Рабочая программа: "Волейбол"
рабочая программа по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сухов Игорь Иванович

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ВОЛЕЙБОЛУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Педагог дополнительного образования:  Сухов И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol_2016-2018_1.docx143.88 КБ

Предварительный просмотр:

               

 

     

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ВОЛЕЙБОЛУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

                   

Классы: 7-11 классы (14-17 лет).

Программа рассчитана на  2016-2018  учебный год

Педагог дополнительного образования:  Сухов Игорь Иванович

Программа рассчитана на 2 года в количестве 144 часов. 

 

Москва.

2016 г.

Пояснительная записка.

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы. 
   Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
    Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,  увеличивают силу и эластичность мышц. 
    Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: площадка, сетка, мяч.
 
Цели и задачи
Цель: 
• Повышение уровня физического развития подростков. 
• Подготовка спортивного резерва


 Задачи: 
• Укрепление здоровья и закаливание организма подростков 
• Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств 
• Повышение общей физической подготовленности 
• Развитие специальных физических способностей 
• Обучение основам техники и тактики игры в волейбол


 Программа рассчитана на 2 года, предназначена для подростков 14-17 лет. Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах  15 человек. Продолжительность занятий – 2 часа  в неделю. Форма занятий  - групповая.

http://bmsi.ru/_uf/images/Untitled-4(1).png
Методическое обеспечение программы.

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
  Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. 
Спортивные методы включают: метод  непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
    В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
   Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.
   В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.


Диагностика результативности образовательного процесса.

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

Два раза в год  (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической,  теоретической подготовленности.

Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных  играх.  Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и республиканского уровня.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как обучающиеся применяют их в игре.

Краткое содержание изучаемого курса первого года обучения 

1. Физическая культура и спорт в России. 
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов. 
 2.История  развития волейбола. 
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. 
3.Влияние физических упражнений на организм человека.  
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма 
 4. Гигиена волейболиста.     
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 
5. Техническая подготовка. 
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: 
- перемещения, 
- подачи, 
- передачи, 
- нападающие удары, 
- блокирование. 
6.  Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: 
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях, 
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.


Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения: 
- перемещения, 
- прием нападающего удара 
  прием подачи, 
  передачи, 
- подача мяча, 
- нападающие удары, 
- блокирование. 
Тактика нападения и тактика защиты: 
- индивидуальные действия, 
- групповые действия, 
- командные действия. 
7.  Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты. 
8. Общая физическая подготовка. 
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения 
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. 
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. 
Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. 
Спортивные игры: баскетбол, футбол 
Подвижные игры и эстафеты 
 9. Специальная физическая подготовка. 
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования, 
- упражнения с набивными и теннисными мячами, 
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых   действий и перемещений по сигналу тренера 
- игры и эстафеты с препятствиями. 
 10. Контрольные испытания. 
- контрольные испытания по общей физической подготовке 
- контрольные испытания по технической подготовке 
11. Контрольные игры и судейская практика. 

- соревнования между группами.

- судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. 
12. Соревнования.

 -участие в соревнованиях различного уровня.

 -судейство во время игры


Краткое содержание изучаемого курса  второго года обучения

1. Физическая культура и спорт в России.

 Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов. 
 2. История развития волейбола. 

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и международные. 
3.Влияние физических упражнений на организм человека. 

 Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов, закаливание организма. Правила закаливания 
 4. Гигиена волейболиста.  

 Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 
5. Техническая подготовка.

 Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и наводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: 
- перемещения, 
- подачи, 
- прием и передачи, 
- нападающие удары, 
- блокирование. 
6.  Тактическая подготовка.  

 Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: 
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх, 
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником


Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения: 
- перемещения, 
- прием и передачи, 
- подачи, 
- нападающие удары, 
- блокирование.

Тактика нападения и тактика защиты: 
- индивидуальные действия, 
- групповые действия, 
- командные действия.


7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.  
8. Общая физическая подготовка

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения  
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. 
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.  
Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. 
Спортивные игры: баскетбол, футбол. 
Подвижные игры и эстафеты

9. Специальная физическая подготовка. 
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования, 
- упражнения с набивными и теннисными мячами, 
- развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых    действий и перемещений по сигналу тренера. 
- игры и эстафеты с препятствиями. 
10. Контрольные испытания. 
- контрольные испытания по общей физической подготовке. 
- контрольные испытания по технической подготовке. 
11. Контрольные игры и судейская практика. 

 Соревнования между группами.  Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии. 
12. Соревнования.  

Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры.

Тематическое планирование.
 
1 год обучения.

Изучаемый материал

Кол-во часов

1

Краткие исторические сведения о возникновении игры. История и пути развития современного волейбола.  Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Оснащение спортсмена. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности. Правила соревнований по волейболу.

2

2

Перемещения и стойки. Контрольные нормативы: ОФП. Контрольные нормативы: СФП.

2

3

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Передача сверху двумя руками над собой.

2

4

Упражнения для развития гибкости. Передача сверху двумя руками над собой.

2

5

Упражнения для развития мышц ног и таза. Передача сверху двумя руками в парах.

2

6

Упражнения для развития ловкости. Передача сверху двумя руками в парах.

2

7

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

2

8

Упражнения для развития быстроты. Передачи мяча сверху двумя руками в парах.

2

9

Упражнения с набивными мячами. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

10

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

11

Упражнения для мышц шеи и туловища. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

12

Упражнения для развития выносливости. Передачи мяча сверху двумя руками в парах в движении.

2

13

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

2

14

Упражнения для развития ловкости, быстроты, реакции. Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

2

15

Упражнения для развития мышц брюшного пресса, мышц ног и таза.   Передачи мяча сверху двумя руками в треугольнике.

2

16

Упражнения для развития гибкости, упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах.  Прием мяча снизу двумя руками над собой.

2

17

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками над собой.

2

18

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

2

19

Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

2

20

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

2

21

Упражнения для развития скоростных качеств. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

2

22

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Нижняя прямая подача.

2

23

Упражнения для развития прыгучести. Нижняя прямая подача.

2

24

Акробатические упражнения. Нижняя прямая подача.

2

25

Упражнения для развития гибкости. Нижняя прямая подача.

2

26

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Нижняя боковая подача.

2

27

Упражнения для развития ловкости. Нижняя боковая подача.

2

28

Упражнения для развития мышц ног и таза. Верхняя прямая подача.

2

29

Упражнения для развития силовых качеств. Верхняя прямая подача.

2

30

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Верхняя прямая подача.

2

31

Упражнения для мышц шеи и туловища. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

32

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

33

Упражнения с набивными мячами. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

34

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прием мяча снизу двумя руками после подачи.

2

35

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

2

36

Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

2

2-год обучения

37

Техника безопасности. Правила соревнований по волейболу. Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

2

38

Упражнения для развития быстроты. Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в парах.

2

39

Бег с препятствиями. Кросс.  Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

40

Упражнения для развития выносливости. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

41

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

42

Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча снизу в зонах 6, 1, 5 в зону 3.

2

43

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передача мяча сверху двумя руками в зоны 4,2 после приема мяча снизу в зонах 1,6,5 в зону 3.

2

44

Упражнения для развития скоростных качеств. Передача мяча сверху двумя руками в зоны 4,2 после приема мяча снизу в зонах 1,6,5 в зону 3.

2

45

Прыжок в высоту способом «перешагивание». Передача мяча сверху двумя руками в зоны 4,2 после приема мяча снизу в зонах 1,6,5 в зону 3.

2

46

Упражнения для развития прыгучести. Передача мяча сверху двумя руками в зоны 4,2 после приема мяча снизу в зонах 1,6,5 в зону 3.

2

47

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Нападающий удар после передачи партнера.

2

48

Упражнения для развития силовых качеств. Нападающий удар после передачи партнера.

2

49

Упражнения для развития мышц ног и таза. Нападающий удар после передачи партнера.

2

50

Упражнения для развития выносливости. Нападающий удар после передачи партнера.

2

51

Упражнения с резиновыми мячами. Одиночное блокирование прямого нападающего удара.

2

52

Упражнения для развития быстроты. Одиночное блокирование прямого нападающего удара

2

53

Упражнения для мышц шеи и туловища. Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.

2

54

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4.

2

55

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Верхняя передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению).

2

56

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции. Верхняя передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению).

2

57

Упражнения для развития быстроты. Верхняя передача из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению).

2

58

Бег с препятствиями. Кросс. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее.

2

59

Упражнения для развития выносливости. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости об нее.

2

60

Упражнения в висах и упорах. Прием мяча сверху двумя руками после подачи в зонах 6,5,1 в зону 3(2).

2

61

Упражнения для развития силовых качеств. Прием мяча сверху двумя руками после подачи в зонах 6,5,1 в зону 3(2).

2

62

Упражнения для развития быстроты. Прием мяча сверху двумя руками после подачи в зонах 6,5,1 и зону 3(2).

2

63

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Прием мяча снизу двумя руками на точность в зоны 3,4,2.

2

64

Упражнения для развития прыгучести. Прием мяча снизу двумя руками на точность в зоны 3,4,2.

2

65

Упражнения для развития ловкости. Нижняя прямая подача на точность.

2

66

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Нижняя боковая подача на точность.

2

67

Упражнения для развития мышц ног и таза.  Верхняя подача на точность.

2

68

Упражнения для развития скоростных качеств. Верхняя подача на точность.

2

69

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

2

70

Упражнения с набивными мячами. Нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

2

71

Упражнения для развития ловкости. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач в зоны 5,6 ,1.

2

72

Упражнения для развития выносливости. Одиночное блокирование прямого нападающего удара.

2

73

Упражнения для развития прыгучести. Тактика нападения: индивидуальные действия.

2

74

Акробатические соединения. Тактика нападения: групповые действия.

2

ВСЕГО:        144 часа.

Программу составил:                            Сухов Игорь Иванович. 

Список использованной литературы.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы, утвержденной Министерством  образования  и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература: Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для   учителя.— М.: Просвещение, 1989 г.

Жуков Ю.Е., Ильин Г.И., Козловский Э.А. Акробатическая подготовка волейболистов. 2000г.

Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1976 г.

Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. 2000 г.

Клещев Ю., Фурманов А. Юный волейболист: [Учебник].— М.: ФИС, 1985 г.

Голомазов В.А., Ковалев В.Д., Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1976 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная рабочая программа "Волейбол"

Программа спортивной секции...

Рабочая программа "Волейбол"

Данный раздел  программы  объединяет содержание внеклассных  форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также...

Рабочая программа "Волейбол" 9-11 классы (дополнительное образование)

Пояснительная записка, учебный материал, тематическое планирование...

Рабочая программа Волейбол

Волейбол 5-11 классы...

Рабочая программа волейбол первый год обучения

Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» относится к программам физкультурно-спортивной направленности.Данная программа является общеразвивающей и предназначена для работы с...

Рабочая программа волейбол 7 класс

Учебный материал планирования занятий по  спортивно-оздоровительной программе основного общего образования....

Рабочая программа "Волейбол" 6-11кл.

Рабчая программа "Волейбол" 6-11кл....