Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в гимназии № 73
статья по физкультуре на тему

Ломакина Людмила Николаевна

В материале рассматриваются вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни в гимназии через урочную и внеурочную форму работы и результаты этой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc974.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в гимназии № 73

Ломакина Людмила Николаевна

Адамова Наталья Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 73»

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

            В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" отмечается, что "... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей... Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма".

           Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.

       Школа выполняет заказ, сформулированный в федеральном государственном образовательном стандарте. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Современная школа сегодня — это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся.

          Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, так же ориентирована на достижение поставленной цели.  В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

          Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

          Основными же  проблемами физического развития на данном этапе являются:

  •  укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
  • формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

         Все эти проблемы тесно переплетаются между собой,  поэтому вопросом повышения их эффективности в рамках урочных и внеурочных  форм является подход  к методологическим и организационно-педагогическим условиям создания модели непрерывного специализированного физического воспитания. Такая модель  разработана и внедрятся в гимназии № 73 педагогическим коллективом и учителями физической культуры: Ломакиной Л. Н., Адамовой Н. А., Шмыговым И. Г..

      Прежде всего, коллектив гимназии и преподаватели физической культуры поддерживают тесную связь с медицинскими учреждениями, следящими за здоровьем обучающихся гимназии. Ребята регулярно проходят медицинское обсследование как в стенах гимназии, так и в специализированных медицинских учреждениях.  В течение  каждого учебного года педагогами и медицинским работником гимназии осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся,  их функционального и физического развития.

Таблица 1

Распределение заболеваний опорно-двигательного аппарата по возрасту обучающихся.

Распределение учащихся по физкультурным группам.

           Исследования успешности работы в гимназии в рамках реализации ФГОС ведётся на нескольких уровнях:

• Анализ уровня обученности и качественной успеваемости учеников по итогам четвертей, полугодий, года.

• Изучение мотивации обучающихся к преподаваемой дисциплине.

• Результативность участия гимназистов в соревнованиях различного уровня

        В гимназии к формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры. В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания:

•        словесный метод  (объяснение, указания, команда, убеждение);

•        наглядный метод  (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);

•        метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

•        методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой т.д.)

        Обучение основывается на следующих  дидактических принципах:

-  оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия;
- принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; 
- принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому наша задача показывать ученикам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентировать внимание на значимость для развития психических и физических качеств.

- принцип индивидуализации:  мы учитываем индивидуальные особенности каждого школьника,  это проявляется в выборе и выполнении учебных заданий.

          Каждый урок физической культуры:

 - имеет определенные задачи – общие, и частные;

 - правильно методически построен (подготовительная, основная, заключительная) части; 

-  является последовательным  продолжением предыдущих занятий и в то же время имеет свою целостность и законченность;

-  соответствует по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности; 
- интересный для учащихся, побуждает  их к активной деятельности; 
-  содержит упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки, профилактики плоскостопия; 
- правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; 

             Физическая культура -  это предмет, в преподавании которого можно применять различные современные педагогические технологии и их элементы, которые  обеспечивают эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, повышает качества знаний обучающихся, улучшает здоровье. В нашей гимназии соответствие современным требованиям - норма.

Диаграмма 1

Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе.

           В гимназии организована работа физкультурно-оздоровительных мероприятий, соответствующих учебной программе, которые являются составной частью режима школьников: разучивание комплексов утренней гигиенической гимнастики, проведение

гимнастики до занятий в классах, физкультминуток, подвижных перемен, а так же «Дней здоровья» (туристический слёт, Всемирный день здоровья), спортивных праздников. Дни здоровья в нашей гимназии проводятся не реже двух  раз в четверть.

Вывод:  Данные мероприятия,  проводимые как на уроках,  так и  внеурочно, позволяют повысить работоспособность, результативность, успеваемость обучающихся,   умения применять на практике знания, на благо здоровья.

    Конкурсы,    соревнования,    внеклассные  спортивные  мероприятия  -  эта

деятельность не менее важна в современной школе. Для нас вся эта работа складывается из следующих основных компонентов:

  • Подготовка учеников к участию в соревнованиях различного уровня.
  • Проведение дополнительных кружков и спортивных секций.
  • Работа гимназического Совета физкультуры.
  • Проведение внеклассных мероприятий по физической культуре.
  • Участие в районных, городских, областных соревнованиях.

          В гимназии работает Совет физической культуры.  Ребята  проводят внутришкольные соревнования, товарищеские встречи, сами активно принимают участия в соревнованиях, являются помощниками судей на соревнованиях. Помогают  в подготовке и проведении физкультурных праздников. Учащиеся ведут широкую пропаганду  физической культуры, спорта и здоровья в гимназии .

     С целью воспитания здоровой, творческой, спортивной, нравственной личности, для повышения имиджа гимназии, помимо уроков в гимназии проводятся дополнительные спортивные занятия по баскетболу, ОФП, волейболу. Многие гимназисты посещают спортивные кружки и секции в ДЮКФП, ДЮСШ.

Таблица 2

Показатели развития физической культуры в МБОУ «Гимназия № 73»

Систематически занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время

Кол-во обуч-ся без СМГ и освобождённых

всего

Занимаются в школьной секции

Занимаются в ДЮКФП

Занимаются в ДЮСШ

Занимаются в СДЮСОР

Занимаются в других кружках, секциях, внешкольных учреждениях

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

709

709

94,5

72

10,1

66

9,3

70

10

15

2

72

10

Количество детей, занимающихся в спортивных секциях по видам спорта:

игровые виды

Лёгкая атлетика

плавание

лыжные гонки

единоборства

стрельба

теннис

танцы

43 чел.

9 чел.

75 чел.

9 чел

35 чел.

10 чел.

7 чел

38

                С 2011 года среди гимназистов проводится социальный опрос об отношении ребят к преподаваемым дисциплинам. Рейтинг предмета «физическая культура» растёт

Диаграмма 3. 

9 – 11 классы

                         2011-2012 г.г.                                           2012-2013 г.г

                     

    Огромная роль в нашей гимназии отводится  внеклассным мероприятиям.

Много внимания  уделяется  внутригимназической спартакиаде. Среди школьников младшего звена проводятся «Весёлые старты», эстафеты, «Молодецкие игры», спортивные КВНы.  В среднем и старшем звене - соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, мини-футболу в зале, на снегу, подвижной игре  «Снайпер», стритболу, лёгкоатлетические состязания.  Традиционно проводятся спортивные праздники совместно с родителями «Наши спортивные мамы», «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу.

         Спортивные команды нашей гимназии в течение последних пяти лет являются призёрами районной спартакиады Куйбышевского района.

          Так же в нашей гимназии растёт количество детей, которые хотят участвовать и участвуют в олимпиаде по физической культуре на школьном, районном городском и областном уровне. С 2011 года воспитанники нашей гимназии прочно закрепили свои позиции  призёров на муниципальном уровне.

         Куйбышевский район один из первых приступил к реализации комплекса ГТЗО. В настоящее время ребята продолжают радовать нас своими победами, показывая отличные результаты.

           С  2011-2012 года  гимназия активно участвует во Всероссийских соревнованиях школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры». 2011-2012 – 1 место область, 2013-2014 – 2 место область, 2 место – город «Президентские спортивные игры».

     Тесным образом мы сотрудничаем со спортивными сообществами высших учебных заведений НФИ КемГУ и КузГТУ, со спортивными школами № 2, №4.

           Ребята принимают активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, выставках-ярмарках рассматривая на них темы спортивной, физкультурной и здоровьесберегающей деятельности.  Несколько работ наших учеников были оценены по достоинству на выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость». Принимаем активное участие в различных акциях: «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», «Здоровое поколение».

             Таким образом,  формирование здорового образа жизни учащихся достигается  в процессе систематических занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенических условий. Физическая подготовка,  включающая в себя развитие «сильных» сторон занимающихся, увеличивает перспективные возможности дальнейшего развития и поддержки  уровня физической подготовленности обучающихся. Это позволяет повысить уровень культуры ЗОЖ учащихся.

Литература

1. Давыденко Д.Н. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской Академии, 1996. –Вып.8. С.16-24.

2. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников / Теория и практика физической культуры. 1997. № 7.

3. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры». – 2001. – 332с.

ФИО

Ломакина Людмила Николаевна

Адамова Наталья Анатольевна

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №  73»

Должность

Учителя физической культуры

Учёная степень

-

Контактный телефон

71-78-16

8-905-078-9193

E-mail

mila.lomakina@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Система мер по охране и укреплению здоровья

Система мер по охране и укреплению здоровья...

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающеесяв последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких ...

организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе

спортивный праздник, соревнования, декада физической культуры, реализация ВФСК "ГТО" в ОУ....

Анкета «ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

laquo;ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ ИФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»...

Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в МБОУ "СОШ № 17"

В материале рассматриваются вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни в школе через урочную и внеурочную форму работы и результат этой деятельно...

Презентация для педагогов: «Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»

laquo;Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»...