Из опыта работы:" Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения".
опыты и эксперименты
Проектный метод обучения развивает иследовательские, креативные , изобразительные способности школьников. Положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого такие как сообразительность, мышление , воображение, ответственность. память и творческие способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
из опыта работы
Попова Ольга Ивановна
учитель технологии
Сергиевского филиала
МБОУ Мучкапской СОШ
2025г, Мучкап
Я, Попова Ольга Ивановна, учитель технологии Сергиевского филиала МБОУ Мучкапской СОШ. Стаж педагогической деятельности 23года.
В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы.
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Цель моей профессиональной деятельности: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.
Для достижения цели ставлю перед собой задачи:
-Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
За годы работы пришла к выводу, что не имеет значение, какой уровень способностей заложен природой в ученике. Главное, помочь поверить ему в свои силы и создать условия, чтобы он хотел их развивать.
Развитие различных способностей школьников может быть плодотворным только в личностно-ориентированном обучении. Работая в гуманистической парадигме, учитель всегда стоит перед задачей грамотной организации образовательного процесса для изменения качества личности.
При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и - в определённой мере - ответственности самого учащегося.
Учитель при этом проявляет себя как советчик, помощник, консультант, координатор, старший товарищ, т.е. партнёр в образовательном процессе.
Проблема, над которой я работаю- это разработка и внедрение развивающих модулей, работа с одарёнными детьми.
Исходя из собственного опыта, действенным можно признать проектный метод.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во - первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развивается их познавательная активность, творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.
В - четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Следовательно, передо мной, как учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
Проектную деятельность учащихся можно разделить на несколько этапов:
1.Поисково-исследовательский (организационно-подготовительный). На этом этапе ученики проводят исследования, изучают имеющийся материал, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
2.Технологический. На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологических требований, культуры труда
3.Заключительный. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи, а маркетинговая часть проекта дает им возможность помечтать о будущем.
При оценке защиты творческого проекта учитывается (аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов).
Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.
Используя данный метод работы, я убедилась в том, что он позволяет развивать исследовательские, креативные, изобразительные способности школьников и создавать новые духовные ценности.
Применение проектного метода положительно влияет на качественные изменения личности обучаемого, такие как сообразительность, мышление, воображение, ответственность, память, внимание, сила воли, интеллект и творческие возможности человека.
Развитию школьников способствует выделение их в творческую группу и работа по индивидуальным заданиям, привлечение к разработке конкурсных работ.
Главная цель развития личности - возможно полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения школьников.
Принципы моей работы:
- Постоянно работать над собой, чтобы иметь право учить других.
- Уважать личность каждого ученика.
- Организовать активный ученический труд.
Надо учить каждого ребенка, а не работать на « сильного», постоянно видеть работу каждого ученика и развивать его способности по возможностям. Научить самостоятельно работать над собой, помочь самим добывать знания - вот цель моей работы.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».
Выдвижение новых концептуальных основ современного образования позволило подойти к проблеме развития познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий с новых позиций и сде...
Повышение познавательной активности учащихся через использование инновационных интерактивных средств обучения
Выступление....

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"
Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Презентация опыта работы "Развитие двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в туристском полевом лагере"
Презентация демонстрирует и обобщает многолетний личный опыт и пыт работы педагогов Станции юных туристов г.Анжер-Судженска над проблемой развития двигательной и познавательной активности учащих...

Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников.Многие учащиеся приходят в школу не столько ради учёбы, сколько ради общения со сверстник...

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »
Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....

