Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре
консультация по физкультуре на тему

Самусенко Ирина Григорьевна

При проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре учителя  сталкиваются с трудностями, в частности с бально-рейтинговой системой оценки результатов олимпиады. Данные методические рекомендации разработаны для помощи учителю физической культуры в составлении заданий практического и теоретического туров, проведении олимпиады и оценке выполнения заданий, а также для перевода результатов в бально-рейтинговую систему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»

Методические рекомендации по проведению школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре.

 

Майкоп, 2015

Составитель: Самусенко И.Г., инструктор-методист ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».

Рецензенты: Хачемизов А.Р., директор ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»;Гончарова Е.В., зав. по учебно-методической работе ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»; Евтых З.А., зав. по воспитательной работе ГБОУ ДО «Адыгейская республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва».

 

Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре разработаны  с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии олимпиады  под руководством председателя Н. Н. Чеснокова.

Методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Школьная олимпиада   представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней (полной) школы - юношей и девушек (раздельно).

Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера.

Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной Примерной общеобразовательной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол.

Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура».

Испытания проходят в возрастных группах:

 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы.

Практические испытания.

Практические испытания проводятся в соответствии с заданиями, разработанными   предметно-методической комиссией по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Выбор видов спорта, по которым проводятся практические испытания, остается за методической комиссией  школы. Количество практических испытаний может варьироваться от 2 до 4.

 Теоретико – методическое испытание.

Теоретико-методическое испытание проводится во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным   предметно-методической комиссией, и является обязательным испытанием.

Юноши и девушки выполняют задание в разных сменах или вместе (на усмотрение жюри  школьного этапа).

Участники испытания обеспечиваются всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.

Использование мобильных телефонов и других средств связи, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается.

Продолжительность теоретико-методического испытания - не более 60 минут.

По окончании указанного времени участники обязаны сдать бланки ответов членам жюри или дежурным педагогам.

Бланки ответов впоследствии шифруются и проверяются членами жюри по ключам, предоставленным  предметно-методической комиссией.

Примерные практические задания.

Баскетбол.

Участник находится на линии штрафного броска. По сигналу конкурсант первым мячом выполняет штрафной бросок. Затем разворачивается и выполняет бег к противоположной штрафной линии приставными шагами правым боком до центра площадки, после центра - левым боком. Выполняет штрафной бросок вторым мячом и бежит к третьему мячу. Участник берет мяч и правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 1, левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 2, правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 3, таким образом, ведение осуществляется дальней рукой от фишки-ориентира. После прохождения фишки-ориентира № 3 ведет мяч к щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита. Подбирает мяч, разворачивается и обводит дальней рукой от фишек-ориентиров №№ 4,5,6 (правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 4, левой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 5, правой рукой ведет мяч к фишке-ориентиру № 6) далее ведет мяч к другому щиту и выполняет бросок в корзину после двух шагов из-под щита.

Волейбол.

Участник находится на лицевой линии. Подача подается с любой точки лицевой линии. Подающий должен выполнить по 2 подачи каждого вида (верхняя и нижняя), по желанию 2 бонусные подачи в прыжке.

              Сторона «А»                                Сторона «В»                                                                                                                  

1,2,3,4,5,6 — зоны приема

4 мяча находятся на линии подачи плюс 2 мяча запасных (для выполнения дополнительных бонусных подач в прыжке) 1 площадка:

Испытуемый, выполняющий подачу, находится за лицевой линией. Подачу можно подавать с любой точки за лицевой линией, не заходя за разметку.

Подача выполняется в ту зону, которую определяет главный судья - зона № 1,2,3,4,5,6.

Подающему дается право первоначального выбора вида подачи (верхняя или нижняя). Выполняется   по 2 подачи  каждого вида обязательно.

Участник имеет право выполнить 2 дополнительные подачи в прыжке по предварительной заявке (при построении перед выполнением задания).

В случае, если испытуемый выполнял  подброс, но удар по мячу не произведен, то подача является совершенной.

Дополнительных попыток не предоставляется. Каждая подача оценивается. В зачет идет сумма всех подач.

Футбол.

           6 м.                                 6 м.

                                                           

11 м.                                                          10 м.

     20 м.        1 м.                    1 м.   1 м.        1 м.

                                                                 1 м.

Старт                                        Финиш

Контрольная стойка

Мяч

Путь без мяча - - - - - - -

На середине лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота (3 х 2 м). На расстоянии 10 м и 11 м от линии ворот располагается 3 пары мячей. В 6 м вправо и влево от боковых стоек ворот и в 2 м вправо от левой стойки ворот на расстоянии 10 м находятся первые мячи. В 5 м вправо и влево от боковых стоек ворот и в 1 м влево от правой стойки ворот на расстоянии 11 м находятся вторые мячи. На 20 м от линии ворот устанавливается три контрольные стойки, 1 стойка (старта) находиться напротив ближнего к ней мяча 1-й пары мячей, вторая стойка напротив центра ворот, третья (финишная) стойка напротив ближнего к ней мяча 3-й пары мячей.

По сигналу участник стартует от первой контрольной к стоящей слева паре мячей, наносит удар верхом левой ногой по мячу, стоящему на 10 м расстоянии от линии ворот. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу левой пары и наносит удар по воротам низом левой ногой. Ударив, участник бежит ко второй контрольной стойке (центральной). Обегая ее, участник движется к мячу второй пары, находящемуся ближе к воротам и наносит удар верхом любой ногой. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу центральной пары и наносит удар по воротам низом любой ногой.

Ударив, участник бежит к третьей контрольной стойке (финишной). Обегая, участник движется к мячу третьей пары, находящемуся ближе к линии ворот и наносит удар верхом правой ногой. Затем, вернувшись назад, оббегая стойку, движется ко второму мячу правой пары наносит удар по воротам низом правой ногой и финиширует у третьей контрольной стойки. Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мячей в ворота и пересек линию финиша. Время определяется с точностью до 0,01 сек.

Гимнастика.

При составлении гимнастической комбинации нужно опираться на базовые элементы раздела гимнастики школьной программы.  

Девочки и мальчики (5-е классы)

Соединения

Стоимость

 

И.п. - основная стойка

 

1

Упор присев, кувырок вперед, правая нога скрестно перед левой, поворот кругом в упор присев.

2,5 балла

2

Кувырок назад в упор присев.

3,0

3

Перекат назад стойка на лопатках (держать).

3,0

4

Перекат вперед в упор присев, прыжок вверх.

1,5

Гимнастика. Девочки и мальчики. (6-е классы)

 

Соединения

Стоимость

 

И.п.- основная стойка

 

1

«Старт пловца» - два кувырка вперед в упор присев.

2,0

2

Перекат назад стойка на лопатках (держать),  перекатом вперед  упор присев, перекатом назад лечь на спину.

2,0

3

«Мост» (держать), лечь на спину руки вверх, поворот кругом в положение лежа прогнувшись (держать).

2,0

4

 Упор лежа, упор присев толчком ног.

1,0

5

Кувырок назад и прыжок вверх.

3,0

Юноши 7 – 8 класс

Элементы    и     соединения                                           Стоимость

И.п. - основная стойка

1.Шагом правой (левой) вперёд, равновесие («ласточка») на левой (правой), держать ................................................. 1,0 балл

2.Выпрямиться в стойку руки вверх и махом одной, толчком другой, два переворота в сторону («колеса») в стойку ноги врозь ......................................................................... 1,0+1,0

3.Приставляя ногу, повернуться в сторону движения и махом одной, толчком другой выйти в стоику на руках, обозначить -
перекат назад в упор лёжа прогнувшись .............................   1,0

4.Сед на пятках с наклоном вперёд и силой согнувшись стойка на голове и руках, держать .........................................1,0

5.Опуститься силой в упор лёжа и повернуться направо кругом в упор лёжа сзади .........................................................   0,5

6. Сед с наклоном вперёд и кувырок назад в упор стоя
согнувшись .................................................................   1,0

7. Выпрямиться и махом одной, толчком другой через стойку на
руках кувырок вперёд в упор присев .................................    1,0

8. Кувырок вперёд прыжком ..............................................    0,5

9.Прыжок вверх ноги врозь и кувырок вперёд прыжком .......  1,0

10. Прыжок вверх с поворотом на 360° ..................................   1,0

Девушки 7 – 8 класс

Элементы     и    соединения                                              Стоимость

И. п. - основная стойка,

1.Дугами вперёд руки в стороны и шагом вперёд равновесие на

правой (левой) («ласточка»), держать - кувырок вперёд….1,0 б.

2. Встать и шагом вперёд   прыжок со сменой согнутых ног
(«козлик»)             …………………………………………………….0,5

3. Шаг вперед и прыжок со сменой прямых ног («ножницы»)....   0,5

4. Шаг вперёд и вторым шагом одноимённый поворот на 360°,
сгибая свободную ногу вперёд          ………………………………… 1,0

5. Шаг вперёд и, приставляя ногу, прыжок вверх с поворотом на
180°        ………………………………………………………………  0,5

6. Махом одной, толчком другой два переворота вправо или

влево («колеса») в стойку ноги врозь……………   0,5 + 0,5

7. Поворот направо (налево) плечом назад в упор присев -
кувырок назад в упор стоя согнувшись, выпрямиться         ……….  1,0

8. Наклоном назад мост, держать        ………………………. 1,0

9. Лечь на спину, выпрямить руки и ноги и, обозначив наклон
вперёд, перекатом назад стойка на лопатках без помощи рук,
держать        ………………………………………………………    1,0

10. Перекат вперёд в группировке в упор присев………            0,5

11. Кувырок вперёд и кувырок вперёд прыжком…….0,5 + 0,5

12. Прыжок вверх прогнувшись ноги врозь………………..            1,0

Юноши 9 – 11 класс

  1. Из упора присев – силой стойка на голове и руках (держать) – выпрямляя руки, упор лёжа…………………….. 2,0 б.
  2.  Из упора присев кувырок назад согнувшись – не сгибая ног, второй кувырок назад согнувшись в упор стоя – выпрямиться в стойку руки вверх… 2,0 б.
  3. Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх с поворотом на 360° – кувырок вперед – прыжок вверх с поворотом на 180° ………………………2,0 б.
  4. Махом одной, толчком другой через стойку на руках кувырок вперед согнувшись в стойку ноги врозь, руки вверх…………………………2,0 б.
  5. Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («колеса») в стойку ноги врозь……………………  2,0 б.

Девушки 9 – 11 класс

  1. Шагом вперед равновесие («ласточка»), руки в стороны (держать) - кувырок вперед в упор присев ноги скрестно и поворот кругом в приседе.....2,0 б.
  2. Сед углом, руки в стороны (держать) – лечь на спину, руки вверх – мост (держать) – поворот кругом в упор присев…2,0 б.
  3. Махом одной, толчком другой два переворота в сторону в стойку ноги врозь…………………………………………… 2,0 б.
  4. Кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись с поворотом на 180 – кувырок назад………………………………2,0 б.
  5. Из упора стоя ноги врозь кувырок вперед в стойку на лопатках (держать) – стойка на лопатках ноги врозь фронтально (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперед в упор присев……… 2,0 б.

Примерные теоретико-методические задания.

Теоретико-методическое задание 5-6 класс

 По какой части тела замеряется длина прыжка?

а) По руке и ноге;

б) По части тела, ближайшей к зоне отталкивания;

в) По части тела, наиболее удаленной от зоны отталкивания;

г) По любой части тела.

2. Как подразделяется современный спорт?

а) На массовый спорт и спорт высших достижений;

б) На массовый спорт и детский спорт;

в) На массовый спорт и женский спорт;

г) На юношеский спорт и спорт высших достижений.

3. Что относится к заливающим процедурам:

  1.  Солнечные ванны;
  2.  Воздушные ванны;
  3.  Водные процедуры;
  4.  Лечебные процедуры;
  5.  Подводный массаж;
  6.  Гигиенические процедуры.

        а) 2, 4, 6.

        б)  1, 2, 3.

        в)  2, 3, 5.

        г)  3, 4, 6.

  1. Что символизируют Олимпийские кольца?

а) Основные цвета, входящие во флаги всех стран – участниц Олимпийских игр;

б) Единство спортсменов пяти континентов земного шара;

в) Гармонию воспитания основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости;

г) Основные двигательные навыки.

5. Кто является обладателем наибольшего числа золотых олимпийских медалей?

а) П. Нурми;

б) Л. Латынина;

в) М. Фелпс;

г) М. Спитц.

6. Как оказать первую медицинскую помощь при растяжении связок:

а) Применяют холод, создают покой;

б) Накладывают стерильную повязку;

в) Производят тугое бинтование, применяют холод, создают покой;

г) Наложение специальных шин или подручных средств путем фиксации близлежащих суставов.

7. Временное снижение работоспособности принято называть ...

а) Переутомлением;

б) Утомлением;

в) Нагрузкой;

г) Перегрузкой.

8. Результатом физической подготовки является:

а) Физическое развитие человека;

б) Физическое совершенство;

в) Физическая подготовленность;

г) Физическое воспитание.

9.  Физические качества – это:

а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека;

б) Врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности;

в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в определенных результатах;

г) Двигательные умения и навыки, присущие человеку.

10. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

а) Двигательной реакцией;

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно-силовыми способностями.

11. Перечислите порядок чередования способов в комплексном плавании.

а) на спине, брасс, дельфин, вольный стиль;

б) брасс, на спине, дельфин, вольный стиль;

в) вольный стиль, на спине, брасс, дельфин;

г) дельфин, кроль на спине, брасс, вольный стиль.

12. Силовые упражнения рекомендуется сочетать с упражнениями на…

а) Гибкость;

б) Быстроту;

в) Координацию;

г) Ловкость.

13. К основным физическим качествам относятся …

а) Рост, вес, объем бицепсов, становая сила

б) Бег, прыжки, метания

в) Сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость

г) Бег на 3 км, подтягивание, прыжок с места

14. Какое количество игроков в волейболе находится на площадке?

а) 8 человек;

б) 6 человек;

в) 4 человека;

г) 5 человек.

  1. Физическое упражнение – это …

а) Один из методов физического воспитания;

б) Одно из вспомогательных средств физической культуры, направленное на решение конкретных задач;

в) Основное средство физического воспитания;

г) Методический прием обучения двигательным действиям.

16. Какова протяженность марафонской  дистанции на Олимпийских играх?

а) 42 км 195 м;
б) 32 км 195 м;

в) 50 км 195 м;
г)  43 км 195 м.

17.  Что необходимо сделать при отсутствии дыхания у пострадавшего?

а) Массаж сердца;

б) Дать нашатырный спирт;

в) Искусственное дыхание;

г) Вызвать врача.

18. Женские соревнования по легкой атлетики были включены в программу Олимпийских Игр в …..?

а) 1916;

б) 1928;

в) 1924;

г) 1932.

19. Сколько видов проводится в женских дисциплинах по легкой атлетике на Олимпийских Играх?

а) 18;

б) 24;

в) 23;

г) 12.

20. К составным частям здоровья относится?

а) Гиподинамия;

б) Закаливание;

в) Методы контроля за функциональным состоянием;

г) Выносливость.

21. В какой игре от каждой команды на площадке одновременно присутствует пять игроков?

а) Баскетбол;

б) Волейбол;

в) Хоккей;

г) Водное поло.

22. В каком году  пляжный волейбол был включен в программу Олимпийских игр?

 а) 2004;

б) 1992;

в) 2000;

г) 1996.

23. Первой спортсменкой преодолевшей высоту 5 метров в прыжках с шестом стала ……?

а) Стейси Драгила;

б) Светлана Феофанова;

в) Дженнифер Стучински;

   г) Елена Исинбаева.

24. XXI - Зимние Олимпийские игры проходили?

а) Ванкувер;

б) Сочи;

в) Зальцбург;

г) Калгари.

25.  К аэробным упражнениям относятся?

а) Бег;

б) Волейбол;

в) Поднятие тяжести;

г) Спринт;

д) Плавание.

ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В  БЛАНК ОТВЕТОВ.

26. Субъективным ощущением утомления является ………… 

27. Процесс изменения морфофункциональным средств в организме на протяжении жизни называется …………….

28. Связующее звено между организмом человека и внешней средой называется ……………… ….

ОТВЕТЫ

Теоретико-методическое задание (5 - 6 класс)

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

б

15.

в

а

16.

а

б

17.

в

б

18.

б

в

19.

в

в

20.

б

б

21.

а

в

22.

г

б

23.

г

б

24.

а

г

25.

а, д

а

26.

Усталость

в

27.

Физическое развитие

б

28.

Питание

Теоретико-методическое задание 7 - 8 класс

                             

  1. В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр?

 а) 1956;

б) 1968;

в) 1964;

г) 1952.

  1. С какого года  баскетбол включен в программу Олимпийских игр?

а) 1936;

б) 1924;

в) 1932;

г)  1944;

3. Сколько зимних олимпийских видов спорта?

а) 7 ;                             б) 14;                          в) 5;                            г)  11.

  1. Летние Олимпийские игры 2016 года пройдут ….?

а) Испании;

б) Бразилии;

в) Японии;

г) США.

5.  Физическая подготовленность характеризуется:

а) Высокими результатами в спортивной деятельности;

б) Устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов;

в) Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта;

г) Эффективностью и экономичность двигательных действий.

6. Оптимальная степень владения техникой двигательного действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения, называется:

а) Двигательным умением;

б) Техническим мастерством;

в) Двигательной одаренностью;

г) Двигательным навыком.

7. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

а) Двигательной реакцией;

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно-силовыми способностями.

8. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:

а) Подвижностью в суставах;

б) Специальной гибкостью;

в) Активной гибкостью;

г) Динамической гибкостью.

9. Укажите основное специфическое средство физического воспитания:

а) Личный пример учителя;

б) Естественные силы природы, гигиенические факторы;

в) Физические упражнения;

г) Рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание.

10. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

а) 6- ти минутный бег;

б) Бег на 100 метров;

в) Лыжная гонка на 3 километров;

г) Плавание 800 метров.

11. Адаптация - это?

а) Процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды;

б) Чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса;

в) Процесс восстановления;

г) Система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

12. Что чаще всего приводит к нарушениям осанки?

а) Высокий рост;

б) Уменьшение межпозвоночных дисков;

в) Слабая мускулатура;

г) Нарушение естественных изгибов позвоночника.

13. Вес мяча в баскетболе должен быть …

а) Не более 670 г.

б) Не более 650 г.

в) Не более 560 г.

г) Не более 500 г.

14. Физическое развитие это …

а) Размеры мускулатуры, формы тела, функциональные возможности систем организма, физическая активность;

б) Процесс совершенствования физических качеств при выполнении упражнений;

в)Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом;

г) Процесс изменения морфологических и функциональных параметров организма человека в течение всей его жизни.

15. К анаэробным упражнениям относятся … ?

а) Спринт;

б) Волейбол;

в) Лыжные гонки;

г)  Плавание;

16. Укажите виды спорта, по которым соревнования проводятся только среди женщин.

а) Керлинг;

б) Художественная гимнастика;

в) Синхронное плавание;

г) Бобслей.

17. Отличительным признаком физической культуры не является?

а) Знания, принципы, правила и методика использования упражнения;

б) Виды гимнастики, спорта, игр, разновидности комплексов упражнений;

в) Обеспечение безопасности жизнедеятельности;

г) Положительные изменения в физическом состоянии человека.

18. Основным средством физического воспитания школьника является

а) Солнечная радиация;

б) Личная гимнастика;

в) Закаливание;

г) Физические упражнения.

19. Какой раздел комплексной программы по физкультурному воспитанию для общеобразовательных школ не является типовой?

а) Уроки физической культуры;

б) Внеклассная работа;

в) Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

г) Содержание и организация педагогической практики.

20. Для оценки физического развития человека используются:

а) Показатели антропометрических измерений;

б) Показатели уровня развития физических качеств;

в) Показатели формирования двигательных умений;

г) Показатели функциональных систем.

21. Упражнения, направленные на воспитание координационных способностей рекомендуется выполнять ……

а) В подготовительной части урока;

б) В начале основной части урока;

в) В конце основной части урока;

г) В заключительной части урока.

22. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий  в минимальный для данных условий промежуток времени называется

а) Двигательной реакцией;

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно - силовыми способностями.

УКАЖИТЕ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТАХ.

23. Укажите виды спорта, по которым проводятся соревнования только среди мужчин  (выделите все).

а) Биатлон;

б) Регби;

в) Прыжки на лыжах с трамплина;

г) Водное поло.

24. Укажите командные виды спорта(выделите все).

а) Триатлон;

б) Баскетбол;

в) Шахматы;

г) Керлинг;

д) Толкание ядра.

25. В спорте выделяют (выделите все):

а) Инвалидный спорт;

б) Массовый спорт;

в) Спорт высших достижений;

г) Детский юношеский спорт.

26. Какие виды спорта (укажите все) включены в программу Летних Олимпийских игр 2016г. ?

а) Регби – 7;

б) Совтбол;

в) Гольф;

г) Каратэ.

ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В  БЛАНК ОТВЕТОВ.

27. Сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев называется …………………..

28. Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх называется ………….

29. Научная область, изучающая закономерности, методы и принципы формирования, сохранения, укрепление и восстановление здоровья человека называется …………………………

30. Форма индивидуальной и регулирующей деятельности, направленной на обеспечение оптимальных условий для физического развития называется …………………

31. Состояние организма, возникающее при длительном выполнении какой-либо работы и приводящее к временному снижению работоспособности называется ……………..

32. Альпинизм, парашютный спорт, фристайл, сноубординг, относятся к ..……………….  видам спорта.

33. Специальный игрок в составе команды, выполняющий только защитные функции называется ………….

ОТВЕТЫ

Теоретико-методическое задание  7 -  9 классы

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

в

17

в

а

18

г

а

19

г

б

20

а

в

21

б

г

22

б

б

23

б, в

в

24

б, г

в

25

б, в

б

26

а, в

а

27

Балансирование

в

28

Аут

б

29

Валеология

г

30

Самоконтроль

а

31

Утомление

б,в

32

Экстремальные

33

Либеро

Теоретико-методическое задание 9-11 класс

 1. В каком году, и в каком городе было положено начало проведению Зимних Олимпийских игр?

а) 1916г. – Осло;

б) 1920г. - Лейк – Плейсид;

в) 1924г.  – Шамони;

г) 1928г. - Сент – Мориц.

2. Кто стал первым в истории Современных Олимпийских игр Олимпийским чемпионом?

а) Д. Конноли;

б) К.Шуман;

в) Р.Гаррети;

г) С.Луис.

3. Спортсмены Российской Федерации выступили  под Российским флагом  на ….

а) XXV Олимпийских играх в Барселоне;

б) XVI Олимпийских играх в Альбервиле;

в) XVII Олимпийских играх  в Лиллехаммере;

г) XXVI Олимпийских играх в Атланте.

4. Владимир Сальников, Галина Прозуменщикова, Андрей Крылов, Александр Попов- чемпионы Олимпийских игр в …….

а) Биатлон;

б) Плавание;

в) Конькобежный спорт;

г) Легкая атлетика.

5. Олимпийская клятва арбитров прозвучала впервые …..?

а) 1952;

б) 1960;

в) 1968;

г) 1972.

6. Какое место по медальному зачету Россия заняла на Олимпийских играх в Пекине?

а) 2;                           б) 3;                           в) 5;                            г) 1.

7.  Какая дисциплина была включена в программу XVIII зимних Олимпийских Игр в г. Нагано (Япония)?

а) Фристайл;

б) Сноубординг;

в) Керлинг;

г) Скелетон.

8. К каким Олимпийским играм была предложена впервые Олимпийская эмблема из пяти переплетенных колец?

а) 1908 – Лондон;

б) 1912 – Стокгольм;

в) 1920 – Антверпен;

г) 1932 – Лейк- Плейсед.

9. Когда в программу Олимпийских игр был включен шорт-трек?

а) 1988;

б) 1992;

в) 1994;

г) 2002.

10. Какой континент символизирует кольцо красного цвета в Олимпийской эмблеме?

а) Азия;

б) Австралия;

в) Африка;

г) Европа;

д) Америка.

11. Умение выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча в баскетболе формируется при обучении тактическим действиям в......

а) Нападении;

б) Защите;

в) Противодействии;

г) Взаимодействии.

12. Сущность соревновательного метода состоит:

а) В широкой самостоятельности занимающихся и проявлении творческих способностей;

б) В конкурентном сопоставлении сил в борьбе за первенство в условиях унификации действий и в соответствии с правилами соревнований;

в) В выполнении упражнений в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой;

г) В стимулировании интереса занимающихся к выполнению физических упражнений.

13. Основными средствами развития силовых способностей являются:

а) Специальные упражнения на тренажерах;

б) Упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела и изометрические упражнения;

в) Упражнения с преодолением собственного веса тела и упражнения с отягощениями;

г) Изометрические упражнения и упражнения с внешним сопротивлением.

14. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости обеспечивается выполнением физических упражнений при ЧСС:

а) от 90 до 110 уд/мин;

б) от 110 до 130 уд/мин;

в) от 144 до 156 уд/мин;  

г) от 180 до 210 уд/мин.

15. Индивидуальное развитие организма обозначается как … .

а) генезис;

б) онтогенез;

в) филогенез;

г) воспитание.

16. Под двигательной активностью понимают:

а) суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни;

б) определенную меру воздействия физических упражнений на организм занимающихся;

в) определенную величину объема и интенсивности нагрузки;

г) педагогический процесс, направленный на повышение спортивного мастерства.

17. Какое из физических качеств, при его чрезмерном (или непродуманном) развитии отрицательно влияет на гибкость:

а) Выносливость;

б) Быстрота;

в) Сила;

г) Координационные способности.

18. Освоение двигательного действия следует начинать с…

а) Формирования представления об общем смысле данного способа решения двигательной задачи;

б) Выполнение двигательного действия в упрощенной форме и в замедленном темпе;

в) Устранения ошибок при выполнении подготовительных и подводящих упражнений;

г) Формирование связей между двигательными центрами, действующими в данном действии.

19. Какие команды подаются судьей на старте бега на 3000 метров?

а) « На старт! Внимание! Марш!»

б) « На старт! Марш!»

в) «Внимание! Марш!»

г) «Приготовиться! Марш!»  

20. Какие факторы преимущественно обусловливают уровень проявление общей выносливости?

а) Скоростно-силовые способности;

б) Лично-психические качества;

в) Факторы функциональной экономичности;

г) Аэробные возможности.  

21. Каковы нормальные показатели артериального давления здорового взрослого человека?

а) 90/60;

б) 120/70;

в)  140/90;

г) 200/100.  

22. Какие упражнения больше всего подходят для развития выносливости?

а) Аэробные, циклические упражнения;

б) Упражнения статического характера;

в) Упражнения динамического характера;

г) Анаэробные сложно-координационные упражнения.  

23. Под здоровым образом жизни понимается:

а) Отсутствие вредных привычек, регулярное посещение врача, цивилизованное отношение к природе;

б) Регулярные занятия спортом, закаливания, пропаганда здорового образа жизни;

в) Определенный стиль жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья;

г) Поддержание на протяжении многих лет высокой работоспособности.

24. Под физическим качеством  «ловкость»  понимают:

а) Способность точно дозировать величину мышечных усилий;

б) Способность быстро перестраивать двигательную деятельность в меняющейся обстановке с овладением новыми движениями;

в) Освоить действие и сохранить равновесие;

г) Способность технически верно повторить заданное упражнение.

25. Выберите правильную последовательность действий по оказанию доврачебной помощи при ушибах мягких тканей:

а) Холод на место ушиба, покой ушибленной части тела, наложение транспортной шины, обильное теплое питье;

б)  Холод на место ушиба, давящая повязка на область кровоизлияния,   покой ушибленной части тела, пострадавшей конечности придают возвышенное положение;

в)  Тепло на место ушиба,  давящая повязка на область кровоизлияния,   покой ушибленной части тела;

г)  Тепло на место ушиба, жгут выше области кровоизлияния, покой ушибленной части тела.  

26. Гиподинамия – это..

а) Нарушение опорно-двигательного аппарата;

б) Недостаточная физическая активность;

в) Расстройство вестибулярного аппарата;

г) Расстройство функции движения.

27. Для чего используется метод пульсометрии в проведении уроков по физической культуре в школе.

а) Для определения общей плотности урока;

б) Для определения моторной плотности урока;

в) Для построения кривой пульса;

г) Для измерения работоспособности школьников.

ВЫПОЛНЯЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЗАВЕРШИТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, ВПИСАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛОВО В  БЛАНК ОТВЕТОВ.

28. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как  ………………………..

29. Процесс   становления   и   изменения   биологических   форм   и   функций   организма, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания называется физическим …………………………...

30. …..…………………... - система физических упражнений, связанных с выполнением вращений тела в разных плоскостях с опорой и без опоры и сохранением равновесия одним спортсменом, вдвоём или группами.

31. ………….…………….. - часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения  в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта.

32. ……………………….. -  быстрый переход из упора в вис.

33. ……..…………………. это состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий.  

34. Система преимущественно силовых упражнений для женщин, направленных на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма называется ………….…………………..

ОТВЕТЫ

Теоретико-методическое задание (9 -11 классы)

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

в

а

а

б

г

г

б

б

в

а

б

в

в

б

в

б

б

б

д

в

б

Вис

б

Развитием

б

Акробатика

в

Массовый спорт

б

Спад

а

Тренированность

в

Шейпинг

 Оценка выполнения заданий.

Теоретико-методическое.

Правильно выполненные задания  в открытой форме (предложенные варианты ответов)   оцениваются в 1 балл. Задания с несколькими возможными вариантами ответов оцениваются в 0,5 балла, если указаны не все варианты, либо 0 баллов, если указана неправильная позиция.

Задания в открытой форме  (без предложенных вариантов ответов), при выполнении  которых необходимо самостоятельно подобрать определение, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов, оцениваются в 2 балла.

Гимнастика.

1.        Оценка трудности.

1.1. Общая стоимость акробатического упражнения, включая стоимость элементов и соединений повышенной трудности, составляет оценку за трудность, которая не может превышать 10,0 баллов.

1.2. Обязательные элементы и элементы повышенной трудности засчитываются участнику, если они выполнены без ошибок, приводящих к сильному, до неузнаваемости их искажению или невыполнению. В противном случае оценка снижается на величину стоимости элемента или соединения, указанную в программе.

2.        Оценка исполнения.

2.1. Судьи оценивают качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.

2.2. Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла, средним - 0,2 балла, грубыми - 0,4 балла. Ошибки невыполнения - 0,5 балла.

2.3. К основным ошибкам, которые наказываются сбавкой, равной стоимости элемента или соединения, относятся:

 - нарушение техники исполнения элемента или соединения, приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению;

  - фиксация статического элемента менее 2 секунд;

 - при выполнении   акробатических прыжков приземление в сед или на спину.

2.4. В случае неоправданной паузы более 5 секунд при выполнении упражнения, оно прекращается и не оценивается.

2.5. При выведении сбавки за исполнение акробатического упражнения судьи суммируют сбавки, допущенные участником как при выполнении обязательных элементов и соединений, так и элементов повышенной трудности.

3.        Окончательная оценка.

3.1. Окончательная оценка выводится как разность между базовой оценкой за трудность упражнения, выставленной бригадой «А» и суммой из средней сбавки бригады «В» за ошибки в исполнении упражнения, сбавки председателя судейского жюри за нарушения требований к общему порядку его исполнения.

3.2. Окончательная оценка за акробатическое упражнение максимально может быть равна   - 10,0 баллов.

Волейбол.

  1. Оценка исполнения подач.

1.1. При выполнении подач:

-        за точную подачу в принимающего игрока начисляется 4 очка; в зону - 3 очка; в любую другую зону - 2 очка;

-        за попадание во все указанные зоны дается премиальное 1 очко.
            1.2. Если мяч попадает в одну и ту же зону, засчитывается попадание в данную зону и начисляется только 3 очка.

1.3. За подачу в сетку или в аут снимается 3 очка.

1.4. Дополнительные очки даются за выполнение подачи в прыжке:

-если подача выполнена и попала в площадку, то +3 очка;

-если подача не выполнена: в сетку – (-1) очко; аут – (-1).
                   Примечание:

Принимающий игрок – игрока можно заменить специальной разметкой или обручем.

Футбол. Оценка выполнения комбинации.

  1.  Упражнение считается законченным, если участник обвел все фишки, нанес удары по воротам из зоны для удара и пересек финишную линию. Время определяется с точностью до 0,01 сек.
  2.  Штрафное время начисляется за следующие ошибки:

2.1.Удар по мячу не той ногой - плюс 5 сек;

2.2.Непопадание по воротам - плюс 15 сек;

2.3.Удар по воротам мячом, стоящим ближе к линии ворот, низом – плюс 3 сек;

2.4.Удар по воротам мячом, стоящим дальше от линии ворот, верхом - плюс 3 сек;

2.5.За каждое не оббегание стойки - плюс 10 сек.

Баскетбол. Оценка выполнения комбинации.

Фиксируется время преодоления дистанции и точность броска. Остановка секундомера осуществляется в момент касания мячом площадки после броска в корзину из-под щита. В случае непопадания участник имеет право выполнить две дополнительные попытки. Если участник продолжает упражнение или уходит с площадки, не выполнив дополнительные попытки, то к его времени выполнения задания прибавляется по 10 секунд за каждый не совершенный бросок. Если участник из 3 бросков не попал ни разу в кольцо, он наказывается штрафом - 5 секунд. За каждый неточный штрафной бросок добавляется по 5 секунд. Если конкурсант заступил за линию штрафного броска - мяч не засчитывается, и ему начисляются 5 штрафных секунд. За каждое нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание фишек-ориентиров) участнику к его фактическому времени прибавляется за каждое нарушение по 1 секунде. За необбегание фишки-ориентира и перемещение неуказанным способом добавляется по 3 штрафных секунды.

Бально-рейтинговая система оценки.

Максимальное количество баллов, которое может набрать участник по итогам теоретико-методического и практических испытаний - 100 баллов. Балльная стоимость каждого испытания зависит от количества практических испытаний, которое определяет жюри, и может составлять:

Количество испытаний

Теоретико-методическое испытание

Практические испытания

Сумма баллов

1

2

3

4

3

33,4

33,3

33,3

100

4

25

25

25

25

100

5

20

20

20

20

20

100

По итогам каждого испытания зачетные очки получают первые 15 участников, показавших наилучшие результаты в данном испытании. Участники испытания, занявшие 16-е и последующие места, получают 0 очков. Участник, занявший первое место, получает максимальное количество баллов за данный вид.

В зависимости от избранного количества испытаний очки распределяются следующим образом:

При количестве испытаний, равном 3:

Теоретико-методическое испытание

Практическое испытание

Место

Количество баллов

Место

Количество баллов

1

33,4

1

33,3

2

30

2

30

3

27

3

27

4

24

4

24

5

21

5

21

6

19

6

19

7

17

7

17

8

15

8

15

9

13

9

13

10

11

10

11

11

9

11

9

12

7

12

7

13

5

13

5

14

3

14

3

15

1

15

1

16

0

16

0

При количестве испытаний, равном 4:

Теоретико-методическое испытание

Практическое испытание

Место

Количество баллов

Место

Количество баллов

1

25

1

25

2

22

2

22

3

21

3

21

4

18

4

18

5

15

5

15

6

14

6

14

7

12

7

12

8

10

8

10

9

8

9

8

10

6

10

6

11

5

11

5

12

4

12

4

13

3

13

3

14

2

14

2

15

1

15

1

16

0

16

0

При количестве испытаний, равном 5:

Теоретико-методическое испытание

Практическое испытание

Место

Количество баллов

Место

Количество баллов

1

20

1

20

2

17

2

17

3

14

3

14

4

12

4

12

5

11

5

11

6

10

6

10

7

9

7

9

8

8

8

8

9

7

9

7

10

6

10

6

11

5

11

5

12

4

12

4

13

3

13

3

14

2

14

2

15

1

15

1

16

0

16

0

Подведение итогов.

По итогам отдельного испытания баллы начисляются в соответствии с местом, занятым участником.  

В общем зачете  школьного этапа олимпиады определяется победитель и призеры. Итоги подводятся  среди юношей и девушек по возрастным группам 5,6,7,8,9,10,11 классы отдельно.

Личное место участника в общем зачете определяется по сумме баллов, полученных в результате выполнения всех испытаний.

Участник, набравший наибольшую сумму баллов по итогам всех испытаний, является победителем.

В случае равных результатов у нескольких участников при определении победителя и призеров  школьного этапа олимпиады в общем зачете предпочтение отдается участнику, набравшему наибольшее количество баллов в теоретико-методическом испытании.

Призеры  школьного этапа  Олимпиады по физической культуре определяются жюри. Количество призеров (включая победителя) не должно превышать 25% от общего количества участников  школьного этапа.

Жюри  школьного этапа олимпиады направляет в  Комитет по образованию итоговые балльно -рейтинговые  протоколы  по  5 - 11 классам (юноши, девушки).

  Предметно - методическая комиссия анализирует итоги проведения  школьного этапа олимпиады.  Предметно - методическая  комиссия имеет право, в случае необходимости, потребовать первичные протоколы испытаний победителей и призеров.

 Список литературы, интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного этапа:

Бутин, И. М. Физическая культура: 9-11 классы : учебное пособие для учащихся

общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С.

М. Масленников. – М. : ВЛАДОС, 2003.

Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Ви-

ленский. – М. : Русское слово, 2012.

Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М.

Соболева. – М. : Просвещение, 2012.

Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразователь-

ных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.

Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. :

Дрофа, 2012.

Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учрежде-

ний с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под ред. А. Т. Паршикова. – М. : Просвещение, 2000.

Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспита-

ния учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.

Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / А. П. Матвеев. – М. : Про-

свещение, 2011.

Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский,

Т. Ю. Торочкова. – М. : Просвещение, 2011.

Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреж-

дений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т.

Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреж-

дений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т.

Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.

Физическая культура 10–11 классы : учебник для общеобразовательных учрежде-

ний ; под ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.

Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомен-

дации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2009.

Периодические издания:

Спорт в школе : журнал.

Спорт в школе : газета (Издательский дом «Первое сентября»).

Физическое воспитание в школе : журнал.

Физическая культура в школе : журнал.

Интернет-ресурсы:

Сайт учителя физической культуры. - http://fizra137.narod.ru . – Июнь 2013.

Физкультура в школе : www.fizkulturavshkole.ru . – Июнь 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в 2014-2015 учебном году

Результаты школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре  в 2014-2015 учебном году...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2015-2016 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2015-2016 учебный год...

Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году

Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году...

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2016-2017 учебный год

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 2016-2017 учебный год...

Проведение районного этапа Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в дистанционном формате

В данной статье рассказывается об организации районного этапа Всерос.олимпиады школьникв по физкультуре в дистанционном формате....