Программа по секции "Волейбол"
материал по физкультуре на тему
Программа для кружковой работы "Волейбол" предназначена для детей 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сызранский филиал ГБОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель
_______________
Приказ №
от «01 »сентября 2015 г.
Программа
Спортивной секции по волейболу для учащихся 5 – 9 класс
Автор программы: учитель физической культуры
Ерёменко Анатолий Валерьевич
Срок реализации программы
2015-2020 г.
г. Сызрань
Пояснительная записка
Цель программы:
- Создание возможностей разностороннему физическому развитию школьников;
- Овладение технико-тактическими приёмами игры в волейбол.
Задачи:
Популяризация волейбола среди подрастающего поколения.
- Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся.
- Содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка.
- Изучение и совершенствование основ техники и тактики игры.
- Приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований.
В волейбольной секции могут заниматься дети в возрасте от 10 до 16 лет. Программа предусматривает изучение теоретических вопросов, проведение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основные задачи секции заключаются в содействии физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармоничных, активных членов общества.
Непосредственными условиями выполнения этих задач является целенаправленная подготовка учащихся; привитие интереса к систематическим занятиям физической культуры и спортом. Основой подготовки занимающихся в волейбольной секции является универсальность в овладении технико-тактическими приёмами игры.
В группе начальной подготовки основное внимание уделяется физической и технической подготовке. Причём на первом году обучения удельный вес отдельных видов подготовки изменяется: в начале года большее количество часов даётся на физическую подготовку. Во второй половине года на техническую подготовку. Физическая подготовка осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки.
На втором году обучения группы начальной подготовки происходит логическое продолжение изучения технического и тактического арсенала и физической подготовленности занимающихся. Количество часов на физическую подготовку уменьшается, а на тактическую – увеличивается.
Основной задачей работы в учебно-тренировочной подготовке является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
Характеристика игры
ВОЛЕЙБОЛ – это спорт, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделённой сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены различные варианты игры с тем, чтобы её многогранность была доступна каждому.
ЦЕЛЬ ИГРЫ – направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет три удара для возвращения мяча (в дополнение к касанию на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч через сетку сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его «за» или ошибки команды при возвращении мяча.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (Система «Розыгрыш-Очко»). Когда принимавшая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и её игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Волейбол является одним из наиболее успешных и популярных соревновательных и оздоровительных видов спорта в мире. Он быстрый и захватывающий, с взрывным характером действий. Кроме того, волейбол включает несколько важнейших взаимодополняющих элементов, взаимодействие которых делает его уникальным среди всех видов спорта, в которых есть розыгрыш мяча.
Краткие сведения о коллективе:
- Вид группы – смешанный от 10 до 16 лет;
- Состав группы – постоянный;
- Особенности набора детей – свободный;
- Форма занятий – групповая, разновозрастная;
- Год обучения – время существования секции с 2015 года;
- Количество обучающихся – 15 человек;
- Количество занятий и учебных часов в неделю – 3 раз по 1.5-а часа;
- Количество занятий и учебных часов за год – 102 занятия, 119 часов;
- Место проведения занятий – спортивный зал, спортивная площадка на улице.
Краткая характеристика участников образовательного процесса:
- Руководитель секции – учитель физической культуры Ерёменко.А.В.
- Завуч
Прогнозируемые результаты
В группе начальной подготовки основное внимание уделяется физической и технической подготовке. Причём на первом году обучения удельный вес отдельных видов подготовки изменяется: в начале года большее количество часов даётся на физическую подготовку. Во второй половине года на техническую подготовку. Физическая подготовка осуществляется в подготовительных и подводящих упражнениях технической подготовки.
На втором году обучения группы начальной подготовки происходит логическое продолжение изучения технического и тактического арсенала и физической подготовленности занимающихся. Количество часов на физическую подготовку уменьшается, а на тактическую – увеличивается.
Основной задачей работы в учебно-тренировочной подготовке является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
Два раза в год у занимающихся проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, приобретают навыки судейства игры.
В результате освоения содержания программы волейбольной секции учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
♦ исторические сведения о возникновении игры волейбол, особенности развития данного вида спорта;
♦ физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
♦ способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных оборудований и площадок;
♦ правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия при игре в волейбол, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Основные направления и содержание деятельности
Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную и методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначаются помощники тренера, и им даётся задание по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминка), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр осуществляется самими занимающимися, после того как изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных ( силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно волейбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой окружены дети со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Волейбол является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников.
Тематический план работы волейбольной секции на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Краткий исторический очерк развития волейбола | 1 | 1 | |
2. | Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | |
3. | Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, самоконтроль | 1 | 1 | |
4. | Влияние физических упражнений на организм занимающихся | 1 | 1 | |
5. | Основы методики обучения и тренировки | 1 | 1 | |
6. | Правила игры, организация и проведение соревнований | 1 | 1 | |
7. | Общая и специальная физическая подготовка | 44 | 44 | |
8. | Основы техники и практики игры | 90 | 90 | |
9. | Контрольные игры и соревнования | 3 | 3 | |
10. | Контрольные испытания | 4 | 4 | |
11. | Инструкторская и судейская подготовка | 2 | 2 | |
12. | Посещение соревнований | 2 | 2 | |
Итого: | 153 | 6 | 147 |
При нагрузке 4.30 часа в неделю – в год 153 часа
Дни занятий: понедельник, среда, пятница
Часы занятий: с 15.00 – 16.30
Руководитель секции – Еременко А В
Основные направления и содержание деятельности
Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную и методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначаются помощники тренера, и им даётся задание по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминка), методики проведения упражнений и отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр осуществляется самими занимающимися, после того как изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных ( силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно волейбол оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащихся (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнёров и соперников.
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой окружены дети со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Волейбол является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников.
Содержание программы
Краткие исторические сведения о возникновении игры
Год рождения волейбола. Основатель игры в волейбол. Родина волейбола. Развитие волейбола среди школьников. Соревнования по волейболу среди школьников.
Сведения о строении и функциях организма человека
Основные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и её функциях. Дыхание и газообмен. Костная система и её развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроля
Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учётом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учётом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в волейбол
Состав команды. Расстановка и переход игроков. Костюм игроков. Начало игры и подачи. Перемена подачи. Удары по мячу. Игра на двоих. Переход средней линии. Выход мяча из игры. Проигрыш очка или подачи. Счёт и результат игры. Правила мини-волейбола.
Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.
Основы методики обучения и тренировки по волейболу
Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Общая и специальная физическая подготовка
Методы и средства общей и специальной физической подготовки и их особенности в связи с возрастом занимающихся.
Основы техники и тактики волейбола
Характеристика техники и тактики сильнейших юных волейболистов. Анализ технических приёмов и тактических действий на основе программы для данного года.
Контрольные игры и соревнования
Установка на предстоящую игру. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Разбор проведённой игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков.
Практические занятия
Общая физическая подготовка
- Строевые упражнения
- Гимнастические упражнения
- Упражнения для мышц туловища и шеи
- Упражнения для мышц ног, таза
- Акробатические упражнения
- Легкоатлетические упражнения
- Подвижные игры
- Ходьба на лыжах
Специальная физическая подготовка
- Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
- Упражнения для развития прыгучести
- Упражнения с отягощением
- Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёмов и передач мяча
- Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач
- Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов
- Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании
Техника нападения. Действия без мяча
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами.
Действия с мячом
Передачи. Передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). Подача мяча – верхняя прямая.
Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач.
Приём мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на точность, приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5, и первая передача в зоны 4, 3, 2; приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.
Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2
Техника защиты. Действия без мяча.
Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами игры в защите.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Выбор места для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи (верхней прямой).
При действии с мячом: чередование способов подач (нижних и верхней прямой); вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращён спиной.
Групповые действия. Взаимодействие игроков при второй передаче зон 6, 1 и 5 с игроком зоны 2 (при приёме от передач и подач).
Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении. Система игры: расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применение групповых действий.
Техническое оснащение занятий
Для проведения занятий волейбольной секции имеется спортивный зал 18х9 м2 и спортивная площадка на улице. Имеющийся спортивный инвентарь применяется практически весь: мячи, скакалки, гантели, гимнастические маты и т.д.
Список используемой литературы
№ п/п | Наименование литературы | Автор | Место издания | Издательство | Год издания |
1. | Настольная книга учителя физической культуры | Г.И. Погадаев | г. Москва | «Физкультура и спорт» | 2000 |
2. | Научно-методический журнал «Физическая культура в школе» | А.В. Комаров | г. Москва | «Школа-Пресс» | 2000 |
3. | Комплексная программа физического воспитания | В.И. Лях, А.А. Зданевич | г. Москва | «Просвещение» | 2007 |
4. | Упражнения и игры с мячом | В.С. Кузнецов | г. Москва | «НЦ ЭНАС» | 2002 |
5. | Силовая подготовка детей школьного возраста | В.С. Кузнецов | г. Москва | «НЦ ЭНАС» | 2002 |
6. | Физическое воспитание учащихся 5-7кл., 8-9кл. | В.И. Лях | г. Москва | «Просвещение» | 2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...