О физической культуре и ГТО для обучающихся
статья по физкультуре на тему

Занятия физической культурой способствуют гармоничному развитию детей. Физкультура является частью общей культуры человека.Способствует становлению всесторонне развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_fizkulture_i_gto_dlya_obuchayushchihsya.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

О Физической Культуре и  ГТО для школьников

Занятия физической культурой  способствуют гармоничному развитию детей.

Физическая культура – часть общей культуры человека, включающая в себя набор знаний и умений для физического и интеллектуального развития способностей человека.

Человек не может считаться  чуть-чуть культурным, если он ходит в театры, читает книги, правильно держит вилку за столом, но при этом не занимается физической культурой, нельзя стать культурным человеком.

С древних времён люди понимали, что быть здоровым без занятий физической культурой НЕВОЗМОЖНО!

 Спорт и физическая культура в частности могут коренным образом изменить жизнь и судьбу человека. Представьте себе, ребенок плохо учится в школе, но вдруг на школьных соревнованиях быстрее всех пробегает 60 метров. В этот самый момент у него начинается новая жизнь. Меняется самооценка, появляется авторитет среди одноклассников, наконец, ребенок познает вкус победы, манящий вкус! Он широк по своему спектру. Наука побеждать — она одна на все случаи жизни, в физике и в физической культуре, она вырабатывает умение ставить цель и ее добиваться.

 Значит, урок физкультуры способствует не только развитию мускулатуры, но и становлению характера. Ребенок берет в руки учебник, желая самоутвердиться и дальше. И это только маленький психологический момент.

Уроки физкультуры необходимы школьникам как воздух. И слово «воздух» здесь употребляется в прямом значении. Мозг питается кислородом, как и все ткани человеческого организма. Во время движения кровь циркулирует в организме и доставляет его к «системному блоку» — мозгу. Физкультура помогает переключиться, если хотите — перезагрузить голову ребенка. Ведь от такого количества уроков может «зависнуть» кто угодно. Кроме того, физкультура в отличие от студии танцев дает ребенку шанс попробовать много нового: научиться играть в мяч, прыгать в высоту, пробираться по лесу на лыжах… Именно на урок физкультуры приходят тренеры из СДЮШОР и выбирают Аршавиных, Овечкиных, Исинбаевых в свои секции

  Загляните в любой класс и посчитайте, сколько детей имеют явный лишний вес? Эндокринологи давно бьют тревогу и предрекают, что если будем и дальше продолжать в том же духе, то скоро по уровню ожирения догоним США. В том же духе – это значит, есть много неполезного и мало двигаться.

Но двигаться детям школьного возраста удается только на уроках физкультуры, и то, если родители не освободили своего отпрыска от этого урока медицинской справкой. По некоторым данным, не отлынивают от школьной «физры» сегодня не больше 40% детей. Надо ли объяснять, к чему ведет такой образ жизни? В первую очередь к метаболическим нарушениям, к проблемам сердечнососудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Но теперь все должно стать по-другому.

С 2014-2015 учебного года в школы и институты возвращается система сдачи нормативов ГТО.

По новым правилам

Во‑первых, планируется в очередной раз пересмотреть содержание уроков физкультуры в школе. Его, правда, и раньше пересматривали, пытаясь сделать привлекательным для детей. В ближайшем будущем старшеклассникам обещают позволить выбирать вид спорта и заниматься им не только на уроке, но дополнительно в секциях.

Во‑вторых, предполагается, что физкультурой будут заниматься все. Никаких освобождений! Просто у ослабленных детей будет своя, облегченная спортивная программа.

И в-третьих, вводятся нормы ГТО, которые должны еще больше укрепить тело.

 С тем, что современным детям, мало гуляющим и много сидящим за экранами компьютера и телевизора, надо больше двигаться и заниматься спортом, никто не спорит. Но тема ГТО неизбежно вызывает дискуссию о физкультуре в школе, которая практически и так вся построена на нормативах, доставшихся нам с советских времен.

Эти уроки чаще всего не воспринимаются школьниками (и их родителями) как часть здорового образа жизни, скорее – как скучная «обязаловка», которую они – чем старше, тем активнее - стараются избежать. Бег на скорость и кросс, лыжи зимой, прыжки в длину, в высоту и через «козла», подтягивание, приседания, отжимания, упражнение на пресс, канат, метание мяча (заменившего в свое время гранату), разбавленные эстафетами и редкими играми в баскетбол и волейбол – детям по-прежнему предлагают «ставить рекорды» и получать за это оценки. Нередко можно услышать истории о том, как ребенок, вне школы занимающийся спортом и даже имеющий спортивный разряд, получает «тройку» по физкультуре, потому что не может сдать норматив.

 Именно поэтому введенный несколько лет назад третий урок физкультуры не вызвал восторга ни у школьников, ни у их родителей, хотя казалось бы - что плохого в регулярной физической нагрузке, особенно если у ребенка нет возможности посещать секции или бассейн?

Достаточно посмотреть на единодушные комментарии в социальных сетях, чтобы увидеть: у многих родителей остались не самые лучшие воспоминания о физкультуре в школе - стресс, унизительные реплики учителя и насмешки одноклассников, нагрузки, не учитывающие индивидуальные особенности и возможности.

 Кажется, ничего с тех пор не изменилось. Все сходятся в одном: любовь к спорту и здоровому образу жизни эти уроки не прививали и не прививают. Нельзя оздоровить ребенка, насильно заставляя его сдавать нормативы, тем более, если они ему не по силам.

 Об этом говорят и медики: подобные физические нагрузки не только не подходят всем подряд, но и противопоказаны при многих проблемах со здоровьем. Ежегодно российская пресса пишет о летальных случаях на уроках физкультуры. Основная причина смерти – острая сердечная недостаточность во время «стометровки» или кросса, причем некоторые дети диагноз имели (но все равно продолжали заниматься в общей группе, поскольку никакой другой группы в школе нет), а некоторые считались абсолютно здоровыми.

 В соседней Украине после череды несчастных случаев провели медицинское обследование школьников и выяснили, что только 4% из них имеют здоровье, позволяющее выполнить программу. После этого украинский министр образования отменил оценки по физкультуре (вместо них введена зачетная система) и заявил, что основой новых уроков спорта станет активное движение и пребывание на свежем воздухе, а не сдача нормативов.

 В большинстве развитых стран школьные уроки физкультуры (в англоязычных странах они называются PE – Physical Education) так и устроены. Они решают разные задачи: не только тренируют детей, формируют у них представление о здоровом образе жизни, но и снимают напряжение и умственное переутомление, вызванные уроками в классе. «Стометровкой» и лазаньем по канату нервную систему не разгрузишь, скорее наоборот.

 В Японии физкультура разнообразна: школьники играют в большой теннис, хоккей с мячом, бейсбол, прыгают со скакалкой, занимаются фехтованием (кэндо), айкидо, даже учатся держать равновесие на одноколесных велосипедах (на двухколесных они ездят с пеленок).

В США старшеклассники самостоятельно выбирают, в какой форме им брать уроки PE: можно записаться в баскетбольную команду и тренироваться весь год, а можно заниматься скалолазанием или взять предмет под условным названием «водные виды спорта», куда входят гребля на байдарке, ныряние и пр.

 В канадских школах, помимо специальных уроков 2-3 раза в неделю, законом предусмотрены ежедневные 20 минут физической активности, во время которых дети на улице играют в командные игры, выполняют упражнения или просто танцуют под музыку в спортивном зале, если на улице сильный дождь. Помимо этого перемены дети обычно проводят на улице - почти в любую погоду, в том числе зимой, играя в подвижные игры. Такой режим позволяет даже шестилеткам (1 класс) легко выдержать 6,5-часовой школьный день.

Конечно, немногие российские школы могут похвастать своим бассейном, кортом или стадионом, однако здесь важен сам принцип учета желаний и возможностей детей. Хотя с точки зрения государственной заботы о здоровье и физической форме подрастающего поколения гораздо эффективнее строить спортивные площадки, бассейны и спортивные залы – не только в школах, но и повсеместно, и чтобы занятия в них были доступны не только состоятельным гражданам, но и всем остальным.

Я думаю, что возвратиться к той системе, которая была, хорошая мысль. Но  система ГТО должна претерпеть модернизацию, какие должны быть нормативы? Мне кажется, надо подойти к нормативам осторожно. Есть дети ослабленные, пусть сдают ГТО, но по нижней планке. Есть более спортивные – они могут сдать нормативы по верхней. К этому надо подходить взвешенно. А уроки физкультуры следует строить  так, чтобы сдача ГТО была реальной.

«Человек сам должен заниматься своим здоровьем, а не кто-то другой думать о нем. В европейских странах на генном уровне есть понимание, что с утра ты должен сделать пробежку, потому что это бодрит. А сколько пожилых людей идут вечером гулять? Да и у нас когда-то имеющий несколько значков ГТО считался классным парнем.

Так что теперь, отправляя ребенка в школу, родителям следует проверять, не «забыл» ли он дома физкультурную форму.

Пять распространенных мифов об уроках физкультуры

  • Нельзя заниматься физкультурой детям, страдающим близорукостью.

Это неправда. От физических нагрузок зрение ухудшиться не может, если ребенок не работает со штангой на уровне олимпийца. Напротив, укрепление мышц шеи и головы пойдет на пользу. Да и крепкого паренька дразнить очкариком не начнут.

  • Нельзя заниматься физкультурой детям, больным остеохондрозом.

 Только физические упражнения и помогут такому ребенку. Мышцы спины, если их развить должным образом, выполняют роль естественного природного корсета, и никакие лекарства не будут больше нужны.

  • Нельзя заниматься физкультурой детям, склонным к частым простудам.

Напротив, такому ребенку особенно необходим мощный импульс в его физическом развитии. Вспомним хрестоматийный пример: Ирина Константиновна Роднина в детстве постоянно болела ангиной, и когда врачи не смогли помочь девочке, родители привели ее на каток. Страна получила трехкратную олимпийскую чемпионку, а болезнь отступила быстро.

  • Нельзя заниматься физкультурой  при наличии гастрита.

Гастрит у ребенка носит, как правило, функциональный характер и связан с гиподинамией, а также эмоциональной лабильностью. Умеренная, дозированная педагогом физическая нагрузка избавит ребенка от этой напасти.

  • Нельзя заниматься физкультурой при наличии плоскостопия.

 Напротив. У такого ребенка нарушена походка, отсюда недалеко и до проблем с позвоночником. И только развитие мускулатуры ног способно компенсировать этот дефект.

Кстати,  чем поможет физкультура?

  • Снимет напряжение с глазных мышц
  • Укрепит опорно-двигательный аппарат
  • Выправит осанку
  • Восстановит кровообращение
  • Снимет эмоциональное напряжение
  • Разовьет выносливость.
  • Дает обучающимся регулярные физические нагрузки, возрастающие по мере взросления детей;
  • Мотивирует обучающихся на физическую активность через привитие с раннего детства привычек выполнения физических упражнений и участия в демонстрации полученных навыков и умений;
  • Обучает командным спортивным играм и эстафетам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "физическая культура-география, история", для обучающихся 8 класса

В данном конспекте урока для обучающихся 8 класса сделана попытка объединения физической культуры и географии с историей....

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 10 класс для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями)

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ (интелектуальными нарушениями) 10 класс с календарно-тематическим планированием...

"Дифференцированный подход на уроках физической культуры как фактор успешности обучающегося"

Дифференцированый подход  стоит во главе всей педагогической работы и помогает выполнять цели и задачи физического воспитания в школе. Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждени...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"

Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""...

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе

Роль физической культуры в формировании знаний обучающихся в общеобразовательной школе...

Танцевальные упражнения под музыку на уроках физической культуры, как средство оздоровления обучающихся.

Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ус...

Физическая культура, 5 класс (для обучающихся с ОВЗ). Спортивная викторина. 6 класс для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности, прививать знания о здоровом образе жизни. Познакомить дошкольников с работой человеческого сердца.Условия обеспечения развития осознанно...