Роль урока физкультуры в оздоровлении детей и подростков
статья по физкультуре на тему

Сухарская Юлия Ярославовна

 

формирование культуры

 

здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rol_urokov_fizicheskoy_kultury.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

                   

Проблема здорового образа жизни в настоящее время приобрела первостепенное

значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной

проблемой государства. Существует более 300 определений понятия «здоровье».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это

состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

-      это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,

максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

-     это состояние роста и развития органов и систем организма, основу

которого    составляют    морфологические    и    функциональные    резервы,

обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

 Психическое здоровье:

-        это высокое сознание, развитое мышление,  большая  внутренняя и

моральная      сила,      побуждающая      к      созидательной      деятельности

(педагогическое определение);

-       это состояние психической сферы, основу которой составляет статус

общего     душевного     комфорта,     адекватная     поведенческая     реакция (медицинское

определение).

Социальное здоровье:

-      это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

-     это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в

жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов

поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье:

- система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и

общественная характеристика. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля

жизни. Этот стиль  персонифицирован. Здоровый образ жизни объединяет все, что

способствует выполнению  человеком профессиональных, общественных, семейных и    

бытовых функций в  оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность

усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Идеальным центром для воспитания культуры здоровья и  формирования ЗОЖ у наших

детей, конечно же, является школа. Каждый педагог должен  знать, что обучение,

воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории.

  Актуальность темы предопределена тем, что здоровье человека – основная ценность

человека, именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего

мышления и поведения личности. Поэтому культура здоровья, являющаяся составной

частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему

здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему

познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть

вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма,

гигиены тела, питания, режима дня, о влиянии пагубных привычек на организм человека,

а также о сущности ЗОЖ.  

        Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе

активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

        Поведенческий  аспект способствует формированию устойчивых положительных

привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной

жизни подростков, устойчивом противодействии негативным воздействиям.

Таким образом,  культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность

элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность

детского организма в процессе получения образования. Поэтому формирование культуры

здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития школьников.

Какие же элементы определяют культуру здоровья? Оказывается к данной совокупности

элементов,  определяющих культуру здоровья, относят:

организацию и проведение урока с учётом здоровьесберегающих условий;

социально-психологическое и физическое здоровье учащихся;

здоровье учителя;

благоприятный эмоциональный микроклимат во всём школьном коллективе.


Отличительными чертами (
здоровьесберегающей педагогики являются (опора на схему):

   

 Здоровый ребёнок – достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в

норме, если  он:

▪ в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его физическое здоровье позволяет

ему действовать в оптимальном режиме;

▪ в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности;

любознательность, воображение, самообучаемость;

▪ в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (т.е. способен к

сопереживанию) ;

▪ в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить ;

▪ в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

Поэтому здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного

организма.

       Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизических

возможностей ребёнка.

       Индивидуально-дифференцированный подход является системообразующим

средством оздоровительно-развивающей работы (здесь важен учёт психомоторики,

тревожности, интеллекта и т.п.; нет общих и единых мерок, критериев ко всем и любому

ребёнку, учитель их подбирает сам, помня о том, что каждый ребёнок неповторим и

уникален).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым

ребёнок пришёл в первый класс.  Это исходный фон. Нам важно отслеживать изменения

состояния здоровья учащихся на протяжении всего периода обучения, сравнивая их с

исходным уровнем состояния здоровья первоклассников. Удобной формой хранения

такой информации должен стать паспорт здоровья класса. Состояние здоровья учащихся

имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для

охранения и укрепления здоровья ребёнка, а именно ( опора на схему):   


Как видите – это те параметры, по которым оценивается уровень здоровьесбережения на

уроке.

Урок физической культуры в школе – главный урок здоровья. И для учителя

физкультуры здоровье детей главное. В здоровом теле здоровый дух. Это не

просто девиз. Это цель работы учителя физкультуры. Считаю, что любой

урок физической культуры, по любому разделу программы имеет

оздоровительную направленность, хотя бы потому, что в нём присутствуют физические

упражнения и Его Величество – бег.

Оздоровительная роль уроков физической культуры достигается:

▪ Организацией учебного процесса с учётом здоровья школьников;

▪ Подбором упражнений с учётом возрастно-половых особенностей учащихся, их

физиологических и индивидуальных возможностей, уровня двигательной

подготовленности;

▪ Адекватностью дозировки упражнений: их продолжительности, повторяемости,

чередованием с отдыхом, степени сложности;

▪Предупреждением травматизма.

При организации уроков физической культуры должны соблюдаться принципы

постепенности, последовательности и систематичности, правильного чередования

нагрузок разной интенсивности. Структура уроков может быть разной и зависеть от

содержания учебного материала, времени года и других факторов. Однако наиболее

типичный урок физической культуры включает три части: вводную, основную и

заключительную.

Вводная (подготовительная) часть урока (7-10 мин.) нацелена на организацию учащихся.

Активизацию функций двигательной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем с

помощью ходьбы, бега, прыжков и других упражнений общеразвивающего характера,

воздействующих, прежде всего, на крупные мышечные группы туловища, верхних и

нижних конечностей, суставы. В результате нарастают сердечный выброс крови и частота

сердечных сокращений, раскрывается дополнительно большое число мелких кровеносных

сосудов, увеличивается скорость доставки кислорода к работающим органам и тканям.

Одновременно повышается температура и эластичность мышц.

В суставах увеличивается содержание синовиальной жидкости, уменьшается трение

между суставными поверхностями. Происходит активизация центральной и вегетативной

нервных систем, что, в частности, способствует повышению точности и координации

движений. Вся эта функциональная перестройка подготавливает организм не только к

большим физическим нагрузкам, но и способствует профилактике травм.

В основной части урока в течение 30-35 минут решаются главные задачи физического

воспитания: развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных качеств

(быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости) и навыков, что в целом способствует

укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма,

правильному росту и развитию. В этой части занятий особое значение приобретает

соблюдение врачебно-педагогических требований к распределению физических нагрузок

и контроля над их переносимостью.

Назначение заключительной части урока (3-5 минут) – в приведении организма в

относительно спокойное состояние, в частности для успешного выполнения учебной

работы на последующих уроках. Этому способствует плавный переход от интенсивных

нагрузок к упражнениям с элементами расслабления.

Соблюдение такой последовательности важно и потому, что при резком переходе от

деятельности к состоянию покоя выключается функция «мышечного насоса» в доставке

крови к сердцу, снижается «присасывающая» функция диафрагмы, обеспечивающей при

вдохе отрицательное давление в грудной полости и подъём крови по венозным сосудам,

резко падает частота сердечных сокращений. Всё это может привести к падению

кровяного давления, резкому снижению доставки кислорода и других питательных

веществ к жизненно важным органам и тканям.

Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть

дифференцированным. Потому что от этого в первую очередь зависит решение

оздоровительной задачи и достижения эффекта повышения физической

подготовленности. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки

может служить наблюдение педагога за частотой сердечных сокращений (ЧСС). Верхняя

граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы

170-180 ударов в минуту.

Пристального внимания требуют к себе дети, отнесённые по состоянию здоровья к

подготовительной группе, учащиеся после болезни и с недостаточным уровнем

физической подготовленности. При организации занятий с этими обучающимися должны

соблюдаться принципы доступности, постепенности и последовательности.

Среди многих видов физических упражнений особое место занимает длительный бег на

выносливость. Бег оказывает чрезвычайно разностороннее и интенсивное воздействие на

организм, стимулируя его рост и развитие. Выносливость – важный показатель здоровья

человека. Установлено, что люди с нормальным уровнем выносливости менее

подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, болезням лёгких, диабету, ожирению.

Говорят, что бегун бежит не столько ногами, сколько лёгкими и сердцем.

Кроссовой подготовкой мы занимаемся в I и IV четвертях. Занятия проходят на свежем

воздухе школьной площадки или на городском стадионе  рядом со школой, что ребятам

нравится больше. Скорость и продолжительность бега ребятами определяется

самостоятельно по самочувствию. Если бежать не трудно – значит, скорость оптимальная

и можно и можно бежать дальше. До каких пор? Пока не исчезнет лёгкость бега, и надо

будет переходить на передвижение шагом. Детям, у кого недостаточный уровень

физической подготовки, рекомендую чередовать бег с ходьбой на протяжении всей

дистанции. О состоянии здоровья во время и после бега чаще сужу по внешним

признакам. Иногда применяю подсчёт пульса. Частоту пульса ребята подсчитывают сразу

после бега в течение 10 секунд. Если пульс после бега 25-28 ударов за 10 секунд –

скорость и продолжительность бега были выбраны правильно. Если пульс чаще, нужно

бежать медленнее и меньше времени. Пульс ниже 24 ударов говорит о недостатке

нагрузки.

Главное условие, предохраняющее детей от перегрузки, как это ни странно на первый

взгляд, значительная продолжительность бега. Если бегать далеко, никто из детей не

побежит быстро, что и требуется для правильного регулирования общей нагрузки.

В своей практике в отдельные годы на уроках и секциях по кроссовой подготовке

работала по программе «10-недельная программа для начинающего бегуна»,

направленной на развитие выносливости и помогающей формировать устойчивую

привычку к ежедневным 20-минутным пробежкам. Обучающиеся, освоившие этот курс, в

дальнейшем могли заниматься самостоятельно без риска перенапряжения. Некоторые

обучающиеся по-настоящему увлекались и выполняли пробежки в свободное от уроков

время.

Во II четверти по разделу программы «гимнастика» включаю в свои уроки по

возможности элементы  ритмической гимнастики во вводной части урока или посвящаю

ей урок полностью.

Музыкальный ритм увлекает детей, повышает их эмоциональное состояние, позволяет

выполнять упражнения длительное время, не замечая усталости. У ритмической

гимнастики есть другое название – аэробика, т.е. содержит упражнения аэробного

характера, развивающие способности организма к усвоению кислорода. Занятия

аэробикой развивают общую выносливость и благотворно влияют на сердце и сосуды,

особенно головного мозга. Вела и секцию по ритмической гимнастике, которую посещали

не только девочки, но и мальчики и даже учителя.

На уроках гимнастики самое благоприятное время работать над формированием

правильной осанки, с помощью физических упражнений корректировать какие-либо её

нарушения, а также над профилактикой и коррекцией раннего плоскостопия. Для

формирования правильной осанки использую специально подобранные упражнения без

предмета и с предметами – мячами, скакалками, обручами, а также упражнения на

гимнастических снарядах, стенке, скамейке, брусьях, перекладине. Почти во все занятия

включаю упражнения для мышц плечевого пояса, спины, живота, способствующие

укреплению мышечного корсета, удерживающего тело в правильном положении.

Значительную часть таких упражнений провожу в положениях, препятствующих

разгрузке позвоночника – лёжа на спине или на животе, на четвереньках, в висах.

Часто на уроках использую прыжки со скакалкой, прыгаем разными способами, разными

темпами. Учащиеся сдают тесты по прыжкам со скакалкой на скорость и выносливость.

Популярна у нас тест-игра «Из класса – в класс», мы её придумали сами. Заключается она

в «напрыгивании» определённого количества прыжков, не сбиваясь, определённым

образом вращая скакалку вперёд и назад. Если ребёнок выполняет, он переводится в

другой класс, где ему надо прыгать тоже количество прыжков, но уже другим способом.

Благодаря игре ребята свободно прыгают разными способами и даже сложными – с

двойным вращением, «в петлю», составляют комбинации из прыжков. И надо видеть

счастливые глаза 3-классника, «перешедшего» в 9 класс. Прыжки со скакалкой сочетают в

себе эффект длительного бега, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы,

развивают силу мышц ног и повышают их выносливость.

Важно, чтобы уроки физической культуры, когда позволяют погодные условия,

проходили на свежем воздухе. Это способствует закаливанию организма учащихся,

профилактике заболеваний, повышает результативность занятий. Говоря о закаливании,

нельзя обойти вниманием и такой важный, занимающий особое место в борьбе за

здоровье детей вопрос, как рациональная одежда. Одежда обязательно должна

соответствовать погодным условиям, быть удобной и не стеснять движений. Тепловой

комфорт зависит в основном от слойности одежды: чем больше слоёв, тем теплее. Следует

помнить, однако, что ношение облегчённой одежды не является формой закаливания и

если ребёнок хорошо чувствует себя в такой одежде, то это свидетельствует о его

закаливании. Наиболее сильный закаливающий эффект достигается при занятиях

физической культурой в холодное время года. Поэтому необходимо воспитывать у детей

любовь к зимним видам спорта, в частности, к лыжной подготовке. Лыжной подготовкой,

если позволяют погодные условия, мы занимаемся всю III четверть. За 41 год моей работы

не было ни одного учебного года, когда бы мы игнорировали этот важный раздел

программы по физической культуре. Свежий морозный воздух, сосновый бор,

насыщенный лечебными фитонцидами, что может быть лучше для здоровья! Считаю, что

в наших климатических условиях, этот раздел школьной программы должен выполняться

учителем физической культуры обязательно, особенно в сельских школах, где

отсутствуют спортзалы. Лыжная подготовка – одно из лучших средств развития

выносливости и самооздоровления детей. Основное упражнение, развивающее

выносливость к умеренным нагрузкам, - равномерное передвижение на лыжах с

оптимальной для учащихся интенсивностью (ЧСС 140-160 уд./мин.).

При проведении уроков физической культуры на открытом воздухе в холодное время года

следует особенно обращать внимание на более динамичную организацию вводной части

урока за счёт быстрой ходьбы, бега, сочетания ходьбы и бега с движением рук и

туловища; игр с бегом; уменьшение объяснений и ограничение числа вновь осваиваемых

движений; активное вовлечение всех учащихся в выполнение упражнений; большее

использование игрового и соревновательного методов; обучение школьников

правильному дыханию при выполнении упражнений.

Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической

культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания,

способствующим полноценному развитию растущего организма. Правильно

организованные подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и

укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и лёгких, повышают их

работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в

организме. При проведении игр необходимо следить за физическими нагрузками. При

систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки. Важно, чтобы

игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Это достигается

путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой

организацией игр, которая вызвала бы у них положительные эмоции.

В нашей школе из подвижных игр большей популярностью пользуется лапта у младших

школьников и спортивная лапта у старшеклассников. Лапта у нас включена в раздел

школьной программы по физической культуре и запланирована в работе секции по ОФП.

Соревнования по спортивной лапте стали традиционными в нашей школе и проходят с

большим интересом и с высоким эмоциональным подъёмом. Ценность этой игры в

прочном усвоении жизненно необходимых умений и навыков; в развитии координации

движений, ориентации в пространстве, воспитании активности, самостоятельности и

потребности заниматься физическими упражнениями, в укреплении здоровья и

улучшении физической подготовленности.    

Выделены три формы организации учащихся, благодаря которым  школьники наиболее

эффективно усваивают навыки здоровьесберегающего поведения:

спортивные мероприятия, внеурочные мероприятия.

Итак,  работа  направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может

только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере,

профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и

здоровьеформирующие технологии. Что же это за технологии? Технология в любой сфере

—  это деятельность. Это все те психолого-педагогические технологии,

программы, методы. (опора на схему).  

 

 

 

 

 

систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного

подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к

тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и

эффективно взаимодействовать. ЗСТ предполагают активное участие самого

обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы

общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к

внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции

на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье,

жизнь и здоровье других людей.

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАСПОРТ организации отдыха и оздоровления детей и подростков

ПАСПОРТ организации отдыха и оздоровления детей и подростков...

Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период

Современные тенденции в развитии  подросткового отдыха и туризма свидетельствуют о возрастающем его влиянии. Становится очевидным превращение подросткового туризма и активного летнего отдыха в кр...

Роль компьютерных игр в деятельности детей и подростков.

Компьютерная индустрия в будущем будет, вероятно, только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, поэтому, как мы полагаем, проблема со врем...

"Роль физической культуры в оздоровлении детей и подростков"

Уроки физической культуры являются важными в общей системе образовательного процесса в школе....

Роль спортивных игр в оздоровлении детей

Представлены методические рекомендации осуществления оздоровления посредством игры....