Открытый урок «Залог здоровья» для учащихся специально-медицинской группы.
план-конспект урока по физкультуре на тему

Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися, так как в СМГ занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Главный принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_gruppe_smg.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Залог  здоровья» для учащихся специально-медицинской группы.

Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися, так как в СМГ занимаются школьники разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.

Главный принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей.

При проведении занятий используются следующие правила:

-построение детей не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом - менее;

-до начала урока определяется частота сердечных сокращений (ЧСС). Учащиеся, у которых ЧСС выше 80 уд./мин., становятся на левый фланг;

-при выполнении упражнений  подготовленные учащиеся стоят в начале колонны, начинают и заканчивают упражнения;

-при проведении игр слабоподготовленные ученики каждые 2 минуты делают паузу отдыха.

Отличительная черта урока по физической культуре ослабленных детей – это радость, бодрость, эстетическое наслаждение быть здоровым. Поэтому свои уроки стараюсь сделать эмоциональными, эстетически оформленными. Использование игрового метода  и метода звуковой гимнастики превращает медленное монотонное заучивание упражнений в активный процесс формирования двигательных качеств.

Характерной чертой игрового метода является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Игровые упражнения имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, дети испытывают радость от реализации физических и умственных сил, что необходимо для их разностороннего развития. Каждая игра-маленький вклад в большую копилку приобретаемых детьми навыков и умений.

Дети хотят получать от уроков радость, жить на них и активно мыслить, покидать после урока зал и школьную площадку с удовольствием и улыбкой.

Применение игрового метода на уроках физкультуры учащихся СНГ направлено на решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Ход урока:

Задачи урока:

1.     Закрепление правильного сочетания дыхания с движениями при выполнении специальных упражнений.

2.     Учить сохранять равновесие при выполнении упражнений на небольшой высоте.

3.     Формирование правильной осанки.

4.     Воспитание у учащихся положительных эмоций и интересов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: борцовский ковер, гимнастические маты, гимнастические скамейки, гимнастические напольные бревна разной высоты, набивные мечи 3 кг, канат для перетягивания, мешочки с песком 150-200 гр, полоса препятствия «паутинка», свисток, секундомер, магнитофон; «флюгер», карточки.

Вводная часть: Построение группы (учащиеся строятся в шеренгу: на правом фланге более подготовленные учащиеся, на левом-менее).

Проверка осанки.

Учитель дает команду «Равняйсь! Смирно! Вольно!».

Сообщение задач урока.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир движений, мир здоровья, мир красоты, мир бодрости.

Звучит стук  метронома.

Учитель: «Что такое, что за звук-это сердца нашего стук. Стук, стук, стук, стук, затихает все вокруг» (Дети находят свой пульс, учитель включает секундомер, измеряется ЧСС за 10 секунд у каждого ученика)

Учитель: Перед тем как отправиться в путешествие вспомним как нужно строиться и перестраиваться.

Станция «строевая».

Учитель: Равняйсь! Смирно! (Плечи расправлены, подбородок смотрит вперед).

Ребята, а как называется строй, в котором вы стоите?

Дети отвечают: «Шеренга»

Учитель: А какое равнение в шеренге?

Дети отвечают: по носкам

Учащиеся выполняют повороты на месте в строю.

Учитель: «Направо!» А как называется строй, в котором вы сейчас стоите?

Дети отвечают: «Колонна»

Учитель: А какое равнение в колонне?

Дети отвечают: «В затылок»

Учитель: Молодцы!

За направляющим в обход по залу «шагом марш!».

Ходьба под музыкальное сопровождение:

       ходьба на носках, руки вверх в «замок», ладони наружу;

       ходьба на носках, руки назад в «замок»;

       ходьба в полуприсяди на носках, носки внутрь;

       ходьба на пятках;

       ходьба на наружной стороне стопы.

Перестроение в колонну по три у гимнастических матов.

Самоконтроль ЧСС за 10 с. (Дети находят пульс и по команде учителя измеряют его).

Учитель: «А сейчас, чтобы нам выбрать правильное направление нашего путешествия, вспомним 4 стороны света. Кто может их назвать?» (Дети отвечают)

Станция «Флюгер».

На стойке прикреплен флюгер, в руках у учителя красочные карточки с изображение сторон света. При показе карточки учителем дети выполняют соответствующие названию упражнения:

«Север» -  и.п. - руки за голову;

«Восток» - и.п. - руки на пояс;

«Юг» – и.п. - руки в стороны;

«Запад» – и.п. - руки к плечам ладони вниз.

Учитель: Флюгер строится у нас, повращается сейчас. Ветер справа, ветер слева – флюгер вертится умело.

Учитель поднимает карточку с буквами сторон света, ученики показывают правильное положение рук. Во время игры акцент на рациональную правильную осанку: голова прямо, плечи развернуты, живот слегка вперед.

Игра выполняется 3-4 раза

Учитель: Направление путешествия мы выбрали, а теперь нам необходимо размяться перед трудной дорогой.

Выполнение упражнений на гимнастических матах: (все упражнения выполняются в медленном темпе, акцент на правильное сочетание «вдоха» и «выдоха»)

- и. п.- о. с. ходьба на месте переступая с ноги на ногу.

- и.п. – руки в замок

1 – руки вперед

2 – и.п.

3 – руки вверх

4 – и. п.

- и. п. – сидя на гимнастических матах, упор руками сзади, ноги прямые.

1 – левую ногу согнуть в колене

2 – правую ногу согнуть в колене

3 – выпрямить левую ногу

4 – выпрямить правую ногу

- и. п. – ноги согнуты в коленях, упор руками сзади

1 – опустить  колени влево

2 - вправо

- и. п. – лежа на спине руки вдоль туловища

1 – руки вверх, подтянуться и удерживать тело на 4 счета.

2 – и. п.

- и. п. – лежа на спине, руки за голову, локти прижаты к полу. Ноги согнуты в коленях к животу.

1 – 4 -  круговые движения ног вперед.

1 – 4 -  круговые движения ног назад (упражнение «Велосипед»)

- и. п. – лежа на животе руки вперед

1 – 4 – поднять слегка над полом руки, ноги и грудную клетку (упражнение «Рыбка»)

-  и. п. – лежа на животе руки вдоль туловища, ладони вниз.

1 – 4 – отвести руки назад, лопатки соединить. Ноги и подбородок поднять (упражнение «Лодочка»).

-  и. п. – лежа на животе кисти рук и плечи, ладони вниз.

1 – 4 – отвести локти назад, соединив лопатки. Поднять ноги (упражнение «Зайчик»)

-  и. п. – лежа на животе голову положить на соединенные кисти.

1 – 2 – поднять голову – вдох

3 – 4 – опустить – выдох (упражнение «Дыхание»)

-  и. п. – лежа на животе руки вдоль туловища.

1 -  переворот на спину

2 – и. п. (упражнение «Солдатики»)

Учитель: А сейчас мы с вами исполним песню и выполним звуковую дыхательную гимнастику, произнося на выдохе У и А.

Дети лежа на спине на гимнастических матах вместе с учителем поют песню и выполняют упражнение на дыхание.

«Я на солнышке лежу-у-у                                 (руки за голову)

Я на солнышко гляжу-у-у                                (руки вверх)

Только я –аа                                                (руки на грудь)

Все лежу                                                        (руки за голову)

И на солнышко гляжу                                        (руки вверх)

Крокодил – дил – дил плывет                                (руки брассом)

Носорог – рог – рог идет                                (топаем ногами)

Только я все лежу                                        (руки за голову)

И на солнышко гляжу                                        (руки вверх)

Упражнение выполняется 2 раза.

Основная часть.

Учитель: Теперь мы готовы к путешествию на «Планету здоровья.

Дети встают, перестраиваются в колонну по одному и идут к гимнастическим скамейкам. Садятся на скамейки в затылок друг за другом, ноги врозь и вместе с учителем хором произносят слова

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планеты,

На какие захотим,

На такие полетим »

5, 4, 3, 2, 1

Дети вытягивают руки вперед, пальцы согнуты в кулак, большой палец вверх:

раз, два, три, четыре - вжик

раз, два, три, четыре - вжик

Завели мотор (стучат ногами об пол)

И взлетаем.

Учащиеся выполняют упражнения сидя на гимнастических скамейках.

И. п. -  руки в стороны, повороты вправо, влево

«На ракете мы летим, вправо, влево, как хотим»

И. п. – руки за голову, наклоны туловища вперед и назад

«перегрузка давит в спину, отклониться нам под силу»

И. п. – круговые движения руками

«в невесомость попадаем, словно мячики летаем»

Мягко сели на планету,

Осмотрелись и решили не спеша выходить из корабля.

Учащиеся строятся в колонну по одному (при построении более подготовленные физические встают первыми).

«Мы гуляем по планете осторожно, как во сне.

В кратер прыгать не боимся, на две ножки прилунимся,

Камни можно собирать за тридевять планет бросать,

Высоко - не низко, далеко - не близко».

Самоконтроль нагрузки по ЧСС за 10 с.

На борцовском ковре расставлены снаряды. Выполнение упражнений на осанку, укрепление мышц спины и стопы.

Учащиеся кладут на теменную  часть головы мешочек с песком, спина прямая, подбородок смотрит вперед, плечи развернуты. При выполнении упражнений туловище вперед не наклоняется.

1 станция «Змейка»  - ходьба по лежащему на полу канату, переставляя стопу ноги поперек каната.

2 станция «Равновесие» -  ходьба на носочках по напольному гимнастическому бревну, руки в стороны.

3 станция «Через кочки и пенечки» – ходьба поднимая колени через набивные мячи.

4 станция «Бревно»  – ходьба в полуприсяди руки за голову по гимнастическому бревну (h – 30см)

При выполнении упражнений по станциям более подготовленные учащиеся стоят впереди колонны. Все упражнения выполняются в медленном темпе, оценивается качество выполнения упражнения.

5 станция «Паутинка» – ходьба, высоко поднимая колени через натянутую перекрестную резинку с колокольчиками в середине.  (высота 40 см.)

6 станция «Паутинка»  – лазание по пластунски,  не задевая частями тела висячих колокольчиков.

Учитель: Молодцы ребята! Я очень рада, что вы смелые, отважные, дружные и преодолели все препятствия. А теперь нам пора домой.

Самоконтроль нагрузки по ЧСС за 10 с.

Ребята садятся на гимнастические скамейки в затылок друг за другом.

«Сели дружно в луноход

И отправились домой.

Горы, море пролетели,

На площадку к школе сели.

Раз, два, раз, два –

Вот и кончилась игра».

Заключительная часть.

Ребята встают с гимнастической скамейки и располагаются произвольно на гимнастических матах. Выполнение упражнений на дыхание.

Станция «Одуванчик»

«Одуванчик, одуванчик,

Шаловливый мальчик с пальчик,

Хохотал, хохотал, семена все растерял,

Ветерок нас подхватил,

Закрутил и уронил,

Тучка капли уронила,

Солнце светом засветило,

И опять пошел в росток,

Нами созданный цветок».

Выполнение упражнений на восстановление дыхания

1-подняться на носки руки вверх – «вдох»

2-7 покачивая руками в стороны

8- руки «упали»

9- плечи «упали»

10- наклон вперед, руки вниз «выдох»

Построение группы.

Измерение ЧСС за 10 секунд, у каждого учащегося.

Подведение итогов урока.

Отметить улучшение результатов по отдельным упражнениям каждого ученика и поставить + в свою карточку «здоровья».

Домашнее задание.

Учитель: Повторим все вместе волшебные рецепты планеты «здоровья»:

«Чтоб мы никогда и ни чем не болели,

Чтоб щеки здоровым румянцем горели,

Чтоб мы на «5» учили уроки,

Чтоб дома и в школе мы бодрыми были,

Чтоб было здоровье в отличном порядке.

Нам нужно с утра заниматься зарядкой».

Каждому ребенку выдается карточка с домашним заданием в зависимости от заболевания и течения выздоровления (на карточке описано упражнение, рисунок и дозировка).

Организованный выход из спортивного зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по волейболу для учащихся специальной медицинской группы

Данная разработка предназначена для учителей физической культуры, работающие в СМГ общеобразовательных школ...

Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...

Рабочая программа для учащихся специальных медицинских групп 5-9 класс

Рабочая программа для учащихся специальных медицинских групп 5-9 класс.Рабочая программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы составлена на основе программы А. П. Матвеев...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы «А»

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подго...

Конспект урока по ЛФК (для учащихся специальной медицинской группы)

занятие разработано для обучающихся специальной медицинской группы, задачами которого является: способствовать коррекции осанки и укреплению мышц брюшного прессаспособствовать развитию координаци...

Особенности организации и проведения урока с учащимися специальной медицинской группой

В работе используется программа для учащихся СМГ под редакцией А.П. Матвеева которая соответствует стандарту обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и минимальны...