Подготовка к сочинению-рассуждению «Для чего нужно заниматься спортом?»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Цели урока:

Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, приобщать учащихся к спорту.

Развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, совершенствовать умение строить высказывание.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обоснование урока: работа над темой конкретного сочинения включает в себя обсуждение и разработку его содержания и структуры, реализацию (написание работы) и контроль (редактирование и работа над ошибками). Учащиеся должны раскрыть содержание и основную мысль сочинения, ясно представлять себе предмет высказывания, собрать к нему материал. 

Материал урока включает в себя обсуждение темы, его классификацию, составление плана, работу над вариативностью высказываний, специальную орфографическую, лексическую и синтаксическую подготовку.

Опережающее домашнее задание: сбор материала по теме «Для чего нужно заниматься спортом?», подготовить сообщение о происхождении слова «олимпиада».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyborka_k_uchitelyu_goda.docx83.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-рассуждению «Для чего нужно заниматься спортом?»

Цели урока:

Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Воспитательные: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, приобщать учащихся к спорту.

Развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, совершенствовать умение строить высказывание.


Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, проект-презентация, раздаточный материал. 

Тип урока: комбинированный.

Методическое обоснование урока: работа над темой конкретного сочинения включает в себя обсуждение и разработку его содержания и структуры, реализацию (написание работы) и контроль (редактирование и работа над ошибками). Учащиеся должны раскрыть содержание и основную мысль сочинения, ясно представлять себе предмет высказывания, собрать к нему материал. 

Материал урока включает в себя обсуждение темы, его классификацию, составление плана, работу над вариативностью высказываний, специальную орфографическую, лексическую и синтаксическую подготовку.

Опережающее домашнее задание: сбор материала по теме «Для чего нужно заниматься спортом?», подготовить сообщение о происхождении слова «олимпиада».


  Ход урока

I. Организационный момент


II. Подготовительная работа

1. Вступительное слово учителя: (Слайд № 1)

— Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на тему «Для чего нужно заниматься спортом?». Напомню, прошедший год в нашей стране был объявлен «Годом спорта и здорового образа жизни». В 2013 году пройдет международная универсиада для молодёжи в Казани. А в 2014 – Международная олимпиада в Сочи.

Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта. Приобщаются к спорту по-разному: кто-то у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды футболистов, хоккеистов и так далее. Другие занимаются различными видами спорта по-настоящему, чтобы достичь поставленные перед собой цели. 

Но в любом случае настоящий спорт интересен тем, что ты тренируешь свои тело и чувства, и тем, что всегда испытываешь азарт соревнования: кто сильнее, выносливее, быстрее. И всегда перед тобой очередная ступень, которую преодолеть трудно, очень трудно. Но преодолеть трудности нужно. Иначе ты как спортсмен не состоялся.

Л. Н. Толстой говорил: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» (Слайд № 2)

— Как вы понимаете это высказывание писателя?

2. «Немой» диктант

— Различных видов спорта огромное количество. А как хорошо вы их знаете, проверим с помощью «немого» диктанта. Перед вами будут появляться изображения спортсменов, а вы должны будете записать название вида спорта, которым занимается этот человек. Будьте внимательны, ведь многие из этих названий являются словарными словами. (Слайд № 3)

  Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, фигурное катание, гольф, бокс, плавание, дзюдо, шахматы, теннис, бильярд.

 Взаимопроверка: а теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа. Если он не допустил ошибок, то заслужил оценку «5», если допусти 1-2 ошибки – оценку «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если 5 ошибок и более – оценку «2».


3. Целеполагание:

— Итак, ребята, цель нашего урока: продолжить знакомство со структурой сочинения-рассуждения, собрать и систематизировать материал для написания сочинения-рассуждения по теме «Для чего нужно заниматься спортом?». Мне бы хотелось, чтобы наш урок продолжил воспитывать в вас здоровый образ жизни, способствовал приобщению к спорту, тем более что ваш класс очень спортивный, ни одно соревнование не обходится без вашего участия.


III. Работа над типами текста (Слайд № 4)

— Вспомните, какие типы текста вы знаете. 

— Охарактеризуйте каждый из них.


  IV. Работа над композицией сочинения-рассуждения

— Наша задача сегодня на уроке – вспомнить композицию сочинения-рассуждения, определить тезис и доказательства, а также определить основную мысль и сформулировать вывод.


1.   Посмотрите на памятку «Композиция сочинения-рассуждения». Давайте её прочитаем. (Работа с папками инструкций «Учись учиться»: чтение памятки). (Слайд № 5)

Сочинение-рассуждение пишется по следующей схеме: во-первых, нужно определить основную мысль (сформулировать ведущийтезис); во-вторых, подобрать доказательства и определить последовательность их изложения (одним из недостатков сочинения обычно является нарушение логической последовательности рассуждения); в-третьих, сформулировать вывод.

— Дайте определение термину «тезис». (Тезис – это утверждение, которое нужно доказать.)

— Начнем оформлять наши выводы в виде таблицы (заполняется по мере работы на уроке; таблица распечатана)


Композиция


Речевые формулы


  Пункты плана


Тезис




Доказательства




Вывод





V. Работа над языковым оформлением рассуждения (Слайд № 6).

— Ребята, при рассуждении обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания. Это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни. 

Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем –почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем: что из этого следует? 


1. Задание (работа с интерактивной доской) (Слайд № 7)

— Соедините маркером, какие выражения обычно связывают части рассуждения (отдельно каждую часть с последующей записью в таблицу): 

Т
Тезис
аким образом,... 

Во-вторых, …

Я думаю, что...

В 
Доказательства
-третьих,… 

Следовательно,… 

Я убежден (уверен), что...

В 
Вывод
о-первых, ... 

Я считаю, что…

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_79c32ad5.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_6dc37e.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_60a3314.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_fd99b35.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_m74444eb3.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_m645d9196.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_m40c98be6.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_12964253.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_5b48df7a.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_6cbbb25a.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_144250e.gif


Композиция


Речевые формулы


  Пункты плана


Тезис


Я думаю, что...

Я убежден (уверен), что...

Я считаю, что…



Доказательства


Во-первых, ...

Во-вторых, …

В-третьих,…



Вывод


Таким образом,...

Следовательно,…




— Ребята, обращаю ваше внимание на орфографию и пунктуацию. Слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» пишутся через дефис и после них всегда ставятся запятые. Перед союзом «что» ставим запятую и продолжаем предложение.

  VI. Сбор материала по теме «Для чего нужно заниматься спортом?»

— Итак, продолжаем собирать материал для нашего сочинения-рассуждения.

1. Проводим орфографическую разминку по теме «Спорт» (работа с интерактивной доской). На экране словосочетания, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Слайд № 8)

Орфографическая разминка

Уча…твует в облас…ых соревнованиях, л…кование болельщиков, бор…мся за победу, разд…ется стартовый с…гнал, по сложной д…станции, устр…мишься к финишу, зимняя ол…мпиада, судья считает м…нуты, р…кордные секунды, смотрим на ч…мпиона, держ…м кубок.


2.   Задание: составьте с любым из данных словосочетаний предложение, сделайте его синтаксический разбор (на доске и в рабочих тетрадях). 

VII. Физкультминутка 

— Мы хорошо потрудились умственно, и нам не помешало бы заняться спортом. Следующий этап нашей работы – физкультминутка (проводит ученик). (Слайд № 9)


  VIII. Этимологическая разминка

— Во время нашей работы нам встретилось много интересных слов, но моё внимание привлекло слово «олимпиада». Давайте прослушаем сообщение об истории происхождения слова «олимпиада». (Сообщение ученика). (Слайд № 10)

Это слово происходит от названия города Олимпия, расположенного в Южной Греции. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

На знаменитых Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны. Игры проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. Олимпийские игры продолжались пять дней. На время игр запрещались войны между враждующими греческими полисами.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н. э.


  IX. Работа над кроссвордом (работа с интерактивной доской)

— А теперь, ребята, продолжим тренировать наш ум. А поможет нам в этом кроссворд на тему «Спорт – это жизнь». У каждого на партах заготовлен экземпляр кроссворда. Работаем в нём. (Кроссворд с заданиями представлен на слайде). Ребята, если мы правильно определим лексическое значение слов, то по центру получится лозунг, который должен для каждого из нас стать убеждением, нормой жизни. (В центре кроссворда зашифровано выражение «Спорт – жизнь»). (Слайд № 11)




Задания к кроссворду:

1. Массовое спортивное соревнование по различным видам спорта. (Спартакиада)

2. Заключительная часть спортивных соревнований, выявляющая победителя. (Финал)

3. Составная часть физической культуры, основанная на физических упражнениях. (Спорт)

4. Физиологическое состояние живого организма. (Жизнь) 

5. Повышение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям; путь к крепкому здоровью. (Закаливание)

6. Конкурс в каком-либо роде деятельности, отрасли знаний. (Олимпиада)

7. Нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. (Здоровье)


  X. Составление плана сочинения и запись его в тетрадь (Слайд №12) 

— Итак, мы продолжаем работу над сочинением-рассуждением «Для чего нужно заниматься спортом?». Приступаем к составлению плана. 

1) Первым пунктом плана возьмём наш лозунг из кроссворда «Спорт – это жизнь». Вы согласны со мной? Это будет вступление. 

— Ребята, объясните, почему в этом предложении я поставила тире?


2) А в основной части должна быть отражена тема нашего сочинения «Для чего нужно заниматься спортом?»

— Ребята, ответьте мне на вопрос этого пункта плана. (Ученики высказывают свои мнения по данному вопросу). 

— Итак, я обобщила ваши мысли, для чего нужно заниматься спортом: во-первых, спорт укрепляет, закаляет организм; во-вторых, спорт вырабатывает выносливость, формирует силу воли; в-третьих, спорт развивает быстроту, ловкость, гибкость. 


3) О чём мы скажем в заключении, подводя итоги сочинения-рассуждения «Для чего нужно заниматься спортом?». Нужен ли спорт всем? Да, спорт нужен всем. Эта мысль и будет нашим последним пунктом плана. Таким образом, у нас получился такой план (запись в тетради):
http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/266/265897/265897_html_4ba80de6.jpg


Композиция


Речевые формулы


  Пункты плана


Тезис


Я думаю, что...

Я убежден (уверен), что...

Я считаю, что…


Спорт – это жизнь.


Доказательства


Во-первых, ...

Во-вторых, …

В-третьих,…


Для чего нужно заниматься спортом?

1) Спорт укрепляет, закаляет организм.

2) Спорт вырабатывает выносливость, формирует силу воли.

3) Спорт развивает быстроту, ловкость, гибкость. 


Вывод


Таким образом,...

Следовательно,…


Спорт нужен всем.



  XI. Итоги урока, рефлексия (Слайд № 13)

— Сегодня на уроке вы очень хорошо поработали. Молодцы! Большое спасибо. А вам понравился урок? Это поможет определить еще одна спортивная игра «Дартс». На экране вы видите своеобразную мишень. Она условно разделена на 4 сектора: 


  • Интерес, занимательность

  • Полезность

  • Используемые материалы

  • Общая атмосфера.


Вам предлагается оценить наш урок по этим четырем критериям.


— Выставление оценок за урок.


XII. Домашнее задание (Слайд № 14)

— На уроке мы готовились к написанию сочинения-рассуждения. Дома вашей задачей будет написать сочинение, расположив материал в соответствии с планом, приведя доказательства. В качестве доказательств вы можете использовать примеры из жизни, из литературных произведений. Не забудьте отредактировать текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

Материал для урока по развитию речи в 5 классе.Цели:1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;3) воспитывать культуру ведения с...

Для чего нужно заниматься спортом?

Подготовка к сочинению-рассуждению в 5 классе "Для чего нужно заниматься спортом?"...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»

Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа ре...