Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Филиппова Ольга Викторовна

Здоровьесберегающие  технологии на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии на уроках физической культуры

        «Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут» (Ж. Лабрюейр).

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настающую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущие. Работа школы по сохранению, формированию  и укреплению здоровья учащихся  становится все сложнее и ответственнее.

Одним из средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность.

Современный урок физической культуры – формирование физической культуры личности, где физическая культура это способ сохранения и укрепления здоровья.

   При этом учитель полноценно выполняет  учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету.

Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья.

Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 15-20 лет назад освобожденный от физической культуры в каждом классе было по одному – два ученика, то теперь их стало четыре – пять и больше. Практически здоровых детей в каждом классе единицы. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры жизненно необходимо.

Правильное физическое воспитание учащихся в школе может оказать значительное оздоровительное воздействие. Важнейшая задача – создание условий на уроках физической культуры для достижения оптимального уровня обученности, сохранения и развития здоровья. Учитель физкультуры нередко может сделать для здоровья школьников больше, чем врач.

Задачей образовательных учреждений является разработка модели здоровьесберегающей среды, когда наиболее значительными компонентами в физическом воспитании являются:

  1. Определение нагрузок на уроках физкультуры и их дифференциации с учетом физического развития и состоянии здоровья детей;
  2. Выполнение общепринятых санитарно-гигиенических мероприятий; входят (воздушно тепловой режим в спортивном зале норма 15-17º, освещенность).
  3. Включение в учебный план уроков здоровья с учетом возрастных особенностей детей, физ. Минуток во время уроков, подвижных перемен, спортивных часов в группе продленного дня;
  4. Совершенствование системы физкультурно-спортивных мероприятий;
  5. Систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиены;
  6. Регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе детских поликлиник;
  7. Проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья, разработка программ по ранней коррекции здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности являются:

  • Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • Рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;
  • Система работы по формированию привычек здорового образа жизни. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – необходимый фактор успешности в обучении. Состояние здоровья – один из важнейших факторов, определяющих учебную деятельность. 80% не успевающих в школе имеют отклонения со стороны нервно-психического развития, на втором месте – со стороны органов чувств (зрения, слуха).

В соответствии с состоянием здоровья, физического развития, общей физической подготовленностью и степенью тренированности детей школьного возраста разделяют на три физкультурные группы: основную, подготовительную, специальную.

Основная физкультурная группа. В эту группу включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющих достаточную физическую подготовленность.

Подготовительная физкультурная группа. Учащихся, отнесенные к этой группе, имеют незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья и недостаточно физически подготовлены.

Занятия физкультурой школьников подготовительной  группы проводятся совместно с основной группой по учебной программе, и обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом учащиеся относимые к подготовительной физкультурной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок.

Специальная физкультурная группа. К этой группе относятся учащиеся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказаниями к усиленной физической нагрузке.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводится по особо разработанной программе в условиях обычного режима школы путем организации групповых занятий.

Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях у учащихся, отнесенных к специальной группе, имеются более или менее сходные между собой нарушения той или другой системы организма, примерно одинаково снижены работоспособность, функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем.

В нашей школе 660 учащихся. Из них 646 входят в основную группу, 2 учащихся в подготовительную, 5 специальную, 47 учащихся освобождены.

Включение учащихся в специальную и подготовительную физкультурную группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).

Перевод из специальной в подготовительную группу, а затем в основную производится совместно с врачом и учителем при условии положительных результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

На ШМО мы рассмотрели вопрос, о том, чтобы организовать групповые, учебные занятия с учащимися  подготовительной и специальной физкультурной группы, несмотря на различный характер заболеваний, а также в эту группу могут входить учащиеся, которые имеют временное освобождение на две-три надели или 2-3 месяца. То есть мы укрепляем здоровье учащихся, а одним из важнейших средств сохранения и укрепления здоровья является двигательная активность.

Рациональное сочетание умственной деятельности и активного отдыха – необходимые условия в профилактике перенапряжения нервно-мышечной системы.

Движение – это универсальное лекарство против любого стресса. Двигательная активность снимает нервное и умственное напряжение, способствует стимуляции мозговой деятельности, улучшает кровообращение.

Уроки физкультуры восполняют потребность детей в движении (хотя и в минимальной форме, так как два урока в неделю – это очень мало). Плюс внеурочные формы спортивной работы в виде внутри школьных соревнований, спортивных секций, дни здоровья, участие в городских и районных мероприятиях.

Спортивно-оздоровительные традиции сложились в нашей школе в результате реализации воспитательной программы физического развития. «В здоровом теле – здоровый дух».

Цель: формирование физической культуры и потребности в здоровом образе

                жизни.  

Осень: Декада физической культуры и спорта – в рамках декады проводятся

«День здоровья», который включает в себя следующие виды:

 кросс, веселые старты;

Зима: В рамках месячника «Служу отечеству» проходят увлекательные,

интеллектуальные – спортивные мероприятия в классах «Мама, папа и

я – спортивная семья», «Зимний день здоровья» где ребята активно и

организованно учувствовали  во всех видах спорта.

Учащиеся школы с большим удовольствие посещают данное оздоровительное мероприятие. Работа спортивных секций, участие в школьных, городских и районных соревнованиях, «Днях здоровья», способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни.

На уроках физкультуры я использую различные методы работы (групповой, фронтальный, поточный и т.д.), так же использую инструктивные, индивидуальные карты. Работая, таким образом, я могу дозировать физическую нагрузку, а также контролировать чистоту сердечных сокращений у учащихся.

Такие уроки позволяют вырабатывать у школьников умение заниматься самостоятельно. Это главный путь приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями.

На уроках я четко соблюдаю ограничения в выборе упражнений и

интенсивности нагрузок для учащихся как подготовительной, так и специальной физкультурной группы, стараюсь, чтобы плотность урока не превышала 75-80% и не была менее 60%.

На уроках использую различные приемы, способы активизации, суть их в следующем: не все объяснить, преподносить в готовом виде, не сразу оговаривать условия выполнения задания, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска. Пример – наблюдая за товарищем, определить причину низкого результата в беге на короткую дистанцию (плохая реакция на условный сигнал, низкая чистота движений, короткий семенящий шаг на дистанции т.д.).

Так же на уроке использую игровой и соревновательный методы. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, развиваются основные физические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость, координация, дети обучаются основным двигательным действиям и умениям, навыкам игры волейбол, баскетбол и другим спортивным и подвижным играм.

В тоже время настоящее время большинство детей очень внимательно относятся к своему здоровью. В этом отношении большую помощь оказывают родители, которые следят за здоровьем своих детей, готовы активно сотрудничать с учителем, посещает и принимает участие в спортивных соревнованиях, подовая пример своим детям.

Огромная роль учителя физкультуры в школе, который может показать, что доступно многим, доступно большинству, свои примером ведя школьников иногда к высоким спортивным достижениям, всегда к здоровью, а значит полноценной жизни.

Свое выступление я хочу словами философа Шопенгауэра «Здоровье до того превышает все блага жизни, что по истине здоровый нищий счастливее больного короля».  

   

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...