Программа элективного курса
элективный курс по физкультуре на тему

Скляров Сергей Викторович

Программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogramma_elektivnogo_kursa.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Алексеевский колледж экономики и информационных технологий»

 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Специальность: 080110  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Алексеевка  2010

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Алексеевский колледж экономики и информационных технологий»

Программа элективного курса «Оздоровительная физическая культура»

Специальность: 080110  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа элективного курса «Оздоровительная физическая культура» разработана преподавателем физической культуры, к.п.н. Скляровым С.В.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин от « 5 » сентября 2010г., Протокол №1.

 

Председатель ПЦК ____________________Н.Б.Федосова

  1. Организационно – методический раздел

При освоении курса «Физическая культура» осуществляется не только образовательный, но и воспитательный процесс. Процесс воспитания многогранен и, на наш взгляд, в процессе освоения курса осуществляется так называемое физкультурное воспитание, включающее: 1) спортивное воспитание, 2) физическое воспитание, 3) нравственное воспитание, 4) эстетическое воспитание, 5) валеологическое воспитание, 7) олимпийское и 6) акмеологическое воспитание. Можно утверждать, что образовательный процесс выполняет двуединую функцию, вбирая в себя и обучение, и воспитание студентов.

Результаты проведённого исследования показали, что уровень организации учебного процесса по общему физкультурному образованию студентов  в колледже не создает необходимую основу для эффективного формирования физической культуры студентов и получения ими общего (неспециального) физкультурного образования, а может лишь в какой-то мере решать задачу физической подготовки и рекреации студентов.

Опрос студентов и анализ организации и содержания проводимых учебно-тренировочных занятий показывают, что для большинства преподавателей физической культуры характерно стремление к максимальной двигательной плотности занятий и их интенсивности в ущерб образовательной деятельности, что превращает учебные занятия в занятия физической подготовки, снижая и так низкий образовательный эффект. На учебно-тренировочных занятиях студентов доминируют командно-строевые методы, которые приводят к потере личности занимающегося студента.

Приоритетом общего физкультурного образования являются чисто внешние показатели уровня физической подготовленности студента и сдаваемые ими контрольные нормативы учебной программы. Отсюда принудительная подгонка личности под какие-то усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности, гуманистических принципов её формирования. К недостаткам можно отнести недостаточность образовательной стороны дисциплины, низкую информационную насыщенность занятий, слабое привлечение студентов к анализу собственных выполняемых двигательных действий и умений, отсутствие анализа и убеждений в повседневной необходимости своей физкультурно-спортивной деятельности и т.д.

 По результатам  проведенного анонимного анкетирования выяснилось, что свыше 80% студентов проявляют большую заинтересованность в формировании специально направленных компетенций в сфере культуры здоровья, которая является важнейшим составным элементом общей культуры.

При этом под культурой здоровья  мы понимаем созданные человеком ценности, формирующие такой способ жизнедеятельности человека, в котором соблюдаются научно обоснованные социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Уровень культуры здоровья личности, по нашему мнению, определяется сформированностью универсальных и специально направленных компетенций.

Значимую роль в формировании культуры здоровья студентов средних специальных  учебных заведений вполне может и должна сыграть учебная дисциплина «Физическая культура». В рамки этой дисциплины логически вписывается валеологический материал, который может быть усилен соответствующей программой элективного курса (курса по выбору). Как известно, элективные курсы – это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый студент может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

При разработке элективного курса «Оздоровительная физическая культура» мы исходили из того, что он должен опираться на знания, полученные студентами  в ходе изучения   дисциплины «Физическая культура», и более углублённо рассматривать  вопросы  формирования культуры здоровья человека.

Подчеркнём, что основными средствами, которыми мы пытаемся решить задачу  формирования культуры здоровья   через освоение элективного курса, являются компоненты здорового образа жизни: воспитанное разумное отношение к своему здоровью, правильному режиму труда и отдыха; движение (физическая культура и закаливание организма); рациональное питание и т.д.

Как известно, концентрированным выражением взаимосвязи и положительного взаимовлияния образа жизни и здоровья является здоровый образ жизни. При создании программы элективного курса мы исходили из того, что до настоящего времени у специалистов нет единого мнения по структуре и теоретической концепции формирования здорового образа жизни. Понятие здоровый образ жизни, на наш взгляд, объединяет всё, что способствует осуществлению человеком профессиональной, общественной и бытовой деятельности в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях и выражает ориентированность этой деятельности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья.

Мы пытались учитывать, что формирование здорового образа жизни выражается в закреплении комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда, досуга, учебной деятельности, питания, физической активности, сферу гигиены, поведения и др., а важнейшими условиями здорового образа жизни являются: двигательная активность, соответствующая возрастным и конституционным особенностям человека; благоприятная внешняя и внутренняя экология (полноценное и сбалансированное питание, регулярное грамотное очищение организма); отсутствие саморазрушающего поведения (табакокурения, пьянства, наркомании и т.п.). Реализация этих условий невозможна без нравственно-ценностной установки и психологического настроя на здоровый образ жизни.

Цель элективного курса «Оздоровительная физическая культура» -   формирование специально направленных компетенций студентов в сфере культуры здоровья.

Задачи курса:

- ознакомление с сущностью и содержанием понятий «адаптация», «социальная адаптация», «биологическая адаптация»;

- ознакомление с сущностью и содержанием понятий «адаптационные резервы организма», «структурные резервы», «функциональные резервы»;

- ознакомление с сущностью и содержанием понятий «здоровье», «болезнь», «предболезнь», «биосоциальный потенциал человека»;

- ознакомление с сущностью и содержанием понятий «валеология», «валеометрия», «валеопрактические технологии»;

- ознакомление с социально-биологическими и педагогическими основами оздоровительной физической культуры;

- ознакомление со средствами и методами оздоровительной физической культуры;

- формирование умения самостоятельно применять методы оценки состояния организма;

- формирование умения  самостоятельно использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья»

По нашему мнению, в результате прохождения элективного курса студенты должны приобрести специально направленные компетенции, связанные со способностью человека применять знания, умения и личностные качества для успешной жизнедеятельности.

Учитывая объём материала, включаемого в элективный курс, мы посчитали, что объём курса можно ограничить 68-мью часами и должен он проводиться в 6-ом семестре, а учебные занятия по элективному курсу должны проводиться в форме теоретических, методико-практических и самостоятельных занятий.

Теоретический раздел – изложение студентам материала в форме лекций. В виде групповых занятий после предварительного освоения соответствующего теоретического раздела – методико-практические занятия . И  самостоятельная работа студента, связанная с самостоятельным изучением рекомендованной литературы и освоением рассмотренных на методико-практических занятиях валеопрактических (оздоровительных) технологий и методических приёмов оценки состояния организма.

2. Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

68

Аудиторные занятия

30

Лекции

16

Методико-практические  занятия

14

Самостоятельная работа

38

Вид итогового контроля

зачет

2.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

(тематический план)

п\п

Темы

Кол-во часов  

Всего

аудиторные

СР

Л

МП

1.

Валеология и физическая культура

2

2

-

-

2.

Здоровье и его компоненты

2

2

-

-

3.

Образ жизни и здоровье

2

2

-

-

4.

Аутопатогения – саморазрушающее поведение

2

2

-

-

5.

Адаптация, резервы организма и здоровье

2

2

-

-

6.

Питание, закаливание, массаж и здоровье

2

2

-

-

7.

Дыхание как фактор здоровья

2

2

-

-

8.

Системы оздоровления

6

2

-

-

9.

Составление собственных программ оздоровления

8

-

2

6

10.

Дневник оздоровительного комплекса

7

-

2

5

11.

Методы исследования функционального состояния организма

7

-

2

5

12.

Оценка физического состояния организма

7

-

2

5

13.

Валеометрия – измерение потенциала здоровья

7

-

2

5

14.

Оценка уровня соматического здоровья индивида

8

-

4

6

15.

Обсуждение индивидуальных программ оздоровления

8

-

2

6

Всего

68

16

14

38

2.3 Содержание разделов дисциплины

Лекционный курс

Тема 1. Валеология и физическая культура.

Валеология как новое научно-педагогическое направление. Основные аспекты и проблемы валеологии. Валеология и физическая культура: точки соприкосновения; валеологическая направленность занятий по физкультурному образованию как средство формирования культуры здоровья.

Тема 2. Здоровье и его компоненты.

Основные подходы к определению понятия «здоровье». Здоровье и болезнь, норма и патология. Виды здоровья: физическое, соматическое, психическое, нравственное, социальное, репродуктивное, профессиональное. Факторы, определяющие здоровье человека.

Тема 3. Образ жизни и здоровье.

Образ жизни и его категории: уровень, качество и стиль жизни. Факторы, определяющие образ жизни человека. Здоровый образ жизни и его составляющие компоненты. Социальные и биологические принципы.

Тема 4. Аутопатогения – саморазрушающее поведение.

Курение и его влияние на организм, методы коррекции никотиновой зависимости. Алкоголь, его влияние на организм, методы коррекции алкогольной зависимости. Наркотики, их влияние на организм.

Тема 5. Адаптация, резервы организма и здоровье.

 Адаптация: определение понятия, разновидности адаптации. Структурные и функциональные резервы адаптации. Связь механизмов адаптации со здоровьем.  Организм в условиях гиподинамии и гипокинезии.

Тема 6. Питание, закаливание, массаж и здоровье.

Понятие и принципы рационального питания. Состав рациона здорового человека. Технологии оздоровительного питания. Иммунитет и здоровье человека. Нарушения иммунной системы. Термозакаливание как эффективный региональный фактор тонизации иммунной системы. Принципы закаливания. Парная и сауна – оздоровительное действие. Массаж и самомассаж.

Тема 7. Дыхание как фактор здоровья.

Правильное дыхание и здоровье. Диафрагмальное дыхание и здоровье. Технологии оздоровления через дыхательные гимнастики: парадоксальная дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой, волевая ликвидация глубокого дыхания по К.П. Бутейко, полное дыхание по системе хатха-йоги и др.

 Тема 8. Системы оздоровления.

Система оздоровления Н.М. Амосова. Аэробика хорошего самочувствия К. Купера. Программа оздоровления П. Брэгга. Система оздоровления К. Ниши. Аюрведа – учение о жизни и здоровье. Школа здоровья Н. Семеновой. Философия здоровья Г. Шаталовой. Ментальный тренинг.

Методико-практические занятия

Тема 9. Составление собственных программ оздоровления.

Принципы построения программы оздоровления. Основные элементы программы оздоровления. Текущая (на период обучения) часть программы. Перспективная (на обозримый период времени) часть программы. Практическая реализация личностно-ориентированной программы оздоровления.

Тема 10. Дневник оздоровительного комплекса.

Необходимость ведения дневника оздоровительного комплекса (ДОК). Алгоритмы здоровья – составные части ДОКа. Особенности учета реализации индивидуальной программы оздоровления в ДОК. Практическая работа по составлению индивидуального комплекса.

Тема 11. Методы исследования функционального состояния организма.

Определение ЧСС, АД, частоты и глубины дыхания, жизненной емкости легких, жизненного индекса, пробы Мастера, пробы Штанге, пробы Генча. Сопоставление измеренных величин с должными величинами.

Тема 12. Оценка физического состояния организма.

Определение антропометрических показателей: роста, массы тела, индекса Кетле, динамометрии, становой силы. Оценка уровня физического состояния по данным возраста, роста, массы тела, уровня артериального давления и ЧСС.

Тема 13. Валеометрия – измерение потенциала здоровья.

Оценка текущего состояния здоровья по методу В.П. Войтенко. Психофизическое состояние: оценка по тесту САН – самочувствие, активность, настроение. Оценка риска заболеваемости – компьютерная программа АСКОРС.

Тема 14. Оценка уровня соматического здоровья индивида.

Метод Г.Л. Апанасенко – эффективное средство определения уровня соматического здоровья. Принцип безопасного порога уровня здоровья. Освоение метода оценки соматического здоровья. Оценка собственного уровня соматического здоровья с учетом данных роста, массы тела, кистевой динамометрии, уровня АД, ЖЁЛ, пробы Мастера.

Тема 15. Обсуждение индивидуальных программ оздоровления.

3.Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая основная литература

для самостоятельного изучения материала по курсу

 

  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие / В.А. Ананьев. –  СПб.: БПА, 1998. –  148 с.
  2. Ананьев, В.А. Общая валеология: конспект лекций / В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.П. Петленко, Г.А. Хомутов. – СПб.: БПА, 2000. – 163 с.
  3. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре в вузе. / В.Ю. Волков. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 142 с.
  4. Волков, В.Ю. Материалы по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура» (часть I): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Ю.Ю. Глушков, Д.Н. Давиденко Д.Н. и др. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 157 с.
  5. Голицина, И.И. Основы валеологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. Издание второе, испр. и доп. / И. И. Голицина, Т.В. Карасева. – Шуя: ШГПУ, 1997. – 140 с.
  6. Давиденко, Д.Н. Физическая культура и спорт. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. / Д.Н. Давиденко, П.В. Половников, Ю.Ю. Глушков. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 36 с.
  7. Колбанов, В.В. К вопросу о валеологическом образовании педагога // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: Материалы I Всероссийской науч.-практ. конф. / В.В. Колбанов, Т.А. Берсенева. – СПб., 1995. –  С. 9-13.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...