Программа кружка "Баскетбол"
рабочая программа по физкультуре на тему

В рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_basketbol_5-6_klass.docx52.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Авторская педагогическая разработка

«Баскетбол»

Программа кружка

(внеурочная  деятельность, спортивно-оздоровительное направление:

«Спортивные игры», специализация – баскетбол,

возраст 10-12 лет)

Количество часов – 35

 

Разработал: Баритко Александр Иванович, учитель физической культуры,

первая  квалификационная категория

Рецензент: Николаенко Анатолий Васильевич, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории  МБОУ ДОД ДЮСШ  города Тулуна

г. Тулун

 2014 год

Статус документа

Программа кружка (далее – Программа) подготовлена на основе рекомендаций об авторских педагогических разработках (приказ  №1163 ГлавУОиПО Иркутской области от 25.06.2004г., приложение №5), в соответствии с Основной общеобразовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 1», раздел «Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (направления: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры)». Программа разработана с учётом нормативных правовых документов: Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. от 21.04 2011г.), Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020г. (распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. № 1101-р).

Программа дает распределение учебных часов по разделам курса, содержит распределение  материала по темам.

Программа рассчитана на учащихся 10-12 лет. Все занимающиеся входят в состав учебно-тренировочной группы. 

Структура программы

Включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику кружка, цели его проведения, основные содержательные линии;  учебный план, учебно-тематический план с распределением часов по разделам, краткое описание  содержания  программы по разделам и темам, список литературы, приложение.

Пояснительная записка

Основные содержательные линии

Кружок «Баскетбол» не дублирует предмет физической культуры. Он предусматривает теоретические и практические занятия, организацию соревнований и участие в них. В программе курса выделены две основные содержательные линии: «Укрепление здоровья» и «Физическая подготовка».

         Первая содержательная линия включает знания о роли физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, правила подбора спортивной одежды и обуви для игры в баскетбол, а также требования к соблюдению безопасности при игре в баскетбол.

Вторая содержательная линия включает игры и упражнения по баскетболу.

Актуальность содержания

Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Часть  учащихся имеет огромное желание заниматься баскетболом, они хотят совершенствоваться в игре не только на уроках, но и во внеурочное время. Поэтому с целью удовлетворения устойчивого интереса обучающихся к баскетболу разработана программа кружка (который является частью системы по комплексному обучению учащихся баскетболу; наряду с обязательным предметом «Физическая культура», преемственным элективным курсом «Стань хорошим баскетболистом» и внеклассной внешкольной работой по баскетболу – соревнованиями, турнирами).

Кроме того, в последние годы Международная Федерация баскетбола упростила требования для популяризации этой игры. Появилась разновидность игры, когда количественный состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводится эта игра на открытом воздухе («Блэктоп», или  «Стритбол»). Это помогает  организовать соревнования, без которых немыслима работа в каждом виде спорта (в т.ч., в баскетболе), при минимуме материальных условий.

Основное внимание в программе кружка уделено обучению основным техническим приемам игры с указанием характерных ошибок и способов их устранения.

          Уровень исходной подготовки обучающихся  – от нулевого до среднего.

 Программа кружка в отличие от уроков физической культуры предполагает игровую специализацию и значительную учебную практику.  

 Учащийся, успешно освоивший программу кружка, может в дальнейшем использовать знания и сформированные учебные действия, участвуя в спортивно-массовых мероприятиях в лагере, по месту жительства и т.п.

Цели и задачи обучения

При реализации данной программы достигаются следующие цели:

  • укрепление здоровья учащихся, содействие всесторонней физической подготовленности и гармоническому физическому развитию: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости;
  • содействие формированию умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
  • привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.

Содержание кружка  направлено на решение задач:

  • способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся, развитию специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка (техника стоек и перемещений, ловля и передача мяча, ведение мяча, броски мяча),
  • развивать самостоятельность учащихся, готовность к сотрудничеству,
  • воспитывать культуру общения и взаимодействия в игровой деятельности,
  • развивать мотивацию к постоянным занятиям спортом и умение учащихся организовать своё свободное время с пользой  в  школе и по месту жительства.

Одна из актуальных задач - подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО (системная: на уроках и во внеурочной деятельности, в самостоятельной работе).

В основу обучения заложен системно-деятельностной подход – обучение в деятельности (личностно значимой), обеспечение полноценной социализации (в частности, в спорте), специально организованная практическая деятельность (например, в соревнованиях).

Планируемые результаты

Планируемые результаты представлены группами предметных (на уровнях «учащийся научится» и «учащийся получит возможность научиться»), метапреметных и личностных результатов, а также универсальными учебными действиями (УУД) по их достижению.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения программы кружка (а также средствами предмета «Физическая культура» и системой внеклассной воспитательной деятельности в школе).

Личностные результаты и УУД по их достижению:

способствовать формированию ответственного отношения к учению (чувства необходимости учения), осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом своих интересов (осознание своих возможностей в учении);

усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения, здорового образа жизни.

Метапредметные результаты и УУД по их достижению:

познавательные УУД:

  • уметь выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

коммуникативные УУД:

  • уметь организовывать совместную деятельность с учителем и членами команды;
  • уметь работать индивидуально и в группе: находить пути решения конфликтов на основе учёта интересов; аргументировать своё мнение;

регулятивные УУД:

  • уметь определять цель деятельности на занятии и план работы с помощью и без помощи учителя (на основе темы занятия),
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Предметные результаты, закрепляемые в процессе освоения содержания кружка:

  • знания об игре -

учащийся научится: 

  • организовывать занятия физической культурой во внеурочное время (планируя их в режиме дня и учебной недели);
  • характеризовать основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем;
  • определять понятия и термины по баскетболу (выходящие за рамки программы по предмету «Физическая культура);
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться изученными на уроках и занятиях кружка правилами соблюдения безопасности во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

учащийся  получит возможность научиться: 

  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • способы двигательной (физкультурной) деятельности -

учащийся научится:

  • использовать игру «Баскетбол» («Стритбол») и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физической подготовленности;
  • составлять комплексы упражнений оздоровительной, тренирующей направленности с учетом особенностей и возможностей собственного организма;

учащийся получит возможность научиться: 

  • составлять план проведения соревнований и оформлять протоколы;
  • физическое совершенствование -

учащийся научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности;
  • выполнять упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;

учащийся получит возможность научиться: 

  • осуществлять судейство по баскетболу;

учащийся научится демонстрировать в контрольных упражнениях по показателям:

общая и специальная физическая подготовленность

  1. Бег  20м
  2. Прыжок в длину с места
  3. Высота подскока
  4. Бег 60м

техническая подготовленность

  1. Ведение мяча 20м
  2. Штрафные броски
  3. Броски в движении после ведения
  4. Броски  с точек

Контрольные упражнения (юноши, девушки) и система оценивания

Оценка по уровням владения контрольными упражнениями:

о-оптимальный,

в- высокий,

д-достаточный

Виды упражнений

Возраст

Бег  20м

(с)

Прыжок в длину с места (см)

Высота подскока

(см)

Бег 60м

(с)

Ведение мяча 20м

(с)

Штрафные броски (из 10 раз)

Броски в движении после ведения

(из 5 раз)

Броски  с точек

(из 20 раз)

о

в

д

о

в

д

о

в

д

о

в

д

о

в

д

о

в

д

о

в

д

о

в

д

10 лет

юноши

4,1

4,2-4,3

4,4-4,7

156

44-155

143-135

33

27-33

26-22

9,9

10,0-10,4

10,5-11,0

10,6

10,7-11,1

11,2-11,7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

дев

4,1

4,2-4,4

4,5-4,7

148

133-147

132-120

33

27-32

26-21

10,7

10,8-11,5

11,6-12,3

11,0

11,1-11,6

11,7-12,2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11 лет

юноши

3,9

4,0-4,1

4,2-4,3

163

155-162

154-145

38

43-37

32-28

9,5

9,6-10,0

10,1-10,6

9,7

9,8-10,3

10,4-10,9

5

4

3

3

2

1

-

-

-

дев

4,0

4,1-4,3

4,4-4,6

155

140-154

139-129

36

31-35

30-26

10,1

10,2-10,7

10,8-11,3

10,5

10,6-11,0

11,1-11,5

4

3

2

3

2

1

-

-

-

12 лет

юноши

3,8

3,9-4,2

4,3-4,4

179

165-178

164-155

41

35-40

34-30

9,3

9,4-9,8

9,9-10,2                                                        

9,5

9,6-10,1

10,2-10,6

5

4

3

4

3

-

-

-

-

дев

3,9

4,0-4,3

4,4-4,6

174

159-173

158-139

41

35-40

34-29

9,7

9,8-10,5

10,6-11,2

10,4

10,5-11,0

11,1-11,5

4

3

2

3

2

1

-

-

-

Основной показатель работы – выполнение  требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных  в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической подготовленности. На занятиях учащиеся получают представление о судействе игры, ведении технического протокола игры.

Два раза в год (декабрь, май) в кружке должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной физической технической подготовке. По данным контрольных испытаний дается оценка успеваемости каждому занимающемуся (см. таблицу «Контрольные упражнения»).

 Режим проведения занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (Примечание: продолжительность занятий может определяться их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне её). На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется: в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, в конце учебного года рекомендуется увеличение количества часов, отводимых на техническую подготовку.

         Для учёта занятий необходимо вести журнал (ведётся учёт посещаемости занятий, учёт прохождения учебно-тематического плана).

         Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

  1. Щиты с кольцами – 2 комплекта (в наличии 1 комплект).
  2. Щиты тренировочные с кольцами – 4 штуки (в наличии 2 штуки).
  3. Стойки для обводки – 6 штук (в наличии  6 штук).
  4. Гимнастическая стенка (в наличии).
  5. Гимнастические скамейки – 4 штуки  (в наличии 4 штуки).
  6. Гимнастические маты (в наличии).
  7. Мячи баскетбольные – 40 штук (в наличии 10 штук).
  8. Насос ручной  со штуцером – 2 штуки.

Место кружка в Плане внеурочной деятельности

(на 1 или 2 группы в параллели по 1 недельному часу)

Класс

5

или 6

Количество недельных часов в первом и втором полугодиях

1

1


Учебно-тематический план занятий

учебно-тренировочной группы (10-12 лет)

№ п/п

Тема

Количество часов

№ занятия

всего

теоретические занятия

практические занятия

1

Физическая культура и спорт в России. ГТО

1

1

1

2

Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

1

1

2

3

Оборудование и инвентарь, техника безопасности (ТБ). Требования к тренировкам по баскетболу

1

1

3

4

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

1

4

5

Правила игры в баскетбол

1

1

5

6

Правила соревнований, их организация и проведение

1

1

6

7

Общая и специальная физическая подготовка

7

1

6

7-13

8

Основы техники и тактики баскетбола

1

1

14

9

Отработка техники и тактики игры в баскетбол

8

8

15-22

10

Стритбол (Блэктоп)

3

1

2

23-25

11

Контрольные игры и соревнования

4

4

26-29

12

Контрольные испытания

1

1

30

13

Посещение соревнований

4

4

31-34

14

Выполнение проекта «Описание запомнившихся соревнований»/ «Как организовать придомовые соревнования по баскетболу в летний период»

1

1

35

ВСЕГО

35

9

26

Содержание  программы по темам

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – часть культуры. Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, физическое развитие, подготовка к защите Родины.

Сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Краткие сведения о  строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Режим дня.  Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм при занятиях баскетболом.

Оборудование и инвентарь, ТБ. Требования к тренировкам по баскетболу. Правила поведения в спортзале и на спортплощадке. Общие требования к занятиям баскетболом. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на работоспособность.

Правила игры в баскетбол. Права и обязанности игроков. Костюм игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии.

Правила соревнований, их организация и проведение. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Практические занятия. Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Бег: стартовые рывки с места, повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м, бег со сменой направления по зрительному сигналу, ускорения из различных исходных положений, пробегание отрезков 40, 60 м; кросс 300 м. Прыжки: опорные и простые прыжки с мостика, прыжки с доставанием подвешенных предметов, прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Основы техники и тактики баскетбола. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

Практические занятия. Техника нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги. Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча. Передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками с отскоком от пола. Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху. Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения с обводкой препятствий. Техника защиты. Техника передвижения. Передвижения в защитной стойке вперед, назад, в стороны. Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния; применение способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Групповые действия. Взаимодействия трех игроков - «треугольник». Командные действия. Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты. Индивидуальные действия:         применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего; выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча; противодействие выходу на свободное место для получения        мяча; действия одного защитника против двух нападающих. Групповые действия. Взаимодействия двух игроков – отступание. Командные действия. Личная система защиты.

Стритбол  («уличный» баскетбол,  правила игры). Учебно-тренировочные игры.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола. Учебно-тренировочные игры.

Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке.

Посещение соревнований. Посещение соревнований по баскетболу и другим видам  спорта.

Выполнение проектов (на выбор): «Описание запомнившихся соревнований», «Как организовать придомовые соревнования по баскетболу в летний период» (небольшое сочинение, объём до 70 слов/ план организации соревнований).  

Методы и формы обучения

Словесные методы: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: показ упражнений, наглядные пособия.

Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Список литературы для учителя

  1. Буйлин Ю.Р., Портных Ю.И. Мини-баскебол в школе.- Москва:  Просвещение,1989.
  2. Зинин А.М. Детский баскетбол. - Москва:  Просвещение,1982.
  3. Нортон Б.И. Упражнения в баскетболе.- Москва:  Просвещение,1991.
  4. Организация работы спортивных секций в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...