Воспитательный процесс-чудесные открытия
материал по физкультуре на тему

Возникновение физического воспитания и физической культуры относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли еще в первобытном обществе: люди добывали себе пищу, охотились, строили себе жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей – силы, ловкости, выносливости, быстроты.

            Постепенно в ходе исторического процесса люди стали обращать внимание на то, что те члены племени, которые ведут более активный и подвижный образ жизни и многократно повторяют различные физические действия, прилагают физические усилия, становились более сильными, выносливыми, быстрыми и работоспособными. В дальнейшем это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости   действий). Именно явление в обществе повторяемости действий и стало основой физического воспитания.

            Осознав пользу и эффект повторяемости физических действий, человечество стало имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения, например, бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали приносить положительный эффект и применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Далее в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший результат в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е.  когда ребенка готовят к жизни и труду на ранней стадии его формирования.

            Таким образом, осознание человечеством явления повторяемости физических действий и важности предварительной подготовки человека к жизни, установления связи послужили источником появления подлинного физического воспитания.

            Общепризнанными формами организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям , но до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

            Методика  физического воспитания в современном мире является одной из основных профилирующих общеобразовательных дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов высокого уровня. Она предназначена обеспечить практикой общественной жизни, где физическая подготовленность призвана вызывать стремление познавать закономерности физических упражнений; практикой физического воспитания на которой проверяются все теоретические положения и рождаются оригинальные идеи.

            В настоящее время миссия преподавателя физической культуры – это не только обучать , но и просвещать.

            «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым!  Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения!». Иммануил Кант.

            А за несколько веков до этого Гиппократ писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

            Все педагоги живут в состоянии стресса, но от этого наша работа не становимся безразличными, а напротив – учимся быть великодушнее и терпимее с каждым годом, с каждой минутой работы в среднем профессиональном учебном заведении. Мудрость преподавателя и его опыт соединяются с детской чистотой и непосредственностью. Умение радоваться любому успеху студентов и сопереживать любой маленькой неудаче искренне умеет далеко не каждый.

            Любого преподавателя чаще всех посещает мысль о неудовлетворенности, недовольстве собой, о недостаточности достигнутых результатов. И всегда кажется, что можно было сделать больше, лучше, вовремя подсказать и направить. Преподаватель, в своем роде, является и актером, находящимся все время на своего рода сцене; и скульптором хотя труд  этот изнурительный и не всегда бывает заметен и оценен своевременно; и врачом ведущий «пациента» к здоровому образу жизни, и наставником, и психологом, умеющим успокоить и находящий подход к каждому ребенку, помогающим найти выход из трудной ситуации.

            Во всяком случае, я открыла для себя за многолетний труд свои собственные простые и сложные одновременно принципы работы: любовь к детям, понимание жизненных ситуаций, уважение как к личности, терпение.

            В  своей многолетней трудовой деятельности мною были применены различные методы обучения, направленные на формирование у обучающихся прикладных навыков и организационных умений. На первой стадии ознакомления создаются правильные двигательные представления о предлагаемых физических упражнениях, а затем, переходя к методу разучивания, студенты выполняют несложные элементы упражнений путем их многократного повторения. Воспитательная сила наглядного метода основывается на естественном стремлении студентов к подражанию, что очень помогает в воздействии преподавателя на обучающихся.

            Федор Иванович Янкович де Мариево в свое время писал: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».

            Игровой метод на занятиях физической культуры способствует организации внимания, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости; а также волевых качеств: смелости, честности, коллективизма - и все это развивает и укрепляет здоровье студента.

            Но самые чудесные мгновения для преподавателя происходят только тогда, когда складываются теплые взаимоотношения с учащимися.  Обязательное  психологическое условие возникновения доверительных взаимопонимания и взаимоотношений со студентами и преподавателем – это уважение со стороны педагога к личности подрастающего человека. Складывающиеся взаимоотношения зависят также от того, насколько педагог учитывает возрастные особенности, свойственные подросткам, их  к стремлению взрослости. По мнению студентов, отношения с педагогами портят такие проявления взрослых, как не доверие, непонимание, несправедливость, раздражительность, излишняя требовательность, бестактность и т.д..

            Однако если ваш урок нескучный и монотонный на практике, если вы  применяете различные методы учебно-воспитательной работы, если располагаете к доверию и возникают доверительные, честные отношения, если вы честны и правдивы со своими учениками, барьер непонимания непременно рушится.

            К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», -и добавлял: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения…но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…..».

            В системе образования наши воспитанники получают систематизированные знания и навыки в совокупности с научными знаниями и практическими занятиями. Но миссия преподавателя не заканчивается  и не ограничивается рамками учебного занятия, но и на занятиях в кружках, секциях мы передаем свой опыт и продолжаем распространять свои знания и культуру, совместно готовим культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные мероприятия, общаемся во вне урочное время.

            Еще Аристипп сказал: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». А Лев Николаевич Толстой написал: «Воспитание есть воздействие одного человека на  другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытый урок в 7 классе в рамках семинара "Воспитательный аспект урока"

В архиве содержится подробный план урока, учебная карта для учащегося, презентация к уроку....

открытый воспитательный час "Спешите делать добро"

Данный документ является разработкой открытого воспитательного часа в коррекционной школе, который был проведен во время аттестации....

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО ОТКРЫТОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «СОДРУЖЕСТВО»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои на­селения, и, в первую очередь,  в...