Использование ИКТ на уроках физической культуры. Инновационный педагогический опыт.
методическая разработка по физкультуре по теме

 

 

Тема опыта: «Активизация двигательной деятельности учащихся на уроках физкультуры».

 

Условия возникновения, становления опыта.

 

    Педагогический опыт «Активизация двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры» реализуется мною в условиях МБОУ «Хакуринохабльская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования «Шовгеновский район». Анализ Социального заказа МБОУ ХСОШ№1 дает возможность выделить одну из главных задач обучения школьников – создание фундамента для всестороннего физического развития. Укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Тема опыта: «Активизация двигательной деятельности учащихся на уроках физкультуры».

Условия возникновения, становления опыта.

    Педагогический опыт «Активизация двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры» реализуется мною в условиях МБОУ «Хакуринохабльская средняя общеобразовательная школа №1» муниципального образования «Шовгеновский район». Анализ Социального заказа МБОУ ХСОШ№1 дает возможность выделить одну из главных задач обучения школьников – создание фундамента для всестороннего физического развития. Укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Актуальность опыта.

    В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету №Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.

   Считалось тренировочное направление урока, главная задача, которого заключалась в том, чтобы на уроках дать школьникам больше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранялось и поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, урок должен обладать образовательной направленностью.   Цель данных уроков – чтобы ребенок приобрел такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть комплексным, межпредметным, в своей основе объединяющим в себе знания по биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам.  Именно такой урок позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на решение следующих задач:

  1. В начальной школе – формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека; развитие психических процессов; креативности, самостоятельности, сознания, толерантности; обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.

  1.    В основной школе – углубление основ знаний о физической культуре, роль физкультурной деятельности в жизни человека; воспитание положительных индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии, толерантности; создание представлений об индивидуальных психоматических и психосоциальных особенностей, адаптационных свойствах организма и способах их совершенствования в целях укрепления здоровья; развитие навыков самоконтроля, ответственности за свое здоровье; изучение культурно- исторических основ физической культуры.

  Система образовательных уроков дает ряд положительных результатов, в значительной степени повышая роль предмета «Физическая культура» в образовательном процессе, развивая психические процессы (мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и т. д.), оказывая воспитательное воздействие при формировании здорового образа жизни у школьников.

Концептуальность.

    С помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям. Различают несколько видов активности, проявляемых учащимися во время занятий.

Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмысливанием информации, с ее запоминанием и воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. Оба вида активности предполагают психическую активность, которая отражается в моторной активности. Управляя этой активностью учащихся на уроке, преподаватель стимулирует организованную активность, сокращая до минимума неорганизованную. Организованная двигательная активность учащихся определяет моторную плотность урока физкультуры.

   Знание содержания принципов обучения позволяет учителю строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса обучения физическим упражнениям. Во-первых, направлять учеников на сознательное и активное отношение к учебному материалу; во-вторых, объективно оценивать результативность обучения; в-третьих, осуществлять преподавание в соответствии с особенностями учеников;

в-четвертых, конструировать педагогический процесс таким образом, чтобы он отличался повторностью, системностью, последовательностью и постепенностью.

   Реализуя принцип активности, необходимо придерживаться ряда правил:

  • Предъявляемые требования должны учитывать характер мотивов, которыми руководствуется ученик. Если у ребенка доминируют мотивы, мешающие выполнению учебных задач (например, «просто побегать»), то следует использовать эти мотивы таким образом. Чтобы они стали содружественными мотиву более высокого уровня (например, научиться выполнять новое действие). Для этого используются игровой и соревновательный методы, оценивание учителем выполнения учеником задания, оценивание учеником выполнения задания товарищем; самооценивание и пр.
  • Активность ученика имеет прямую зависимость от доступности предъявляемых  к нему требований (см. «Принцип доступности»).
  • Стимулирование активности может быть достигнуто через осознание учеником преемственной связи между изучаемыми двигательными действиями; не освоив данное действие, трудно будет изучить последующие (см. «Принцип последовательности»).
  • К повышению  и поддержанию должной активности следует идти от развития у ребенка интенсивного и устойчивого внимания. Для этого прибегают к активным методам обучения, стимулирующим сознание ученика,  исключающим механическое заучивание.
  • Содействовать проявлению активности не только в приобретении знаний и навыков, но и в формировании умений использовать их в различных условиях, ориентироваться в сложных ситуациях двигательной деятельности  и т.п.
  • Учебно-воспитательный процесс следует организовывать таким образом, чтобы активность каждого ученика направлялась на коллективную деятельность.
  • Активность ученика не должна противопоставляться руководящей роли учителя. Поэтому все педагогические воздействия на ученика необходимо осуществлять так, чтобы ученик свою активность расценивал как проявление личного желания, а не как подчинение воле учителя.

Наличие теоретической базы опыта.

   Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах А.С. Макаренко. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбержения на уроках физической культуры, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К. Смирнова, основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология», класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.

Ведущая педагогическая идея.

   Ведущей педагогической идеей  моей работы можно назвать идею личностно- ориентированного подхода с целью максимально выявить и развить индивидуальные творческие и физические способности учащихся.  Помочь личности познать себя, самоопределяться и самореализоваться в области физической культуры и спорта. А также использовать активные формы обучения (игры, теоретические сведения о технике и тактике, личный пример и т.д.) для творческого мышления, для воспитания общечеловеческих ценностей. Все это происходит в диалоге «учитель-ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения.

Оптимальность и эффективность средств.

   Важнейшим   этапом моего исследования послужило целеполагание каждого практического занятия с учениками, каждого урока. А как организовать деятельность учащихся на уроке в соответствии с обозначенными целями и задачами? Какие педагогические приемы и методы следует отобрать к каждому учебному занятию, чтобы образовательный процесс получился оптимальным?

   Готовясь к уроку, прежде всего, я формулирую его учебно-воспитательную цель, учитываю при этом успехи и пробелы в знаниях учащихся, уровень их умственного и физического развития, познавательные интересы, степень активности в усвоении материала, отношение к предмету, наличие волевых качеств характера, необходимых в учебной работе, темпы процесса развития.        Я считаю, что именно этим обеспечивается единство и взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Задания подбираю с учетом личных, возрастных и социальных потребностей, использую разнообразные виды и формы совместной деятельности учеников, учителя.

Результативность опыта.

   Применение данного опыта позволяет развивать физические качества учащихся, совершенствовать их умения и навыки. Подготовка и проведение таких уроков помогли мне создать в общении с детьми атмосферу сотрудничества. Дети с увлечением включаются в работу на уроке, что помогает раскрывать их большой потенциал. Благодаря этому, дети с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях и занимают призовые места в республиканских и муниципальных соревнованиях, а также на олимпиадах по физической культуре.

   

Наличие обоснованного числа приложений.

    На некоторых уроках, с целью более качественно овладеть определенными умениями и навыками, я использую различный наглядный материал. Это могут быть обучающие фильмы (История развития Олимпийского движения в мире, России, Республике Адыгея, обучение игровым примам в волейболе, баскетболе и т.д.). Различные наглядные пособия (плакаты, собственный пример) по изучению какого-либо элемента в гимнастике и т.д. Еще я использую на уроках электронный презентации. Электронная презентация содержит обширный теоретический  материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несет в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами; и поэтому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности: схемы, диаграммы, рисунки, фотографии, анимации, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета «физическая культура». Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

Зам. директора

по научно-методической работе и ИКТ

МБОУ «Хакуринохабльская СОШ№1»                     М.В. Аутлева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учителей ф.к. по теме:Использование ИКТ на уроке физическая культура.

Использование ИКТ ( информационно -коммуникативные технологии) в системе формирования интереса  школьника к занятиям физической культуры, развитие ценностного отношения к здоровью....

Реферат «Методика обучения гимнастическим упражнениям с предметами на основе использование ИКТ на уроках физической культуры»

Актуальность проблемы и темы исследования. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010)» определяет задачи одного из направлений, требующего активной модернизации при создании едино...

Использование ИКТ на уроках физической культуры

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эт...

Использование ИКТ на уроках физической культуры

небольшая презентация об использовании ИКТ на уроке...

Использование ИКТ на уроках физической культуры

Найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания  как средству методической поддержки учебного процесса....

Использование ИКТ на уроках физической культуры

В данной работе описывается теоретическая возможность применения ИКТ на уроках физической культуры...

Использование ИКТ на уроках физической культуры

       Использование ИКТ на уроках физической кутуры - это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Думаю, интересна для творческих педагогов, которы...