«Система домашних заданий, как способ формирования привычки систематическим занятиям школьников физической культуре»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Юнусов Рафик Нилович

Предварительный просмотр:


                   Ульяновский институт повышения квалификации и

переподготовки  работников образования

                                      Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

Слушателя курсов повышения квалификации

педагогического факультета группы ФК-2

учителя физической культуры МОУ Павловской

средней общеобразовательной школы №1

Юнусова Рафика Ниловича

Тема работы:  «Система домашних заданий, как способ формирования привычки систематическим занятиям школьников физической культуре»

                                                                           

                                                                            Научный руководитель:

                                                                            Гордеев Ю.А., зав. кафедрой ФК

                                     Ульяновск 2015

                                               Оглавление

Введение

  1. Актуальность темы …………………………………………………….….4
  1. Методика проведения и проверки домашних заданий  

по физической культуре…………………………………………………...6

  1. Дневник самоконтроля…………………………………………………….9
  2. Виды упражнений и тестов выполняемых дома………………………..11
  3. Общая характеристика домашних заданий……………………………..14
  4. Карточки домашних заданий………………………………………….....16
  5. Комплекс утренней гимнастики…………………………………………18
  6. Роль родителей в организации самостоятельных занятий

детей…………………………………………………………………..……19

  1.     Рабочая программа по физической культуре для 5 класса.....................20

2.1.1. Пояснительная записка…………………………………………….……..20

2.1.2. Цели и задачи реализации программы…………………………………..20

2.1.3. Общая характеристика учебного предмета……………………………...21

2.2.1. Формы организации  и  планирование  образовательного

          процесса…………………………………………………………………....21

2.2.2. Описание места учебного предмета в учебном плане………………….23

2.2.3. Личностные, мета предметные и предметные результаты

          освоения………………………………………………………………..…..23

2.2.4. Структура и содержание программы………………………………….…26

3.       Календарно-теметическое планирование, 5 класс……………………...29

4.       Критерии оценивания подготовленности учащихся

по физической  культуре……………………………………………….... 41

Вывод……………………………………………………………………………..44

Приложение 1-5………………………………………………………………….46

Литература……………………………………………………………………….52

Введение

Мы считаем, что данная тема так важна, потому что домашние задания нужны по физической культуре, для того чтобы приучить детей помимо уроков физической культуре заниматься дома. На первый взгляд вопрос может показаться риторическим. Ведь сейчас, казалось бы, никто не отрицает необходимости домашних заданий по нашему предмету. И дело лишь в том, чтобы повсеместно внедрить их,добиться, чтобы школьники регулярно выполняли дома физические упражнения, ибо в этом видится один из путей приобщения учащихся к повседневным занятиям физической культурой. Все это так. Однако далеко не всегда обращается внимание на сам процесс внедрения домашних заданий. Нам же кажется, что корни успеха таятся в том, как, каким образом домашние задания по физической культуре будут входить в жизнь детей.

        Домашние задания по физической культуре по ставящимся перед нами задачам можно разделить на задания для подготовки к освоению новых двигательных действий, для повторения и совершенствования изученного на уроке, для повышения двигательной подготовленности учащихся. Двигательная деятельность имеет ряд особенностей. Наиболее характерные из них – самостоятельность, образность движений, характер действий, подчинение правилам, регулирует поведение учащихся.    

          Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, преодолением препятствий очень интересны.Здесь можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Перечисленные задания традиционно относят к основным, хотя, наверное, их число можно увеличить. Мы же хотим подчеркнуть  другое: определяя нацеленность домашних заданий, ставя перед ними те или иные задачи, как правило, не подразделяют эти задачи на решаемые учителем и его учениками.

         Учащиеся, занимающиеся дома по рекомендациям учителя, нацелены на освоение конкретного учебного материала, на выполнение учебных нормативов. Перед ними стоят близкие и понятные цели: чему – то научиться, к чему – то подготовиться. Последнее особенно актуально для младших классов.

         Учитель же всегда должен преследовать и перспективную цель. Освоение школьниками учебного материала, как бы это ни было важно, является для него одновременносредством  подведения занимающихся к основной цели – научиться самостоятельно заниматься физическими упражнениями, самостоятельно решать задачи своего  физического совершенствования, выработать привычку делать это постоянно, систематически.

         Объектом  нашего исследования мы выбрали домашнее задание для школьников.

         Предметом является «Система домашних заданий, как способ формирования привычки систематическим занятиям школьников физической культурой».

  1. Актуальность темы

        Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. Впроцессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные качества, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

        Важным моментом в формировании личности является развитие самосознания (целостное осознание и оценка себя как личности, позволяющая анализировать поступки и действия, находить в них хорошее и плохое) и самооценки, возникновение интереса к себе, своим качествам, потребность сравнивать себя с другими. В развитии самосознания подростка большую роль играют суждения других оценка их родителями, учителями, товарищами, что позволяет ему смотреть на себя глазами окружающих.С развитием самосознания возникает стремление к самовоспитанию, потребность в дружеском общении, его глубокой мотивации, содержательности и устойчивости.

        Эти особенности возрастного развития создают предпосылки для включения подростков в активные занятия физическими упражнениями и спортом.Одним из видов привлечения школьников к занятиям физическими упражнениями являются домашние задания.

        Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуальногоподхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических  свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

        Чего требуют нормативно – правовые акты Российской  Федерации в области образования и Федеральный государственный стандарт основного общего образования, стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

Цель:

  1. Научить школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
  2. Самостоятельно решать задачи своего физического совершенствования.
  3. Выработать привычку заниматься физическими упражнениями постоянно и систематически.
  4. Формировать разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления длительного сохранения собственного здоровья.

Задача:

  1. Помочь детям понять процесс обучения, овладения двигательным действиям.
  2. Привить школьнику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни.
  3. Укрепить здоровье, физическое развитие и повышение работоспособности школьника.
  4. Воспитать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время .
  5. Содействовать развитию психических процессов  и обучению основам психической саморегуляции.

  1. Методика проведения и проверки домашних заданийпо физической культуре

Какими бы эффективными ни были уроки физической культуры, сколько бы соревнований не проводилось в школе, все равно это не может решить главную задачу – обеспечить каждого ребенка необходимой двигательной активностью.

        Учебные занятия физической культурой, прежде всего, должны давать учащимся образовательную подготовку, вооружить их технологией освоения двигательных навыков, направленного развития физических качеств. При этом большая часть соответствующей практической работы по их освоению и развитию должна проводиться в рамках других форм физического воспитания, среди которых важнейшее место отводится самостоятельным занятиям.

        Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Посредством домашних заданий у школьников постепенно формируется привычка к систематическим занятиям, выполнение домашних заданий становится потребностью на пути физического совершенствования. Такие задания должны быть умелоподобраны и систематизированы на основе постоянной работыучеников в течениевсего года.

        Вначале надо приобщить школьников к выполнению домашних заданий по физической культуре и строго контролировать их. Впоследствии, когда подобная практика войдет в привычку, учащиеся уже по своей воле будут стремиться выполнять не только домашние задания, но и самостоятельно заниматься другими физическими упражнениями или каким-нибудь видом спорта. На своем опыте всякий раз убеждаюсь в справедливости высказывания русского ученого Н. А. Умова: «Всякое знание остается мертвым, если у учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося на нужно приучать не только к мышлению , но и к хотению».

        С первого года работы в школе я стараюсь выработать стройную систему домашних заданий по физической культуре. Сюда входят в основном упражнения на те двигательные качества, которые слабо развиты у школьника, то есть задания носят индивидуальный характер. Для самостоятельных занятий мы, учителя физической культуры, рекомендуем детям посильные и  безопасные в домашних условия упражнения. Например, для учащихся младших классов:подтягивание из положения лежа подтягивание на высокой перекладине. Прыжки через скакалку, прыжки в длину с места, «пистолет» у опоры с помощью руки, поднимание туловища с положения лежа, поднимание прямых ног из положения лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и т. д. В средних классах и старших классах упражнения усложняем и по форме, и по нагрузке.

        Самое главное: все упражнения, которые даем для домашних заданий, мы проверяем обязательно на уроках, некоторые из них несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Мы обязательно поощряем хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.

        Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий учитель сталкивается с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением.

        Чтобы учащиеся систематически выполняли задание, необходима действенная форма контроля – своеобразная коллективная защита достигнутых результатов (соревнования в общий зачет). Такие соревнования как бы формы коллективной проверки выполнения каждым учеником домашних заданий, а результат зависит от подготовленностикаждого участника команды – класса. В соревнованиях  классы участвуют полным составом, поскольку этого требует система определения конечного результата: общее время (сумма баллов, количество и др.), показанное всеми учениками того или иного класса, делится на списочное число учащихся.Показатель слабый результат – значит подвести своих одноклассников.

        Таким образом, домашнее задание мы сумели увязать с учебной программой, урочными занятиями, спортивно – массовыми мероприятиями.

        Рассмотрим это на  одном из примеров. Каждый ноябрь в последние несколько лет мы проводим соревнования по силовому двоеборью среди учащихся 5–9 классов. В программу соревнований входят только упражнения из состава домашних заданий:  поднимание туловища из положения лежа за 1 мин (юноши и девушки), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки) и подтягивание на высокой перекладине (юноши). За один выполненный раз в первом упражнении школьник получает  1 призовое очко, во втором – 2 очка, в третьем - 3 очка. Потом очки, набранные в различных упражнениях, складывают и определяются победители, как в личном, так и в командном первенстве. Победителей в каждой параллели и в общешкольном зачете награждают грамотами и вымпелами.

        Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, необходима была более действенная форма контроля. И в последнее два года мы, я думаю, ее нашли. Теперь каждый учащийся 5 – 9 классов нашей школы, кроме тетради по теории физической культуры, имеет еще и соответствующий дневник. Дневник оформляют в виде обычной школьной тетради в клетку из 18 листов. В 5—6 классах содержание такого дневника проще и меньше по объему.

        В первый год работы  с дневником на его заполнение требуется до четырех уроков.  Впоследствии к новому учебному году школьники самостоятельно заполняют новый дневник, и на что отводится всего один урок.

        Дневники проверяем не менее 3 – 4 раз в учебном году и выставляем оценки за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания и домашних тестов. Если же ученик вписывает в дневник  «липовые»  цифры, не делая никаких  физических упражнений, то это выявляется сразу. Во–первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашнее задание; во–вторых, в таком случае нет улучшений и в результатах домашних тестов; в – третьих, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения из домашних тестов мы проверяем в течение учебного года.

        Оценку за дневник по физической культуре, то есть за выполнение домашнего задания, мы добавляем к оценкам за теоретическую и практическую части зачета, который проводим в 9 классе.Такая оценка является решающей, поскольку для нас главное, чтобы школьник самостоятельно занимался физическими упражнениями. И мы надеемся, что эта привычка останется у молодых людей и после окончания школы.

        

  1. Дневник самоконтроля

Предлагаем на примере дневника девятиклассника, аналогично оформляют дневник и в других классах.

На странице 1 приведены: фамилия, имя школьника, класс в котором учится,  учебный год, девиз (его выбирают сами ученики – например: «Нет большей победы, чем победа над собой», физкультурные заповеди – например:

  1. Молча слушай, думай, выполняй.
  2. Трудись, терпи, трудись.
  3. Научился сам – научи товарища и т. д.

Страницы 2 и 3 отведены «Карте  здоровья», куда входят: медицинская    физкультурная группа, его антропометрические данные, а так же рост, вес, ЧСС в покое, задержка дыхания на входе и выходе (все эти показатели школьники вносят в дневник по несколько раз в год, нормы же этих показателей для каждого возраста даны в тетради по теории физической культуры), перенесенные за год болезни, посещение спортивных секций и т.д.

        Страница 4 –«Мой режим дня» (заполняется самостоятельно).

        Страница 5–«Советы для выполнения утренней зарядки» (например: утреннюю зарядку надо делать систематически; подбирать простые упражнения с большой амплитудой движения и т.д.).

        Страница 6– «Мой комплекс утренней зарядки» (заполняется самостоятельно).

        На страницах 7 и 8 даны общеразвивающие упражнения для разминки на уроках (заполняется самостоятельно – ученик приводит комплексы упражнений, которые он использует для разминки одноклассников, когда является дежурным на уроке).

        Страница 9 – «Советы для выполнения домашнего задания» (например: упражняться регулярно 3–4 раза в неделю; длительность выполнения задания 35–45 мин.; занятия на свежем воздухе проводить группами по 2–3 ученика и т. д.).

        На странице 10 –«Недельный двигательный режим» (объем  нагрузки приведен в зависимости  от пола и возраста учащегося),количество упражнений дано в расчете на недельный цикл, так как школьнику в этом случае легче распределять нагрузку по занятиям  в зависимости от объема работы и технических условий, возможности школьника.

        На страницах 11–12 отмечают выполнение домашнего задания за месяц (название упражнения уже не пишут, а проставляют только номер  упражнения, как на странице 10; количественные данные по объему нагрузки отмечают после каждой самостоятельной тренировки и затем складывают с предыдущими; в конце текущего месяца проводится итог по каждому упражнению за подписью одного из родителей школьника; под этой подписью – подпись учителя физической культуры).

        Страница 13 включает в себя домашние тесты (нормативы). Учащимся 5–7 классов предложено 7 упражнений тестов, которые они должны проводить в конце каждого месяца.  Выполнение этих упражнений связано с домашним заданием; каждое упражнение оценивается от 1 до 5 баллов. Домашние тесты лучше выполнять при присутствии партнера, поэтому  они могут стать семейными (в идеале – проводить тестирование всей семьей).

        

1.3.  Виды  упражнений  и тестов выполняемых дома

1–2.«Пистолет» на правой, левой  ноге. Если по условию домашнего задания оба этих упражнения разрешается выполнять с помощью опоры рукой о какой-нибудь  предмет, то в тестах учитывают только «чистые» выполнения.

        3. Сгибание и разгибание рук в упоре. Девочки 5–9 и мальчики 5–7 классов упражнение выполняют в упоре лежа, а юноши 8–9 классов – в упоре на брусьях (в домашних условиях для этого можно использовать два стула или два кухонных стола).

        4. Наклоны вперед из положения сидя. Выполняющий садится так, чтобы его ноги находились у линии, проведенной на полу. Расстояние между стопами – 20–30 см. Измерительная линия должна проходить посередине, между ног (на уровне пяток – нулевая отметка). Руки кладут на измерительную линию ладонями вниз,большие пальцы скреплены. Выполняют три медленных наклона, четвертый наклон – основной. Лучший результат ученика фиксируют по максимально возможной для него цифровой отметке, до которой он дотягивается кончиками пальцев.

        5. Поднимание туловища из положения лежа. Выполняющий ложится на спину, ноги согнуты в коленях, руки скрещены на груди (кисти положены на плечи). Задача партнера – придержать за ноги. Необходимо поднять верхнюю часть туловища так, чтобы локти коснулись ног. Упражнение считают выполняемым правильно, если плечи тестируемого при опускании туловища касаются пола.Задача состоит в том, чтобы осуществить как можно больше подниманий  за 1 минуту.

        6. Прыжки через скакалку за 1 минуту.Если в зимнее время нет возможности провести учет в этом упражнении в домашних условиях, то его не выполняют.

        7.Выпрыгивание вверх с места толчком обеими ногами.  К полу прикрепляют устройство, подобное прибору Абалакова. В домашних условиях сделать такое устройство очень просто – необходимы лишь сантиметровая лента, к которой привязан шнур, и толстая книга, под которую этот шнур просунут. Мерная лента крепится к поясу испытуемого; ему предлагается выполнить максимально высокий прыжок. После приземления партнер натягивает ленту (когда прыгун привстает на носки). Разница между показателями на ленте после прыжка и после натягивания ленты и будет результатом этого упражнения. Дают три попытки, учитывают лучший результат.

        На страницах 14–15 приведены  «Домашние тесты» (выполнение). В таблицу  вносят результаты каждого из 7 тестов в конце каждого месяца и выставляют соответствующие баллы. Баллы, набранные во всех упражнениях, складывают и вычисляют средний балл с точностью до сотых долей (поэтому даже небольшой прогресс в результатах будет заметен, что очень важно для занимающегося).

        Страница 26 – «Тесты» (нормативы). В тесты входят следующие  шесть упражнений (одинаковые для всех параллелей классов).

        Тесты (нормативы).

  1. Бег на 30 м.
  2. Челночный бег 3х10 м.
  3. Прыжки в длину с места.
  4. Наклон вперед из  положения стоя.
  5. Силовые упражнения. Для юношей – подтягивание из виса на высокой перекладине. Для девочек – подъем  туловища из положения лежа на спине за 30 секунд.
  6. Бег на 1000 м (юноши) и 800 м (девочки).

        Каждое упражнение оценивают в диапазоне от 1 до 30 очков (если результат превышает 30 очков, то добавляют дополнительные очки). Школьникам для простоты пользования  этой системой  дают лишь нормативы упражнений по оценкам: «5» - 30 очков, «4» - 20 очков, «3» - 10 очков.

        На страницах 17–18 отражено участие в школьных спортивных соревнованиях. Школьник указывает дату и название соревнования, показанный им результат и  занятое место. Отмечаются все уровни соревнований.

        Страницы 19-20 «Программа для здоровья для семьи (памятка родителям)». Эти страницы предназначены для родителей учащихся, а впоследствии и для самих школьников.

        На следующей странице 21 приведена «Анкета для родителей».

        На странице 22 – «Ответы родителей». Родители отвечают на вопросы анкеты, предложенной на странице 21.

        Страница 23 включает в себя «Итоговые оценки здоровья». Страница заполняется учителем два раза в год (за первое и второе полугодие). Сюда входят: оценка за выполнение домашнего задания, средний балл домашних тестов, оценка по предмету «Физическая культура», уровень физической подготовленности. Мы также отмечаем здесь недостаточно развитые  физические качества.

        «Замечания учителя» занимают страницу 24.На этой странице мы указываем недочеты в  заполнении дневника, даем рекомендации по выполнению домашнего задания.

        Вывод: Такой дневник по физической культуре дает нам возможность оценивать школьников по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности.

        

  1. Общая характеристика домашних заданий

Готовиться к уроку – значит регулярно делать утреннюю гимнастику, не забывать о физкультминутках во время умственной деятельности, каждый день отводить определенные часы активному досугу, выполнению заданий учителя физической культуры.

        Я считаю, что без помощи домашних заданий не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят.

        Необходимо добиваться, чтобы домашние задания по физической культуре выполнялись учащимися не по принуждению, а по желанию, с интересом. Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса.У детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

        Для успешного применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд обязательных условий:

        - добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте;

        - убедить учащихся в практической пользе домашних заданий;

        - заинтересовать школьников полученными домашними заданиями;

        - умело выделять главное над чем и в какой период работать тому или иному ученику;

        -основательно изучить с учениками на уроке материал домашних заданий;

        - обучать учащихся правильной терминологии, научит их пользоваться ею при записи домашних заданий;

        - обязательно сообщить учащимся о сроках проверки полученных домашних заданий.

        В любом случае цель домашних заданий  способствовать успешному овладению двигательными навыками,развитию двигательных качеств. Сквозные домашние задания единые для всех учеников класса. Дифференцируется лишь нагрузка при их выполнении.

        Объяснение и показ физических упражнений для домашних заданий осуществляется в различных структурных частях урока в зависимости от его задач и содержания.  Обязательно объясняю назначение всех упражнений.

Во всех классах разработаны специальные карточки домашних заданий.

Успех внедрения домашних заданий в значительной степени зависит от организации контроля и самоконтроля. Важно, чтобы выполнение упражнений, задаваемых учащимся на дом, легко подвергалось проверке, естественно с учетом конкретных условий школы и индивидуальных способностей ребенка.

        Исходя из этого,составляю домашние задания из несложных по координации упражнений. Хорошо знакомых учащимся, не требующих громоздкого оборудования и инвентаря, легко доступных для контроля за их выполнением (число раз,числопрыжков). Использую выборочные (индивидуальные),  групповые проверки и всего класса в целом.

        Домашние задания,выполняемые на протяжении длительного времени, проверяются фронтальным методом, на последнем уроке каждой четверти. Проверяем обычно в начале урока после медленного бега. Один раз в неделю осуществляем  проверку и индивидуальных домашних заданий, особенно если эти  задания имеют большое отличие  от общих тематических. По всем классам разработана шкала отметок за  выполнение упражнений сквозных домашних заданий.

  1. КАРТОЧКИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Показатели по мере увеличения длительности деятельности выполнения домашних заданий повышаются от одной четверти к другой. Однако после летних каникул показатели в развитии двигательных качеств у школьников снижаются, и в следующем классе приходится восстанавливать утерянное.

        Подходит к концу учебный год. Мы проверяем двигательную подготовленность учащихся, сравниваем их результаты с теми, которые они имели в сентябре, радуемся – налицо явный прогресс.

По опыту прошлых лет я уже сейчас могу заявить, что через три месяца школьник в лучшем случае повторит свои майские результаты.У некоторых же показатели их подготовленности ухудшатся, хотя за лето дети вырастут почти на столько,  насколько за девять месяцев учебы. Почему? Казалось бы, летом учащиеся, как много двигаются – играют, бегают, плавают, катаются на велосипеде – не обременены учебными заботами,насыщаются витаминами.

        Дело в том, что их двигательная активность в этот период носит главным образом самопроизвольный характер. Есть желание    бегают, нет – лежат, хотят – играют, чуть устали – отдыхают. Одним словом, делают только то, от чего получают удовольствие.

        Отдыхающим  школьникам не хватает целенаправленной физической нагрузки. Не всякий ребенок захочет делать продолжительную зарядку в каникулы.  Поэтому своим ученикам я перед расставанием даю такие советы:

- летом, когда свободного времени у вас побольше, ходите, а если спешите – пробежитесь;

- купаясь, не ограничивайтесь окунанием и плесканием в воде, несколько раз проплывите десяток, другой метров, как можно быстрее; проверьте, как долго  и далеко  вы можете плыть, естественно строжайшим образом соблюдая все меры безопасности.

        При условии, что вы каждый  день будете проделывать 3-4 из рекомендуемых упражнений, вы и хорошо отдохнете и повысите уровень своей подготовленности.

  1. КОМПЛЕКС   УТРЕННЕЙ   ГИМНАСТИКИ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

  1. Роль родителей в организации самостоятельныхзанятий детей

Широко используя в своей практике домашние задания, значительно облегчаю свою работу. Чтобы учащиеся успешно выполняли домашние задания по физической культуре, у педагога должна быть тесная связь с родителями учащихся. Разумное отношение родителей к требованиям учителя физической культуры способствует хорошему физическому воспитанию школьников.

На мой взгляд, первым и очень важным шагом в деле привлечения учащихся младших классов к регулярным занятиям физическими упражнениями является активная разъяснительная работа с родителями первоклассников. На первом родительском собрании мы сообщаем результаты выполнения контрольных нормативов и оценку уровня физической подготовленности каждого ученика. Это, как правило, вызывает острую заинтересованность родителей в улучшении физической подготовки своих детей. Объясняем родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня показателей физической подготовленности, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, которые учитель составляет с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Рассказывая о содержании домашних заданий, правилах их выполнения и контроля, отмечаем, что для пользы дела желательна активная помощь родителей.

ВЫВОД:

И не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая культура  это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни. Физическая культура  разнообразный и многогранный вид человеческой деятельности, и нам, учителям, надо постоянно передавать пусть частички, крупинки этой культуры будущему поколению,чтобы уже во взрослой жизни наши воспитанники не двигались в слепую и неосознанно, необдуманно не толкали своих детей на тупиковые пути.

Если все это учитывать в своей, то не будет необходимости оценивать в нашем учебном предмете только физическую подготовленность школьника, которая выступает лишь как цель, как конечный показательвсего процесса физического воспитания. Главное же для нас привить школьнику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менятьв лучшую сторону отношение некоторых детей, их родителей,преподавателей других дисциплин, да и многих других людей, к физической культуре, потому что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.

        

Вывод

Работа выполнена в соответствии требований Федерального государственного образовательного стандарта, а также дополнительных (факультативных и домашних) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.

Предмет «Физическая куль тура и основы безопасности жизнедеятельности» является основой физического воспитания школьников.

В данной работе разработано перечень домашних заданий по физической культуре для учеников общеобразовательных школ, которые способствуют учитывать оптимальные возможности развития физических способностей учащихся, их половые и возрастные особенности.

Такая система домашних заданий помогает нам решать многие учебные  вопросы. Надо только постоянно давать учащимся методические рекомендации для самостоятельных упражнений, убеждать их в том, что постоянная целенаправленная тренировка укрепляет здоровье, поднимает показатели общей физической подготовки, формирует стойкие морально -  волевые качества.

Система внедрения домашних заданий в режиме дня учащихся дает определенные итоги.

Во-первых, удалось преодолеть косное отношение отдельных родителей к занятиям школьников физическими упражнениями, изменить в положительную сторону режим дня учащихся.

Во-вторых, изменилось отношение учащихся как к предмету в целом, так и вопросам личного физического самосовершенствования, поднялся и уровень их физкультурной образованности.

В-третьих, выше стала и общественная активность учащихся.

В-четвертых, домашние задания помогают решать учебно-воспитательные и оздоровительные задачи.

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса разработана согласно требований ФГОС, учитывая личностные, метапредметные и предметные способности учащихся в совершенствовании двигательной, физкультурной и оздоровительной деятельности.

        И не будем забывать в нашей повседневной работе, что физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка домашних заданий для учащихся 5-7 классов по предмету:"Физическая культура"

Выполнение домашних заданий по предмету: "Физическая культура" адресовано учащимся 5-7 классов, регулярно посещающим занятия. В состав домашних заданий включаются такие физические упражнения...

педагогический проект "Домашнее задание как средство формирования учебной мотивации школьников"

Данный проект предлагает методы, формы домашнего задания для повышения мотивации к выполнению домашней работы....

Формирование и реализация системы домашних заданий по физической культуре в 5-9 классах.

Цель:Показать, как домашнее задание влияет на выполнение учебной программы по физической культуре, на освоение теоретических знаний, оказывает оздоровительный эффект на учащихся, на улучшение их физич...

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры

Статья на тему формирования привычек ЗОЖ на уроках физической культуры....

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры

Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственн...

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"

Методическая разработка мастер-класса по теме "Хочу и буду или комплексные домашние задания как способ формирования самостоятельной учебной деятельности"...