Презентация опыта работы "Развитие двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в туристском полевом лагере"
презентация к уроку на тему

Мигонькина Зиля Раисовна

Презентация демонстрирует и обобщает многолетний личный опыт и пыт работы педагогов Станции юных туристов г.Анжер-Судженска  над проблемой развития двигательной и познавательной активности учащихся на примере организации  туристских полевых лагерей "Родник" и "Юный исследователь".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в туристском полевом лагере Мигонькина З.Р., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных туристов» муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа «Станция юных туристов»

Слайд 2

обобщение опыта организации работы по развитию двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в природной среде ЗАДАЧИ: представить теоретические аспекты развития двигательной и познавательной активности учащихся описать модель организации работы по развитию двигательной и познавательной активности учащихся на примере передвижных туристских лагерей «Родник» и «Юный исследователь» Цель данной презентации:

Слайд 3

Двигательная активность детей - это: биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие. Организация двигательной активности педагогом в походе - это: создание условий для повышения двигательной активности детей через движение, физические упражнения в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрасту и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребёнка в условиях естественной природной среды

Слайд 5

Познавательная активность это: разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения; качество учебной деятельности, которое проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями , в мобилизации нравственно- волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты ___________________________________________________________________ * Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 . **Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога ).—Екатеринбург . В.С. Безрукова. 2000.

Слайд 6

Участники Региональной научно-практической конференции «Экология Кузбасса – 2015»

Слайд 7

о сновные компоненты оздоровительно-познавательной системы туристского лагеря * : Ценностно - ориентационный; Функционально - деятельностный ; Пространственно - временной; Индивидуально - групповой; Диагностико – аналитический. _______________________________________________________ *Каргина , З.А. Некоторые аспекты содержания и методики учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования [Текст] /З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. – 2006. - №6.- С.18-22

Слайд 8

Критерии эффективности функционирования оздоровительно-познавательной системы в туристском походе : 1 .Структура занятости детей, её разнообразие; 2 .Уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде и между ними; 3 .Реальная детская самодеятельность (что может предложить и реализовать ребёнок); 4 .Защищённость и комфортность пребывания ребёнка в туристской группе; 5. Репутация команды , проводящей поход.

Слайд 9

п озитивные стороны смены привычной домашней обстановки на жизнь в турпоходе : Совместное проживание детей. Тесное взаимодействие детей со взрослыми наставниками. Приобщение детей к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной среды. Активное общение детей с природой, укрепление их здоровья, повышение уровня экологической культуры. Возможность детей восстановить силы и реализовать свои творческие способности через отдых, развлечения и всевозможные хобби.

Слайд 10

Модель организации оздоровительно-познавательной деятельности учащихся на примере туристских полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь»

Слайд 11

система оздоровительно-воспитательной работы полевых туристских лагерей «Родник» и «Юный исследователь» Идея: разработать эмблемы и флаги полевых лагерей. Все события лагеря должны проходить в рамках необычных «Олимпийских игр» и «Олимпиады краеведов», А каждое туристское объединение во главе со своим педагогом должны иметь своё название, отличительные знаки и т.п Р О Д Н И К 2009 ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Слайд 12

система оздоровительно-воспитательной работы полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь» Цель: практическая реализация ЗУН обучающихся туристско-краеведческой направленности, полученных ими в течение учебного года, а также приобщение детей к здоровому образу жизни через пребывание в естественных условиях социальной и природной среды.

Слайд 13

система оздоровительно-воспитательной работы полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь» Принципы работы: системность проводимых мероприятий , «творческая свобода» детей , реальная самостоятельность детей, преемственность поколений воспитанников СЮТур , безопасность.

Слайд 14

о сновные направления оздоровительно-познавательной деятельности туристских лагерей (походов)

Слайд 15

Предварительная работа по подготовке летнего туристского лагеря Работа с детьми Работа с родителями в течение учебного года - занятия, экскурсии, однодневные походы, соревнования участие родителей в качестве гостей на соревнованиях и творческом отчёте туристских объединений, которые проходили в течение учебного года беседа о предстоящем лагере, опрос об ожиданиях и пожеланиях по проведению полевого лагеря проводятся родительские собрания вакцинация (для желающих привиться против клещевого энцефалита) организовываются фотовыставки, просмотр фильмов о путешествиях и походах прошлого лета распределение походных обязанностей заключаются договора и пишутся заявления на участие детей в летнем полевом лагере подготовка снаряжения (личное и групповое) Изучение литературных источников о районе проведения лагеря; сбор первичных данных о предмете и объекте исследований, выбор методик исследований Прохождение медицинского осмотра, получение медицинского допуска к участию в полевом туристском лагере

Слайд 16

диагностико - аналитический компонент Перед проведением лагеря Во время проведения лагеря После проведения лагеря - изучение индивидуальных уровней двигательной и познавательной активности воспитанников; - беседа с обучающимися и анкетирование на предмет пожеланий по организации летнего отдыха конкурсы : -«На лучший походный дневник», «Наш вернисаж», Боевых листков - «Новости леса, реки…» обмен впечатлениями о деятельности лагеря; о формление и обобщение материалов выезда (походные дневники, стенгазеты, страницы журналов летописи объединений, творческие отчёты, оформление собранных коллекций, исследовательских работ, фотоальбомов, фотовыставки)

Слайд 17

о ценка эффективности функционирования системы оздоровительно-познавательной работы в туристском лагере (походе)

Слайд 18

Результаты эффективности системы работы по развитию двигательной и познавательной активности учащихся в туристском лагере (походе ): с нижение количества заболеваний среди учащихся ОРЗ и ОРВИ в течение учебного года; у спешные выступления в спортивных соревнованиях различного уровня (от уровня СЮТур до областного); р ост познавательной активности учащихся и устойчивый интерес к исследовательской деятельности; у спешное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах исследовательских работ краеведческой и экологической направленности на всех уровнях ( от муниципального до международного)

Слайд 19

Нам есть чем гордиться! 2008 год -2 место в 4-м этапе городских соревнований «Школа безопасности» (вид «Поисково-спасательные работы ») 2009 год -1 место в Первенстве Кемеровской области по туристским походам с обучающимися в номинации «Туристское путешествие»; -2 место в 1-м этапе городских соревнований «Школа безопасности» (вид «Военизированная полоса препятствий»); -3 место во 2-м этапе городских соревнований «Школа безопасности» (вид «Конкурсная программа «Выживай-ка ») 2011 год -1 место в Первенстве Кемеровской области по туристским походам с обучающимися в номинации «Туристское путешествие» 2012 год - 3 место в Областном заочном конкурсе туристско-краеведческих путешествий и экспедиций ; - лауреат 1 степени XVI городской краеведческой конференции «Отечество», посвященной Году Российской истории в номинации «Природное наследие»

Слайд 20

Нам есть чем гордиться! 2013 год - 3 место в Межрегиональной эколого-краеведческой научно-практической конференции школьников «Цвети, шахтерская земля!»; - победитель 1 степени Всероссийского дистанционного фотоконкурса «Радуга творчества» в номинации «В мире животных» 2014 год - лауреаты 1 и 3 степени в XVIII городской краеведческой конференции «Отечество», посвященной Году культуры и туризма в Кузбассе в номинации «Природное наследие » и «История образования» ; - 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Весёлый зоопарк », номинация «Фотография»; - 1 место во Всероссийском фотоконкурсе «Родной край»; - 2 место в Областной туристско - краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля !», номинация «Природное наследие. Юные г еологи»; - 1 место во Всероссийском творческом конкурсе «Осенние фантазии»; - лауреат 1 степени Всероссийской заочной конференции учебно-исследовательских работ «Дорогами открытий»; - 5 лауреатов 3 степени в Международном интернет-конкурсе исследовательских работ для детей «От проекта к открытию »

Слайд 21

Нам есть чем гордиться! 2015 год - 1 место на Всероссийском конкурсе «Волшебница Зима »; - 3 место на Всероссийском творческом конкурсе «Весенняя капель »; - 2 место в Межрегиональном заочном конкурсе фотографий «Мои сибирские просторы», номинация «Биоразнообразие. Макросьёмка »; - 2 место во II очной региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Экология Кузбасса »; - 3 место во Всероссийском конкурсе туристских походов среди обучающихся в 2014 году, номинация «Туристско-краеведческий поход »; - 2 место в очной областной туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!», номинация «Природное наследие. Юные геологи »; - 1 место в областном заочном конкурсе туристско-краеведческих путешествий и экспедиций, номинация «Туристское путешествие »; - 25 участников и 3 призёра Областного открытого конкурса фотографий « REGNUM ANIMALJA », посвящённого 40-летию кафедры зоологии и экологии биологического факультета КемГУ

Слайд 22

Нам есть чем гордиться! 2016 год - 2 место в Международном творческом конкурсе «Победилкин», номинация «Детские исследовательские и научные работы, проекты »; - 9 призёров (1, 2, 3 места) в Международном дистанционном блиц-турнире «Родная земля» проекта «Новый урок »; - 40 призёров (1, 2, 3 места) в Международном конкурсе «Мир безопасности»; - 5 Победителей Всероссийской олимпиады школьников и студентов «Я – исследователь»; - 10 участников и 5 призёров в VII Всероссийском фотоконкурсе «Классный кадр»; - 1 место в городской ученической конференции «Первые шаги в исследовательскую деятельность »; – 1 и 3 места в Межрегиональной эколого-краеведческой научно-практической конференции «Цвети, шахтёрская земля!» в секции «Юный исследователь » и «География. Экология. Туризм »; – 1 место в конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науке» Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодёжи »; - Финалист Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся, имени Д.И. Менделеева; – Дипломант Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», секция «Природное наследие »; -1 место во Всероссийском конкурсе туристских походов среди обучающихся в 2015г., номинация «Полевые маршрутные экспедиции»

Слайд 23

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! В презентации использованы фотографии туристских полевых лагерей «РОДНИК» и «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» из личного фотоархива автора за период 2006-2016г.г. Получено письменное разрешение законных представителей детей на использование этих фотографий



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА1392259_любви-Мир-мира-планеты-земле-сердце

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мигонькина З.Р.,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»

Слайд 1. (обложка) Развитие двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в туристском полевом лагере.

Не для кого не секрет, что существующая система образования не способствует сохранению здоровья обучающихся. Процесс обучения связан с такими факторами риска, как информационная перегруженность, статическое напряжение опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора, нерегулярное несбалансированное питание, психоэмоциональное напряжение, связанное с бесконечными контрольными, тестированием, экзаменами  школьников. В последнее время выделяют такие дополнительные факторы, как несовершенная организация учебной деятельности, неоправданное увеличение объёма информации, авторитарно-репродуктивная система обучения, несоответствие условий использования технических средств обучения стандартным требованиям, недостаточный уровень культуры здоровья обучающихся. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов образовательного процесса приводит к ухудшению адаптационных возможностей формирующегося организма, возникновению функциональных расстройств и хронической патологии. Поэтому проблема здоровьесбережения и развития познавательной активности у школьников является не только медицинской и психологической, но и общепедагогической.

Одним из путей решения данной проблемы – это создание у обучающихся устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и познанию окружающего мира.  Такую мотивацию можно сформировать через пребывание школьников в полевых туристских лагерях.

Слайд 2.  Цель и задачи презентации.

Мною представлен многолетний опыт работы по развитию двигательной и познавательной активности учащихся через пребывание в природной среде, в туристских походах, полевых туристских лагерях «Родник» и «Юный исследователь». Любое обобщение опыта подразумевает в себе теоретическое обоснование сложившейся системы работы и непосредственную демонстрацию практики своей работы.

Слайд 3. Двигательная активность детей - это: биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

Организация двигательной активности педагогом в походе -  это создание условий для повышения двигательной активности детей через движение, физические упражнения в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрасту и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого ребёнка в условиях естественной природной среды

Слайд 4. (Фотографии, демонстрирующие двигательную активность учащихся)

Плавание, игры, соревнования по туристско-бытовым навыкам и туристской технике, всевозможные  «Весёлые старты», - это лишь малый перечень форм организации двигательной активности учащихся в туристском лагере или походе.

Слайд 5. Познавательная активность это: - разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения;

-качество учебной деятельности, которое проявляется в отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

В последнее время мы всё чаще слышим: «дети ничего не хотят, им ничего не интересно, сидят целыми днями в соцсетях». Так бывает, но бывает иначе – у туристов, в походе.

Слайд 6. (Фотографии, демонстрирующие познавательную активность учащихся и результаты этой активности.)

Любой поход, экскурсия в лес, на реку – это повод  узнать как можно больше нового: рассмотреть растения, приглядеться к камням под ногами, прислушаться к пению птиц, сфотографировать бабочек. Узнать, с какой скоростью течёт река и насколько она глубока, чтобы решить, можно ли безопасно перейти брод или следует натягивать переправы.

Тем приятнее, когда видишь плоды своего исследования: коллекцию минералов и горных пород, фотоальбомы растений и насекомых, знаешь, что на этом месте сотни миллионов лет назад было море. А сейчас ты можешь выступить со своей исследовательской работой на конференции или в конкурсе.

Слайд 7. Основные компоненты оздоровительно-познавательной системы туристского лагеря

З.А. Каргина в своей статье «Некоторые аспекты содержания и методики учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования» выделяет основные компоненты

воспитательно-оздоровительной системы лагеря. В чём они заключаются?

 1-ый – это идеи, принципы,  определение ценности работы;

2-ой  - это основные направления в работе;

3-ий – говорит сам за себя – это определение места и сроков проведения лагерной смены;

4-ый  - заключается в подборе персонала и отдыхающих в лагере в своём  многообразии;

5-ый  компонент воспитательно-оздоровительной системы лагеря так же говорит сам за себя, это диагностика и мониторинг и анализ всей организации лагеря до начала его работы, во время его работы и конечно же после окончания лагерной смены.

Слайд 8. Критерии эффективности функционирования оздоровительно-познавательной системы в туристском походе.

1.        Насколько заняты дети, чем заняты, насколько интересны эти занятия и разнообразны?

2.        Каким станут взаимоотношения в лагере, насколько будут доверять дети педагогам и наоборот, как сложатся взаимные отношения между самими детьми?

3.        Насколько свободен ребёнок в своей деятельности в лагере, своём выборе, что он сам может предложить тем, кто его окружает?

4.        Насколько безопасна и удобна жизнь в лагере для ребёнка? Как себя чувствует ребёнок, находясь в лагере?

5.        И, безусловно, успешность лагеря зависит от репутации педагогов. Доверят ли они снова своих детей им?

Слайд 9. Позитивные стороны смены привычной  домашней обстановки  на жизнь в турпоходе.

Туристский полевой лагерь имеет свою специфику, дающую ему определённые преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы.

Прежде всего - обстановка лагеря сильно отличается от привычной домашней обстановки.  

 «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойствами обучения детей поведению в коллективе, которое редко где ещё можно найти» - писал А. и Б.Болл.  Быстрее возникает «зона доверия». Р. Е. Карлсон  говорит: «В лагере формируются привычки здорового образа жизни, и осуществляется практическое воплощение навыков, а не просто идут разговоры о безопасном и здоровом образе жизни»

Таким образом,  проведение полевого туристского лагеря  - дело весьма серьёзное и хлопотное.  Экспромты хороши только тогда, когда они тщательно обдуманы.

Слайд 10. (обложка-2) Модель организации оздоровительно-познавательной деятельности учащихся на примере туристских  полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь».

Обратимся к опыту работы Станции туристов, рассмотрим всё вышеизложенное более подробно,  как модель оздоровительно-познавательной деятельности учащихся на примере туристских полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь».

Слайд 11.  Система оздоровительно-воспитательной  работы
полевых туристских  лагерей «Родник» и «Юный исследователь».

Идея  организации таких лагерей возникла на методическом объединении с педагогами туристско-краеведческой направленности, обсудив реальность организации таких лагерей для своих воспитанников, пришли к выводу, что каждый лагерь должен быть особенным. Со своими традициями, законами, системой мероприятий. Определены идея, принципы системы оздоровительно-воспитательной работы, что соответствует ценностно-ориентационному компоненту. Так родились эмблемы каждого лагеря: туристско-краеведческого «Родник» и «Юный исследователь» - лагеря для самых любознательных воспитанников.

Слайд 12. Система оздоровительно-воспитательной  работы
полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь». Цель.

 Цель подчиняется необходимости практической реализации знаний, умений, навыков, полученных на занятиях   учащимися СЮТур туристско-краеведческой направленности.

Слайд 13. Система оздоровительно-воспитательной  работы
полевых лагерей «Родник» и «Юный исследователь». Принципы.

  • в чём состоит системность:

 – в «Роднике» - весь сезон это проведение «Олимпийских игр», где олимпийские виды спорта (футбол, лёгкая атлетика, плавание и т.д.)  чудесным образом трансформируются в шуточные спортивные состязания: бег или прыжки в мешках, различные водные эстафеты и тому подобное),

а в лагере «Юный исследователь» - это уроки на местности, обучение правильному применению  исследовательских методик, «Олимпиады» и викторины краеведов.

- доведение каждой начатой работы до конца (подведение итогов каждого конкурса, соревнования,  награждение победителей)

- обязательность внешней отделки (художественное и музыкальное оформление);

- формирование у детей стремления к показу результатов своей творческой деятельности другим (награждение победителей соревнований, конкурсов  медалями, грамотами и сладкими призами на общем построении);

  • следующий принцип – это выполнение заданий и участие в  конкурсах и соревнованиях исключительно на добровольной основе, без принуждения
  •         самостоятельность   - это выполнение своих туристских обязанностей, от которых зависит  жизнедеятельность группы, (например дежурных, рем.мастера, завхоза, редактора походного дневника ит.д.)
  • принцип преемственности осуществляется через совместное проживание и общение поколения младших воспитанников с поколением бывших воспитанников СЮТур, которые привлекаются в качестве добровольных помощников или как заместители руководителей групп
  • наиглавнейший для нас, туристов принцип (думаю, что для всех, кто работает с детьми -  безопасность:

- выбор места, защищённого от массового наплыва отдыхающих; время проведения -  время спада клещевой активности;

- возможность удобного подъезда транспорта по двум путям (с обоих берегов реки);

- наличие дежурного автомобиля;

- наличие мобильной связи;

- на каждые 10 детей - 2 руководителя;

- обязательное присутствие медицинского работника (врача, фельдшера), наличие вакцины иммуноглобулина, комплектов медицинских аптечек у каждого  объединения;

- наличие у детей медицинской справки-допуска, разрешающей участие в полевом туристском лагере;  

- вакцинация против клещевого энцефалита в течение учебного года (как педагогов, так и желающих  воспитанников);

- обязательное страхование всех участников лагеря (и руководителей, и детей) от несчастного случая (на время проведения  лагеря);

- соблюдение всех нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Слайд 14. Основные  направления оздоровительно-познавательной деятельности туристских лагерей (походов).

 Ценность системы пребывания детей в туристском лагере и основные направления  оздоровительно-познавательной деятельности (функционально-деятельностный компонент) заключаются в следующем:

- нравственное воспитание - через пример взаимоотношений руководителей, старших воспитанников друг с другом, с окружающей социальной и природной средой. Высокая культура общения, поведения педагогов, отсутствие ненормативной лексики, доброжелательное отношение к окружающим «сеют своё зерно» в формирование осознания понятия нравственности у детей;

- гражданско-патриотическое - через знакомство с природой родного края; утреннее звучание гимна Российской Федерации; использование символики  (эмблема-герб, флаг); соблюдение процедуры построения, сдачи рапорта;

- экологическое - через бережное отношение к природе: соблюдение правил по устройству бивуака, разведению костра, утилизации отходов и мусора; отношение к местным обитателям природы (бурундукам, белкам, ящерицам, лягушкам, рыбам, насекомым, птицам);

- эстетическое - через музыкальное сопровождение всех событий  и художественное оформление самого лагеря (вывески, указатели, стенды информации), зрелищность проводимых конкурсов  («На лучший бивуак», «Наш вернисаж»);

- физическое - активизируются процессы закаливания (посредством приёма солнечных, воздушных ванн и купания); естественной двигательной активности, участие в спортивных конкурсах (состязаниях «Олимпийских игр» «Родника» и «Весёлых стартах» юных исследователей)

- умственное - через развитие самостоятельности и определённых походных навыков, (когда приходится применять смекалку, находчивость), наблюдать за явлениями природы, погодой, животным миром, а так же через информативность (на информационных стендах помимо традиционной информации о программе работы, правилах поведения в лагере, положений по соревнованиям, ещё и познавательные странички «Из истории Олимпийских игр», вопросы викторин и краеведческих олимпиад и заданий);

- здоровьесберегающее сопровождение - включает в себя элементы экологического, физического, эстетического развития и воспитания.

Таким образом, мы - педагоги УДО как никто другой, организуя летний отдых детей, имеем уникальную возможность всестороннего развития и воспитания своих кружковцев в одном месте в определённое время.

 Все вышеперечисленные компоненты оздоровительно-познавательной  деятельности в полевых туристских лагерях  требуют большой серьёзной подготовки.

Слайд 15. Предварительная работа по подготовке летнего туристского лагеря.

Всё что, касается предварительной подготовки, можно прочесть на слайде. Кроме предварительной работы с детьми и родителями готовятся и сами педагоги. От качества их подготовки  будет зависеть успешность или неуспешность проводимой ими смены.

Подбор и подготовка снаряжения и оборудования. Сначала - это составление списка необходимых материалов, перечня снаряжения. Затем - это расчёт затрат.  Учитываются транспортные расходы, расходы на канцелярские товары (бумага, карандаши, краски, маркеры, картон, скрепки, скотч и многое другое). Изготавливаются необходимые атрибуты для проведения мероприятий, изготавливаются памятные вымпелы, медали для победителей состязаний и т.д.

Оформление всегда имеет огромное значение в организации и проведении воспитательной работы «Родника». В качестве художественного оформления  разрабатываются уже вышеупомянутые эмблема, флаг, памятные вымпелы, медали, таблички - указатели расположения функциональных зон лагеря (места для купания, для общего построения, для проведения спортивных состязаний).  

Музыкальное оформление тоже носит неслучайный характер.     Утренний подъём проходит под гимн РФ не в традиционном исполнении, а в исполнении группы «Любэ». Современная роковая аранжировка сыграет свою роль, нисколько не умоляя достоинств и патриотизма гимна. Уже через два дня практически все выучат слова главной песни нашей страны и с удовольствием исполняют его сами! Все события в туристском лагере сопровождаются музыкой. На «Олимпийских играх» каждому виду спорта соответствует свой марш. А в течение дня для детей звучат сборники песен из мультфильмов, сказок, кинофильмов.  Нахожу это уместным, так как сталкиваюсь с проблемой незнания   воспитанниками именно детских песен и популярностью у детей современных музыкальных произведений сомнительного характера и содержания.

Слайд 16. Диагностико - аналитический компонент.

 Диагностико - аналитический компонент включает в себя следующую работу: беседы с обучающимися и анкетирование на предмет пожеланий по организации  летнего отдыха; после проведения полевого лагеря необходимо в любой форме обсудить впечатления, обговорить тему и место  следующего лагеря. Оформление, обобщение материалов выезда (походные дневники, стенгазеты, альбомы, страницы журналов летописи объединений, творческие отчёты);  во время  пребывания в лагере - проводятся конкурсы «На лучший походный дневник» и «Наш вернисаж», где воспитанники делятся своими впечатлениями;  - по окончании лета и началу нового учебного года - оформляются фото - альбомы, выставки «Лето в…», организовывается творческий вечер с просмотром видеофильма о лагере, а юные исследователи оформляют собранный материал в коллекции, фотоальбомы, пишут  работы,  с которыми потом выступают на конференциях и краеведческих конкурсах.

Слайд 17. Оценка эффективности функционирования системы оздоровительно-познавательной работы в туристском лагере (походе).

Активное общение с природой способствует  укреплению  здоровья и повышению уровня экологической культуры воспитанников. Ребята начинают понимать, что значит фраза «Не навреди!», когда говорят о пребывании человека в природной зоне. Такие «мелочи», как «фантики от конфет  и апельсиновую кожуру не разбрасываем», «консервные банки сначала обжигаем в костре, а только потом закапываем в определённом месте», «в туалет ходим не под каждый кустик, а в отведённые места»  здесь приобретают совсем иной смысл.  Не такой, как на занятиях кружкового объединения в городе, а более глубокий, осознанный. Дети получают возможность восстановить силы  и реализовать свои творческие способности через отдых, развлечения и всевозможные хобби. Они приобретают навыки исследований в природе и способность самостоятельно выполнять полевые исследования и оформлять результаты.

Но, самое главное – они приобретают богатый эмоциональный и практический опыт!

Слайд 18. Результаты эффективности системы работы по развитию двигательной и познавательной активности учащихся в туристском лагере (походе).

Эффективность участия  детей  в туристских  полевых лагерях и пребывание в природной среде очевидна. Это снижение количества заболеваний среди моих учащихся ОРЗ и ОРВИ в течение учебного года на 60%; это успешные выступления в спортивных соревнованиях различного уровня (от уровня СЮТур до областного); это рост познавательной активности и проявление устойчивого интереса к исследовательской деятельности  у моих учащихся. И особенно радует успешное участие учащихся в научно-практических  конференциях и конкурсах исследовательских работ краеведческой и экологической направленности на всех уровнях (от муниципального до международного)

Слайды 19-22. Нам есть чем гордиться!

( Результаты  моих учащихся  в соревнованиях, творческих конкурсах и конференциях с 2008 по 2016годы включительно)

Слайд 23. БЛАГОДАРЮ ЗА  ВНИМАНИЕ!

В презентации использованы фотографии туристских полевых лагерей «РОДНИК» и «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» из личного фотоархива автора за период 2006-2016г.г.

Получено письменное разрешение законных представителей детей на использование этих  фотографий в соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работыпо теме :развитие познавательной активности учащихся на уроке математике

Учитель я! Моя задача -Решить вопрос и дать ответИ детям посулить удачу,Познания раскрыть секрет.Вхожу я в класс, и сердце бьется;"Надеюсь, верю и люблю!"И эти три святые словаДуше ребенка отдаю...

«Развитие познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий».

Выдвижение новых концептуальных основ современного образования позволило подойти к проблеме развития познавательной активности учащихся через использование разноуровневых заданий с новых позиций и сде...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности учащихся через положительную эмоциональную атмосферу на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7" Петропавловск-Камчатского городского округаМарчук Ирины Николаевны...

Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие позн...