методическая разработка на тему:" «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств учащихся»
методическая разработка по физкультуре (8 класс) на тему

В работе представлен комплекс упражнений направленный на развитие физических качест внедренных в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matveev_d.a.doc825.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муницепальное буджетное образовательное учреждение

Средняя школа №15

методическая разработка

 «Система дополнительной общефизической подготовки для развития физических качеств   учащихся»

                              Автор-разработчик:

                                          Учитель физической культуры                            

                                               Матвеев Д.А.

                                                         

                                                                                                                 

                               

                   

2015г.

                       

 Пояснительная записка                                                                           3      

Глава 1. Общефизическая подготовка                   4

1.1 . Общефизическая подготовка - определение, цели и задачи       4

1.2 Общефизическая подготовка - развития физических качеств       5

        

 Глава 2. Применение дополнительных общефизических                   8

 упражнений для развития физических качеств учащихся.

2.1 Организация внедрения дополнительных общефизических         8    упражнений в учебный процесс.

2.2 Дополнительные упражнения общефизической подготовки        9

2.3 Результаты эксперимента                                                                 13

Заключение                                                                                               24

Список литературы                                                                                   25

 


Пояснительная записка

            Применение в учебной деятельности учителя физической культуры дополнительных средств общефизической подготовки для развития физических качеств и укрепление здоровья обучающихся, увеличения их желания заниматься физической культурой и спортом в рамках уроков и самостоятельно.

Цель:  Разработать  комплекс дополнительных упражнений, направленный на развитие основных физических  качеств: (силы, скорости и выносливости) и укрепление здоровья обучающихся 

Задачи: 

1. применить комплекс дополнительных упражнений, направленный на развитие основных физических  качеств: (силы, скорости и выносливости) и укрепление здоровья обучающихся 

2. включить этот комплекс во все разделы программы по физической культуре.  

3. произвести контрольные замеры качеств: быстрота, сила и выносливость и сделать выводы по полученным данным.

Гипотеза:

Доказать эффективность работы комплекса дополнительных упражнений. С помощью разработанного комплекса развивать физические качества: (сила, скорость, выносливость), укреплять здоровье и заинтересовать учеников в занятиях физической культурой  и спортом на уроках и самостоятельно во внеурочное время.


  1. Общефизическая подготовка

1.1   Общефизическая подготовка - определение, цели и задачи

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех  физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный  комплекс упражнений, например гимнастика, бег, лыжи, единоборства, плавание, спортивные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных.

Цель: Здоровье.

      Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, изменяя физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается  иммунитет. Общая физическая подготовка  сдерживает процессы старения.

Задачи: Общее физическое развитие.

   Общая физическая подготовка  не является спортом, но ни в одном виде спорта без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.

Разностороннее физическое развитие предусматривает комплексное развитие качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), что обеспечивает активную сбалансированную деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение владеть своим телом, быть координированным и успешно выполнять двигательные действия в обычной жизнедеятельности.

  1. Общефизическая подготовка - развития физических качеств

 

Сила - это способность преодолевать мышечное сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.

 Основной задачей силовой подготовки является пропорциональное развитие всех мышечных групп человека. Для этого подбираются физические упражнения на основные группы мышц: верхнего плечевого пояса, туловища, мышц таза и нижних конечностей.

Основным методом, позволяющим развивать силу, является метод повторного упражнения с использованием непредельных отягощений в упражнениях, выполняемых до отказа. Этот метод позволяет одновременно улучшать показатели силы и увеличивать мышечную массу, что особенно важно для молодого растущего организма.

Другим методом, который можно использовать при развитии силовых способностей, является метод круговой тренировки. Он позволяет в одном занятии проработать все группы мышц человека. Подбирается 8-10 упражнений на все группы мышц, начиная от верхнего плечевого пояса и заканчивая мышцами нижних конечностей, которые выполняются на 8-10 станциях, последовательно расположенных.  Упражнения могут выполняться без интервалов отдыха и с интервалами отдыха между ними. Между каждым кругом дается отдых.

Выносливость - это способность человека к продолжительной и эффективной работе умеренной интенсивности.

В основе методики развития общей выносливости лежит двигательная деятельность циклического характера: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах и лыжероллерах и др.

Одним из основных подходов в развитии общей выносливости является метод равномерного непрерывного упражнения.  Этот метод направлен на развитие сердечно-сосудистой и дыхательных систем, развивает и совершенствует аэробные механизмы энергообеспечения.

Для более подготовленных можно использовать метод переменного непрерывного упражнения. Основу его составляет переменный бег по пересеченной местности. Работа направлена на совершенствование сердечно-сосудистой системы.

Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени.

Это сложное качество, которое характеризуется:  временем простой и сложной двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движения. В практике физического развития  этих форм, проявления быстроты подходит в основном комплексное использование игр: подвижные, спортивные (футбол, баскетбол и др.). Но в отдельных случаях целенаправленно воздействуют на те или иные составляющие быстроты.

Для развития быстроты простой двигательной реакции используют метод повторного выполнения двигательных действий (старт в беге, плавании), действий по звуковому сигналу в разминке (остановки, выпрыгивания, рывки, приседания и т.п.).

Для развития скорости движений используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. При этом необходимо учитывать следующие факторы:

- техника упражнения должна быть освоена без ошибок и выполняться легко и свободно;

- при выполнении упражнения внимание занимающегося направлено не на технику выполнения упражнения, а на скорость его выполнения;

-  продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы скорость выполнения не снижалась.

Ловкость - это способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями.

Для воспитания ловкости в основном используется метод повторного упражнения. Подбираются упражнения, которые способствуют развитию ловкости:

Гибкость - это способность осуществлять движения по большим амплитудам за счет подвижности в суставах и позвоночнике. 

Она зависит от строения в суставах, степени эластичности мышц, суставно-связочного аппарата, а также от механизма нервной регуляции мышц. Различают две формы проявления гибкости: пассивную и активную.

Пассивная гибкость характеризуется максимальной амплитудой движения, достигнутой приложением как внутренних, так и внешних сил.

Активная гибкость определяется величиной амплитуды движений, достигнутой только за счет усилий мышц, производящих данное движение.

Выделяют общую и специальную гибкостьОбщая гибкость - это такая степень подвижности в суставах и позвоночнике человека, которая необходима для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - это необходимый уровень подвижности, который обеспечивает полноценное овладение техническими действиями спортсмена.

Методика развития гибкости предусматривает использование как динамических, так и статических упражнений, выполняемых стоя, сидя и лежа. Упражнения для развития гибкости должны выполняться после предварительного общего разогревания.

В последнее время получило широкое распространение новое направление в развитии гибкости под названием стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Глава 2. Применение общефизической подготовки для решения оздоровительных задач

2.1 Организация внедрения общефизической подготовки в учебный процесс.

Для работы выбраны два 8-х класса. Возраст учеников 13-14 лет. Один класс - ученики с хорошей подготовкой, второй класс - слабо подготовленные ученики.  Общефизическую подготовку учеников оценили по показателям силы, быстроты и выносливости. Сила определялась тестом - комплексное  силовое упражнение, которое включает в себя скручивания на пресс 30секунд плюс отжимания от пола 30 секунд. Быстрота определялась тестом - челночный бег 4 по 10 метров и выносливость бег 2 км на время.  Слабо подготовленному классу   включили в программу разработанные дополнительные упражнения общефизической подготовки и в дальнейшем, с помощью тестов, сравнили изменения в подготовке  учеников контрольного класса с учениками, обучающимися по обычной программе ГБОУ НКШИ в течение учебного года. Система упражнений разрабатывалась исходя из того, какие упражнения оптимально развивают тренируемое качество и не занимает большое количество время на их выполнение. Упражнения подбирались разнообразные, направленные на развитие основных качеств: сила, выносливость и быстрота. Упражнения применялись в подготовительной и основной части урока и соответствовали темам уроков. Упражнения были связаны как разделами программы, так и применялись в качестве ОФП на всех уроках.

                                                                 

2.2 Дополнительные упражнения общефизической подготовки

Легкая атлетика

1. Приседания на одной и двух ногах с сопротивлением и помощью партнера (8-12 раз)

2. Выпрыгивания из глубокого приседа - «Лягушка» (6-10 раз)

3. Прыжки через гимнастические скамейки (10-12 раз)

4. Барьерные прыжки на месте и с продвижением вперед (6-8 раз)

5. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед (5-6 раз)

6. Старты из различных положений ( упор лежа, лежа на животе, лежа на спине, сидя на полу, старты спиной вперед, правым боком, левым боком)  (2-3 раза)

7. Длительный бег от 500- 4000 метров с изменениями темпа от ускорений  30-300 метров в процессе бега до перехода на шаг.

8. Темповый бег от 500- 3000 метров.

10. Упражнения на пресс: скручивания с сопротивлением партнера, подъем ног с  сопротивлением партнера лежа на спине (12-15 раз)

11. Подъем ног в упоре на предплечья на гимнастической стенке 8-10 раз)

12. Круговая тренировка из перечисленных упражнений на развитие силы, быстроты и выносливости.

 

                                                       

                                           

Волейбол, Баскетбол, Футбол

1. Отжимания от гимнастической скамейки (8-10 раз)

2. Отжимания от пола, ноги на гимнастической скамейке (6-8 раз)

3. Отжимания от брусьев с помощью ног, с опорой о гимнастическую лестницу (6-8 раз)

4. Обратные отжимания от гимнастической скамейки (12-14 раз)

5. Подтягивания на перекладине с помощью ног, с опорой на гимнастическую лестницу, подтягивания на низкой перекладине с опорой на пол (5-7 раз)

6. Приседания на одной и двух ногах у гимнастической лестницы (8-10 раз)

7. Выпрыгивания с разбега с касанием щита (10-12 раз)

8. Выпрыгивания с места из глубокого приседа (6-8 раз)

9.  Выпрыгивания над волейбольной сеткой с касанием рук партнера с другой стороны сетки (14-16 раз)

10. Выпрыгивания с сопротивлением( партнер держит за пояс руками ) (12-14 раз)

11. Ведение мяча на время (3-5 раз)

12. Скоростной выход на мяч (8-10 раз)

 

Гимнастика

1. Отжимания от пола в упрощенных и усложненных условиях (10-12 раз)

2. Пресс с сопротивлением (12-14 раз)

3. Впрыгивания на коня, козла с опорой и без опоры руками о снаряд (6-8 раз)

4. Подтягивания с сопротивлением (4-6 раз)

5. . Чайка 10 – скручивания на пресс + отжимания от пола + выпрыгивания из глубокого приседа ( каждое упражнение выполняется по 1 разу, дальше по 2 раза и так далее до 10 раз, если позволяет подготовленность учеников можно «спустится» вниз по 9, 8 и так далее раз до 1.

6. Приседания на одной и двух ногах с сопротивлением и помощью партнера (8-10 раз)

7. Выпрыгивания из глубокого приседа - «Лягушка» (6-8 раз)

8. Прыжки через гимнастические скамейки (8-10 раз)

10. Барьерные прыжки на месте и с продвижением вперед (5-7 раз)

11. Прыжки на одной ноге с подхватом голени (4-6 раз)

12. Круговая тренировка из перечисленных упражнений на развитие силы, быстроты и выносливости.

 

                                                            Лыжи

1. Ходьба на лыжах с одновременной работой рук без работы ног (4 по 200 м)

2. Ходьба на лыжах с попеременной работой рук по равнине и в гору без работы ног (4 по 150 м)

3. Ускорения одновременными ходами (8 по 100 м)

4. Соревнования - кто дальше уедет с одного отталкивания руками.

5. Соревнования - кто дальше уедет с двух шагов ногами

6. Соревнования - кто дальше уедет в глубоком приседе.

7. Соревнования - кто дальше уедет на одной ноге.

8. Скоростные встречные и по кругу эстафеты.

9. Прохождение дистанций от 500 до 5000 метров с изменением скорости.

10. Прохождение дистанций от 500 до 5000 метров с изменением темпа.

11. Прохождение  дистанций от 500 до 5000 метров с ускорениями от 50 до 300 метров.

12. Прохождение дистанций от 500 до 2000 метров без работы ног.

13. Круговая тренировка на лыжах на развитие быстроты и выносливости из перечисленных упражнений.

2.3 Результаты эксперимента

 

        Данные упражнения включались в каждый урок по физической культуре, соответствуя  темам урока и решаемым задачам на данном уроке.    

        Дополнительно проводились соревнования по видам ОФП  - отжимания от пола, подтягивания, скручивания на пресс, челночный бег, прыжки в длину с места, комплексное силовое упражнение, упор присев – упор лежа за 1 мин, «разножка» за 1 мин, бег на 60, 100, 300, 1000, 2000 метров, прыжки в длину с разбега, метание мяча. Соревнования помогают заинтересовать учеников в дальнейшем развитии и наглядно показывают уровень подготовки на фоне других. Это помогает привлечению учащихся к занятиям на уроке и во внеурочное время.

                                                         



Графики оценки подготовки учащихся за сентябрь



Вывод: В сентябре  различия между классами ярко выражены - этого следовало ожидать, так как  в 8 А классе ученики с хорошей  физической подготовкой . Высоким показателям соответствуют оценки 4 и 5, средним показателям оценка 3 и низким показателям оценка 2.

 Дальнейшая задача – проследить за изменениями в подготовке контрольного класса, в уроки которого включены дополнительные упражнения общефизической подготовки и класса занимающегося по программе  без изменений.

Графики оценки подготовки учащихся за декабрь

          Вывод: Второе тестирование по трем упражнениям было проведено в декабре. Дополнительные упражнения применялись три с половиной месяца. Полученные результаты свидетельствуют о положительном воздействии упражнений, у контрольного класса изменения в подготовке ярче выражены  во всех трех упражнениях. Выросло количество высоких показателей, практически не изменилось число средних показателей и заметно уменьшилось число низких показателей, особенно это видно по контрольному классу.

Графики оценки подготовки учащихся за май


      Вывод: После проведения третьего тестирования наглядно видно, что система разработанных дополнительных упражнений работает эффективно по всем направлениям подготовки. Это говорит о том, что упражнения составлены и применены грамотно и эффективно, их можно применять на уроках по физической культуре и рекомендовать к применению в других учебных заведениях.

         Результаты тестирования по классам практически выровнялись, но это не значит, что более сильный изначально класс остановился в развитии. Оценка подготовки проводилилась по оценкам отлично - хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно. У учеников с высокой подготовкой выросли результаты с оценкой 5 и лучше пятерки. Этого не видно с данной системой оценки, но задача методической работы была увеличение результатов по школьным оценкам отстающего класса, что наглядно подтверждается на следующих графиках:


Графики оценки подготовки учащихся в процентах



        


Заключение:

При сравнении изменений в подготовке учеников в процентах наглядно видны изменения, произошедшие за год. Результаты общефизической подготовки контрольного класса значительно выросли, снизился процент отстающих учеников и значительно повысился процент учеников с высокими результатами, это дает возможность более эффективно работать с данным классом по всем разделам школьной программы, так как уровень это позволяет уровень их общефизической подготовки.

Сравнительный анализ полученных данных показал, что

применение дополнительной  общефизической нагрузки положительно влияет на подготовку учеников и занимает небольшое количество время на уроках, одновременно решая основные задачи урока по теме. Так как нагрузка адаптирована к учащимся и поэтому они достаточно легко ее переносят и с большим желанием выполняют упражнения. С помощью тестов и соревнований ученики знают свои результаты, видят их рост, у них закрепляется интерес к занятиям на уроках и самостоятельно во внеурочное время. Это сказывается на общефизической подготовке учеников положительно, соответственно успешно решаются оздоровительные задачи.

Литература

1. В.Т.Чичикин  П.В.Игнатьев. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях.

2. В.Т.Чичикин  П.В.Игнатьев. Физическая культура в 5-8 классах общеобразовательных учреждений.

3. Лях В.И., Зданевич А.А.; Физическая культура. 1-11 классы.

4.Теория и методика физической культуры; Матвеев Л.П., изд. Физкультура и спорт; 1991г. 

5.Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва, 2006 г.

6. Селуянов В.Н. - Технология оздоровительной физической культуры, изд. ТВТ Дивизион; 2009г.

7. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1990.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос...

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ»

Дорожка здоровья представляет собой трассу в лесу или лесопарке, удобную для ходьбы и бега с преодолением естественных или искусственных препятствий: канав, поваленных деревьев, специально оборудованн...

Развитие физических качеств учащихся в процессе занятий физической культурой

В рабрте прослеживаются закономерности воспитания силовых способностей в системе классно - урочных занятий в общеобразовательной школе....

1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке

1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена  для  введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка  в 5-11 кла...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...