Построение уроков физической культуры
статья по физкультуре на тему

Каменев Андрей Валерьевич

Представляю Вашему вниманию некоторые мысли и наработки по данной тематике. В ней описаны как методические, так и практические методы и приёмы работы с учащимися для построения качественных интересных уроков физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_urokov_fizicheskoy_kultury.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Построение уроков физической культуры

Автор статьи: Каменев А. В.

Учитель физической культуры

 и технологии

       Уроки физической культуры являются важным и нужным предметом. Но несмотря на, казалось бы, их простоту, организация и проведение их требует значительных усилий. Чтобы уроки проходили максимально эффективно и интересно я выделил для некоторые психологические, педагогические и технические методы и принципы.

       Немаловажным правилом является порядок и дисциплина до и во время занятий. И, прежде всего, этому должен соответствовать сам учитель. Внешний вид и одежда должны соответствовать спортивному стилю. Если это не входит в повседневную одежду, приучите себя надевать спортивный костюм или форму и обувь до начала урока, заранее, не мешкаясь. Как бы это грубо и унизительно не звучало, но порядок нужно начинать с себя. Ученики это видят и чувствуют, учитель просто обязан быть объектом для подражания. Встречая класс на урок, будьте приветливы, пригласите парней и девушек в соответствующие раздевалки и обязательно попросите готовиться к уроку, вовсе необязательно это должна быть грубая обязующая форма. Шутливая незатейливая форма воздействует более позитивно и располагает к занятиям, а намеки на интересную тему урока только усилят эффект. Обязательно заведите инструктаж безопасности на уроках физической культуры и проводите плановые и внеплановые инструктажи под подпись. Лиц без формы к занятиям крайне рекомендую не допускать ни под каким предлогом, допустив одного, сразу же остальные решат, что им можно так же. Буквально сразу же можно услышать отговорки, мол, у родителей нет денег на спортивную форму и всё такое. Как правило, подобной наглость обладают дети семей с нормальным достатком. Стоит решительно объяснить, что вовсе не обязательна новая форма, а достаточно принести старую или любую подходящую. Как правило, этого хватает и оправдания больше не следуют. Лица, имеющие освобождение от занятий по состоянию здоровья, плохого самочувствия, циклических процессов и прочих причин должны иметь справку от врача, школьной медсестры или, на крайний случай, от родителей. У тех, кто просто не хочет заниматься, должна быть обоснованная причина. Но не стоит устраивать тиранию, если не хотят заниматься – лучше не заставлять. Это во много раз увеличивает риск получения травм.

        Урок следует начинать с построения, требуется отметить отсутствующих, не занимающихся. Проверить внешний вид, напомнить о жвачках и конфетах во время урока. После этого можно начинать разминку. Следует активно вовлекать учащихся в процесс разминки с целью показа и ведения разминочных упражнений. Но не стоит выделять одних и тех же лиц. Каждый должен попробовать себя в роли учителя физической культуры.

        Основная часть урока проводится так же, при активной поддержке учащихся и активном их вовлечении в учебно-тренировочный процесс. Обязательным является выполнение тренировочных принципов, таких как: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип непрерывности процесса физической тренировки, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения занятий, принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Оперативное планирование урока может отличаться от годового, поэтому желательно заранее мысленно проработать внештатные ситуации. К примеру, в одном классе занимаются 3 класса. Да, это очень сложно. Но и имея в распоряжении небольшую часть зала, можно достигнуть высокой моторной плотности и качества занятия. Для этого следует применять поточные и круговые методы тренировок:

- поточный метод подразумевает под собой выполнение одного и того же упражнения учащимися по очереди.  К примеру, проводится урок по разделу гимнастика – кувырок вперед. Ученики поочередно выполняют одно и тоже упражнение.

- круговой метод подразумевает под собой выполнение комплекса из 2-5 и более упражнений с минимальным отдыхом или без оного. К примеру, раздел волейбол, учащиеся становятся в пары выполняют, например, первая – низкую передачу, вторая – высокую, третья – боковую, четвертая – набрасывание над собой. По свистку или через определенное время пары меняют упражнение и так по кругу.

        Выполнив необходимый объём тренировочного плана урока, оставшееся время можно выделить под спортивную игру на усмотрение учащихся. Это будет стимулировать их на выполнение требований учителя и проведение качественных занятий.

        В конце каждого урока должна быть проведена заминка. Она требуется для восстановления дыхания, приведения организма в покой после физических нагрузок. Включает в себя наклоны, повороты, растяжение основных мышечных групп, а также самомассаж. Необходимо так же повисеть на перекладине, чтобы растянуть позвоночник и крупные связки. Похвалить учащихся за проведенный урок, выделить отдельных учеников, озвучить оценки и проводить до раздевалок.

        Конечно, это не всё, что можно сказать и предложить по этому вопросу, однако я постарался максимально развить эту тему. Надеюсь, Вам было интересно, и вы нашли для себя что-то полезное. Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...