Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx55.21 КБ

Предварительный просмотр:


 «Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой

Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка («interactive»: «inter»- означает «между», «меж»; «active» от «act» - действовать, действие). Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие обучающимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии.

Начинаю в этом учебном году работу над темой: «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы».  

Почему выбрала эту тему?  Обновилась вся система образования. И нам, учителям, нужно адаптироваться к новым условиям: корректировать содержание образования, совершенствовать учебно-образовательный процесс, чтобы со следующего года перейти к ФГОС второго поколения в 5 классе.

Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.

Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее менеджер, определяющий направление, цели и  время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.

Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.

Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и др. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.

Цель учителя: воспитать личность с активной жизненной позицией, с достаточно высоким уровнем знаний, которые в дальнейшем применимы в практической жизни

     Своими приоритетными задачами считаю:

- формирование готовности к интерактивному обучению;

- развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях;

-внедрение в преподавание своего предмета таких интерактивных методов обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности обучающихся.

         Будущие граждане должны уметь: 

- сотрудничать;

- работать на равных и в то же время главенствовать и руководить;

- уважать людей самого разного происхождения;

- проявлять личную инициативу;

- отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.

В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого  мышления, коммуникативных способностей – применяю следующие приемы и методы   интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы:

  1. Методику  проведения виртуальных литературных экскурсий по литературным местам через Интернет;
  2. Готовые презентации
  3. Уроки-практикумы
  4. Уроки - зачеты;
  5. Мозговой штурм,  синквейн - формируют и развивают коммуникативные способности обучающихся.
  6. Электронные материалы: аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, прозы и пьес; фильмы по школьным произведениям;
  7. Тестовые упражнения  (они рассчитаны на подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.   Пользуясь сборниками упражнений для подготовки к ГИА и ЕГЭ, можно создать огромное количество подобных упражнений по всем изучаемым разделам.)
  8. Контроль в форме тестов.
  9. Комплексная работа с текстом.

Таким образом, подобная работа способствует активному обучению школьников и усилению их заинтересованности предметом. Использование интерактивных методик способствует развитию у обучающихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружества учеников и учителей; формирует у обучающихся отношение к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах. В основе интерактивного обучения – технология встречных усилий.

   Осуществляемая работа по использованию интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

1.    Повышение % качества образования.

2.    Успешная сдача ЕГЭ и ГИА.

3.    Активность жизненной позиции школьника.

4.    Высокая мотивация деятельности.

5.    Высокий рейтинг образовательных достижений

ПРИЛОЖЕНИЯ

Схема фрагмента урока  в 6 классе

Метод: Работа в группах.

Тема урока: Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ-.

Цели урока:

  1. знания правил написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ - (З),
  2.  умение правильно писать слова с приставками ПРЕ - и ПРИ- (Н),
  3. умение обладать компетенцией в извлечении информации из текста.
  4.  навык сотрудничества.

Время: 45 минут.

Ресурсы: карточка с текстом (См. Приложение)– на пару учеников, тетрадь и ручка – на каждого ученика.

Технология:

1 шаг. Ученики класса делятся на пары и получают карточку с заданием и таблицей.

2 шаг. Ученики в парах читают текст стихотворения и выбирают слова с приставками ПРЕ - и ПРИ - и распределяют их в таблице, ищут закономерности и составляют правило написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ -.

4 шаг. На каждое значение слов с приставками ПРЕ - и ПРИ - читаются от группы слова. Остальные слушают, дополняют.

3 шаг. Пары объединяются в четверки и корректируют, дополняют таблицы.

Потенциал: Данный вид деятельности позволяет ученикам самостоятельно вывести правило о написании гласной в приставках ПРЕ - и ПРИ -, формирует навык правописания слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, развивает способность к анализу и синтезу.

Вопросы для  обсуждения:

 1. Какое открытие вы сделали для себя?

2. Трудно ли вам было самим выводить правило о написании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-?

3. Чему вас научил сегодняшний урок?

4. О чем бы вам хотелось рассказать своим одноклассникам?

Расширение: Ученикам предлагается продолжить работу над таблицей, подобрать и записать по три слова на каждый случай написания слов с приставками ПРЕ - и ПРИ –

Вариации: Можно не указывать значения слов с приставками, а ученики сами, исходя из слов, встречающихся в тексте, определят  их.

Приложение к уроку

Прочитай текст.

ПРЕ - или ПРИ -, ПРЕ- или ПРИ- ?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной.

Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ - , несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ  - обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой –

ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -,

Та  только ПРЕ - ставить надо.

Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.

Слова с приставкой ПРИ-                          

Значение приставки в этих словах          

Слова с приставкой ПРЕ-

Значение приставки в этих словах

Присоединение

сходно со значением слова очень

Приближение

сходно со значением ПЕРЕ –

Близость

Неполное действие  

Модель плана фрагмента урока  в 6 классе

Сроки проведения: 2 четверть, ноябрь, 10 учебная неделя.

Название приема: Схема: Вижу, слышу, чувствую.

Раздел программы: Произведения русских писателей Х1Х века.

Тема фрагмента урока: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус».

Цели фрагмента урока: знание содержания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» (З); развитие творческого воображения (Н); умение словесного и графического рисования (Н); воспитание интереса к личности поэта (О).

Компоненты ГО: Вопросный (З, Н), внутренний (Н. О), временной (З, О), пространственный (О).

Время: 30 минут.

Ресурсы: портрет М.Ю.Лермонтова, романс А.В. Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус», рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус»; лист белой бумаги А-4, ручка, набор фломастеров (цветных карандашей) – для каждого ученика

Процедура:

1 шаг. Каждый ученик в тетради заполняет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по содержанию стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Образец схемы:

 2 шаг. Ученики объединяются в группы по 3 человека. В каждой группе обсуждается запись и рисунки по трем позициям, корректируются и дополняются схемы.

3 шаг. Ученики объединяются в группы по 6 человек, рассматривают схемы друг у друга и дополняют свои записи.

4 шаг. Учениками от каждой группы осуществляется презентация работы.

Потенциал: Данная стратегия позволяет развить творческое воображение учеников, формирует связную речь, развивает навык графического и словесного рисования, воспитывает интерес к поэту и любовь к окружающей природе.

Вопросы для  обсуждения: 1. Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

2.Чем обычно поражает человека море и почему многие так любят его?

3. Что же видит и о чем размышляет Лермонтов, увидев море и белеющий парус?

4. Как Лермонтов рисует море и парус?

5. Какое настроение появляется при чтении?

6.Почему Лермонтов называет парус мятежным?

Расширение: Ученикам предлагается выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», нарисовать к нему иллюстрацию.

Вариации: Вместо индивидуальной работы можно начинать работу в группах по 3 человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.

На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...

«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...

Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...