материалы для родителей
консультация по физкультуре на тему

Шарафутдинова Руфия Шамиловна

Обучающиеся колледжа в зависимости от физического  развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности занятий физической культурой с обучающимися, имеющими отклонения по состоянию здоровья.

            Обучающиеся колледжа в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило-хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

          Формирования групп осуществляется по справкам, выданным врачебной комиссией. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание. Группы формируются по заболеваемости. Обучающиеся в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Проблема заключается в том, что такие подростки  не могут выполнять многие простые физические упражнения, игры, не умеют плавать. Следствием этого является ослабленный иммунитет, частое возникновение простудных заболеваний.

  Перед руководителем лечебной физкультуры стоят следующие задачи:

  • Улучшение функционального состояния организма и предупреждение прогрессирования болезни;
  • Повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам;
  • Снятие утомления и повышение адаптационных возможностей;
  • Воспитание потребности закаливания на занятиях оздоровительной физкультурой.
  • Формирование у  обучающихся  основ  знаний  о закономерностях двигательной активности;
  • Содействие гармоничному физическому развитию, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
  • Формирование  практических  умений  в  проведении  самостоятельной  работы  по  коррекции  здоровья  (осанка,  стопа,  зрение  и  т.д.);
  • Совершенствование  функциональных  возможностей  организма  посредством  упражнений, релаксации,  массажа  биологически активных точек  и  других  лечебно-оздоровительных  воздействий  на  организм;

Подготовка к занятию должна быть по возможности равносторонней включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие упражнения, игры на  воздухе, а при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем-упражнения в сочетании ходьбы с бегом.

           При проведение занятий с  обучающимися, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на правильную осанку и нормализации функции опорно-двигательного аппарата. Не следует допускать чрезмерных нагрузок, упражнения должны выполняться только в щадящем режиме.

          Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для учебных заведений. На занятиях целесообразно придерживаться общепринятой структуры урока:   

  1. Вводная часть (3-4 минуты) – это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения;
  2. Подготовительная часть   (10-15 минут) – общеразвивающие упражнения, разминка  суставная,  развитие  гибкости;
  3. Основная часть  составляет 15-18 минут (комплекс  лечебной  гимнастики);
  4. Заключительная часть (5 минут) - постепенное  восстановление  после  нагрузки,  упражнения  на  дыхание и  релаксацию.

Вводная часть – это подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения. На данном этапе необходимо прививать навыки самоконтроля.

Подготовительная часть - начинается с общеразвивающих упражнений, выполняемых сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз, а в дальнейшем 6-8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических нагрузок, улучшая приспособление сердечно-сосудистой системы к условиям мышечной деятельности. В этой части занятия особое внимание следует уделить дыханию, специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть - занятия отводится для обучения и тренировки. В ней осваивают основные образовательные задачи. Физиологическая кривая должна иметь небольшой подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления из-за однообразных и многократно повторяющихся упражнений. С этой целью целесообразно менять ритм занятий, применять двигательные переключения в виде кратковременных (8-15 с) интенсивных упражнений, выполняемых неутомленными мышцами. Подбираются комплексы физических упражнений с учетом специфики заболеваний, которые оказывают различное влияние на организм.

Заключительная часть  включает упражнения на расслабление и дыхательные. Основная задача заключительной части – расслабление и правильное дыхание.  

           Руководитель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знания основ патологии и влияния физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания и рекомендации врача, поставившего диагноз студенту (дозировку, частоту нагрузок и продолжительность занятий). Преподаватель обязан постоянно вести контроль за пульсом и частотой дыхания и внешними признаками утомления.

       В результате положительной динамики обучающиеся  специальной медицинской  группы (ЛФК) могут переходить в подготовительную группу, а затем в основную.  Поэтому главная  задача руководителя ЛФК заключается в коррекции  состояния здоровья, в формирование у студентов элементарных  знаний  об  организме  человека и  пропаганде здорового  образа  жизни.

Перечень литературы и средств обучения

1. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. Учебник для физической культуры /Под ред.С.Н. Попова, Физкультура и спорт,1985 г.-351 стр. с ил.

2.М.Д. Рипа и др. Занятие физической культуры со школьниками к специальной медицинской группе. М: Просвещение, 1988г. – 175 стр. с.ил..

3. Лечебная физическая культура: Справочник /Епифанов В.А., Машков В.Н., Ануфриев Р.И. М: Медицина, 1987, - 528 стр. с.ил.

      Руководитель физического воспитания                                                                Шарафутдинова Руфия Шамиловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Дети и курение.

Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

материалы для родителей и учителей

  ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие  друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей

Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя.  Оценка се...

Материалы для родителей

Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...

Материалы для родителей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...