Программа кружка "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре на тему
В рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Авторская педагогическая разработка
«Баскетбол»
Программа кружка
(внеурочная деятельность, спортивно-оздоровительное направление:
«Спортивные игры», специализация – баскетбол,
возраст 10-12 лет)
Количество часов – 35
Разработал: Баритко Александр Иванович, учитель физической культуры,
первая квалификационная категория
Рецензент: Николаенко Анатолий Васильевич, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории МБОУ ДОД ДЮСШ города Тулуна
г. Тулун
2014 год
Статус документа
Программа кружка (далее – Программа) подготовлена на основе рекомендаций об авторских педагогических разработках (приказ №1163 ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.2004г., приложение №5), в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», раздел «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры)». Программа разработана с учётом нормативных правовых документов: Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.), Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020г. (распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р).
Программа дает распределение учебных часов по разделам курса, содержит распределение материала по темам.
Программа рассчитана на учащихся 10-12 лет. Все занимающиеся входят в состав учебно-тренировочной группы.
Структура программы
Включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику кружка, цели его проведения, основные содержательные линии; учебный план, учебно-тематический план с распределением часов по разделам, краткое описание содержания программы по разделам и темам, список литературы, приложение.
Пояснительная записка
Основные содержательные линии
Кружок «Баскетбол» не дублирует предмет физической культуры. Он предусматривает теоретические и практические занятия, организацию соревнований и участие в них. В программе курса выделены две основные содержательные линии: «Укрепление здоровья» и «Физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает знания о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, правила подбора спортивной одежды и обуви для игры в баскетбол, а также требования к соблюдению безопасности при игре в баскетбол.
Вторая содержательная линия включает игры и упражнения по баскетболу.
Актуальность содержания
Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть учащихся имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках, но и во внеурочное время. Поэтому с целью удовлетворения устойчивого интереса обучающихся к баскетболу разработана программа кружка (который является частью системы по комплексному обучению учащихся баскетболу; наряду с обязательным предметом «Физическая культура», преемственным элективным курсом «Стань хорошим баскетболистом» и внеклассной внешкольной работой по баскетболу – соревнованиями, турнирами).
Кроме того, в последние годы Международная Федерация баскетбола упростила требования для популяризации этой игры. Появилась разновидность игры, когда количественный состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводится эта игра на открытом воздухе («Блэктоп», или «Стритбол»). Это помогает организовать соревнования, без которых немыслима работа в каждом виде спорта (в т.ч., в баскетболе), при минимуме материальных условий.
Основное внимание в программе кружка уделено обучению основным техническим приемам игры с указанием характерных ошибок и способов их устранения.
Уровень исходной подготовки обучающихся – от нулевого до среднего.
Программа кружка в отличие от уроков физической культуры предполагает игровую специализацию и значительную учебную практику.
Учащийся, успешно освоивший программу кружка, может в дальнейшем использовать знания и сформированные учебные действия, участвуя в спортивно-массовых мероприятиях в лагере, по месту жительства и т.п.
Цели и задачи обучения
При реализации данной программы достигаются следующие цели:
- укрепление здоровья учащихся, содействие всесторонней физической подготовленности и гармоническому физическому развитию: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- содействие формированию умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
- привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Содержание кружка направлено на решение задач:
- способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, развитию специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка (техника стоек и перемещений, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча),
- развивать самостоятельность учащихся, готовность к сотрудничеству,
- воспитывать культуру общения и взаимодействия в игровой деятельности,
- развивать мотивацию к постоянным занятиям спортом и умение учащихся организовать своё свободное время с пользой в школе и по месту жительства.
Одна из актуальных задач - подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО (системная: на уроках и во внеурочной деятельности, в самостоятельной работе).
В основу обучения заложен системно-деятельностной подход – обучение в деятельности (личностно значимой), обеспечение полноценной социализации (в частности, в спорте), специально организованная практическая деятельность (например, в соревнованиях).
Планируемые результаты
Планируемые результаты представлены группами предметных (на уровнях «учащийся научится» и «учащийся получит возможность научиться»), метапреметных и личностных результатов, а также универсальными учебными действиями (УУД) по их достижению.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы кружка (а также средствами предмета «Физическая культура» и системой внеклассной воспитательной деятельности в школе).
Личностные результаты и УУД по их достижению:
способствовать формированию ответственного отношения к учению (чувства необходимости учения), осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом своих интересов (осознание своих возможностей в учении);
усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения, здорового образа жизни.
Метапредметные результаты и УУД по их достижению:
познавательные УУД:
- уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
коммуникативные УУД:
- уметь организовывать совместную деятельность с учителем и членами команды;
- уметь работать индивидуально и в группе: находить пути решения конфликтов на основе учёта интересов; аргументировать своё мнение;
регулятивные УУД:
- уметь определять цель деятельности на занятии и план работы с помощью и без помощи учителя (на основе темы занятия),
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные результаты, закрепляемые в процессе освоения содержания кружка:
- знания об игре -
учащийся научится:
- организовывать занятия физической культурой во внеурочное время (планируя их в режиме дня и учебной недели);
- характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем;
- определять понятия и термины по баскетболу (выходящие за рамки программы по предмету «Физическая культура);
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться изученными на уроках и занятиях кружка правилами соблюдения безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
учащийся получит возможность научиться:
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
- способы двигательной (физкультурной) деятельности -
учащийся научится:
- использовать игру «Баскетбол» («Стритбол») и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физической подготовленности;
- составлять комплексы упражнений оздоровительной, тренирующей направленности с учетом особенностей и возможностей собственного организма;
учащийся получит возможность научиться:
- составлять план проведения соревнований и оформлять протоколы;
- физическое совершенствование -
учащийся научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности;
- выполнять упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;
учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять судейство по баскетболу;
учащийся научится демонстрировать в контрольных упражнениях по показателям:
общая и специальная физическая подготовленность
- Бег 20м
- Прыжок в длину с места
- Высота подскока
- Бег 60м
техническая подготовленность
- Ведение мяча 20м
- Штрафные броски
- Броски в движении после ведения
- Броски с точек
Контрольные упражнения (юноши, девушки) и система оценивания
Оценка по уровням владения контрольными упражнениями:
о-оптимальный,
в- высокий,
д-достаточный
Виды упражнений | ||||||||||||||||||||||||
Возраст | Бег 20м (с) | Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см) | Бег 60м (с) | Ведение мяча 20м (с) | Штрафные броски (из 10 раз) | Броски в движении после ведения (из 5 раз) | Броски с точек (из 20 раз) | ||||||||||||||||
о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | о | в | д | |
10 лет юноши | 4,1 | 4,2-4,3 | 4,4-4,7 | 156 | 44-155 | 143-135 | 33 | 27-33 | 26-22 | 9,9 | 10,0-10,4 | 10,5-11,0 | 10,6 | 10,7-11,1 | 11,2-11,7 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
дев | 4,1 | 4,2-4,4 | 4,5-4,7 | 148 | 133-147 | 132-120 | 33 | 27-32 | 26-21 | 10,7 | 10,8-11,5 | 11,6-12,3 | 11,0 | 11,1-11,6 | 11,7-12,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
11 лет юноши | 3,9 | 4,0-4,1 | 4,2-4,3 | 163 | 155-162 | 154-145 | 38 | 43-37 | 32-28 | 9,5 | 9,6-10,0 | 10,1-10,6 | 9,7 | 9,8-10,3 | 10,4-10,9 | 5 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 | - | - | - |
дев | 4,0 | 4,1-4,3 | 4,4-4,6 | 155 | 140-154 | 139-129 | 36 | 31-35 | 30-26 | 10,1 | 10,2-10,7 | 10,8-11,3 | 10,5 | 10,6-11,0 | 11,1-11,5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | - | - | - |
12 лет юноши | 3,8 | 3,9-4,2 | 4,3-4,4 | 179 | 165-178 | 164-155 | 41 | 35-40 | 34-30 | 9,3 | 9,4-9,8 | 9,9-10,2 | 9,5 | 9,6-10,1 | 10,2-10,6 | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | - | - | - | - |
дев | 3,9 | 4,0-4,3 | 4,4-4,6 | 174 | 159-173 | 158-139 | 41 | 35-40 | 34-29 | 9,7 | 9,8-10,5 | 10,6-11,2 | 10,4 | 10,5-11,0 | 11,1-11,5 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 | - | - | - |
Основной показатель работы – выполнение требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической подготовленности. На занятиях учащиеся получают представление о судействе игры, ведении технического протокола игры.
Два раза в год (декабрь, май) в кружке должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной физической технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся (см. таблицу «Контрольные упражнения»).
Режим проведения занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (Примечание: продолжительность занятий может определяться их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне её). На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется: в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку.
Для учёта занятий необходимо вести журнал (ведётся учёт посещаемости занятий, учёт прохождения учебно-тематического плана).
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
- Щиты с кольцами – 2 комплекта (в наличии 1 комплект).
- Щиты тренировочные с кольцами – 4 штуки (в наличии 2 штуки).
- Стойки для обводки – 6 штук (в наличии 6 штук).
- Гимнастическая стенка (в наличии).
- Гимнастические скамейки – 4 штуки (в наличии 4 штуки).
- Гимнастические маты (в наличии).
- Мячи баскетбольные – 40 штук (в наличии 10 штук).
- Насос ручной со штуцером – 2 штуки.
Место кружка в Плане внеурочной деятельности
(на 1 или 2 группы в параллели по 1 недельному часу)
Класс | 5 | или 6 |
Количество недельных часов в первом и втором полугодиях | 1 | 1 |
Учебно-тематический план занятий
учебно-тренировочной группы (10-12 лет)
№ п/п | Тема | Количество часов | № занятия | ||
всего | теоретические занятия | практические занятия | |||
1 | Физическая культура и спорт в России. ГТО | 1 | 1 | 1 | |
2 | Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль | 1 | 1 | 2 | |
3 | Оборудование и инвентарь, техника безопасности (ТБ). Требования к тренировкам по баскетболу | 1 | 1 | 3 | |
4 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 | 1 | 4 | |
5 | Правила игры в баскетбол | 1 | 1 | 5 | |
6 | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 6 | |
7 | Общая и специальная физическая подготовка | 7 | 1 | 6 | 7-13 |
8 | Основы техники и тактики баскетбола | 1 | 1 | 14 | |
9 | Отработка техники и тактики игры в баскетбол | 8 | 8 | 15-22 | |
10 | Стритбол (Блэктоп) | 3 | 1 | 2 | 23-25 |
11 | Контрольные игры и соревнования | 4 | 4 | 26-29 | |
12 | Контрольные испытания | 1 | 1 | 30 | |
13 | Посещение соревнований | 4 | 4 | 31-34 | |
14 | Выполнение проекта «Описание запомнившихся соревнований»/ «Как организовать придомовые соревнования по баскетболу в летний период» | 1 | 1 | 35 | |
ВСЕГО | 35 | 9 | 26 |
Содержание программы по темам
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – часть культуры. Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, физическое развитие, подготовка к защите Родины.
Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом.
Оборудование и инвентарь, ТБ. Требования к тренировкам по баскетболу. Правила поведения в спортзале и на спортплощадке. Общие требования к занятиям баскетболом. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на работоспособность.
Правила игры в баскетбол. Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии.
Правила соревнований, их организация и проведение. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Бег: стартовые рывки с места, повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м, бег со сменой направления по зрительному сигналу, ускорения из различных исходных положений, пробегание отрезков 40, 60 м; кросс 300 м. Прыжки: опорные и простые прыжки с мостика, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Основы техники и тактики баскетбола. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Техника нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча. Передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий. Техника защиты. Техника передвижения. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния; применение способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Групповые действия. Взаимодействия трех игроков - «треугольник». Командные действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча; противодействие выходу на свободное место для получения мяча; действия одного защитника против двух нападающих. Групповые действия. Взаимодействия двух игроков – отступание. Командные действия. Личная система защиты.
Стритбол («уличный» баскетбол, правила игры). Учебно-тренировочные игры.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола. Учебно-тренировочные игры.
Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке.
Посещение соревнований. Посещение соревнований по баскетболу и другим видам спорта.
Выполнение проектов (на выбор): «Описание запомнившихся соревнований», «Как организовать придомовые соревнования по баскетболу в летний период» (небольшое сочинение, объём до 70 слов/ план организации соревнований).
Методы и формы обучения
Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: показ упражнений, наглядные пособия.
Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Список литературы для учителя
- Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. Мини-баскебол в школе.- Москва: Просвещение,1989.
- Зинин А.М. Детский баскетбол. - Москва: Просвещение,1982.
- Нортон Б.И. Упражнения в баскетболе.- Москва: Просвещение,1991.
- Организация работы спортивных секций в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...