Моторная асимметрия представителей разных видов спорта
учебно-методический материал по физкультуре на тему

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motornaya_asimmetriya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА

На современном этапе развития теории спорта деятельность спортсмена рассматривается как сложное социально-биологическое явление. Именно биологический аспект спортивной деятельности должен играть важную роль в научном поиске, направленном на решение проблемы рационального построения и программирования тренировки.

Спортивная тренировка – это управляемый научно-педагогический процесс, направленный на спортивное совершенствование через планомерное и целеустремленное воздействие на физические, морфо- функциональные и психические возможности спортсмена с целью достижения высших результатов. В узком смысле слова она представляет тесно взаимосвязанные компоненты: физическую, морально-волевую, психическую и техническую подготовку. Поэтому спортивную тренировку как педагогический процесс необходимо рассматривать в аспекте теории управления.

Основным объектом управления является технико-тактическая подготовка. Это утверждение подкрепляется известными положениями физиологии о первичности двигательной деятельности в формировании всех систем организма, включая высшую нервную деятельность. В основе выбора рациональной структуры движения лежат критерии надежности и энергетической экономизации. Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.

Оптимальная адаптация к предельным физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений возможна при использовании нагрузок, ориентированных на индивидуальный генетический статус спортсмена. Межполушарная асимметрия (МПА) – одна из фундаментальных закономерностей деятельности мозга – генетически детерминирована и находится под влиянием спортивного тренинга. Исследования ряда ученых показали, что индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) составляет основу индивидуальности двигательной деятельности, регламентирует возрастные особенности ее организации и управления. Таким образом, двигательная асимметрия является следствием межполушарной асимметрии.

Теоретический и практический аспект использования знаний об асимметриях функций парных органов человека в спорте наиболее полно обсуждается в исследованиях В. М. Лебедева, подчеркивающего необходимость их учета «в решении вопросов физиологии спорта... Возможность такого подхода диктуется самой природой человеческого организма, а необходимость – еще далеко не выясненным значением этого явления в практике спорта». Возражая против рекомендаций  в отношении «более широкого использования приемов „симметричной” тренировки, особенно в работе с начинающими спортсменами и детьми», В. М. Лебедев  констатирует: «Традиционность взглядов на желательность равнозначного владения конечностями (основными рабочими органами) в спортивных действиях больше отражает наше отношение к окружающему, чем учитывает реально существующие ситуации, закрепленные в процессе эволюции. Природа создала асимметричность морфофункциональной организации для того, чтобы ею пользоваться... Чем сложнее по координации двигательное действие, тем асимметричнее их координационная закрепленность. И это, надо полагать, не случайно. Биологическая система не может, по-видимому, позволить себе роскошь так же совершенно пространственно дублировать сложно координированные действия». Освоение же спортивных приемов в «неведущую» сторону В. М. Лебедев считает не стремлением добиться равнозначности в реализации двигательных приемов, а как одно из средств двигательной компенсации, «разгрузки» ведущей стороны, чувственного контрастного подкрепления и, возможно, выявления рельефности ошибок.

С начала 60-х годов прошлого века проблема асимметрии в спорте активно обсуждается тренерами, спортивными врачами и биологами. Чаще всего полемика ведется в педагогическом ключе. Последователи А.Л. Поцелуева исповедуют симметричность в тренировках, приверженцы теории В.М. Лебедева считают, что асимметрия генетически закреплена, и вторгаться в природу, пытаться ее исправить, неразумно. В качестве доказательства приводится пример о появлении психопатических расстройств у «левшей» после их переучивания совершать некоторые действия правой рукой. При этом принято считать, что адаптивные возможности организма предопределяются выраженностью функциональной асимметрии. Хотя и существует мнение, что чем больше выражена латерализация головного мозга, тем и более высокие адаптивные способности организма. В то же время, по мнению некоторых исследователей правши более подвержены простудным заболеваниям, менее адаптированы к стрессу, чем левши и амбидекстры.

Актуальность данной темы объясняется тем, что в различных видах спорта моторная асимметрия по-разному сказывается на результате соревнований. Формирование профиля моторной асимметрии представляется перспективным, информационным и интересным как с научной, так и с педагогической стороны.

Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий (Фомин Е.В. и др., 1998). В симметричных упражнениях выраженная функциональная асимметрия ограничивает возможности спортсменов, что особенно проявляется при циклической работе на выносливость.

Ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу неведущей. Ведущая нога развивает большие усилия и делает более длинные шаги в легкоатлетическом беге, при передвижении на лыжах и лыжероллерах, активнее участвует в выполнении поворотов, в обгоне соперников на дистанции (Балашова Э.Р., 2004).

Чем больше длина дистанции в циклических видах спорта, и чем больше симметричность упражнений в ациклических видах спорта, тем большую роль играет равнозначность правых и левых морфофункциональных показателей опорно-двигательного аппарата спортсмена (строения, функциональных характеристик, развития физических качеств). Так, например, исследования асимметрии двигательного аппарата у высококвалифицированных лыжников показали, что в лыжных гонках на 30 км в составе первой десятки на финише оказываются спортсмены, имеющие наименьшую асимметрию показателей как верхних, так и нижних конечностей, а лыжники, приходящие на финиш в составе пятой десятки, достоверно превосходят их по показателям двигательной асимметрии. По мере утомлении двигательная асимметрия увеличивается, так как на не ведущей конечности быстрее происходит падение силы при длительной активности.

Особенностью женского организма является значительно меньшее проявление двигательной асимметрии левого и правого полушария. Чаще у них встречается деятельность обоих полушарий. В индивидуальном профиле асимметрии у них чаще выражена правосторонняя асимметрия (Фомин Е.В. и др., 1998).

Левый профиль асимметрии у борцов, боксеров, теннисистов, фехтовальщиков делает их неудобными соперниками для спортсменов с правым профилем асимметрии и обуславливает эффективность соревновательной деятельности. Показатель моторного доминирования конечностей и особенности индивидуального профиля асимметрии можно рассматривать как ценный генетический маркер успешности спортивной деятельности.

Многолетний тренировочный процесс в ряде видов спорта естественным образом сглаживает двигательную асимметрию, способствуя адаптации спортсменов к нагрузкам в избранной специализации. Это обстоятельство делает необходимым обращать особое внимание на валидность используемых тестов при определении функциональной асимметрии, чтобы выявлять врожденные, а не приобретенные особенности. Выполнение в спортивных упражнениях различных технических приемов часто мало связанно у спортсменов с врожденными особенностями асимметрии, т.е. они, являются выученными в процессе спортивной тренировки (Степанов В.С., 2006).

У высококвалифицированных лыжниц при передвижении попеременным двухшажным ходом по трассе на равнине наблюдается асимметрия шагов (Григорьев В.А., 2011). Отталкивание ведущей ногой является причиной выполнения более длинных (на 6-10 см) скользящих шагов, чем неведущей. Подобная асимметрия отмечена и при передвижении коньковым ходом. Наблюдается также асимметрия в работе рук, особенно при передвижении коньковым ходом с одновременным отталкиванием лыжными палками, и в их координации с движениями ног. Большие усилия лыжницы развивают ведущими руками. Поэтому, несмотря на энергичную одновременную работу обеими руками, в завершающий момент отталкивание выполняет ведущая рука, что приводит к небольшому наклону туловища в ее сторону. Лыжные палки в момент их постановки на снег занимают несимметричное положение: со стороны опорной ноги – на уровне носка ботинка, с другой – за широко отставленной в сторону лыжей. Такая техника характерна для лыжниц мирового уровня: Ларисы Лазутиной, Елены Вяльбе, Юлии Чепаловой, Ольги Даниловой, Стефании Бельмондо и многих других.

Наибольшее число праворуких спортсменов отмечено среди занимающихся туризмом, баскетболом, тяжелой атлетикой, волейболом и боксом (Балашова Э.Р., 2007).

Боксеры-левши завоевывают на соревнованиях высокого ранга 30-40% золотых медалей, хотя леворукие люди составляют всего около 10% населения (Фомин Е.В. и др., 1998).

Ученые обследовали 194 спортсмена высокой квалификации, в том числе участников и призеров соревнований высокого уровня. Показано, что срочная адаптация успешных спортсменов к нагрузке в виде плавания, бега и тяжелой атлетики сопровождается увеличением активности левого полушария, а в виде греко-римской борьбы – увеличением активности правого полушария (Саидов А.А., 1981).

Среди высококвалифицированных лыжников в гонках на 30 км в составе первой десятки оказываются спортсмены с минимальной асимметрией верхних и нижних конечностей.

В тяжелой атлетике наиболее высокого уровня спортивного мастерства достигают атлеты, имеющие наименьшие величины асимметрии мышц рук, особенно при подъеме штанги с околопредельным и предельным весом. Аналогичные наблюдения, проведенные на спортсменах других видов спорта (гандбол, баскетбол, горнолыжный, парашютный спорт и др.), показывают, что влияние характера и величины асимметрии на спортивный результат нельзя рассматривать в отрыве от индивидуальных особенностей организма и вида спорта. Так, в асимметричных упражнениях (прыжках, метаниях) надежность соревновательной деятельности повышается при увеличении асимметрии с акцентом на ведущую конечность в предсоревновательный период. Для максимальной реализации врожденных способностей имеет значение правильный выбор право  или левосторонней стойки в борьбе или боксе (Фомин Е.В. и др., 1998).

Один из ведущих специалистов в физиологии спорта Аганянц Е.К. с соавторами (2004) в своем исследовании посвященном изучению функциональной асимметрии в разных видах спорта установила, что максимальное число праворуких было выявлено среди занимающихся баскетболом, тяжелой атлетикой, боксом, в том числе и волейболистов (встречаемость в группах 100-94%).

При определении моторной асимметрии ног было получено, что ведущая чаще встречается у акробатов (84%) и волейболистов (81%). Специалист, обобщая данные, утверждает, что успешность занятий в конкретном виде спорта зависит от определенного типа ИПА. Она отмечает, что вероятно, в этом просматривается связь с естественным отбором индивидуумов, лучше осваивающих спортивные навыки, легче переносящих стрессовые условия соревнований, надежнее адаптирующихся к высоким физическим и психологическим нагрузкам жестко регламентированных или, наоборот, ситуативных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владет...

Лирика чисел. Цифровая поэзия как средство изучения поэтического стиля представителей разных эпох и направлений.

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутств...

Презентация. День зимних видов спорта. Наглядное пособие для изучения зимних видов спорта

   В нашей стране всегда много внимания уделялось спорту. В советское время жители городов и сел, начиная со школьной скамьи, привлекались к занятиям физкультурой, и весьма успешно. С...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Совершенствование техники бросков мяча в корзину на основе учета моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет

Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

комплект игр направленных на знакомство детей с разными видами спорта с использованием интерактивной доски

комплект игр направленных на знакомство детей с разными видами спорта с использованием интерактивной доски...