Обобщение опыта учителя технологии по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».
статья

Михайлина Людмила Евгеньевна

 

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие познавательного интереса и творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Именно образовательная область «Технология» призвана обеспечить практическое обоснование и реализацию учащимися знаний по основам наук. Уроки технологии способствуют развитию логического мышления, творческой инициативы, навыков конструирования, развитию речи, вырабатывают умение правильно, четко, аргументировано излагать свои мысли, учат отстаивать свою точку зрения, формируют трудовые навыки, умение работать в коллективе. Изыскивая пути  и способы решения этой проблемы, я обратилась к  методу проектов,  который применим в любом разделе образовательной области технологии, как способу актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Проектный метод  является одним из эффективных методов по сравнению с традиционными, взаимодействует с информационными технологиями для реализации личностно- ориентированного обучения.  и  предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

учителя технологии

МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»

Михайлиной Людмилы Евгеньевны

по теме: «Развитие познавательной активности учащихся через проектный метод обучения».

В последние годы в связи с реформами в образовании, и изменениями в школьном трудовом образовании в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие познавательного интереса и творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. Именно образовательная область «Технология» призвана обеспечить практическое обоснование и реализацию учащимися знаний по основам наук. Уроки технологии способствуют развитию логического мышления, творческой инициативы, навыков конструирования, развитию речи, вырабатывают умение правильно, четко, аргументировано излагать свои мысли, учат отстаивать свою точку зрения, формируют трудовые навыки, умение работать в коллективе. Изыскивая пути  и способы решения этой проблемы, я обратилась к  методу проектов,  который применим в любом разделе образовательной области технологии, как способу актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Проектный метод  является одним из эффективных методов по сравнению с традиционными, взаимодействует с информационными технологиями для реализации личностно- ориентированного обучения.  и  предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве

Проектный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

       Чем этот метод лучше?

Метод проектов,  во - первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развивается их познавательная активность, творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.

В - четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.

Следовательно, передо мной, как учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика  в свете требований к современному  образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.

Метод проектов – это не новое явление в педагогике. Он применялся (с переменным успехом) в зарубежной и отечественной дидактике ещё в 30-годы. В последнее время этот метод получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Считаю, что основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.

В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

  Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.

Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.

Реализация метода  проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Степень активности учащихся и учителя на разных этапах разная. Роль педагога особенно велика на первом и последнем этапах. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего – развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель престает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.

Учителю предстоит прожить ряд ролей в ходе руководства проектом:

-энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

-специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);

-консультант (организатор доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам);

-руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

-“человек, который задает вопросы” (по Дж. Питу – тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

-координатор всего группового процесса;

-эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).

Что же такое проект?

 Есть вполне устоявшееся определение того, что проект – это “бросок мыслью в будущее”. Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности – “конечный продукт в уме”, то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus – брошенный вперед, замысел, план

 Можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские

 Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Исследовательская деятельность  организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в “готовом виде”. Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие. Мои учащиеся выступали с исследовательскими проектами: «Декоративно – прикладное творчество в истории  моей семьи», «Модель успеха школьника                   в современном окружении», «Изобретение швейной машинки».

Итогом совместной проектной, исследовательской,  деятельности учителя и учеников стала презентация “ Традиции лоскутного шитья. От ремесла к искусству ”, где учащиеся развивали умения работать с дополнительными материалами, учились правильно выбирать источники дополнительной информации. Тема исследования  выбрана актуально, так как забываются народные традиции, а это наши народные и духовные ценности. И в настоящее время остро ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их модулем.

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

  В своей педагогической практике  я чаще всего использую такие виды проектов, как  исследовательские, творческие, практико-ориентированные. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, технологии, краеведению.

Дети с удовольствием выполняют как долгосрочные так и краткосрочные проекты. Краткосрочные проекты выполняются на уроках кулинарии. Это проекты «Приготовление салатов», «Приготовление пиццы» и другие.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии  в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда таких  профессий, как швея, ткачиха, повар,  закройщик, станочник, животновод, агроном и многих других профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия. Оригинален по замыслу проект на эколого-краеведческую тему “Моя малая Родина. Времена года. Лето. Осень. Зима. Весна» по  созданию панно,  выполненных в технике нетканый гобелен.

Опыт показывает, что в процессе работы над проектом активизируется познавательная деятельность учащихся, развиваются творческие способности и практические навыки. Использование проектного обучения на уроках требует от учителя большой ответственности и профессиональной компетентности. Но это дает свои результаты: в процессе выполнения проектов учащиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Таким образом, проект помогает каждому ребенку стать умелым исследователем, способным к самостоятельной организации познавательного процесса, а главное -  учит креативно мыслить. Учитель должен вооружать детей методами осмысления окружающей действительности, методами ее  преобразования. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Проектную деятельность учащихся можно разделить на несколько этапов:

1.Поисково-исследовательский (организационно-подготовительный). На этом  этапе ученики проводят исследования, изучают имеющийся материал, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

2.Технологический. На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологических требований, культуры труда

3.Заключительный.  На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи, а маркетинговая часть проекта дает им возможность помечтать о будущем. 

При оценке защиты творческого проекта учитывается (аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов).

Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных разделов.

Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению.

Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.

При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.

Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология»,  и, в частности, при выполнении творческого проекта.

Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, познавательную активность и творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.

В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.

При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимся и учителем формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

При выполнении творческого проекта создаются предпосылки для формирования у учащихся активной творческой деятельности, развитие эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения.

Так у школьников возникает дополнительная заинтересованность в получении знаний, необходимых для выполнения проекта. А для меня, как для учителя, предоставляется возможность дать обобщенную оценку знаний, умений и навыков, усвоенных школьниками на протяжении всего учебного года.

Современное преподавание предмета, с целью повышения качества и результативности обучения учащихся по технологии, требует от учителя применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в себя не только традиционные формы преподавания, но и использует компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более интересными, содержательными и современными.

Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

      Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий  для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся,  что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания  или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх  учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

        Классическая педагогика  прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».

Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательнойдеятельности является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Развитие познавательного интереса способствует ро...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников.Многие учащиеся приходят в школу не столько ради учёбы, сколько ради общения со сверстник...

Тема: Развитие познавательной активности учащихся через метапредметные формы работы

Эта тема обусловлена тем, что одной из основных задач современного образования является не только поиск путей повышения эффективности процесса обучения, но и предоставление возможностей для раскрытия ...