Инструменты оценивания качества образования. КИМы.
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Лапин А.В.

Дается представление,что должен учитывать учитель при оценивании ученика.Даются КИМы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_instrumenty_otsenivaniya_kachestva_obrazovaniya.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инструменты оценивания качества образования.

Лапин А.В. учитель физкультуры МБОУ «Лицей», первая категория .

Структура целей Федерального компонента государственного стандарта по изучению предмета «Физическая культура» «построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны».(Сборник нормативных документов. «Федеральный компонент государственного стандарта»).

Итак, оценивая учащихся, мы должны учитывать: физическую подготовленность (уровень развития физических качеств), степень усвоения двигательных умений и навыков, знание основ физической культуры.

Все мы сталкиваемся в своей практике с проблемой: «Как оценить учащегося с подготовительной группой здоровья»? В начале учебного года нас «захлестывает» поток справок от врача, с рекомендациями: « без зачетов, без бега, без прыжков, без кувырков и т.д.».

Позвольте привести лишь несколько данных из статьи  «Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения» министра образования РФ В. Филиппова: «… 20% первоклассников – дети с пограничными нарушениями… По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечно-сосудистой системы (более чем в 2 раза). Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска».

И как же работать в этих условиях?  

Из многолетнего опыта работы главным для нас стало создание базы разнообразных  тестов и контрольных упражнений. Это многообразие позволяет индивидуально подходить к оцениванию учащихся, исключая те тесты, которые они не могут выполнять. В нашей школе сложилась практика оценивания уровня физической подготовленности учащихся по личностному росту. Для этого проводиться ежегодный мониторинг достижений кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей. В начале года мы проводим диагностические тесты, которые состоят из тестов, разработанных для нашего региона, авторы: А.Г.Горшков, А.Н.Мальцева. Все результаты записываются в протокол. В конце декабря проводится повторное тестирование (промежуточное), которое позволяет скорректировать дальнейшую работу с учащимися. В апреле проводится итоговое тестирование. По результатам, которого мы можем судить об индивидуальном росте каждого учащегося, благодаря чему, более объективно выставить итоговую оценку.  

Кроме  оценивания физической подготовки нам необходимо оценить двигательные умения и навыки (технику и тактику). Но как оценить технику выполнения? Задаваясь этим вопросом, мы использовали на практике методику выполнения упражнений, разработанных для спортивных школ. Адаптировали ее для общеобразовательной школы, опробовали на учащихся, проверили ее эффективность и вот уже много лет используем для оценивания технических элементов в спортивных играх (баскетбол, волейбол). Все элементы техники не выходят за рамки «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха.

Вот, например, учебные нормативы по баскетболу. Замечено, что ученики больше доверяют объективной оценке, чем субъективному мнению учителя, проверяющего упражнение «на технику». К тому же, эти нормативы позволяют установить постоянный и определенный уровень навыков:

- Проверка навыка ведения баскетбольного мяча. Выполняется ведение мяча на скорость от одной лицевой линии до другой через волейбольную площадку (в секундах).

- Проверка навыка ведения мяча с изменением направления движения, скорости и высоты отскока мяча (время в секундах). По сигналу учителя ученик выполняет ведение мяча змейкой между тремя стойками (от линии старта до третьей стойки и обратно). Расстояние от линии старта до первой стойки и между стойками 3 метра. Кроме времени учитывается также правильность выполнения с точки зрения правил баскетбола. В 5,6,7 классах, при этом к ученикам предъявляется требование выполнять ведение поочередно то правой, то левой рукой, в зависимости от положения ученика по отношению к стойке.

- Проверка навыка броска в кольцо с места (на точность). Оценивается по количеству попаданий из 5 бросков (5 классы из 6 бросков). Для выполнения упражнения нужно определить место, откуда будут сделаны броски. Для этого отмеряют необходимое расстояние от точки проекции центра баскетбольного кольца на пол. 5 и 6 классы выполняют броски с расстояния 1 метр, 7 классы – 2 метра, 8 – 3 метра. Непременное условие – броски выполнять сбоку от кольца с обязательным отскоком от щита в кольцо. Так формируется «школа бросков» в кольцо.

- Проверка навыка ловли – передачи мяча (время в секундах). Упражнение выполняется так: стоя в 2 метрах (2-3 класс) и 2,5 м остальные, от ровной стены, ученик выполняет 10 быстрых передач в стену на время. Чтобы ученики не двигались вперед, желательно поставить какое – либо невысокое (60-70 см) препятствие.

Это только часть нормативов по баскетболу. Такие же нормативы существуют и по волейболу. Например;

- Проверка навыка верхней передачи. Условия выполнения: ученик, находясь в ограниченном пространстве (в одном из трех баскетбольных кругов), с трех попыток выполняет передачи над собой. Учитывается количество выполненных передач, при условии правильности выполнения.

То же для проверки навыка нижней передачи. При проверке возможны дополнительные условия, например: разрешается подправить мяч ударом одной руки или за счет другого вида передачи, что не входит в подсчет количества передач. Можно выходить из круга и заходить, при этом вне круга передачи не засчитываются.

- Проверка навыков в подаче мяча (из 6 попыток). Условия выполнения: ученик с соблюдением правил волейбола, делает по сигналу учителя нужное количество подач избранным способом. Подачи, выполненные с нарушением правил, не засчитываются. Юноши 11 классов делают те же 6 подач, но в определенную зону площадки.    

Нормативы не претендуют на окончательный вариант. В зависимости от уровня подготовки возможны их изменения в сторону ослабления или наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка

Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания....

Тест как инструмент оценивания качества знаний.

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальны...

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Доклад на тему: "Мониторинг как инструмент оценки качества образования. Исследование культурных предпочтений и ориентаций учащихся.

Целью исследования является: Ø отражение общественных настроений, социо-культурных увлечений и приоритетов учащихсяØ выявление диалогических и познавательных возможностей мониторингаØ доказ...

Мониторинг как инструмент повышения качества образования

В данной работе мониторинг иллюстрируется как один из способов повышения качества образовния....

«Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»

доклад на тему «Техники формирующего оценивания как инструмент повышения качества образования»...