Физическая культура и спортивно - оздоровительная деятельность
методическая разработка по физкультуре на тему

МБУ школа №90 г.о. Тольятти проект "Спортивный выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическая культура и спортивно - оздоровительная деятельность  

       

          Организация физической культуры  в школе  это  дольно сложный, многогранный процесс и требует определенных творческих навыков. Сложность заключается в том, что средств и форм  организации физического воспитания довольно много и надо выбрать такие, которые дали бы максимальный эффект в физическом развитии ребенка.

        На уроках физической культуры часто можно слышать желание  детей

« А давайте будем заниматься этими упражнениями». А таких пожеланий на одном уроке бывает  более  10 видов. И не секрет, что если ребенок будет заниматься на уроке, тем  чем он хочет, то результат в физическом развитии  будет более успешным. Значить нужно повысить мотивацию учащихся.  

          Так как на одном уроке удовлетворить все потребности учащихся?  

          Каким образом на одном уроке использовать разнообразие средств физического воспитания? 

Если мы сможем  дать  ответы на эти вопросы, значить мы можем  решить актуальную проблему  физического развития и здоровья школьников.

         А актуальность проблемы физического развития и здоровья ребенка в школе на сегодняшний день серьезная. Это  малоподвижный образ жизни, связанный с развитием научно-техническим прогрессом- телевизор, компьютер, лифты. Это ограниченные возможности заниматься спортом – платные занятия, удаленность от спортивных центров, дороговизна спортивного оборудования, сложность, связанная с возвращением домой после тренировки в вечернее время. Это и слабая осведомленность об особенностях  различных видах спорта. Актуальность проблемы связанна и с традиционной формой урока, который не дает в полной мере возможности попробовать себя в различных видах спорта.

     Спортивно -оздоровительная деятельность в нашей школе проводится в двух направлениях: это проект « Спортивный выбор» и спартакиада школы.

 Идея проекта – « Спортивный выбор» - дополнить занятия физической культуры занятиями по видам спорта.

Проект « Спортивный выбор» позволяет  осуществить личностно-ориентированный подход к преподаванию физической культуре  и занятиями различными видами спорта в общеобразовательной школе.  

      Так же, впервые  у  учащихся  появляется  возможность самоопределиться в рамках физкультурно-спортивной  деятельности, т.е. ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься дополнительных 2 часа в неделю в школе.

           Проект « Спортивный выбор», организующий физкультурно-спортивную деятельность, позволяет  учащимся  школы  создать условия для реализации своих интересов, потребностей  и способностей в организации и проведении физкультурных занятий, придав им спортивно-тренировочный характер.

      Из проделанной  работы по проекту   «Спортивный выбор» заставил  пересмотреть отношение к своему здоровью даже учащихся, имеющие ограничения по состоянию здоровья. С разрешения врача и их родителей, учащиеся «настойчиво» просили переписать их  из группы ЛФК  в различные  спортивные группы.  За истекший период уменьшилась 3-я группа здоровья.

         Из проведенного анкетирования, по вопросу отношения к проекту

« Спортивный выбор», выяснилось, что 97% учащихся и 98% их родителей  положительно относятся  к данному проекту и желают продолжения этой деятельности в последующие годы.  

   В нашей школе уже не один  год действует проект « Спортивный выбор».

В учебном плане школы на физическую культуру у нас отведено 4 часа : 2 часа базисного учебного плана  и два часа по спортивному выбору  - 1 час за счет регионального компонента, 1 час за счет школьного компонента.

Аспекты реализации проекта « Спортивный выбор»

        В 4-х классах программа представляет  собой презентационный (ознакомительный ) цикл, включающий такие виды  спорта как волейбол, гандбол, плавание, акробатика, аэробика. Это позволяет учащимися сделать  свой выбор в среднем звене.

          Учащиеся  среднего и старшего звена из предложенных им видов спорта (волейбол, гандбол, плавание, акробатика, аэробика, атлетизм, футбол) выбирают один и имеют возможность заниматься этим видом спорта  в течение полугодия. Если ребенок понимает, что данный вид спорта не подходит ему, то он может попробовать реализовать себя в другом виде.

Как организуется учебный план школы по физической культуре?

          При организации учебного процесса по физической культуре учитываются два момента:

 -реализацию Госстандарта – это два часа базисного учебного плана;

- два часа по выбранным видам спорта из вариативной части учебного плана школы.

       Предмет физическая культура представлен в расписании школы двумя формами занятий:

-обычные уроки (целый класс)

- спортивные часы по выбору( несколько  класса одной параллели делятся на несколько  групп по   видам спорта ).

    В нашей школе в каждой параллели имеются по 5-6 классов. Если в параллели 5 классов, то мы предлагаем учащимся 5 видов спорта: плавание, аккробатику,  ритмическую гимнастику, волейбол, гандбол. Если в параллели шесть классов, то мы делим параллель на две группы и предлагаем на выбор  несколько видов спорта. Из самоопределения учащихся мы составляем по три вида спорта на каждую группу. Составление спортивных групп происходит на первых уроках по физической культуре.

    В недельном расписании школы учащиеся каждого класса занимаются физической культурой  четыре раза :два часа базовой физкультурой и два часа по-спортивному выбору

Тарификация учителей физической культуры.

         В проведения уроков по физической культуре и уроков по спортивному выбору участвуют все  6  преподавателей.

        Учебная  нагрузка этих  преподавателей  физической культуры складывается из двух ставок :

1-я ставка за счет базисных часов физической культуры ( обычная тарификация)

2-я ставка за счет уроков по спортивному выбору

Как тарифицируются часы по спортивному выбору?

    Часы физической культуры в учебном плане каждого класса распределяются между всеми учителями, работающими в данном классе. Общая нагрузка учителей суммируется из нагрузки в каждом  классе. Например: параллель 5-х классов делится на 5  спортивных видов  занятий. Каждая группа  формируется из учащиеся 5-х классов. За один час работы в данном группе  каждый учитель тарифицируется по 0.2 часа., если учащиеся класса расходятся на 3 спортивные  группы, то за один час преподаватель тарифицируется по 0.33 часа.

    Ведение учебной  документации по предмету физическая культура.

           Каждый учитель физической культуре составляет календарно-тематическое планирование, согласно тарификации.

Учителя физкультуры составляют календарно-тематическое планирование по базисным урокам и по спортивным урокам.

  Учителя физической культуры  ведут и заполняют классные журналы, согласно тарификации.

Программное обеспечение.

Программное сопровождение проекта осуществляется за счет модификации программы Ляха. Программой предусмотрено выполнение Госстандарта (68 часов) и 68 часов отведено на вариативную часть. Содержание вариативной части расширено и дополнено другими  средствами физической культуры, а именно различными видами спорта.

Спортивно-оздоровительная  работа в школе является важным звеном в системе физического воспитания учащихся. Различные формы спортивно-массовой работы способствуют повышению мотивации школьников  к здоровому образу жизни, привлечению учащихся к систематическим  занятиям физической культурой и спортом, позволяют создавать условия для   удовлетворения  их потребностей в физическом совершенствовании, учат организовывать активный отдых, способствуют   самоорганизации и самореализации

учащихся

  Спортивные мероприятия содействуют сплочению школьного коллектива, укреплению дружбы между  учащимися.

 План спортивно- массовых мероприятий составляется в начале учебного года и утверждается директором школы.

Утверждаю:

Директор школы № 90

Г.В.Бакушин_________

« 3 »сентября 2011

Календарь

спортивно массовых мероприятий МОУ школы № 90

на 2011-2012 учебный год.

№ п\п

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

соревнован

Ответственный учитель

1

Соревнование по легкой атлетике - открытие школьной  спартакиады.

08.10.2011

5-6 кл

Семенова З.Е.

2

Соревнование по легкой атлетике - открытие школьной  спартакиады.

07.10.2011

7-8 кл

Попкова О.В

3

Соревнование по легкой атлетике - открытие школьной  спартакиады.

10.10.2011

9-11кл

Лопаткин В.А.

4

Соревнования по футболу

11-12.10.11

9-11 кл

Лопаткин В.А.

5

Соревнование по футболу

11.10.2011

5 кл

Архипов С.В.

6

Соревнование по гандбол

13.10.2011

6 кл.

Лопаткин В.А.

7

Веселые старты

11.10.2011

1-4 кл

Оконникова Л.А.

8

Соревнование по игре «Русская лапта»

11.10 2011

7 кл

Попкова О.В.

9

Соревнование по игре «Русская лапта»

12.10 2011

8 кл

Семенова З.Е.

10

Соревнование по игре «Русская лапта»

13.10.2011

9 кл.

Лопаткин В.А.

11

Соревнование по игре «Русская лапта»

14.10.2011

10 кл.

Семенова З.Е.

12

 Соревнование по игре «Снайпер»

23.11.2011

2,3,4 кл

Саранская Н.Ю.

13

Соревнование по игре «Русская лапта»

23.11.2011

5 кл.

Архипов С.В.

14

Соревнование по игре «Русская лапта»

23.11.2011

6 кл.

Попкова О.В.

15

Соревнования по гандболу

24-25.11.11

8-9 кл.

Лопаткин В.А.

16

Соревнования по волейболу

24.11.2011

10 кл.

Попкова О.В

17

Соревнования по волейболу

25.11.2011

7 кл.

Оконникова Л.А.

18

Спортивный праздник на приз «Деда Мороза»

30.12. 2011

5-6 кл

Лопаткин В.А.

19

Соревнование по  плаванию

30.12 2011

5 кл.

Семенова З.Е.

20

Соревнование по  плаванию

30.12 2011

6кл.

Попкова О.В.

21

Соревнования по мини- футболу

04.01.2012

8-9 кл

Лопаткин В.А.

22

Соревнования по мини- футболу

05.01.2012

7 кл

Лопаткин В.А.

23

Соревнования по гандболу

05.01.2012

5 кл

Лопаткин В.А.

24

Соревнование - День защитника Отечества.

17-18.02.12

7-10 кл.

Попкова ,Семенова

25

Смотр  строя и песни

20.02.2012

1,2,3,4 кл.

Саранская Н.Ю.

26

Соревнования по игре «Пионербол»

20.02.20 12

5-6 кл

Архипов С.В.

27

Соревнование по волейболу

21.02.2012

9кл

Попкова О.В

28

Соревнования по гандболу

21.02.2012

7 кл

Лопаткин В.А.

29

Соревнования по «Веселым стартам»

22.02. 2012

5, 6  кл

Семенова З.Е.

30

Соревнование по  волейболу

23.02.2012

8кл

Оконникова Л.А.

31

Лыжные гонки

17.03.2012

1,2,3,4 кл.

Саранская Н.Ю.

32

Спортивный праздник-  фестиваль по аэробике

31.03.2012

8кл,9кл,10к

Семенова З.Е.

33

Соревнование по  плаванию

26.03.2012

8кл,9кл,10к

Лопаткин В.А.

34

Спортивный праздник –фестиваль по аэробике

9.04.2012

7 кл.

Саранская Н.Ю.

35

Соревнование по  плаванию

9.04.2012

7 кл.

Попкова О.В.

36

Соревнования по гандболу

10.04.2012

10-11 кл

Лопаткин В.А.

37

Соревнование по мини-футболу

11.04 2012

7 кл.

Архипов С.В.

38

Соревнование по мини-футболу

12.04 2010

9 кл.

Семенова З.Е.

39

Соревнование по мини-футболу

13.04 2010

6 кл.

Лопаткин В.А.

40

Соревнование по офп « Муравейник»

15.04.2010

8,9,10 лет

Саранская Н.Ю.

  Физкультурные мероприятия, в зависимости от поставленных задач, могут проводиться одновременно для всей школы (легкоатлетический кросс, лыжные гонки, дни здоровья), для параллели классов ( спортивные игры, подвижные игры) или для группы классов

( товарищеские встречи, блиц - турниры).

   Неоднородность контингента школьников по возрасту, спортивным интересам, уровню физической подготовленности требует учитывать  при организации внеклассных мероприятий  следующие моменты:  контингент учащихся, возрастные особенности, виды состязания, материальное обеспечение, кадровое обеспечение.

   При организации и проведения спортивных соревнований необходимо учитывать разный уровень физической подготовленности учащихся. Невозможность  выполнить то или иное  физическое упражнение снижает уровень заинтересованности ребенка в участии в соревнованиях. Требуется определенная  дифференциация в подборе физических тестов. Так, например, в нашей школе при проведении соревнований среди юношей, посвященных Дню Защитника Отечества,  в программу  включены упражнения, направленные на развитие различных физических качеств. Соответственно и таблица подсчета очков составлена таким образом, чтобы уравновесить  различные по характеру физические упражнения.

    В план спортивных мероприятий можно включать разнообразные  виды подвижных и спортивных игр. Главное,  чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся.

Так, например, соревнования по волейболу нежелательно проводить в 5-х классах, ввиду технической сложности. А вот в  народной игре «Русская лапта»  с удовольствием   участвуют  как  5-е, так и 11-е классы.

   Различают две формы организации внеклассной работы:

1. Групповые занятия ( кружки, секции).

2. Массовые  физкультурные мероприятия ( туристические походы, соревнования, спортивные праздники).

   В начале  каждого учебного года разрабатывается и утверждается программа физкультурных мероприятий. Это такой общий план мероприятий, где отражается все: туристические походы, спортивные праздники, спортивные состязания, подвижные игры, спартакиады, часы здоровья, дни здоровья, хозяйственные работы. Этот план физкультурно- массовых  мероприятий обязательно должен  согласовываться с общешкольным планом.

   С целью  формирования  атмосферы состязаний, подъема  духа борьбы среди команд, классов составляется календарь спортивных соревнований.

Календарь спортивных соревнований – основная  часть общего плана физкультурно- массовых мероприятий школы, поскольку в нем   отражены: названия мероприятий, участники соревнований, сроки проведения, место проведения, ответственные за проведение мероприятий.

  На каждое проводимое спортивное  мероприятие составляется положение о проведении соревнования, утверждаемое  директором школы. В положении указываются:

цели и задачи, руководство проводящие соревнования, место и время проведения, участники соревнования, программа и условия проведения, определение победителей, награждение.

Положение

о проведении спортивного праздника на приз « Деда Мороза»

среди учащихся  6-х классов

1.Цели и задачи

- пропаганда здорового образа жизни среди школьников;

- воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- развитие физических качеств;

- воспитание коллективизма, « боевого духа» в спортивных состязаниях;

2.Руководство соревнованиями.

Общее руководство подготовкой соревнований осуществляется администрацией МОУ школы № 90.

Непосредственная организация и проведение соревнований возлагается на тренерско-преподавательский состав школы № 90, главного судью соревнований Лопаткина В.А.

3.Сроки и место проведения.

Соревнования состоятся 29 декабря 2011 года в спортивно-оздоровительном в  8.30 – 10.00

4. Участники соревнований.

К участию в соревнованиях допускаются учащиеся 6-х классов школы, допущенные по состоянию здоровью врачом школы. Команда участников формируется на базе одного класса . Каждый участник может участвовать только в одном виде соревнования. В составе команды допускается иметь больше девочек, чем мальчиков

5.Программа и условия проведения.

Программа соревнований включает:

- соревнование по игре « Снайпер», состав 3 мальчика и 3 девочки;

- соревнование по пионерболу среди девочек, состав 3 мальчика и 3 девочки;

- соревнования по плаванию на 25 м., состав 2 мальчика и 2 девочки;

Время игры «Снайпер» 7 мин.

Время игры в пионербол 7 мин.

Соревнования проводятся по олимпийской системе.

6.Определение победителей.

В каждом виде соревнования победители определяются с 1 по 3 место. Класс – победитель определяется по наименьшей сумме мест полученных во всех видах соревнований.

7 Награждение.

В каждом виде соревнований команды награждаются призами и грамотами.

В соревновании по плаванию награждаются медалями и грамотами.

       В нашей школе в  рамках организации  спортивно-массовой работы  уже отработана  определенная система физкультурно-спортивной деятельности учащихся.

  Помимо 4-х уроков физической культуры в неделю, из которых  два часа отводятся на спортивный выбор, в школе  ежегодно, начиная с 2005 года, проводится школьная спартакиада школьников для учащихся 2-11-х классов. Раньше в школе тоже проводились соревнования, но они носили разовый, спонтанный  характер. Теперь же  все виды соревнований систематизированы  в блоки с набором определенных видов спорта. Положение по школьной спартакиаде составляется в начале учебного года и рассматривается физкультурным советом школы.

Положение о проведении школьной спартакиады

учащихся   2-11-х   классов.

1.Цели и задачи

1.1 Пропаганда физической культуры и спорта

1.2 Формирование здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма.

1.3 Развитие двигательных навыков и физических качеств, укрепление здоровья.

1.4 Выявление сильнейших команд.

2.Руководство проведением спартакиады.

2.1Общее руководство  проведением  школьной спартакиады осуществляет администрация МОУ школы № 90.

2.2Непосредственное руководство подготовкой и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры.

3.Время и место проведение школьной спартакиады.

3.1Школьная спартакиада проводится в течении учебного года и включает в себя соревнования по нескольким видам спорта.

3.2 Место проведения соревнований – спортивный зал и спортивная площадка школы.

                                     4.Участники соревнований и программа.

4.1К участию в соревнованиях допускаются сборные команды классов, имеющие допуск врача по состоянию здоровья.

4.2 Соревнования по программе спартакиады проводятся по круговой системе в каждой параллели классов отдельно.

4.3Условие проведения соревнования определяется конкретным положением.

                                                   

        В программу школьной спартакиады входят следующие виды спорта:

                                                    для   2-4 классов

1 Спортивные эстафеты «Веселые старты».

2 Соревнования по общефизической подготовке.

3 Соревнования по лыжным гонкам.

4 Соревнование игра « Снайпер ».

для  5-6 классов

1 День здоровья.

2 Соревнование  по футболу.

3 Соревнование по пионерболу.

4 Соревнование по игре «Русская лапта».

5 Соревнование по плаванию.

6 Фестиваль по аэробике

7 Спортивные эстафеты «Веселые старты».

                                                     

для 7-8-х классов

 1 День здоровья.

2 Соревнования по футболу.

3 Соревнования по гандболу.

4 Соревнования по волейболу.

5 Соревнования по игре «Русская лапта».

6 Соревнования по плаванию.

7 Фестиваль по аэробике.

для  10-11 классов

1 День здоровья.

2 Соревнования по футболу.

3 Соревнования по гандболу.

4 Соревнования по волейболу.

5 Соревнования по игре «Русская лапта».

6 Соревнования по плаванию.

7 Фестиваль по аэробике.

Определение победителей и награждение.

                   В конце учебного года   в каждой параллели   определяется  класс-победитель, который выявляется по наименьшей сумме мест, набранных в ходе всех соревнований.

              Победители в отдельных видах спорта и команды-победительницы  награждаются грамотами и дипломами соответствующих степеней.

         С учетом возрастных особенностей   и технической подготовленности учащихся, для каждой параллели  классов, подобраны определенные виды спорта.

Во  2-4-х классах проводятся соревнования по 4-м видам:

  «Веселые старты»,  игра «Снайпер», лыжные гонки, «ОФП»

В 5-6-х классах проводятся соревнования по 7 видам:

День здоровья, «Веселые старты», плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол, пионербол.

В 7-11 классах проводятся соревнования по 7 видам :

День здоровья, волейбол, гандбол, плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол.

       Для  привлечения к соревнованиям  большего количества учащихся из каждого класса, в

спартакиаду, кроме технических видов спорта, включены также такие спортивные мероприятия как День здоровья, Соревнования на приз Деда Мороза, День Защитника Отечества, фестиваль аэробики. Одним из критериев  определения победителя в каждом из перечисленных соревнований является массовость учащихся. Кроме того, расписание проводимого соревнования построено таким образом, чтобы одновременно участвовали все учащиеся.   Например, соревнование на приз Деда Мороза состоит из четырех видов состязаний: перетягивание каната, игра «Снайпер», игра «Пионербол», плавание.

В каждом виде от каждого класса участвуют 3 мальчика и 3 девочки. Таким образом, одновременно участвуют 24 человека от класса.

  Календарь  спортивных соревнований составлен  и рассчитан  на целый учебный год.

После каждого соревнования в таблицу спартакиады заносятся результаты, где наглядно видно, какое место занимает тот или иной класс на данный момент.

    В этом году календарь спортивно- массовой работы школы по срокам сориентирован на каникулярное время учащихся. Цель данного проекта направлена на организацию досуга учащихся школы в дни школьных каникул.

    Таким образом, в школе в течение  учебного года будут проводиться четыре спортивные недели, в которых учащиеся 2-11-х классов будут состязаться в различных соревнованиях.

   В конце  учебного года   в каждой параллели классов  определяется   класс   -  победитель  спартакиады. Победителем становится тот класс, который набрал наименьшее количество баллов  за все соревнования, проводимые в течение учебного года. При равной сумме баллов победитель определяется по наибольшему количеству призовых мест.

Таблица школьной спартакиады 6-х классов.

Кл

                 

                      День

здоровья

Футбол

Русская

лапта

Гандбол

Веселые старты

Плавание

Пионер бол

Аэробика

Сумма мест

Место

2

3

3

3

2

4

4

2

23

2

5

6

6

6

5

6

5

5

44

6

1

1

2

1

1

1

1

1

9

1

6

5

4

5

4

5

3

3

35

5

4

2

1

2

3

2

6

4

24

3

3

4

5

4

6

3

2

6

33

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность

Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность...

Конспект урока по физической культуре для 7 класса (раздел "Спортивно-оздоровительная деятельность"

Обучение техники прикладных видов упражнений, закрепление навыков выполнения акробатических упражнений и умения использования приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни....

"Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность в условиях внедрения ФГОС общего образования и ВФСК ГТО"

Выступление на V Всероссийском форуме "Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития"...

Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. 1.     ВведениеРазвитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая соци...

Инновации и традиции в организации занятий физической культурой и спортивно- оздоровительной деятельности в МБУ школе №90 г.о. Тольятти

В   статье учителя физической культуры Владимира Александровича Лопаткина   представлен оригинальный  опыт организации   у...

Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительный аспект на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности по физической культуре «Готовимся к сдаче норм ГТО» 3-4 класс

Данная программа составлена на основе положения о "ВФСК ГТО" и авторской образовательной программы "Игровое ГТО для младших школьников"....