Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (8 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление деятельности всего педагогического коллектива в целом и каждого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования

на уроках русского языка и литературы.

                                                                 Карачёва Е.В., учитель русского языка

                                                                 и литературы МБОУ ООШ № 1

                                                                 н.п. Африканда Мурманской области

     Под качеством образования понимаю соотношение цели и результатов образовательного процесса.

     Часто цели поставлены, а результаты не очень радуют и учителя, и учеников. Что делать? Как повысить качество образования? Думаю, что такие вопросы задаёт себе любой творчески работающий учитель.

     В первую очередь, на мой взгляд, необходимо формировать интерес к предмету. «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт. Интерес является действенным, реальным мотивом учения», - писал К.Д. Ушинский. Учение же, опирающееся на интерес учащихся к предмету, становится более лёгким и плодотворным, способствует активному получению ими осознанных и прочных знаний. А вот слова А.Франца, французского писателя: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Таким образом, для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые ЗУН.

     Я делаю это через сам урок русского языка литературы, используя различные образовательные технологии.

     Идея вовлечения ученика в учебную деятельность лежит в основе деятельностного подхода в обучении. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Проблемное обучение – один из способов применения деятельностного подхода. Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Всё зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса. Приведу пример проблемного вопроса на этапе изучения нового материала по теме «Правописание приставок на -З и -С». Учитель диктует слова, ученики записывают их на доске и в тетради: безбрежный, бессовестный, возвышать, воссоединить, излагать, искажать. Во время записи слов ученики испытывают затруднения. Учитель: «Ребята, вы обратили внимание, что слово «…»  Серёжа написал с приставкой -БЕЗ, а Дима с приставкой -БЕС. Как надо писать. Почему?» Ученики думают и сами пытаются сформулировать правило.

     Проблемное обучение использую и на уроках литературы. Придерживаюсь мнения Е.Н. Ильина, который утверждал, что «анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Школьная книга, прежде всего и в большей степени, нравственная тема, а не отрезок теории и истории литературы». Изучая художественное произведение, стремлюсь связывать его с современностью или обсуждать вопросы, побуждающие к размышлению учащихся. Например, произведение А.П. Платонова «Возвращение» (8 кл.). Герой возвращается с войны к жене и детям. Узнаёт, что без него к ним приходил дядя Семён, играл с детьми, приносил еду. Герой уходит из семьи, собирается уехать. Уже садится в поезд и видит, как двое его детей бегут по дороге к переезду, падают, но бегут, бегут за поездом, в котором их отец. Алексей Алексеевич, главный герой, спускается на нижнюю ступеньку вагона и сходит с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бегут его дети. Задаю вопрос: «Почему рассказ называется «Возвращение»?». Ученики сразу отвечают – герой возвратился с войны домой. Вновь задаю вопрос: «А ещё о каком возвращении говорит автор?». И только поразмыслив, дети говорят, что это возвращение не только к жене и детям, а возвращение к человечности и состраданию. Герой переступил через себя. Сердце его наполнилось теплом и содроганием.

     Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется процитировать слова Э.И. Александровой (автор учебника для начальной школы): «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие».

     На уроках русского языка и литературы активно использую элементы технологии интерактивного обучения, технологии критического мышления, технологии концентрированного обучения на основе блоков, объединённых общей темой, информационно-коммуникативные технологии.

     Придерживаюсь принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Урок становится интересным ученикам, когда учитель сочетает традиционное обучение и новые современные информационные технологии, благодаря которым можно совершить экскурсию на родину писателя или поэта, услышать мастерское чтение любимых классических произведений.  Включаю в урок готовые презентации или презентации, сделанные самостоятельно мной или учениками. На этапе закрепления или контроля знаний использую интерактивные тесты. Это оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению. С использованием ИКТ уроки становятся более разнообразными, насыщенными. Вся эта работа способствует осознанию учащимися своих возможностей, формированию устойчивых интересов к изучению русского языка и литературы.

     Экзамен по русскому языку в 9 классе включает тестовую работу. К этому готовимся с 5 класса. Родители покупают книгу-тренажёр Г.А. Богдановой «Тестовые задания по русскому языку».

     Концентрированное обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных конспектов-схем помогает обучающимся комплексно, в системе, более глубоко усвоить большее количество учебной информации без увеличения урочного времени за счет её классифицирования и упорядочивания. Применяемые на уроках карточки-опоры, карточки-схемы  помогают успешному усвоению материала (например, при изучении тем «Прямая речь» (5 кл.), «Разряды местоимений»

9

(6 кл.), «Обособленные определения» (8 кл.), «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» (9 кл.) и т.д.

          Технология интерактивного обучения, основанная на диалоговых формах познания – это обучение, погружённое в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Этот метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (В.С. Дьяченко). На уроках создаю условия для инициативности учащихся. Ученики становятся активными участниками учебного процесса. Побуждаю обучающихся к самостоятельному поиску информации. Этому  способствуют логические и творческие задания, групповые дискуссии, работа в малых группах, «мозговой штурм», круглый стол.

     Например, при анализе стихотворения С.А. Есенина «Пороша» каждая группа получает задания.

Задания для I группы.

1. О чём это стихотворение? Какова его тема?

2. Почему автор начинает стихотворение с двух коротких, в одно слово, предложений?

3. В какое время суток едет герой по зимнему лесу? Как вы догадались?

4. Что это за «невидимка» заколдовал лес?

5. Почему лес «дремлет», а не спит?

Задания для II группы.

1. Найдите в стихотворении аллитерацию. Что хочет передать этим приёмом автор?

2. Найдите олицетворения, сравнения. Для чего использует их автор?

3. С кем сравнивает поэт сосну? С какой целью использует именно такое сравнение – «как старушка»?

Задания для III группы.

1. Из каких звуков складывается жизнь зимнего леса? Какие строки указывают на то, что в лесу жизнь «кипит»?

2. Какие слова передают движение?

     Элементы технологии критического мышления также легли в основу моей работы. Использую  такие приёмы, как создание кластера (групповая работа) на стадии вызова, синквейн, «данетки» (верные – неверные утверждения), задания «Лови ошибку», «Найди ошибку» на стадии рефлексии.

          Теоретический материал по таким темам, как «Классицизм», «Романтизм», «Стихотворные размеры»,  «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова» и другие, я представляю в виде презентаций, готовых или созданных мной. Это даёт возможность преподнести порой скучный лекционный материал более интересно и наглядно.

     Очень интересно проходят уроки-семинары по теме «Н.В. Гоголь «Мёртвые души». Система образов. Рассказ о литературных типах» в 9 классе. Перед уроком класс разбивается на группы, каждая получает карточки с заданиями. На уроке учащиеся знакомятся с образами помещиков, анализируют героев произведения. Урок сопровождается просмотром фильма. Обучающиеся сравнивают описание помещиков у Гоголя с образами, созданными режиссером.

     Работа с фрагментами кинофильмов на моих уроках литературы используется часто. Это не просто замена изучения произведения просмотром фильма, а сравнение экранизации с текстом произведения. Методическая литература предлагает нам большой материал, описывающий работу с видеофрагментами на уроке.

     Так, например, при изучении произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс) я знакомлю школьников с важными фрагментами: «Игра в «чику», «Учительница и герой», «Занятия с Лидией Михайловной», «Посылка с макаронами», «Игра на деньги с учительницей». На уроках мы детально изучаем данные фрагменты по тексту, анализируем эпизоды, а затем сравниваем фрагменты кинофильма с текстом произведения В.Г. Распутина. Задаю такие вопросы:

- Понравились ли вам эпизоды фильма? Что именно привлекло ваше внимание?

- Как музыка передаёт состояние героя? Какова тональность? Соответствует ли тональность строкам Распутина?

- Сравните иллюстрацию к произведению (художник – И.Пчелко) с эпизодом кинофильма.

     Интересно проходят уроки изучения биографии писателей. В моей личной коллекции  они представлены в виде презентаций. Просмотр биографии  в виде презентации сопровождается разными заданиями: записать основные факты биографии писателя, или написать  проверочную работу "Личность писателя", или ответить на вопрос логического задания (например, В чём заключается идейная позиция писателя…), или провести игру по фактам биографии.

     На уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» применила фрагменты нового, вышедшего в 2014 году,  историко-документального фильма «Лермонтов».

     С помощью презентации я организовываю  контроль  усвоения материала, преподнесённый в игровой форме в виде теста или игры. Учащиеся  могут создавать такие тесты самостоятельно. Презентация содержит триггеры (фигуры анимированы по клику на саму фигуру). Правильные ответы выделяются цветом, а неправильные – исчезают.

     Работа с детьми продолжается и во внеурочное время. Оставляю детей после уроков и провожу с ними дополнительные занятия при подготовке к экзаменам. Есть дети, у которых не сформированы память и мышление. У них низкая грамотность. С такими детьми требуется индивидуальная работа.

     Вот такая работа проводится мной для повышения качества образования.

     

     

     

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.

Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка  и литературы....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы

Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...

Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

«Пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»

Ни для кого не секрет, что одна из главных серьезных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе, что ведет к снижению грамотности,  неум...