Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе по теме

Шаповалова Ирина Михайловна

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочная система обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка.

В последние годы все большее значение получает рейтинговая система контроля обучения учащихся. Преимущество этой системы очевидно, она обеспечивает формирование единых требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся; возможность получения своевременной информации о ритме работы каждого ученика, класса в целом, использования полученной информации для принятия решения о поощрении учеников, мер организующего воздействия. В пакет документов практического применения рейтинговой системы оценки знаний моих учеников по предмету «Русский язык и литература» входят:

1.        Виды занятий в соответствии с типами уроков.

2.        Методы текущего контроля знаний учащихся.

3.        Содержание видов контроля и оценка знаний учащихся.

4.        Шкала итоговой оценки знаний учащихся (текущий контроль).

5.        Список повышающих и понижающих показателей работы учащихся по итогам периодического контроля.

Для диагностики успешности обучения активно используются тесты, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности. Я использую данный метод для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний. Эти тесты заставляют думать, учат выражать мысль, находя соответствующую языковую форму. В большинстве данных текстов остается игровая форма занятий, а игровые формы уроков весьма эффективны в усвоении знаний. Данные тесты можно использовать даже на лекциях: они занимают немного времени, могут выступать в качестве психологической разрядки, выведения учащегося из состояния усталости, восстанавливая притупившееся во время лекции внимание.

За последние годы в содержании образования произошли коренные изменения, что влечет за собой изменение системы оценивания.

Сегодня много говорится о недостатках традиционной пятибалльной системы обучения, среди которых выделяются отсутствие у учащихся полной оценочной самостоятельности, затруднение индивидуализации обучения, малая информативность традиционной системы обучения и травмирующий характер отметки, т.к. она полностью сосредоточена в руках педагогического коллектива.

Всё вышеуказанное позволило использовать элементы системы безотметочной системы обучения. Нельзя говорить о том, что в течение всего учебного процесса на уроках класс работал по этой системе, для этого необходима определённая правовая база. При безотметочной системе обучения мы вместе с учащимися выясняем для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы ученики приобретают умение видеть ошибкоопасные места и применять правила правописания в определённой ситуации. Меня в безотметочной системе обучения привлекает то, что ученик вправе сам выбрать задание того уровня, которое сегодня будет предложено учителем для работы в классе. При этом ученик выбирает как определённый уровень задания, так и тип задания, над которым будет работать.

При выполнении данной работы оценивались несколько параметров: для заданий любого уровня необходимо было умение правильно подбирать проверочное слово к слову с безударной гласной в корне слова, умение правильно выделять корень. Для учащихся, работающих со вторым уровнем сложности, необходимо умение видеть морфологические особенности слов и умение составлять предложения. Для самого высокого, третьего уровня, необходимо знание орфоэпических норм и умение работать со словарём. Определённым достижением можно считать то, что многие учащиеся к концу изучения темы чувствовали себя уверенно, редко обращались за помощью к учителю и выбирали задания 2-3 уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка

Использование на уроках русского языка и литературы инновационных методов оценивания....

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы

В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...