Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Осипов Александр Михайлович

В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osipov_a.m-2.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»

Учитель физической культуры: Осипов Александр Михайлович

Г. Санкт-Петербург

 «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»

 А. Шопенгауэр

В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся для детей привлекательным и доступным. В то же время  детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся только те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода - младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8-9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.

При обучении движениям детей младшего школьного возраста следует прибегать к внешним “ регуляторам” и “ ограничителям” параметров движения,  они помогут,  почувствовать правильно ли выполняется движение.  Работая с младшими школьниками, чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом  действия в начале упрощают  за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств. Естественной для детей младшего школьного возраста является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекомендуется больше привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.

Навыки, приобретаемые в школьном возрасте, являются переходными формами навыков взрослого человека, и они должны быть “гибкими”, “вариативными”, поддающимися изменениям, поэтому учитель должен думать о сочетании методов стандартно-повторного и переменного упражнения при обучении, чтобы обеспечить выше названные свойства двигательного навыка. Особое место здесь занимают методы, позволяющие варьировать двигательные действия и условия их выполнения.

Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности.  Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Я считаю что, важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период  возрастного становления организма это всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие  воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития. Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки я включаю усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на “расслабление” и на “равновесие”. Упражнения на “равновесие” и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания. При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, к 11годам они существенно возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и среднем школьном возрасте. Задача на этих этапах это обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного “ мышечного корсета”, укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет. Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д. При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличить темп движений без отягощения. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Применение различных “скоростных “игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно. В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической подготовленности детей.

Литература:

1. Воронцов И.М. « Закономерности физического развития детей и методы его оценки».

2.Воронцов И.М. ,Мазурин А.В., «Центильные распределения массы тела по длине тела».

3.Гандельсман А.Б., Смирнов А.М., « Физическое воспитание детей школьного возраста».

4.Гвоздев С.Г. « Динамика массоростовых соотношений у детей и подростков».

5.Годик М.А. «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок».  

6.Гольдберг Е.Д. « Физическое развитие детей и подростков».

7.Горюнова А.А. «Об ускорении физического развития детей дошкольного возраста».

8. Громбах С.М. «  К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.

Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»

разработка системы работы по развитию физических качеств  средствами подвижных игр....

Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте.

    В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым дви...

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....

Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»

В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У   УЧАЩИХСЯ   В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...