских качеств.

    6.Умение работать с командой и в команде.

    7.Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

    В ходе урока неоднократно использовался приём обучения на примерах других людей. Крис Фрит в  своей книге «Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир» писал: «Чужой пример очень заразителен, даже если мы всего лишь думаем о других людях. Наши предрассудки и наши наблюдения за поведением других на время автоматически делают нас более похожими на этих людей».

    Были применены следующие методические приёмы: пары и группы, игры, общая дискуссия, словесные ассоциации, воспроизведение информации.

    После освоения ценностей олимпийского, а потом и паралимпийского движения проводилась хоровая декламация.

    Физминутка проста, однако позволяет здоровым детям понять, что само по себе является счастьем видеть, слышать, ходить, чувствовать и т.д А детям с ограниченными возможностями даёт способность увидеть чужими глазами, услышать чужими ушами, почувствовать поддержку со стороны ближнего, соседа, стоящего справа или слева. Позволяет плавно перейти к освоению паралимпийских ценностей.

    В конце урока подводятся итоги. Дети показывают цветные карточки, в зависимости от того, какая называется ценность: олимпийская или паралимпийская. Собирают разноцветные картинки парами и снова озвучивают ценности олимпийского и паралимпийского движения, .

    Домашним заданием является написание эссе по теме урока, просмотр фотографий природы Сочи, Кавказского биосферного заповедника.

    Игры-соревнования проводились в спортивном зале в форме эстафет. Программа включала соревнования по летним и зимним видам спорта. В каждой эстафете участвует вся команда, можно ограничить количество участников. После подведения итогов, участники на магнитной доске  разделили все виды спорта, в которых участвовали на летние (лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, н/теннис) и зимние (лыжные гонки, хоккей, биатлон, слалом, кёрлинг).

     

     Тема: Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения.

    Цели.

    1.  Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

    2. Социально-психологическая адаптация  детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху в обществе.

    3. Популяризация Олимпийского и Паралимпийского движения.

     Задачи.

    1. Образовательная: актуализация и расширение информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх.

    2.Воспитательная: формирование у школьников толерантного мышления, уважения к своим правам и правам других людей. Улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях между людьми.

    3. Коррекционная: формирование волевых качеств, развитие мотивационных основ психической деятельности.

    Целевая аудитория: учащиеся  7,8 классов общеобразовательной школы,  8-12 классов коррекционной школы III,IV видов, 9-11 классов коррекционной школы I,II видов.

    Тип урока: комбинированный (урок обобщения, систематизации знаний; изучения нового материала).

    Вид урока: урок-беседа.

    Используемые технологии:

    Информационно-коммуникационные, интерактивные, деятельностного, соревновательного подхода.

      Методы работы: групповые, игровые.

    Материалы, ресурсы, оборудование: мультимедийный комплекс, программное обеспечение Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media  с возможностями просмотра видеофайлов (Windows Media 10), колонки.

    Место проведения:   актовый зал.

     Дидактическое обеспечение урока: разрезные картинки с изображением ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения, карточки двух цветов по количеству учащихся, карточки-задания № 1,2,3 по количеству учащихся.

    Ход урока.

    I. Вводно-подготовительная часть.  3 мин.

    Слайд 1.

    Здравствуйте! Тема нашего урока сегодня: Идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения.

    Слайд 2. Сегодня мы будем искать идеи, которые заключены в символах Олимпиады, изучать ценности Олимпийского и Паралимпийского движения. Я приведу вам огромное количество примеров из жизни спортсменов. В конце урока мы проведём небольшое соревнование, посмотрим, кто лучше всех запомнил то, о чём будет говориться на уроке.

    Так какая же цель нашего урока? (Ответы учащихся)

    Слайд 3. Цель урока: Запомнить идеи и ценности Олимпийского и Паралимпийского движения, научиться применять их в жизни.

    1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских  символах.  

    Примерные вопросы учителя:

    Учитель:

    – Что вам известно о символике Олимпийских игр? (Ответы детей)

    • Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее»
    • Принцип Олимпийских игр: «Главное не победа, а участие»
    • Эмблема Олимпийских игр: Пять разноцветных, переплетённых колец   (синий, чёрный, красный, жёлтый, зелёный) -  символизирует единство спортсменов 5 континентов
    • Флаг белый, прямоугольной формы, размером 3x2 м. – символизирует мир
    • Олимпийские талисманы
    • Олимпийский огонь
    • Гимн
    • Клятвы
    • Медали
    • Салют

    II. Основная часть. 40 мин.

    Слайд 4. 

    Учитель:

    - Кто-нибудь из вас задумывался, какие идеи, заключены в эти символы? Давайте разберёмся вместе.

     Обратите внимание на  эмблему Олимпийских игр: пять колец, символизирующих пять континентов.

    Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

    Слайд 5. 

    Нет подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Африки, Америки, Азии и Австралии).

    На флаге любого государства есть, по крайней мере, один цвет, из представленных на олимпийских кольцах.

    Идея, заключённая в эмблеме – единство всех народов, несмотря на цвет кожи, религиозную принадлежность, интересы. Все мы разные, но мы вместе. Мы живем на одной планете Земля.

    Слайд 6. 

    - Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба».

    Главное - воспринимать все проблемы не как препятствия, а как новые возможности и дополнительные шансы, данные  судьбой.  Тогда  любой из нас  непобедим. Ничто не может повергнуть ниц человека, который упрямо отказывается признать себя побежденным.  Ничего не страшно тому, кто никогда не сдаётся.

    Победи себя и выиграешь тысячи битв.

    Кто из вас боролся сам с собой, со своими слабостями, страхами? Как и когда это происходило? (Ответы учеников)

    Слайд 7.

    Я хочу  рассказать вам об одном спортсмене -  Дереке Редмонде.

    За свою карьеру Дерек побил британский рекорд в забеге на 400 метров и выиграл золотые медали в эстафете на 4х400 метров на Чемпионатах мира, Европы по лёгкой атлетике, а также на Играх Cодружества. Дерек Редмонд- в 1992 году в Барселоне во время забега на 400 метров   был так близок к осуществлению мечты своей жизни -- золотой олимпийской медали. Он был почти у финишной черты, когда вдруг почувствовал резкую боль в правой ноге. Бегун упал на дорожку с разорванным сухожилием. Редмонд попытался встать на ноги еще до того, как к нему подбежали врачи. Несмотря на то, что все остальные спортсмены давно обогнали его, Дерек начал медленно, подпрыгивая и хромая, со слезами боли и отчаяния на лице, двигаться вперед, твердо вознамерившись закончить дистанцию. Внезапно какой-то мужчина прорвался через охрану и выскочил на беговую дорожку.

     Слайд 8.Он подбежал к спортсмену и обнял его. «Тебе совсем не обязательно делать это», - сказал Джим Редмонд своему плачущему сыну. «Нет, я должен», - ответил Дерек. «Хорошо, тогда мы сделаем это вместе», - отец обнял сына за плечи, и так вместе они доковыляли до финиша. Зрители на трибунах сначала молча в изумлении наблюдали за этим, затем один за другим стали подниматься со своих мест и стоя аплодировали двум Редмондам - отцу и сыну.

    Как вы думаете почему аплодировали зрители? (Ответы)

    Слайд 9. 

    - Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне, размером 2x3м.Белый цвет символизирует мир во время Игр.

    Идея мира, мирного сосуществования социальных систем, государств и народов. Именно эту идею развивает Олимпийское  движение, а Олимпийское образование является средством воспитания молодёжи в духе мира.

    – С чем, прежде всего для вас, связано понятие "Олимпийские игры"?

    (Ответы детей)

    Слайд 10. 

    - В 2014 году в  Сочи будут проходить не только XII Олимпийские игры, но и XI Паралимпийские игры.

    У Паралимпийских игр своя символика.

    Эмблема: (три «агитоса» символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos - «я двигаюсь» на латыни) Девиз «Дух в движении» выражает характер Паралимпийского движения и подчёркивает высочайший уровень достижений спортсменов-паралимпийцев. Он также символизирует сильную волю каждого паралимпийца.)

    Слайд 11.На фото российский стрелок, чемпион паралимпиады 2008 г в Пекине, Валерий Пономаренко, бронзовый призёр  летних Паралимпийских игр в  Лондоне 2012 год, житель Адыгеи.

    Слайд 12. Алексей  Ашапатов чемпион и рекордсмен летних Паралимпийских игр 2008 г., четырёхкратный чемпион паралимпийских игр в Лондоне 2012 г.

      - "Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющую в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов" ("Олимпийская хартия",Основные принципы, пункт 1.)

    Сегодня с помощью образования Олимпизм стал универсальным учением, основанным на фундаментальных человеческих ценностях.

    Слайд 13. 

    2. Мотивация школьников к освоению новой информации.

    Учитель:

    – Что вы знаете о человеческих ценностях? Какие качества необходимы для того, чтобы заниматься спортом? (Ответы)

    – Принимали ли участие в соревнованиях? Кто? Когда? В каких? (Ответы)

    – Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)? (Ответы)

    – Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера.

    3. Проведение организационно-деловой игры

    Учитель:

    – Как мы выяснили, Олимпийское и Паралимпийское движение выходит далеко за рамки Игр. Все спортсмены, которые выступают на Играх или только тренируются, чтобы туда попасть, обладают качествами, которые можно объединить в ряд жизненных принципов. Эти принципы называются олимпийскими и паралимпийскими ценностями.

    Слайд 14. 

    Приведу несколько примеров.

    – Вам известно имя этой спортсменки? Можете что-нибудь рассказать об этом человеке?

     Ей 32 года. Олимпийские игры 2012 года в Лондоне стали для неё первыми. Две медали за одну Олимпиаду. До нее на шоссе этого не делал никто за всю историю нашего участия в Играх. И хотя бы поэтому эта бронза дороже золота. А еще потому, что велосипедистка Ольга Забелинская превозмогла себя второй раз - девушка с врожденным пороком сердца лидировала 20 км, но на последнем этапе американка и немка превратили её золото в бронзу.

    «Надеюсь, еще здоровья хватит додержаться до следующих игр, поборюсь с собой и завоюю медали более высшей пробы», - это были слова Ольги после олимпийской гонки.

    К чему нужно стремиться, чтобы достигать таких результатов? Сочетать стремление к победе, трудолюбие, желание осваивать новое, идти своим путем в спорте, в жизни?

    (Ответы школьников)

    Слайд 15. 

    Учитель:

    – Как вы понимаете фразу "стремиться к совершенству"? Что это значит для вас?

    (Ответы школьников)

     - Совершенство – это полная самоотдача как на спортивной арене, так и в жизни. В данном случае речь идет не столько о триумфальной победе, сколько об упорной борьбе за достижение поставленных целей, ежедневном преодолении себя – то есть о СТРЕМЛЕНИИ к совершенству.
         Совершенства можно достичь в спорте. Сегодня мы знаем, что именно с массового спорта и начинается то самое стремление к совершенству, которое приводит к олимпийским рекордам.

    Например: в Древней Греции физическое воспитание служило основой жизни. Наибольшим оскорблением для жителей было иметь слабое тело и неразвитый ум. Греческие дети с 6-летнего возраста занимались физическими упражнениями в гимнастических школах. Все они мечтали стать чемпионами.

    Поэтому спортом, физическими упражнениями должен заниматься каждый, для того, чтобы быть физически совершенным.

     – У вас есть друзья? Приведите примеры, когда настоящие друзья помогли вам.

    Слайд 16. 

    Учитель:

    – В спорте есть такой термин как Фэйр Плей. Кто знает, как это переводится? (Честная игра.) Это означает, что спортсмены должны соблюдать правила и соревноваться между собой только в честной борьбе, без подножек и без допинга (запрещенных лекарств).

    Вот  один эпизод:  В декабре 2012 года в Наварре проходили важные соревнования по легкой атлетике. На кону был солидный призовой фонд, в забегах участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр в Лондоне в беге на 3000 метров с препятствиями. В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал и на турнире в Наварре. Но примерно за десять метров до конца дистанции кенийский бегун остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи остановился и начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров.

    Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо того, чтобы использовать ошибку соперника, Анайя принялся… толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Испанский бегун упустил верную возможность победить, он фактически привел кенийца к финишу и не обогнал его.

    Когда после окончания дистанции Ивана Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то 24-летний бегун из Витории (чемпион Испании в беге на 5000 метров) ответил следующее: «Нет, я очень хотел выиграть. Но даже если бы на кону было место в составе сборной Испании для поездки на чемпионат Европы, я все равно поступил бы также. Я не заслуживал победы - отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть золотую медаль. Знаете, все мы видим, какие вещи порой происходят в футболе, в обществе, в политике… Люди слишком часто видят неправильные модели поведения. Я рад, что поступил иначе, и сделал этот жест честности».

    Какое качество проявили спортсмены?

    Ответы школьников.

    Слайд 17.

    Учитель:

     - Дружба – это одна из главных человеческих ценностей. Платон ставил дружбу выше остальных человеческих привязанностей. Друзья, говорил он, «гораздо ближе друг к другу, чем мать и отец».

    Олимпийское же понимание дружбы относится не только к привязанности между отдельными людьми, а шире – между целыми народами и культурами. Спорт - это инструмент, который помогает найти взаимопонимание между людьми и целыми народами. А дружба в команде помогает достичь лучшего результата, чем простая сумма всех усилий.
    Слайд 18. 

    Учитель:

    – Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает уважение к людям и окружающей среде.

    Слайд 19. Дзюдоист Тагир Хайбулаев завоевал золотую медаль Олимпийских игр в Лондоне 2012 г.

    В финале олимпийского турнира по дзюдо в весовой категории до 100 килограммов у мужчин россиянин Таги Хайбулаев стал золотым призёром, одолев в финале монгола Тувинбаяра Найдана, сделав иппон.

    На церемонии награждения спортсмены должны были подойти к пьедесталу, минуя ступени. Тувинбаяра Найдана получил во время поединка с Тагиром травму, ему было трудно передвигаться. Тагир Хайбулаев проявил уважение к своему сопернику, подав ему руки при подъёме по ступенькам.

    Так поступил бы каждый?

    Слайд 20. Хотелось сказать и об окружающей среде.

     Спорт и окружающая среда взаимосвязаны. Потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.

    Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.)

    Почему леопард был выбран одним из талисманов Игр в Сочи? (Ответы школьников)

     В Кавказском биосферном заповеднике проект возвращения леопарда в дикую природу вступил в завершающую стадию. В конце июля заповедник посетила экспедиция в составе представителей Всемирного фонда дикой природы, Академии наук, спонсорских организаций.
    "В соответствии c планом мероприятий по реинтродукции леопарда в дикую природу предусмотрена подготовка участка, куда будут выпущены первые звери. Такое место выбрали на территории заповедника в междуречье рек Малая Лаба и Уруштен. Участок находится на значительном удалении от населенных пунктов и туристических маршрутов. Здесь на протяжении последних лет проводятся специальные охранно-биотехнические мероприятия", - рассказал доктор биологических наук, профессор А. Кудактин.

    Слайд 21.

    Учитель:

    – Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения.

    Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"

    (Физминутка. Встаньте! Посмотрите направо, улыбнитесь соседу! Посмотрите налево, улыбнитесь ещё раз! Посмотрите вверх, поднимите руки вверх, ладонями вверх. Представьте, что над вами красивое голубое небо с белыми кучевыми облаками различной формы. Посмотрите вниз – там зелёная мягкая трава. Похлопайте в ладоши! Потопайте ногами! А теперь всё вместе: топаем и хлопаем. Молодцы, очень хорошо получилось. Аккуратно садитесь на своё место)

    Учитель:

    Как хорошо, когда можно видеть, слышать, ходить, бегать. Но среди нас есть люди, которые лишены какой-то возможности. Их возможности ограничены. Кто-то не может видеть, кто-то слышать, кто-то ходить. Сейчас мы с вами поговорим об идеях и ценностях паралимпийского движения.

    – Добиваться побед всегда нелегко. Мы сегодня уже говорили о победах наших спортсменов-паралимпийцев.

    Как вы думаете, какие качества помогли им преодолеть себя?  

    Школьники называют 2–3 качества.

    Слайд 22,23.  

    Учитель:

    –  Вам известны имена этих спортсменов?

       Сергей Шилов, Ирек Зарипов.

     Сергей Шилов - участник десяти Паралимпийских игр. Обладатель шести золотых, трех серебряных и одной бронзовой медали. Многократный чемпион мира, Европы и России. Награжден Орденом  почёта  за большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на X Паралимпийских зимних играх 2010 года в городе Ванкувере.

    Ирек   Зарипов  - российский спортсмен, четырёхкратный чемпион Зимних Паралимпийских игр 2010 года в Ванкувере, Посол «Сочи 2014». Награжден Орденом   «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    У них много общего: авария и приговор врачей, новая жизнь, преодоление себя…

    После первых стартов в канадском Ванкувере Ирек сказал: «Золото так просто не приходит. Это борьба, пот и кровь. Ничего просто так не получается в этой жизни. Мы выходим и боремся".

     Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Ответы школьников)

    Слайд 24. 

    Смелость – одна из паралимпийских ценностей.

    Как вы думаете, в чем заключается  смелость?

    (Ответы школьников)

       Смелость-это преодоление страха. Проявить смелость- это значит взять на себя ответственность.  Кто из  ваших  друзей или знакомых проявил смелость и в какой ситуации? 

    (Ответы школьников)

    Слайд 25. 

    Учитель:

    – Что такое соревнование? Вы правы, это отбор лучших из большого количества спортсменов, участников соревнований. Но в начале события все находятся примерно в одинаковых стартовых условиях.

    Каждый должен иметь возможность проявить себя и добиться успеха.

    Как вы назовете принцип, условие, которое обеспечит объективность соревнований, их справедливость? (Равенство.)

    Ответы школьников

    Учитель:

    – Когда и в связи с чем вы вспоминаете о равенстве?

    Слайд 26. Этот человек – лауреат Международной премии им. А. П. Маресьева «За волю к жизни», двенадцатикратный чемпион и рекордсмен России по пауэрлифтингу, чемпион, вице-чемпион Европы, бронзовый призер чемпионата мира, финалист Паралимпийских игр в Сиднее и в Афинах, лауреат премии «Галерея Российской спортивной славы» и так далее.

    Беда случилась в 1993 году. Он тогда работал инкассатором, пострадал от рук преступников и стал инвалидом. У Сергея Истомина нет ног. Но как же он смог сохранить оптимизм, силу воли и огромное желание жить?!

    Слайд 27. 

    Учитель:

    – Как вы думаете какое качество помогло Анне Бурмистровой продолжать занятия спортом,  стать паралимпийской чемпионкой, когда врачи говорили и ей, и маме, что спорт её просто угробит?   (Решимость.)

    Сейчас Бурмистрова Анна Александровна - заслуженный мастер спорта России.

    Двукратная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Паралимпийских зимних игр 2010 г. в Ванкувере (биатлон 3 км, лыжные гонки 15 км, биатлон 12,5 км, лыжные гонки – спринт). Чемпионка Паралимпийских зимних игр 2006 г. в Турине (лыжные гонки), девятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону.

    Слайд 28. 

    Учитель:

    – Кто из вашей школы самый решительный? Согласитесь, что решимость связана с таким качеством, как ответственность, сила воли. Можно принять решение, но важно довести его до воплощения. Те спортсмены-паралимпийцы, о которых мы сегодня говорили, сумели не только принять решение, но и следовать поставленной цели.

    Слайд 29.  

    Учитель:

    – Как вы думаете, какие чувства испытывают спортсмены-паралимпийцы, которые сами сумели изменить свою жизнь? Ведь у каждого из них за плечами – месяцы, годы болезней, у многих утрата веры в собственные возможности и силы. Но они сумели победить собственные болезни, стать первыми. (Вдохновение.) Ответы школьников

    Слайд 30.

    Учитель:

    – Когда и в связи с чем вы вспоминаете о вдохновении?

    Слайд 31.

    Учитель:

    – Итак, мы с вами сформулировали 4 ценности паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"

    Слайд 32.

    Учитель:

    – А теперь предлагаю устроить небольшое соревнование.

     У каждого из вас есть карточки двух цветов: красный цвет символизирует олимпийские ценности, а синий – паралимпийские.

    Я буду называть ценности олимпийского и паралимпийского движения, а вы показывать соответствующие карточки.

    Учитель:

    – А теперь определим самого оперативного  из вас. Кто быстрее угадает все слова? Учащиеся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

    (см. Приложение. Дидактический материал)

    1. Разрезные картинки с изображением ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения (ученики собирают картинки и называют одну из ценностей, написанную на ней).
    2. Карточки-задания № 1. Вставь буквы в слова.
    3. Карточки-задания № 2. Соедини правильно ценности Олимпийского и Праралимпийского движения.
    4. Карточки-задания № 3. Соедини названия ценностей по- русски и по-английски.

    III. Заключительная часть. 2 мин.

    Слайд 33.

    4. Обобщение полученной информации

    Учитель:

    – Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к профессиональным спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило.

    Олимпийские и паралимпийские идеи и ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, с окружающим миром и другими людьми.

    Слайд 34.

    4. Домашнее задание

     Напишите (можно вместе с друзьями, родителями) эссе на темы: «Олимпийские и паралимпийские идеи и ценности», «Взаимосвязь спорта и окружающей среды». Сделайте фотографии природы Сочи, Кавказского биосферного заповедника.

    Программа  игр - соревнований « Паралимпийские виды спорта»

     3 команды

    1. Лёгкая атлетика. Спорт слепых.

    Команда стоит в колонну по два (парами), у одного участника глаза закрыты повязкой. Один – спортсмен (с закрытыми глазами), слева, другой - лидер, справа. У спортсмена в правой руке верёвка 50 см., которую держит левой рукой лидер. По сигналу оба участника обегают стойку справа и возвращаясь обратно передают верёвку и повязку за финишной линией другой паре. Лидер не имеет права бежать впереди спортсмена. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3 верёвки по 50 см., 3 повязки на глаза (специальные очки).

    1. Настольный теннис. Спорт лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата), спорт ментальных инвалидов.

    Команда стоит в колонну по одному. У первого участника в руках ракетка и шарик. Удерживая шарик на ракетке, участник обегает стойку и передает эстафету следующему. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3 теннисные ракетки, 3 шарика.

    1. Волейбол сидя. Спорт лиц с поражением ОДА.

    Команда стоит в колонну по одному, в руках у направляющего волейбольный мяч. По сигналу 1 участник забегает за стойку, садиться на стул, выполняет 5 верхних передач над собой, возвращается обратно, передаёт волейбольный мяч следующему. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3 волейбольных мяча.

    1. Баскетбол на колясках. Спорт лиц с поражением ОДА.

    Команда стоит в колонну по одному. Мяч в руках у 1 игрока – капитана, который выполняет сед на пятках  на  роликовой доске. По сигналу игрок, управляя руками, объезжает стойку, удерживая мяч на роликовой доске и передаёт мяч броском следующему. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3 баскетбольных  мяча, 3 роликовых доски.

    1. Голбол. Спорт слепых.

    Команда стоит в колонну по одному, капитан команды – напротив, на контрольной отметке. Мяч у 1 игрока на полу, в ногах, глаза закрыты повязкой. По сигналу 1игрок,взяв мяч, выполняет выпад одной ногой и бросок с прокатыванием мяча разноимённой рукой в сторону капитана. Капитан возвращает мяч.  1 игрок, выполнив ловлю мяча стоя на коленях, передаёт мяч и повязку следующему. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3   голбольных (звуковых)  мяча, 3 повязки.

    1. Лыжные гонки. Спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых.

    Команда стоит в колонну по одному.1 участник наматывает на шею длинный шарф, надевает шапку - ушанку и варежки. Затем вставляет ноги в картонные коробки, в руки берёт гимнастические палки и в этом снаряжении преодолевает дистанцию, передаёт эстафету следующему. Помощь в переодевании оказывает капитан команды. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 6 гимнастических палок, 6 картонных коробок от обуви, 3 шапки-ушанки, 3 пары варежек, 3 шарфа.

    1. Следж -хоккей. Спорт лиц с поражением ОДА.

    Команда стоит в колонну по одному. 1 участник с клюшкой, сидит на  роликовой доске ногами вперёд. Поочерёдно каждый игрок команды  объезжает стойку, выполняя удерживание клюшки. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3стойки, 3 клюшки.

    1. Биатлон. Спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых.

    Команда стоит в колонну по одному. Участник добегает до отметки, где находятся в корзине маленькие мячи, бросает 1 мяч впротивоположную корзину и возвращается обратно, передавая эстафету хлопком. Результат оценивается по времени выполнения задания, а также по количеству заброшенных мячей.

    Инвентарь: 3 стойки, 6 корзин, маленькие мячи по количеству игроков.

    1. Горнолыжный спорт. Слалом. Спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых.

    Команда стоит в колонну по одному. Поочерёдно участники передвигаются, прыгая на больших мячах-прыгунах с ручками, «змейкой» вокруг фишек. Результат оценивается по времени выполнения задания.

    Инвентарь: 3 стойки, 3 мяча для прыжков, 9 фишек.

    1. Кёрлинг на колясках. Спорт лиц с поражением ОДА.

    На полу нарисован квадрат 1x1 м. С определённого расстояния участники, сидя на стуле, одним ударом должны загнать тарелочку в квадрат. Можно дать по 3-5 тарелочек.

    Инвентарь: мел, 3-15 пластмассовых тарелочек, 3 швабры.

    После подведения итогов, участники на магнитной доске делят все виды спорта в которых участвовали на летние (лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, н/теннис) и зимние (лыжные гонки, хоккей, биатлон, слалом, кёрлинг).

    Приложение.

    Дидактический материал.

    1. Разрезные картинки.

    1. Карточка-задание № 1.

    Вставь буквы в слова, обозначающие ценности Олимпийского и Паралимпийского движения

    Дру…ба, сов..ршенс…во, …важ…ние, см…лость, равенст…о, р…шимость, вд…хн…вен…е.

    1. Карточка-задание № 2.

    Соедини правильно ценности Олимпийского и Паралимпийского движения

    Совершенство

    Вдохновение                                              Олимпийские

    Уважение

    Решимость

    Дружба                                                         Паралимпийские

    Равенство

    Смелость

    1. Карточка-задание № 3.

    Соедини название ценностей по-русски и по-английски

    Дружба

    Совершенство

    Уважение

    Смелость

     Равенство

    Решимость

    Вдохновение

    Excellence

    Friendship

    Courage

    Determination

    Respect

    Inspiration

    Equality

     Интернет ресурсы и литература:

    http://www.sochi2014.com/

    http://neinvalid.ru

    http://olympiad.h1.ru/ 

    http://life.team22.ru 

    http://olymp2010.rambler.ru 

    http://mymuza.ru 

    http://ru.wikipedia.org 

    http://sochi2014.com 

    http://olympic.kz 

    http://1tv.ru 

    http://olymps.ru 

    http://www.uchportal.ru 

    www.Olympic.org 
    www.Paralympic.org 
     www.Vancouver2010.com
    www.London2012.com
    Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования. В. С. Родиченко и др., Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Олимпийского урока "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"

    При  разработке  данного  материала  мы  руководствовались  следующимсоображением:  необходимо дать школьникам наиболее полное представление об идеологии, фило...

    Открытое внеклассное мероприятие по предмету физическая культура «Навстречу Олимпийским играм 2014»

    • Открытое внеклассное мероприятие по предмету  физическая культура  «Навстречу Олимпийским играм 2014» разработано для студентов с ограниченными возможностям ,которые обучаются в нашем колл...

    Формы вне аудиторной работы по физической культуре в учреждениях СПО. Классный час "Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения"

    - актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у студентов;- расширение представлений студентов о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийск...

    Конспект урока "Ценности олимпийского и паралимпийского движения"

    Конспект урока "Ценности олимпийского и паралимпийского движения"...

    Презентация к уроку "Ценности олимпийского и паралимпийского движения"

    Презентация к уроку "Ценности олимпийского и паралимпийского движения"...

    Внеклассное мероприятие по предмету физическая культура: «Ценности Олимпийского и Паралимпийского движения»

    Данное внеклассное мероприятие  разработано мною и проведёно в рамках социальной акции «Школа равных возможностей». Оно направлено на объединение творческих и жизненных устремлений людей с ...