Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в МБОУ "СОШ № 17"
статья по физкультуре на тему

Новомлинова Татьяна Викторовна

В материале рассматриваются вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни в школе через урочную и внеурочную форму работы и результат этой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в МБОУ «СОШ № 17»

Новомлинова Татьяна Викторовна

Жадько Сергей Викторович

Рожкова Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «СОШ № 17»

В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.

            В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" отмечается, что "... здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей... Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма".

           Тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздрава, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16 % выпускников школ.

       Школа выполняет заказ, сформулированный в федеральном государственном образовательном стандарте. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Современная школа сегодня — это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от школьников значительных физических и психических усилий. Отсюда естественно возникает вопрос о сохранении здоровья детей, который должна решать школьная система физического воспитания учащихся.

          Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, так же ориентирована на достижение поставленной цели.  В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

          Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

          Основными же  проблемами физического развития на данном этапе являются:

  •  укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
  • формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

         Все эти проблемы тесно переплетаются между собой,  поэтому вопросом повышения их эффективности в рамках урочных и внеурочных  форм является подход  к методологическим и организационно-педагогическим условиям создания модели непрерывного специализированного физического воспитания. Такая модель  разработана и внедрятся в школу № 17 педагогическим коллективом и учителями физической культуры: Новомлиновой Татьяной Викторовной, Жадько Сергеем Викторовичем, Рожковой Татьяной Ивановной.

      Прежде всего, коллектив школы и преподаватели физической культуры поддерживают тесную связь с медицинскими учреждениями, следящими за здоровьем обучающихся. Ребята регулярно проходят медицинское обследование как в стенах школы, так и в специализированных медицинских учреждениях.  В течение каждого учебного года педагогами и медицинским работником школы осуществляется мониторинг состояния здоровья обучающихся,  их функционального и физического развития.

           Исследования успешности работы в школе в рамках реализации ФГОС ведётся на нескольких уровнях:

• Анализ уровня обученности и качественной успеваемости учеников по итогам четвертей, полугодий, года.

• Изучение мотивации обучающихся к преподаваемой дисциплине.

• Результативность участия школьников в соревнованиях различного уровня

        В школе к формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры. В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания:

•        словесный метод  (объяснение, указания, команда, убеждение);

•        наглядный метод  (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);

•        метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

•        методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой т.д.)

        Обучение основывается на следующих  дидактических принципах:

-  оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия;
- принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; 
- принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому наша задача показывать ученикам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентировать внимание на значимость для развития психических и физических качеств.

- принцип индивидуализации:  мы учитываем индивидуальные особенности каждого школьника,  это проявляется в выборе и выполнении учебных заданий.

          Каждый урок физической культуры:

 - имеет определенные задачи – общие, и частные;

 - правильно методически построен (подготовительная, основная, заключительная) части; 

-  является последовательным  продолжением предыдущих занятий и в то же время имеет свою целостность и законченность;

-  соответствует по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности; 
- интересный для учащихся, побуждает  их к активной деятельности; 
-  содержит упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки, профилактики плоскостопия; 
- правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня; 

             Физическая культура -  это предмет, в преподавании которого можно применять различные современные педагогические технологии и их элементы, которые  обеспечивают эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, повышает качества знаний обучающихся, улучшает здоровье. В нашей школе соответствие современным требованиям - норма.

Диаграмма 1

Педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе.

           В школе организована работа физкультурно-оздоровительных мероприятий, соответствующих учебной программе, которые являются составной частью режима школьников: разучивание комплексов утренней гигиенической гимнастики, проведение

гимнастики до занятий в классах, физкультминуток, подвижных перемен, а так же «Дней здоровья» (туристический слёт, Всемирный день здоровья), спортивных праздников. Дни здоровья в нашей гимназии проводятся не реже двух  раз в четверть.

Вывод:  Данные мероприятия,  проводимые как на уроках,  так и  внеурочно, позволяют повысить работоспособность, результативность, успеваемость обучающихся,   умения применять на практике знания, на благо здоровья.

    Конкурсы,    соревнования,    внеклассные  спортивные  мероприятия  -  эта

деятельность не менее важна в современной школе. Для нас вся эта работа складывается из следующих основных компонентов:

  • Подготовка учеников к участию в соревнованиях различного уровня.
  • Проведение дополнительных кружков и спортивных секций.
  • Работа школьного Совета физкультуры.
  • Проведение внеклассных мероприятий по физической культуре.
  • Участие в районных, городских, областных соревнованиях.

          В школе работает Совет физической культуры.  Ребята  проводят внутришкольные соревнования, товарищеские встречи, сами активно принимают участия в соревнованиях, являются помощниками судей на соревнованиях. Помогают  в подготовке и проведении физкультурных праздников. Учащиеся ведут широкую пропаганду  физической культуры, спорта и здоровья в школе .

     С целью воспитания здоровой, творческой, спортивной, нравственной личности, для повышения имиджа школы, помимо уроков  проводятся дополнительные спортивные занятия по баскетболу,стрельбе, волейболу, лёгкой атлетике. Многие школьники посещают спортивные кружки и секции в ДЮСШ и других секциях.

Огромная роль в нашей школе отводится  внеклассным мероприятиям.

Много внимания  уделяется  внутришкольной спартакиаде. Среди школьников младшего звена проводятся «Весёлые старты», эстафеты, «Молодецкие игры», спортивные КВНы.  В среднем и старшем звене - соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу, мини-футболу в зале, на снегу, подвижной игре  «Снайпер», стритболу, лёгкоатлетические состязания.  Традиционно проводятся спортивные праздники совместно с родителями «Наши спортивные мамы», «Мама, папа, я – спортивная семья», товарищеские встречи по мини-футболу, волейболу.

          Так же в нашей школе растёт количество детей, которые хотят участвовать и участвуют в олимпиаде по физической культуре на школьном, районном  и краевом уровне.

         

           Ребята принимают активное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, выставках-ярмарках рассматривая на них темы спортивной, физкультурной и здоровьесберегающей деятельности.  

             Таким образом,  формирование здорового образа жизни учащихся достигается  в процессе систематических занятий физическими упражнениями при соблюдении соответствующих гигиенических условий. Физическая подготовка,  включающая в себя развитие «сильных» сторон занимающихся, увеличивает перспективные возможности дальнейшего развития и поддержки  уровня физической подготовленности обучающихся. Это позволяет повысить уровень культуры ЗОЖ учащихся.

Литература

1. Давыденко Д.Н. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской Академии, 1996. –Вып.8. С.16-24.

2. Комков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показателей физической активности, состояния здоровья и культурного развития школьников / Теория и практика физической культуры. 1997. № 7.

3. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры». – 2001. – 332с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Система мер по охране и укреплению здоровья

Система мер по охране и укреплению здоровья...

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающеесяв последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких ...

организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе

спортивный праздник, соревнования, декада физической культуры, реализация ВФСК "ГТО" в ОУ....

Организация, управление и методика физкультурно-оздоровительной работы по охране и укрепления здоровья в гимназии № 73

В материале рассматриваются вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни в гимназии через урочную и внеурочную форму работы и результаты этой деяте...

Анкета «ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

laquo;ЛУЧШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ ИФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»...

Презентация для педагогов: «Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»

laquo;Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков»...