Движение - жизнь
методическая разработка по физкультуре на тему

Черняйков Денис Валерьевич

         Я учитель. Это значит, что на мне лежит большая ответственность за воспитание моих подопечных. Основные принципы педагогики – это гуманизм и толерантность. Учитель, у которого данные принципы являются лидирующими, сможет грамотно построить свои взаимоотношения с учениками. Именно взаимоотношения, учитель – ученик являются основополагающими в моей профессии. Если учитель не умеет находить точки соприкосновения с каждым учеником, то в дальнейшем его работа не принесет ему удовлетворения. Успешное решение современных задач воспитания возможно лишь на пути перехода системы воспитания к развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями. Моя специализация – физическая культура и спорт. Развить оздоровление нации – это одна из важнейших проблем нашего государства. В последние годы правительство составило множество программ, направленных на решение этой проблемы, но без учителей, тренеров, руководитель различного уровня, все эти программы останутся на бумаге.

         В настоящее время моя деятельность как учителя физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентиров, физического и духовного совершенствования личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, привитие моральных и волевых качеств. Заботой учителя является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, потребности использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования.

         Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально – экономическими и др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфическими духовных и материальных ценностей, в том числе и система физического воспитания.

         Особенностью организации урочных форм работы со школьниками является, прежде всего, обучение основным видам двигательных действий. Ведущее место, среди которых занимают: гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, плавание, туризм.

         Учебный материал по физической культуре планируем в учебном году так, чтобы большинство уроков проводилось на пришкольной спортивной площадке, учитывая оздоровительные факторы воздействия окружающей среды на организме учащихся, где можно наиболее успешно решать задачи по развитию физических качеств учащихся, используя легкоатлетические упражнения, спортивные и подвижные игры, занятия по лыжной подготовке.

         Я всегда помню, что без любви и уважения к детям, нет учителя, он должен быть готов прийти на помощь к ребенку. Равнодушие и формализм – главные враги в нашей профессии.

         Физическая культура -  это основа образа жизни, она объединяет многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, питание, массаж, использование факторов природы. О физической культуре следует говорить в первую очередь с учетом этих компонентов, тогда становится очевидным, что она – основа и движущая сила формирования здорового образа жизни.

         Я в своей педагогической деятельности руководствуюсь девизом и жизненной позицией, выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям».

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_dizhenie-zhizn.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное         Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №1

РЕФЕРАТ:

на тему: «Движение-жизнь»

Подготовил: Учитель физической культуры

                                                     Черняйков Д.В.

        г. Гороховец, 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение ………………………………………………………………3
  2. Основные аспекты двигательной деятельности…………………….5
  3. Задачи оздоровления……………………………………………...…11
  4. Статистические исследования – результаты анкетирования……..13
  5. Выводы……………………………………………………………….15
  6. Литература……………………………………………………...........16

  1. Введение

«Движение – жизнь».

          Мы все знаем это утверждение, и спорить с ним глупо. Жизнь зародилась в движении, она существует как процесс, иначе и быть не может. Но что есть движение для нас?
         Мы все как-то ходим, сидим, бегаем, носимся как белки в колесе, в общем – двигаемся. А к концу дня часто чувствуем утомление и какое-то неудобство, что ли, во всем организме, в теле. Набегавшись (насидевшись, настоявшись – зависит от характера работы) в течение дня, мы порой начинаем ощущать дискомфорт только дома.
         Для кого-то это чувство скованности мышц спины, невозможность безболезненно согнуться и разогнуться. Для кого-то – боль в шейном отделе или в пояснице, или между лопаток,.. в общем-то, в любой точке спины. Для кого-то – тяжесть и боль в ногах. Для кого-то – общий упадок сил, ломота во всем теле. У всех по-разному, зависит от уровня чувствительности и общего состояния организма.
        Но как бы по-разному мы ни чувствовали, причина чаще всего одна и та же – неадекватно повышенный тонус мышечной системы.
        Проблема не оригинальна, и человечество издревле создает специальные способы снятия такого напряжения: массаж, разнообразные виды гимнастики, упражнения на растяжение мышц, расслабляющие водные процедуры и т.п. Оно все очень здорово, особенно, когда есть возможность потратить на свое любимое многострадальное тело как минимум 2 часа в день. К сожалению, такая возможность предоставляется не каждому. Это, во-первых. А во-вторых, любой способ снятия напряжения не избавит вас от самой причины напряжения

Отмечу сразу: причин может быть множество. От психических до генетически обусловленных физико-химических.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
                Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если раньше освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному - два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

2. Основные аспекты двигательной деятельности

Здоровое и счастливое детство — это детство, которое дружит с физкультурой и спортом.

Движение — жизнь. Как часто мы слышим эту фразу! Но движение — это и радость. Радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира, от преодоления собственного «я», от сознания, что тело подчиняется разуму и воле человека. Физические упражнения способствуют развитию и совершенствованию растущего организма детей. При их выполнении находит свое яркое выражение единство физической и психической деятельности человека.

Основоположник отечественной физиологической школы И. М. Сеченов указывал, что психическая деятельность в конечном итоге находит свое выражение в виде мышечных движений. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению— мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине... создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

В наш век умственный труд все больше вытесняет физический. Именно поэтому возрастают требования к физическому развитию человека. К напряженному умственному труду нужно готовить ребенка с ранних лет. Занятия физической культурой укрепляют не только мышцы, но и нервы, повышают скорость ответной реакции организма, обеспечивают более надежную работу мозга.

Пусть вначале стимулом для родителей будет простая мысль: «Это необходимо моему ребенку!» Пройдет несколько лет, и станет очевидным, насколько это полезно.

К сожалению, приступить к регулярному, направленному физическому воспитанию ребенка заставляет родителей, как правило, его слабое здоровье. Таких детей, конечно, меньше, чем развивающихся нормально, но физическая выносливость, сопротивляемость организма утомлению и болезням не остается неизменной, раз навсегда данной. Постоянная тренировка повышает ее, чрезмерная изнеженность, напротив, ослабляет. Мы хотим видеть своих детей широко образованными, эрудированными людьми и, опираясь на поддержку государства, стремимся дать им больше знаний, учим музыке, рисованию, иностранным языкам. И совсем забываем, что такого же каждодневного внимания требует и физическое развитие ребенка.

Всестороннее физическое и нервнопсихическое развитие ребенка не мыслится без полноценного здоровья, которое зависит как от наследственных, так и от приобретенных свойств организма.

«Для них (детей) чрезвычайно важно,— писал Л. А. Орбели,— уже с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему определенные центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены».

Для того чтобы правильно растить и воспитывать детей, чтобы они вырастали здоровыми и гармонично развитыми, надо внимательно и вдумчиво относиться к организации жизни ребенка, хотя бы в общих чертах знать особенности строения и деятельности детского организма.

Ребенок отличается от взрослого человека не только весом, ростом, силой и выносливостью, но также строением и развитием как отдельных органов и систем органов, так и всего организма.     

Постепенно рост и вес тела у ребенка увеличивается, изменяются пропорции, развиваются все системы органов: идет окостенение скелета, формируется деятельность нервной системы и т. д. Он начинает владеть своим телом: сначала хватает руками понравившийся ему предмет, а потом выполняет и более сложные движения (складывает кубики, перелистывает книги, одевается, убирает свои игрушки).

Все это становится возможным не только благодаря развитию скелета и мышц, но и вследствие развития нервной системы, управляющей всеми движениями и поведением человека.

К 7 годам, когда ребенок идет в школу, его организм уже достаточно сформирован и развит.

Ниже в таблице приведены основные средние данные физического развития детей 3—7 лет.

Показатели физического развития детей 3-7 лет

Возраст

Девочки

Мальчики

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность груди, см.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность груди, см.

3

91,6

14,1

52,0

92,6

14,6

52,6

4

98,4

15,8

53,2

99,3

16,1

53,9

5

105,4

17,7

54,7

106,5

18,1

55,5

6

112,5

19,9

56,6

112,8

20,2

57,6

7

119,0

22,6

58,0

119,5

23,0

59,5

Рост — один из важнейших признаков физического развития; по сравнению с другими показателями он наиболее стабилен, отражает  сложные  внутренние  процессы,   которые  происходят в организме растущего ребенка. Какой он, здоровый ребенок?

В связи с улучшением профилактики заболеваний и значительным повышением уровня здоровья и физического развития современных детей на этот вопрос нельзя ответить односложно. К здоровому ребенку предъявляются высокие требования. На интенсивность физического развития детей влияет характер их двигательной активности. Сокращение двигательной активности часто ведет к ожирению, нарушению деятельности сердечнососудистой системы. Даже при простой форме ожирения (превышение нормы на 15%) у детей повышается утомляемость, раздражительность, появляются отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата.

Дети с избыточной упитанностью не могут быть отнесены к категории детей хорошо физически развитых. Ожирение (как и недостаточный вес) следует считать нарушением физического развития.

Худоба ребенка при хорошем развитии мускулатуры не является болезненным признаком. Некоторая «поджарость», сухость тканей является выгодной. Хорошие гимнасты, быстро бегающие и высоко прыгающие спортсмены бывают, как правило, худыми. Но если худоба сочетается с проявлением слабости, с упадком сил, нарушением сна, тогда она заслуживает внимания, ибо это — признак истощения.

И если тренировка в движениях необходима всем детям, то. в еще "большей степени она необходима детям ослабленным, плохо развитым физически или страдающим уже какими-нибудь нарушениями здоровья. Именно их надо учить правильно управлять своим организмом.

Иногда родители боятся, чтобы дети рано начинали заниматься спортом. Это в корне неправильно. Нужно только, чтобы нагрузка соответствовала возрасту и физическому развитию ребенка.

Упражнения, характеризующиеся проявлением быстроты и ловкости (бег, различные прыжки и т. п.), положительно влияют на рост тела, особенно ног, в длину.

Если же организм не тренировать, не требовать от него усилий, то задатки, заложенные в нем, могут остаться неиспользованными, а человек вырастает неприспособленным к жизни, болезненным.

В истории мирового спорта известны примеры, когда видные спортсмены в детстве перенесли тяжелые болезни, долгое время находились без движения, но благодаря настойчивым многолетним занятиям лечебной гимнастикой, а затем упорной тренировкой победили свою болезнь.

Ни единого дня без физкультуры, без тренировок! Это не только исцелило Вилму Рудольф от тяжелого недуга (она в детстве болела полиомиелитом и до девяти лет не вставала с постели), но и открыло ей дорогу в большой спорт. На Олимпийских играх в Риме она показала блестящие результаты в беге на 100 и 200м. Такую ж победу над болезнью, над собственной судьбой одержали олимпийские чемпионы: по плаванию — Шелли Мэнн, по фигурному катанию- Тенли Олбрайт, по прыжкам в высоту — Уолтер Девис. Конечно, не каждый становится чемпионом и рекордсменом. Но среди множества рекордов есть один, который покоряется многим. Этот рекорд — расцвет здоровья. Фундамент его закладывается с детства.

Жизнь без физической культуры — нечто неестественное, ненормальное. Нельзя лишать ребенка физических упражнений. Вот почему специалисты подчеркивают: занятия физическими упражнениями должны сопутствовать человеку на протяжении всей его жизни.

Большое значение в формировании у детей стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями имеет пример родителей.

Все родители знают и правильно  оценивают значение физического воспитания для здоровья и развития детей, но своим примером не поддерживают и не развивают естественную потребность в движениях. Совсем не надо все время заниматься с ними, нужно только разумно руководить и показывать пример деятельного отношения к физической культуре.

Вспомним, от чего умирал человек во времена, когда не было автомобилей, телевизоров, самолетов. Миллионы жизней уносила чума, холера, оспа, малярия. Сегодня бич человечества — инфаркт, атеросклероз. В некоторых странах больше половины смертей приходится именно на сердечнососудистые заболевания, а они вызываются преимущественно малоподвижным образом жизни. Теперь в ходу термин «гипокинезия» — понижение мышечной деятельности человека.

Именно гипокинезия — первопричина всех бед, Она сказывается с раннего детства. Современный ребенок двигается гораздо меньше, чем ему предназначено природой.

Различные физические упражнения, в том числе и игры, которыми так любят заниматься дети, прежде всего, благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая объединяет, направляет и регулирует деятельность организма.

Исследованиями великих русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова было установлено, что благодаря движению мышц кора головного мозга работает продуктивнее; улучшается питание головного мозга, становятся согласованнее нервные процессы.

Физические упражнения хорошо развивают и укрепляют весь опорнодвигательный аппарат ребенка. Его кости укрепляются и растут в длину и ширину, связки приобретают прочность, хорошо развиваются мышцы, увеличиваясь в поперечнике и приобретая рельефную форму. Позвоночник занимает вертикальное положение, грудная клетка развивается в объеме и значительно увеличивает свою подвижность. Мускулатура туловища, особенно спины и живота, образует естественный крепкий мышечный корсет, обеспечивающий ребенку стройную фигуру и красивую осанку. Движениям детей присущи четкость и уверенность. Гимнастика, игры и спорт самым благоприятным образом влияют на деятельность всех внутренних органов, особенно на работу легких и сердца. Различные движения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функции желез внутренней секреции — щитовидной, поджелудочной, надпочечников и т. д.

Физические упражнения требуют координации. Если своевременно начать развивать координацию, ребенок уже в дошкольном возрасте сможет совершать очень сложные движения.

С возрастом ребенок становится все более самостоятельным. И эту черту нужно в нем постоянно развивать, воспитывая волевые качества. Нужно специально обращать внимание на проявление инициативы, чувства ответственности, поощрять эти проявления, и тогда ребенок будет расти смелым, внимательным и самостоятельным.

Инициатива часто связана с проявлением двигательной деятельности ребенка (вообще проявлять инициативу без движения невозможно), поэтому ограничивать ребенка в движениях нельзя.

3.Задачи оздоровления

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.

Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
           Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся ученый, врач Авиценна. Он писал:  «…..самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна.»
             Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
            Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

4.Статистические исследования – результаты анкетирования

Тест по определении отношения учащихся  к занятиям физической культурой и спортом

Фамилия____________________класс_______ школа________

     1. Занимаешься ли ты в спортивной секции?

         а) да                 б) нет

     2. Участвуешь ли ты в спортивных соревнованиях класса, школы?

         а) да                  б) нет

     3. Как ты относишься к занятиям физической культурой и спортом?

         а) положительно   б) отрицательно    в) безразлично

     4. Занимаешься ли ты физкультурой и спортом корме уроков по физической культуре?

         а) да                  б) нет

      5. Выполняешь ли ты общественные поручения в школе по физической культуре?

          а) да                 б) нет

      6. Как ты относишься к тем, кто мешает проведению занятий по физической культуре?

          а) я к ним безразличен   б) мешаю сам     в) останавливаю

     7. Нравятся ли тебе уроки физкультуры?

          а) да        б) нет      в) не знаю

     8. Есть ли у тебя дома книги по физкультуре и спорту?

          а) да        б) нет      в) не знаю

     9. Нарушаешь ли ты дисциплину на уроке по физической культуре?

          а) да        б) нет       в) иногда

    10. Считаешь ли ты урок физкультуры таким же важным, как и все остальные?

          а) да        б) нет       в) не знаю

Тест определения отношения учащихся к занятиям физической культуры и спортом

5.Выводы

Практика показывает, что для изучения отношения учащихся различных возрастных групп к занятиям физической культурой, достаточно определение трех типов параметров потребностей в двигательной деятельности: положительного, отрицательного, безразличного. Учащимся был предложен тест по определению отношения учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Результаты теста видны на диаграмме: у учащихся 2, 3,  5, 6-х классов отношение к занятиям положительное (т.е построенные учителем уроки физической культуры дети посещают с желанием и с интересом). Не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития.
          Главное же для меня учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.
           К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.
        На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н.А.Умова:
«Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Литература:

  1. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов: Пособие для учителя/В.И. Лях, Г.Б. Мейксон и др.Просвещение 2004 г.
  2. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ А.В. Березин, А.А. Зданевич и др. Просвещение, 2002 г.
  3. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод.пособие/ Сост. Б.И. Мишин. ООО «Издательство АСТ», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Движение-жизнь"

Презентация поможет провести классный час в 5-7 классах о здоровом образе жизни....

Презентация "Движение - жизнь"

Презентация для выступления на родительском собрании...

Урок-путешествие «Движение - жизнь» на тему: «Движение и взаимодействие тел», 7 класс.

За основу этого урока взят «Урок-путешествие "Движение и взаимодействие тел"» учителя физики Дидерле Г. Н., опубликованный на сайте  Фестиваль педагогических идей Открытый урокURL: http://festiva...

Памятка для родителей "Движение-жизнь!"

Уважаемые родители, с переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАД...

В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и  движения.Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движенияЗадачи...

Движение - жизнь

Презентация к уроку в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования ОДА"...

"ДВИЖЕНИЕ-ЖИЗНЬ!"

Пропаганда здорового образа жизни, физической активности подростков, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних....