Изучение теоретических сведений на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Мишин Андрей Николаевич

Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного

овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

               В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.

               Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес-

ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю-

щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ-

лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи-

зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу-

чают при изучении других учебных предметов.

               Эффективность методики формирования знаний на уроках физической культуры обусловлена тщательностью предварительной разработки, включающей следующие моменты :

1)    анализ намеченного для изучения действия с целью определения его механической структуры, необходимых двигательных качеств и воздействующих факторов внешней среды;

2)    установление примерного объема и содержания знаний, необходимых для понимания закономерностей изучаемого физического упражнения и соответствующих подготовленности учеников;

3)    определение тем общеобразовательных предметов учебного плана школы, знания которых помогут усвоению изучаемого двигательного действия;

4)    уточнение уже изученных учениками  общеобразовательных предметов и тем, которые только будут изучаться (это позволит учителю опираться на имеющиеся знания и вновь излагать необходимые сведения ) ;

5)    определение последовательности в серии уроков, а также объема и содержания сведений на каждый урок ;

6)    разработку таких способов изложения сведений, которые бы органично вписывались в запланированную двигательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_teoreticheskih_svedeniy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

             Теоретическая подготовленность необходима не только для полноценного

овладения навыками. Она является составным элементом физического образования в целом. Только с ее помощью можно решать задачу развития у ребенка потребности к физическому совершенствованию к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

               В процессе обучения недостаточно получить определенный объем различных занятий. Необходимо еще понимать их развитие и взаимосвязь, обрести уверенность в своих знаниях.

               Объем и содержание сведений определяются на основе общепедагогичес-

ких принципов, задач обучения, а следовательно, и особенностей состава обучаю-

щихся. Для школьников обязательный минимум теоретических сведений установ-

лен отдельно для каждого класса государственными программами. Сведения о фи-

зическом воспитании должны сочетаться с теми знаниями, которые ученики полу-

чают при изучении других учебных предметов.

               Эффективность методики формирования знаний на уроках физической культуры обусловлена тщательностью предварительной разработки, включающей следующие моменты :

  1. анализ намеченного для изучения действия с целью определения его механической структуры, необходимых двигательных качеств и воздействующих факторов внешней среды;
  2. установление примерного объема и содержания знаний, необходимых для понимания закономерностей изучаемого физического упражнения и соответствующих подготовленности учеников;
  3. определение тем общеобразовательных предметов учебного плана школы, знания которых помогут усвоению изучаемого двигательного действия;
  4. уточнение уже изученных учениками  общеобразовательных предметов и тем, которые только будут изучаться (это позволит учителю опираться на имеющиеся знания и вновь излагать необходимые сведения ) ;
  5. определение последовательности в серии уроков, а также объема и содержания сведений на каждый урок ;
  6. разработку таких способов изложения сведений, которые бы органично вписывались в запланированную двигательную деятельность.

Итак каждая методика формирования знаний должна строиться на принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с учебным материалом других общеобразовательных предметов и двигательной деятельности учеников.

Специфика предмета и урока физической культуры, особенности содержания и построения учебной программы обуславливают ряд требований к планированию теоретического материала.

  1. Планирование следует начинать с определения содержания каждой программной темы и уточнения объема этого содержания с учетом познавательных возможностей учащихся конкретного возраста и допустимого лимита времени для изложения соответствующей информации в процессе урочных занятий. Затем необходимо наметить возможные взаимосвязи и преемственность содержания однородной и сложных тематик, представленных в программах каждого отдельного и разных классов. Это позволяет объединить всю совокупность предлагаемого программой теоретического материала в целостную систему знаний, которой должны овладеть учащиеся в пределах конкретной темы, раздела программы, годичного цикла, девяти – и одиннадцатилетнего курса обучения.

2.  При определении места конкретных тем в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать сроки и образовательно-воспитательную направленность содержания отдельных этапов работы, осуществляемой школой в системе внеклассных мероприятий и обязательных уроков по разным предметам. Это позволит связать обучение с жизнью, использовать межпредметные связи, показать ученикам практическую значимость усвоения теоретического материала, повысить эффективность формирования знаний, например, тему «М.И. Калинин о физической культуре как одном из основных школьных предметов» (IV – VI кл.) целесообразно планировать на первые уроки учебного года, когда особенно важно обеспечить положительное отношение школьников к занятиям физической культурой; темы: «Двигательный режим учащихся» ( V – IX кл.) и «Значение физической культуры для поддержания умственной работоспособности» (VI кл.) – к началу организации в школе занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня; «Значение спортивных соревнований в физическом воспитании школьников» ( VII-кл.)- к срокам проведения конкретных соревнований в классе и школе.

3.  Изложение теоретического материала по объему необходимо планировать такими частями, которые вписываются в структуру и содержание конкретного урока без ущерба для двигательной активности занимающихся и которые ученики в состоянии усвоить в течение намеченного времени. Это требует распределения относительно объемных тем на логично связанные по содержанию подтемы. Изложение их последовательно в серии уроков обеспечивает систематичность знаний и способствует эффективности усвоения их.

4.     Один из главных признаков полноценности планирования – четкость определения целей и задач. В их формулировках должно быть, с возможно ,большой определенностью указано, к каким предполагаемым изменениям в познавательной деятельности обучаемых должно привести усвоение ими отдельных частей содержания соответствующей тематике: к формированию представления об изучаемом предмете или явлении, пониманию их сущности; осознанию личной значимости усвоения тех или иных видов знаний; достижению определенной степени умения применять усвоенные знания на практике.

          Итак, каждая методика формирования знаний должна строиться на принципе сочетания специальных сведений о физическом воспитании с учебным материалом других общеобразовательных предметов и двигательной деятельностью учеников.

         Темы, которые необходимо изучать в нескольких классах ( например, правила безопасности при выполнении физических упражнений ), планируются отдельными, относительно законченными логично связанными по содержанию частями, которые распределяются по го дам обучения с учетом познавательных возможностей и интересов детей.

        В основу планирования каждой темы должен быть положен принцип сообщения сведений в оптимальном объеме. Это позволит, не снижая моторной плотности урока, повысить его образовательную ценность.

        Сообщение теоретических сведений осуществляется в различных формах. Их выбор зависит, в частности, от содержания учебного материала. Сведения о социальном значении физического воспитания потребуют сравнительно больше времени, которое можно выделить лишь на вводных уроках. Сведения о правилах безопасности, об основных требованиях к одежде и т.п. следует сообщать перед изучением соответствующего практического материала, а сведения о технике и правилах выполнения- по ходу его изучения.

         Проверка знаний учеников может осуществляться несколькими способами.

         Овладение такими видами знаний, как понятия и термины, способствует конкретизации мысли, облегчает взаимоотношение людей в той или иной области деятельности. Использование понятийного  языка является одним из условий реализации принципа научности преподавания, создает предпосылки к переходу учащихся при усвоении учебного материала от чувственного восприятия к логическому мышлению представляющему более высокую степень процесса познания. При этом сам процесс усвоения понятий организует мышление учащегося, так как осуществляется всегда в системе последовательных умственных операций. Все это сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя уже утвердившимися и строго обоснованными научными положениями, учитель освобождается от необходимости пространных  доказательств, а ученики- от необходимости проверки на практике истинности предлагаемых им в каждом конкретном случае обучения знаний. Использование специальной терминологии в процессе урока физической культуры является одним из средств рационализации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечения моторной плотности занятий.

        Термины: их состав с учетом входящих в содержание данной тематики понятий( двигательный режим, активный отдых, и т.д.), которые собственно обозначаются.

          Например, способность ученика объяснить, почему тот или иной способ выполнения двигательного действия имеет определенное терминологическое обозначение, свидетельствует об осознании обучаемым связей между знанием усвоенного термина и двигательной структуры обозначаемого им действия.

           Устный опрос – самый простой, но наименее эффективный способ, так как не обеспечивает достаточной частоты и систематичности контроля. Опрос с помощью контрольных карточек с запрограммированными вопросами-ответами позволяет контролировать всех учеников при минимальной затрате времени. Однако этот способ неспособен заменить живого общения с учителем, поэтому наибольший дидактический эффект приобретает в сочетании с устным опросом. Наконец, используется такой способ контроля, как письменные ответы на заранее поставленные вопросы или задания, выполняемые учениками до или после изучения соответствующего практического материала.

Список литературы

1. Издательство «Педагогика», «Физическая культура в школе», 1982 год

 2. Издательство «Физическая культура и спорт», «Книга учителя физической культуры», 2000 год

 3.Издательство «Просвещение», «Теория и методика физического воспитания», 1988 год

 4.Издательство «Просвещение», «Уроки физической культуры в IV – VI классах», 1984 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:-       Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

Значимость теоретических знаний на уроках физической культуры

Значимость теоретических знаний на уроках физической культуры...

Тема: «Способы подачи теоретических сведений на уроках физической культуры».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ca...

«Теоретическая подготовка на уроках физической культуры с использованием современных информационных технологий»

Тезисы к моему выступлению на нучно-практическом семинаре "Актуальные проблемы физического воспитания в современной школе" в С-Пб АППО 30.01.2012 г....