Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся
проект по физкультуре по теме

Вокуева Татьяна Викторовна

В  проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся»  описывается организация и проведение урока по физической культуре в 4 классе по теме «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений».  С целью повышения эмоциональности, дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой и укрепления здоровья  применяются разные технологии:  здоровьесберегающая,  технологии игры и успеха, а так же различные методы работы (фронтальный, групповой, метод круговой тренировки,  показ, рассказ, объяснение). Целью урока является демонстрация комплекса акробатических упражнений и формирование знаний у учащихся, что гимнастика с элементами акробатики благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

          «Мохченская средняя общеобразовательная школа»

 

       Управление образованием МР «Ижемский»

Номинация:

«Уроки лучших» (урок физической культуры в начальном общем образовании)

Название проекта:

«Инновационные и вариативные формы

и методы работы, обеспечивающие повышение

 двигательной активности учащихся».

Ф.И.О. автора:

Вокуева Татьяна Викторовна, учитель физической культуры,

 МБОУ «Мохченская СОШ».

Эл. почта:  Tatyanka.vokueva@mail.ru

Контактный тел. 89041071238

Мохча,  2014

Содержание:

  1. Актуальность проекта

Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. Считаю, что использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Наряду с долгосрочными проектами,  в моей практике имеет место быть и  мини-проектам, которые укладываются в несколько уроков.

В процессе уроков формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, отвечать на вопросы, самостоятельно изобретать способ действия, находить варианты решения проблемы, взаимодействовать с любым партнером, отстаивать свою точку зрения, презентационные умения и навыки (уверенно держать себя во время выступления).

Проблема:

- Недостаточная пластичность мышечных свойств организма учащихся;

- Отсутствие комплекса акробатических упражнений.

Значимость проекта: 

Выбирая  проектный метод на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика»,  учебный процесс становится более увлекательным для учащихся и целенаправленная деятельность ученика с его личным интересом даёт возможность решить выявленную проблему.

   2. Цели и задачи проекта

Цель: Составить комплекс акробатических упражнений для развития гибкости учащихся.

Задачи:

  1. Совершенствование техники обязательных акробатических и связующих упражнений.
  2. Развитие навыков проектной деятельности.
  3. Развитие самостоятельности.
  4. Воспитание толерантности.

  3. Участники, с которыми осуществляется работа по проекту

Предлагаемый проект прошёл апробацию с учащимися 4-го класса в рамках школьного открытого урока физической культуры по разделу “Гимнастика”, целью которого являлась демонстрация комплекса акробатических упражнений. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1;  Приложение №2  Конспект урока «Совершенствование  изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№ 1-13).  

  1. Участники, реализующие данный проект

- Учитель физической культуры.

 5.  Концепция проекта

Концепция нового качества здоровья сегодня является неотъемлемой частью формирующейся новой Концепции развития образования. В соответствии с современными тенденциями, закрепленными в программных документах, сохранение здоровья является приоритетом. Актуальной задачей является создание современных систем управления по здоровьесбережению в соответствии с федеральными и региональными  нормативными документами на уровне  общеобразовательных учреждений, в том числе и в МБОУ «Мохченская средняя общеобразовательная школа».

С целью укрепления здоровья на уроках физической культуры я использую здоровьесберегающую технологию. Данный проект «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» разработан и реализован в разделе «Гимнастика» с учащимися 4 класса. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1;  Приложение №2  Конспект урока «Совершенствование  изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№1-13).  

 Гимнастика с элементами акробатики благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.    

  Таким образом, применяя в структуре уроков физической культуры разные виды образовательных технологий и тем самым повышая эмоционально-положительный настрой учащихся, есть возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность, снизить утомляемость и достичь желаемых результатов.

Проект делится на 3 этапа:

     1. Организационно-мотивационный

  1. Внедренческий
  2. Аналитико-рефлексивный

На первом этапе выявляется мотивация учащихся (для чего?), ставятся цели и задачи, создаются рабочие группы, координаторы. На втором этапе  происходит практическая подготовка к реализации проекта (разучивание и совершенствование акробатических упражнений, самостоятельное составление комбинаций из акробатических упражнений). На заключительном этапе – демонстрация комбинации из акробатических упражнений.

 6. Сроки и этапы проекта

Сроки:  -  7-8 уроков (по 45 мин.)

Этапы:

     1. Организационно-мотивационный (урок №1)

  1. Внедренческий (урок № 2-7)
  2. Аналитико-рефлексивный (урок № 8)

На заключительном этапе проекта (урок № 8) были представлены следующие этапы:

  1. Озвучивание социально-значимой проблемы, основанной на интересах самих учащихся (недостаточно хорошо развито физическое качество гибкость).
  2. Формирование состава проектных групп (4 группы).
  3. Распределение обязанностей в группах (консультант, который направляет работу группы и  следит за дисциплиной).
  4. Презентация проекта (демонстрация комплекса акробатических упражнений).
  5. Оценка работы проектных групп.  

7.   Ключевые методики, технологии, инструментарий.

Методы ведения урока:   фронтальный,  групповой, круговой тренировки.

Учебный метод: самостоятельная работа, групповая совместная деятельность,  показ, рассказ, объяснение, игровой.

Технологии: здоровьесбережения, проекта, игры и успеха.

НРК (национальный региональный компонент).

  1. Ресурсы, необходимые для реализации проекта

           - спортивный зал;

- специалист (учитель физической культуры); 

- учащиеся;

- инвентарь (гимнастические маты и скамейки, гимнастический козел,

гимнастическая стенка, скакалка, магнитофон (ноутбук) для     озвучивания музыки, свисток).

  1. Результаты проекта

Научились самостоятельно составлять комплекс акробатических упражнений для развития гибкости и применять его в повседневной жизни.

В ноябре 2012г. в 4 классе МБОУ «Мохченская СОШ» был проведён открытый урок. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1;  Приложение №2  Конспект урока «Совершенствование  изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№1-13).  

   10.  Ограничения, условия, требования (если таковые есть)

Участники специальной медицинской группы могут быть ассистентами учителя, консультантами и фотокорреспондентами в группах для дальнейшего выпуска стенгазеты, плаката или презентации.

  1.  Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха

С целью повышения эмоциональности, дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой и укрепления здоровья в проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» вместе здоровьесберегающей технологией использованы элементы технологии игры и успеха, различные методы работы (фронтальный, групповой, метод круговой тренировки,  показ, рассказ, объяснение). 

Уникальность данного проекта заключается в том, что игровая деятельность учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам, а при использовании разных методов обучения появляется эмоционально-положительный настрой, который дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к специальной медицинской группе,  есть возможность подготовить доклады, сообщения, презентации, плакаты, стенгазеты, анкетирования по ЗОЖ.

Можно выделить несколько условий и средств, повышающих эмоциональность урока:

-  успешное преодоление трудностей, познание нового, развитие своих способностей;
-    обстановка урока и поведение учителя: эстетика зала, спортивная форма, стиль общения, интерес самого учителя;

 - разнообразие приемов и форм проведения урока;
- использование игровых и соревновательных методов.

Именно на таких уроках учителя физической культуры смогут заинтересовать учащихся и помочь избавиться от сутулых плеч,  впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость и позволить добиться высоких результатов.

Литература:

  1. Ресурсы сети Интернет
  2. Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: Полымя, 1988
  3. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 412с., ил.
  4.  Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл.: метод.пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006.- 110с.- (Библиотека учителя).
  5. Игнашенко А.М. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт. 1951. – 159с.

   Приложение №2

 Конспект урока «Совершенствование  изученных элементов техники акробатических упражнений»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Закрепить технику лазания по гимнастической стенке, гимнастической скамейке, пролезание под гимнастическим козлом;
  2. Закрепить технику упражнений в равновесии;
  3. Совершенствование четкости выполнения акробатических комбинаций из разученных элементов (равновесие, кувырок вперед, сед, «угол» сидя, стойка на лопатках,  полушпагат через плечо, “мост”, прыжок на 180 градусов);

 Развивающие (оздоровительные):  

  1. Формирование правильной осанки;
  2. Развитие силовых способностей, ловкости, чувства равновесия и координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата;

Воспитательная:

  1. Воспитывать умение работать в группе, чувство товарищества,  уверенности, взаимовыручку, красоту движений;
  2. Прививать интерес к урокам физической культуры.

Методы ведения урока:  фронтальный, групповой, круговой тренировки. 

Методы обучения:  показ, рассказ, объяснение, игровой.

Тип урока:   проектирование

Время проведения:   45 минут.

Место проведения:   спортивный зал школы.

Инвентарь: гимнастические маты и скамейки, гимнастический козел,  гимнастическая стенка, скакалка, свисток.

Подготовительная часть (15 мин.)

Построение класса:

“В одну шеренгу становись!” “Равняйсь!” “Смирно!” «Здравствуйте, ребята!»… «Вольно!»  «Дежурный, сдать рапорт!»…

Рапорт: 

«Класс равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!... Т.В., 4 класс в количестве 12 чел. к уроку физической культуры построен. Дежурный Рочев. Разрешите встать в строй…Класс вольно!

Сообщение задач урока:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну страну, где все с красивой осанкой, подтянутые, гибкие и ловкие.  Как называется эта страна? (Гимнастика.)

-  По ходу путешествия у нас будут привалы на станциях: «Акробатические упражнения», «Гимнастическая скамейка», «Козлик»,  «Гимнастическая стенка». На этих станциях вы будете оттачивать свои знания, умения и навыки.

- Отправимся все вместе,  потом разделимся на группы и  пойдём разными дорогами, с целью безопасного прохождения дистанции, чтоб не было толкучки и не получить травмы, а потом опять встретимся в условленном месте, т.е. на том месте, где разошлись и пойдём вместе.

- Ребята, а что необходимо соблюдать, чтобы не получить травмы? (Т/б).

- Какую т/б необходимо соблюдать  на станции «Акробатические упражнения» -…(выполнить разминочное упражнение – перекаты, упражнения выполнять по очереди и на сухих, чистых,  целых матах);

На станции «Гимнастическая скамейка» -…(страховка);

На станции  «Козлик» - (по очереди, страховка, не залезать на «козлик»)

На станции «Гимнастическая стенка» -..(полный хват, по очереди, страховка, внизу мат).

Повороты:

- Ну, что ж, отправимся в дорогу!

- «Налево!», «кругом!», «направо!», «налево!»  «В обход налево  шагом марш!»

Строевые упражнения в ходьбе:

Немного разомнёмся перед дальней дорогой.

– “Руки вверх, ходьба на носках ”;

 – “Руки за голову, ходьба на пятках”;

 – “Перекаты с пятки на носок, руки прижаты к телу”;

 – “Острый шаг руки на пояс”;

 – “Руки за спину, на внешней стороне стопы”;

-  «Руки на пояс, на внутренней стороне стопы»;

-  «Руки вперёд (работают кисти), с высоким подниманием бедер;

-  «Руки в стороны, кисти в кулачок с подниманием и выносом прямых ног вперёд».

Упражнения в беге:

Ребята, мы опаздываем, поэтому  сейчас пробежимся.

– “Противоходом влево (направо) и с захлёстыванием голени»;

- “По диагонали и с высоким подниманием бедер”;

- «Змейкой» и подскоками;

- «Руки на пояс, приставным шагом правым боком”;

- “Руки на пояс, приставным шагом левым боком”;

- “В движении кругом»;

- «Бег с прямыми ногами”.

Ходьба. Восстановление дыхания. Построение в одну шеренгу (привал).

- Физическая культура – наш постоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг. Если вы, ребята,  будете дружить с ней, где главное слово культура,  то получите взамен радость,  красивую осанку, будете здоровы и красивы.  

- А чтобы сохранить здоровье, человек обязательно должен …(Соблюдать гигиену, заниматься закаливанием, физкультурой, спортом, соблюдать здоровое питание, не иметь вредных привычек, делать зарядку).

– Как Вы думаете, что происходит в нашем организме, когда мы делаем зарядку? (Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженнее. Мы становимся более сильными, ловкими, быстрыми, гибкими, подтянутыми.  Если вы ежедневно занимаетесь зарядкой и ваше сердце становится сильнее.)

- Сейчас мы тоже выполним зарядку. Встали возле стены.

ОРУ возле стены: 

1. Упражнение для мышц шеи – наклоны головы вперёд, назад, в стороны;

2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

- кисти рук сцепили в замок, тянем от себя вперёд, к себе, вверх, к себе;

- руки прижаты к телу, вращения плечами;

- руки на рёбра, сводим лопатки, отводим локти назад;        

3. Упражнения для мышц туловища и ног:

- повороты к стене, касаемся одной рукой и отталкиваемся ладонью;

- лицом к стене – касаемся стены подушечками пальцев рук и отталкиваемся;

- берём скакалку, прогибаемся назад, затем наклоняемся вперёд (разгружаем позвоночник);

- упор присев, группировка, выпрямить ноги, руками касаемся пола, встать. 

Проверка д/з: -  равновесие в парах с использованием скакалки.

Прыжки с использованием гимнастических скамеек.

Восстанавливаем дыхание.

         

Основная часть 27 минут.

- А сейчас мы все вместе выполним разминочное упражнение – перекаты в группировке и разделимся по группам. Дистанцию проходим по часовой стрелке, всей группой вместе.

Прохождение гимнастической полосы препятствий по методу круговой тренировки.

                 

1). «Акробатические упражнения» - 1 станция

- развитие гибкости, координации, ловкости.

- Как в переводе на коми язык будет «ласточка»? ... (джыдж, чикыш)

- А «кувырок»? … (чиперняасьом)

Комбинация из акробатических упражнений (для дев.):

1. Равновесие («ласточка»);

2. Кувырок вперёд;

3. Сед, упор сзади, разгибая руки, прогнуться прогибая тазобедренный сустав вперёд;

4. «Угол» сидя, упор сзади;

5. «Мост» из положения лёжа;

6. Наклон вперёд, упор присев, стойка на лопатках, полушпагат через плечо;

7. Упор присев, прыжок на 180 град., руки вверх и в стороны.

Комбинация из акробатических упражнений: (для мальч.)

1. Равновесие;

2. Кувырок вперёд;

3. Сед, упор сзади,  разгибая руки, прогибая тазобедренный сустав вперёд;

4. «Угол» сидя, упор сзади;

5.  Упор присев, стойка на лопатках;

6. Упор присев, прыжок на 180 град., руки вверх и в стороны.

2). “Гимнастическая скамейка” - 2 станция

- закрепить технику упражнения в равновесии;

- развивать равновесие, координацию и красоту движений.         

 Ходьба по гимнастической скамейке.

 - ходьба руки в стороны, высоко поднимая ноги и вытягиванием носка от себя;

 - ходьба руки в стороны, с выполнением глубокого выпада;  

 - ходьба руки в сторону, высоко поднимая колени, на каждый шаг хлопок под колено;

 Добиваться непринужденного, точного, координированного выполнения.

3).   “Козлик”  - 3 станция

  • Закрепить технику лазания над гимнастической скамейкой;
  • Развитие силы, ловкости, укрепление мышц спины и рук.

Лазание над гимнастической скамейкой;

Исходное положение, лежа на животе лицом вниз, вытянув руки и взявшись за края скамейки. Хват руками за край скамейки (большой палец сверху, остальные внизу). Сгибая руки в локтевых суставах,  подтягивать тело к месту хвата руками, затем снова выпрямлять руки и начинать второй цикл.

Упражнение выполнять:        

- подтягиваясь вперед двумя руками туда и обратно;

- подтягиваясь вперед поочередно правой и левой рукой туда и обратно;        

  • Развитие скоростно-силовых способностей;

Прыжки через скамейку боком 8 раз.

  • Закрепить технику пролезания под гимнастическим козлом (выполняется по-пластунски. Не задевать какой-либо частью тела снаряд).

 

4). “Лазанье” -  4 станция

- развитие ловкости, укрепление мышц спины и ног;        

- закрепить технику лазания по гимнастической стенке.

 

Лазанье по гимнастической стенке одноименным (правая нога и правая рука), разноименным способом (левая нога, правая рука); лазанье в сторону приставными шагами.        Захват руками за рейку гимнастической стенки - полный хват  (большой палец снизу, остальные сверху), постановка ноги на рейку серединой стопы.

Заключительная часть (3мин.)

- В одну шеренгу стройся! Направо! С левой ноги шагом марш!

- Игра «Запретное движение» (в движении  по кругу в колонне по одному, пока не дойдут до начала путешествия).          

 Подведение итогов работы по станциям. Отметить лучших, выставить оценки, объяснить ошибки.

Д/З: - подготовиться к опорным прыжкам. Для этого дома потренировать  упражнение:

- И.п. упор лёжа на прямых руках. Толчок обеими ногами до упора присев и прыжок с прогибом назад, руки вверх, ноги врозь.

- Спасибо всем за урок. При выходе возьмите по смайлику с тем лицом, которое соответствует вашему  нынешнему настроению.

- Класс – равняйсь! Смирно! Вольно!

- Налево! К выходу шагом марш! До свидания.



Предварительный просмотр:

C:\Users\юзер\Desktop\Т.В\фотографии\мои фотографии по работе\2012-2013\откр. ур по ф-ре 2013\DSC06839.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Развитие творческой активности учащихся"

материал содержит описание обобщения опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся" на уроках физики....

Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ

Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся.

Статья о формировании  у школьников прочных орфографических навыков. Ведь это одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того насколько будут сформированы навыки правописания, за...

Использование ИКТ во внеклассной работе как средства активности учащихся

Статья содержит материал о том, как использование ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся во внеклассной работе....

Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....

«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от с...