Рабочая программа "Основы волейбола"
рабочая программа по физкультуре по теме

Гедейко Людмила Николаевна

Программа разработана для учащихся средней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_osnovy_voleybola.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общеразвивающая  программа

дополнительного образования детей

                                 «Основы волейбола»

 Возраст обучающихся:     11-15 лет

 Срок реализации:                  2 года

Автор-составитель: Гедейко Л.Н.

педагог  дополнительного образования

Санкт-Петербург

2014 г.

Краткая аннотация программы:   Общеразвивающая программа «Основы волейбола» направлена на формирование у учащихся  устойчивой потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими  основ  игры в волейбол.   В связи с доступностью данной игры для любого возраста, возможностью   использовать ее для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования  как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации внеучебного времени и  досуга детей. Кроме этого волейбол  отличается  высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

         Занятия по данной программе позволят учащимся  овладеть  техническими приёмами  и правилами игры, обучиться  тактическим действиям,   приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях,  овладеть навыками регулирования психического состояния.    

По ходу реализации программы предполагается использование  педагогической диагностики  текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Пояснительная записка

Общеразвивающая программа «Основы волейбола» по своему содержанию относится к физкультурно-спортивной   направленности. В связи с доступностью данной игры для любого возраста, возможностью   использовать ее для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования  как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации внеучебного времени досуга обучающихся. Кроме этого волейбол  отличается  высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

        Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование  педагогической диагностики  текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

     Цель: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими  основ  игры в волейбол.

     Задачи:

Обучающие:

   -  обучить техническим приёмам и правилам игры;

   - обучить тактическим действиям;

   - обучить приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

   -обучить овладение навыками регулирования психического состояния.  

    развивающие

   - развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

   - развивать совершенствование навыков и умений игры;

   - развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма

 

   воспитательные

   - воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

   - воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;

   - воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

   -воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.

Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки. Занятия волейболом позволяют объединить в одной группе учащихся разного пола и возраста.

Условия реализации образовательной программы. Программа рассчитана на возраст 11 - 15 лет. В кружок принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы учащихся формируются 15 человек для первого года обучения, 12 человек для второго года обучения.  Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Общее количество часов за год – 144 часа.

Режим занятий. 1 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.

                              2 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма организации занятий. Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, бесед, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Занятия проводятся в спортивном зале, в теплую и сухую погоду на школьной спортивной площадке.  

По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

   - достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности.

   - победы на соревнованиях районного и городского  уровня;

   - повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;

   - устойчивое овладение умениями и навыками игры;

   - развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции.

   - укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

   - умение контролировать психическое состояние.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

   1 год обучения

    - мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;

    - тестирование на знание теоретического материала;

    - тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

    - сдача контрольных нормативов по ОФП.

   2 год обучения

   - мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;

   - тестирование на знание правил соревнований и терминологии;

   - тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;

   - сдача контрольных нормативов по ОФП.

   - результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего

Теория

Практика

1

Комплектование группы

6

2

Вводное занятие.

2

2

3

Общая физическая подготовка.

16

2

14

4

Специальная физическая подготовка.

18

2

16

5

Техническая подготовка.

34

3

31

6

Тактическая подготовка

14

2

12

7

Интегральная подготовка

10

2

8

8

Учебные игры. Соревнования.

40

4

36

9

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

144

25

119

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.

История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.

Практика:

Тема 2: Общая физическая подготовка

Теория:  Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Тема 3: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика:  Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения   для выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 4: Техническая подготовка                                                                                     Теория:  Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.                                                                                                    Практика: Стойка  волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема.                                                                    Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке)                                                  Нижняя прямая подача мяча.  Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой нападающий удар.  Одиночное блокирование.

Тема5:Тактическая подготовка                                                                                        Теория:  Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.                                                                                                                                    Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации.  Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.

Тема 6: Интегральная подготовка.                                                                                  Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.                                          Практика:  Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.

Тема 7: Соревнования.                                                                                                                 Теория: 4.        Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный.. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.                                                                                                          Практика:  Участие в  внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в районных и городских соревнованиях.

Тема 8: Итоговое занятие.                                                                                                 Теория:     Знание правил игры в волейбол.                                                                 Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП.  Прыжок в длину, прыжок в высоту,  метание набивного мяча.  Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.

Ожидаемые результаты первого года обучения

По окончании первого года обучения, учащиеся должны знать:

  1. значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
  2. понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
  3. правила соревнований по волейболу;
  4. гигиенические требования к одежде и спортивной форме.

По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
  2. выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
  3. выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
  4. играть по упрощенным правилам волейбола;
  5. применять полученные знания в ходе учебной игры.

Учебно-тематический план

Второй год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

Общая физическая подготовка.

22

2

20

3

Специальная физическая подготовка.

18

2

16

4

Техническая подготовка.

34

3

31

5

Тактическая подготовка

14

2

12

6

Интегральная подготовка

10

2

8

7

Учебные игры. Соревнования.

42

4

38

8

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

144

17

127

Содержание изучаемого курса

Второй год обучения

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие волейбола. Закрепление изученного ранее.

Практика:

Тема 2: Общая физическая подготовка

Теория:  Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.

Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Тема 3: Специальная физическая подготовка

Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практика:  Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения   для выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Тема 4: Техническая подготовка                                                                                     Теория:  Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.                                                                                                    Практика: Стойка  волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя прямая подача мяча.  Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча отраженного от сетки. Групповое  блокирование (двойной блок).

Тема 5: Тактическая подготовка                                                                                     Теория:  Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником.             Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации.  Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.

Тема 6: Интегральная подготовка.                                                                                  Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.                                          Практика:  Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.

Тема 7: Соревнования.                                                                                                                 Теория: 4.        Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.                                                                                                                         Практика:  Проведение  внутри школьных соревнований , товарищеских матчей. Участие в районных и городских соревнованиях.

Тема 8: Итоговое занятие.                                                                                                 Теория:     Знание правил игры в волейбол.                                                                 Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП.  Прыжок в длину, прыжок в высоту,  метание набивного мяча.  Сдача контрольных нормативов по основам технической подготовки в волейболе.  Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, передача мяча в парах без потерь.

Ожидаемые результаты второго года обучения

По окончании второго года обучения, воспитанники должны знать:

  1. значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
  2. понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
  3. правила соревнований по волейболу, правила игры;
  4. гигиенические требования к одежде и спортивной форме;

По окончании второго  года обучения, воспитанники должны уметь:

  1. играть в волейбол по правилам;
  2. выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
  3. играть по упрощенным правилам волейбола;
  4. применять полученные знания в ходе учебной игры, осуществлять судейство.

Контрольные нормативы по основам технической подготовки

в волейболе в группе дополнительного обучения

№ норматива
п/п

Контрольные нормативы

1

Бег 30 м, с

Юн.

5,5

5,3

Дев.

5,9

5,8

2

Прыжок в длину с места, см

Юн.

185

200

Дев.

165

175

3

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, стоя.  м:

Юн.

11,0

11,5

Дев.

8,0

9,0

Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения

№ норматива
п/п

Контрольные нормативы

1год обучения

2 год обучения

Оценка

н

с

в

н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

12

14

16

Дев.

9

11

14

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

10

12

14

Дев.

8

10

12

8

10

12

3

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

17

20

25

Дев.

12

15

20

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку из 20 раз

Юн.

5

10

15

Дев.

3

6

10

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя  из 10 раз

Юн.

2

3

4

3

4

5

Дев.

1

2

3

2

3

4

  Н - низкий показатель;      С -  средний показатель;         В  - высокий показатель;

Методическое обеспечение   программы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

 Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

 Словесный метод, метод показа.  Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.

Тактическая подготовка.

Беседа, тренировка показ видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос уч-ся, тестирование.

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг.  Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований.

 Индивидуальный.  Контрольная работа.  Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.

 Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

Список литературы:

  Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.

Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.     Волейбол/пер. с англ. Н.А. Чупаева. Москва. «Астрель.» АСТ, 2010.

Колодницкий Г.А., К узнецов В.С., Маслов М.В.Внеурочная деятельность учащихся.    Волейбол. Москва. «Просвещение». 2011.

Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.

Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.

Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.

Лях В. И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. Москва. «Просвещение» 2007.

Обучение  технике игры в волейбол и ее совершенствование. Москва. «Олимпия. Человек». 2008.

Фурманов А.Г. Волейбол. Минск. «Современная школа». 2009 .

 Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная рабочая программа "Волейбол"

Программа спортивной секции...

Рабочая программа: "Волейбол"

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММАПО ВОЛЕЙБОЛУДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬПедагог дополнительного образования:  Сухов И.И....

Рабочая программа "Волейбол"

Данный раздел  программы  объединяет содержание внеклассных  форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также...

Рабочая программа "Волейбол" 9-11 классы (дополнительное образование)

Пояснительная записка, учебный материал, тематическое планирование...

Рабочая программа Волейбол

Волейбол 5-11 классы...

Рабочая программа волейбол первый год обучения

Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» относится к программам физкультурно-спортивной направленности.Данная программа является общеразвивающей и предназначена для работы с...

Рабочая программа волейбол 7 класс

Учебный материал планирования занятий по  спортивно-оздоровительной программе основного общего образования....