План - конспект урока по национальным играм Ханты и Манси
план-конспект урока (физкультура и спорт, 6 класс) по теме

Бастина Светлана Алексеевна

 

       Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

       Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой. Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект  урока

по «национальным играм ХМАО»  6 класс.

Задачи урока: 1.Разучить игры с национальным колоритом.

                        2.Развитие ловкости, быстроты, и т.д.

                        3.Воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями, активности, внимательности, коллективизма.

                         Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, поточный, игровой, групповой, индивидуальный.

Инвентарь: секундомер - 1, флажки, стойки – 4 шт., скамейки -3 шт.,

Преподаватель: Бастина С. А.

Место проведения: спортивный зал МОУ «СОШ-14»

Дата проведения:  2012 уч.год. , октябрь,  1 четверть

Ход урока.

        Урок простроен по трем этапам: климат и географическое положение, быт коренного населения ХМАО (через игры показываем  рыбаловедческий  промысел,

культуру, добыча пищи).  

Урок простроен как путешествие по родному краю с  элементами географического расположения территории ХМАО (преодоление болота, преодоление рек, путешествие по тайге, непроходимый лес). 

Учащиеся  овладевают  необходимыми для жизни умениями и навыками.

Часть урока

Содержание

Дозировка.

ОМУ

(организационно - методические указания)

1

Вводная часть

8 мин.

1. Построение (в круг по сигналу учителя),

 Игра на «Внимание»,

Сообщение задач.

Перестроение в колонну по одному. Движение по кругу.

 

Хадьба – разновидности:

На носках, руки вверх;

На пятках, руки за головой;

Игра « Быстрый олень».

Направленность игры: способствует развитию быстроты, ловкости, координации движения, внимания.

Количество участников: не ограниченно.

Место проведения: спортивный зал, на свежем воздухе в любое время года.

Время проведения: не ограниченно.

Упражнение на восстановление дыхания

Бег – разновидности:

В среднем темпе по прямой;

Полоса препятствия;

- бег  по гимнастической скамейке;

- прыжки на одной ноге ( имитация прыжка с кочки на кочку);

- ходьба по канату ( на восстановление дыхания и для разминки на стону);

Дежурный сдает  учителю рапорт о готовности класса к занятию.

Игра на «Внимание»

руки вперед;

руки вверх;

руки в стороны, разомкнись.    

Соблюдение дистанции 1 метр.

При выполнении упражнения в ходьбе  следит за осанкой учащихся: спина прямая, плечи отведены назад ,голова приподнята.

Спина прямая, смотрим в затылок друг другу.

Описание игры.

Чертится круг и то него на расстоянии 9 - 15м. контрольная линия, По команде ведущего, участники двигаются в обход по начерченному кругу, По команде «шаг оленя» участники идут по кругу, высоко поднимая бедро, По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысью» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свой места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию, Участник пересекает контрольную линию ил отметку, последним выбывает из игры, В конце игры определяют лучших игроков.

Проверить ч.с.с.

 При выполнении упражнений в беге обратить внимание на осанку. Соблюдение  дистанции  1метр.

2.

Основная часть

25 мин.

Игра « БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА»

Рассказ, объяснение, разбор по фрагментам

Направленность игры: развивает быстроты, ловкости, координации движения, внимания, скорость.

Количество участников: не ограниченно.

Место проведения: спортивный зал, на свежем воздухе в любое время года.

Время проведения: не ограниченно.

Инвентарь используемый: хвост лисы или песца.

Описание игры.

     У одного из играющих в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда « охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.

                                

3.

Заключительная часть.

5 мин.

1.Упражнение  на восстановление дыхания                

Проверить пульс.

Полное восстановление учащихся.

2. Построение, подведение итогов игры и занятия.

 Домашние задание: выполнения  упражнения на развитие силы – (сгибание и разгибание, в упоре лежа) 10 раз.

Дополнительные  игры  хантов и манси

 «Ларынщуп» – «Юла»,

«Тухланларынщуп» – «Летающая вертушка»

http://eleklim.ucoz.ru/_pu/0/s17784417.jpgЭти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.

Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех.

«Нумстыюнтупсэт» – головоломки

Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок.

  Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дне они дошли как головоломки «Из шести палочек» – «Хот юхупюнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» – «Яртьянцюхупюнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

«Веет лов тын юх» – «Палочка стоимостью пяти лошадей»

Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину.

     Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей».
Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Спортивные игры хантов и манси

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

        Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
  Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
   Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Игра. Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Игра. Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
 Игра. Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.

Игра. Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
   Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
  Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."

Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...

План – конспект урока по подвижной игре в пионербол с двумя мячами

Тема урока. Совершенствование ловли и передачи мяча в игре пионербол с двумя мячамиЦель урока: Развивать «чувство мяча», ловкость, точность передач, координационные способности.- Совершенствование раз...

План – конспект урока по спортивным играм

План – конспект урока по спортивным играмУчитель: Тихонова Лариса ВасильевнаДата: 06.03.2018гКласс: 7АТип урока: Урок развивающего контроля.Тема: Баскетбол. Овладение те...

План-конспект урока по спортивным играм(настольный теннис)

План-конспект урока по спортивным играм(настольный теннис)...

План-конспект урока по спортивным играм(волейбол)

    План-конспект урока по спортивным играм(волейбол)...

Квест-игра "Ханты и Манси: навигация в прошлое"

Квест-игра "Ханты и Манси: навигация в прошлое"...