Методические особенности урока физической культуры.
методическая разработка по физкультуре на тему

Ковалев Михаил Михайлович

Методические особенности урока физической культуры

 

 

Методика

 

 

Задачи     средства     методы     формы организации     принципы

 

 

 

Закономерности

 

 

·        Физиологические

·        Психологические

·        Педагогические

 

Физиологические  закономерности связаны с изменением систем и функций организма в процессе  физических нагрузок, а именно:

·        Предстартовое состояние

·        Врабатывание

·        Устойчивое состояние

·        Утомление

 

 

Психологические закономерности:

 

·        Психологическая установка

·        Нарастание интереса

·        Зона  максимума

·        Снижение эмоционального состояния

 

 

Педагогические закономерности:

 

·        Обязательная организация, настройка на предстоящую деятельность

·        Сама деятельность и умелое управление  ею со стороны учителя

·        Обязательное подведение итогов,  констатация успехов и недостатков,  пути  дальнейшего совершенствования

 

Структура урока физической культуры

 

В связи с выше перечисленными закономерностями,  урок физической культуры  состоит из  трех частей:

 

·        Подготовительная

·        Основная

·        Заключительная

 

1.   Подготовительная часть урока

 

Цель: подготовить учащихся к работе, к решению задач основной части урока.

 

Задачи:

·        Организация занимающихся, повышение внимания, создание положительной психологической установки.

·        Избирательное воздействие на двигательный аппарат и обеспечение функциональной готовности организма

 

Средства:

·        Строевые упражнения,  общеразвивающие упражнения, танцевальные,  на внимание, с предметами, без предметов,  специально-подготовительные упражнения, игры,  эстафеты

 

Требования:

1.     четкая постановка задач урока

2.     необходимы упражнения, обеспечивающие четкую организацию урока

3.     целеустремленный подбор упражнений (ОРУ, специально-подготовительные упражнения)

4.     многообразие средств

5.     строгое соответствие средств задачам основной части урока, возрасту, полу, уровню  физической  и двигательной подготовленности занимающихся

 

2. Основная часть урока

 

Цель: решение основных  образовательных задач стоящих в уроке

 

Задачи:

·        формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

·        воспитание физических качеств

·        формирование системы теоретических и методических знаний

 

Средства:

·        подводящие упражнения

·        основное упражнение в упрошенных условиях

·        многократное выполнение  основного упражнения

·        упражнения на совершенствование техники двигательного действия

·        основное упражнение  в усложненных условиях

 

 

Требования:

1.     Сложные образовательные задачи стремиться решать в первой половине занятия

2.     использование многообразия форм создания представления о двигательном действии

3.     обязательна система подводящих упражнений  для усвоения техники

4.     обязательное выполнение упражнение на развитие двигательных качеств

5.     стремление к освоению вариативной техники

6.     соблюдение рациональной последовательности при совершенствовании  функциональных возможностей организма (упражнения на ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость).

 

3. Заключительная часть урока

 

Цель:  постепенное восстановление организма занимающихся

 

Задачи:

·        снижение физиологической нагрузки

·        снижение эмоционального возбуждения

·        подведение итогов

·        задание на дом

 

Средства:

Специальные упражнения на дыхание,  расслабление, внимание,  осанку.

 

Требования:

1.     Обязательно наличие упражнений на осанку

2.     Строгое соответствие средств задачам и содержанию основной части урока

3.     Ярко выраженная педагогическая направленность средств этой части урока.

 

 

Характеристика типов урока

 

С  учетом стадий обучения двигательным действиям выделяют следующие типы уроков:

·        Вводный

·        Разучивание

·        Совершенствование

·        Контрольный

·        Смешанный

 

Вводный урок

 

Назначение – введение в курс, ознакомить с предметом, разделом, темой

 

Задачи:

·        Ознакомление с содержанием работы, 

·        Ознакомление с требованиями к учащимся

·        выявление уровня физической подготовленности

 

Проводится в начале года, четверти, изучении нового материала.

 

Средства:

1.     передача информации об изучаемом виде

2.     упражнения и тесты для определения уровня физической подготовленности

3.     основные упражнения или часть основного упражнения

 

Методы:

·        Словесные

·        Наглядные

·        Практического выполнения (опробование техники двигательного действия)

 

Методы организации:

·        фронтальный  

·        групповой

 

 

Требования:

·        Сформировать интерес к занятию

·        Создать благоприятные установки для восприятия нового материала

·        Создать четкое представление об упражнении

 

Нагрузка и плотность вводных уроков не высокая.

 

 

Урок разучивания

 

Назначение:  освоить основы техники.

 

Задачи:

Освоить биомеханические и динамические основы двигательного действия.

Средства:

1.     система специально-подготовительных и подводящих упражнений

2.     основные упражнения в упрощенных условиях

3.     основное упражнение

 

Методы:

·        Словесные

·        Наглядные

·        Практического выполнения ( целостные и расчлененные)

·        Методы предупреждения и исправления ошибок в технике двигательного действия.

 

Методы организации:

·        фронтальный  (при обучении простым двигательным действиям)

·        групповой

·        индивидуальный

 

Требования:

1. Обеспечить положительный перенос двигательного навыка

(принцип систематичности)

2.     обеспечить рациональный подбор упражнений (от простого к сложному)

3.     осмысление основ техники (принцип сознательности)

4.     Широко использовать взаимообучение

5.     обеспечить оптимальное количество повторений (принцип прочности).

 

Физическая нагрузка и двигательная плотность средняя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физической культуры в 6 классе

1.     Обучение технике: перекатов, кувырков, опорного прыжка.2.     Развитие координации, прыгучести.3.     Воспитание дисциплинирова...

Особенности уроков физической культуры в первом классе

Первые уроки в первом классе достаточно сложны, так как необходимо организовать детей, научить понимать и четко выполнять команды....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

участие в региональном заочном профессиональном конкурсе учебно-методических разработок урока физической культуры «Мой лучший урок»

конспект и презентация урока физкультуры по теме:"Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе"....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...