РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВОЧЕК 13-14 В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
статья по физкультуре (8 класс) на тему

Гуторова Лариса Ивановна

В статье рассказывается с помощью каких правильно подобранных упражнений можно развить специальную выносливость у девочек 13-14 лет в школьной секции по волейболу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.i._gutorova.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ  ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВОЧЕК 13-14 В ШКОЛЬНОЙ  СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

 Гуторова Л.И.

учитель, МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа

№47»,  г. Курска

Россия,  Курск

В работе рассмотрено влияние упражнений прыжковой направленности на развитие специальной выносливости волейболисток 13-14 лет. Отмечена определенная эффективность использования  специальных упражнений на специальную выносливость и игровые показатели обучающихся.

Ключевые слова: специальная выносливость, волейболистки, высота прыжка.

Волейбольная секция сейчас существует практически во всех  образовательных учреждениях (ВУЗах, школах, детско-юношеских спортивных школах, домах и дворцах детского творчества).   Волейбол - прекрасное средство, способствующее всестороннему физическому развитию занимающихся,  а также позволяющее решать  многие воспитательные задачи. Это объясняет  высокую  эмоциональность данной игры, которая реализуется с применением  несложного и относительно недорогого оборудования: небольшая площадка (спортивный зал), мяч и сетка. Суть и правила игры, как правило, легко понимаются детьми и  требуют  небольшого количества времени [1, с. 56]. 

Многогранность тренировочного процесс в волейболе определяет необходимость объединения взаимосвязанных видов подготовки спортсменов: техническую,  физическую,  интегральную,  игровую и психологическую.  В процессе подготовки преобладает система упражнений определенного тренирующего воздействия: упражнения, развивающие и совершенствующие физические качества, такие как, скоростно-силовые, ударного характера, упражнения на быстроту перемещения и реагирование и т.д. Одним из компонентов  подготовки волейболистов является физическая подготовка, направленная на воспитание специальной выносливости [2, с. 19].

         Выносливость находится в устойчивой  зависимости от многих факторов: работоспособность центральной нервной, сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, а так же от степени технической подготовленности спортсмена и умения выполнять движения рационально, с оптимальным мышечным напряжением [3, с. 96].

При воспитании этого качества необходимо продолжительное воздействие на организм.

Тренеры по волейболу, как правило, испытывают определенные трудности в количественном и качественном подборе упражнений, в том числе упражнений на развитие специальной выносливости.

Цель исследования - разработка и внедрение в практику работы с волейболистками современных приемов развития специальной выносливости и изучение их эффективности на практике.

Для нашего исследования были взяты две равноценные по морфологическим показателям группы детей  по 15 человек, девочки   12-14 лет. Первая группа (контрольная) занималась по общепринятой методике, рекомендуемой для занятий школьной секции волейбола. Вторая группа детей занималась по спланированной по  методике с изменением и добавлением некоторых упражнений, которые направлены на развитие специальной выносливости.  

Помимо основных упражнений, экспериментальная группа выполняла еще и дополнительные, в основном прыжкового характера.  

В качестве оценки развития специальной выносливости волейболистов использовались 4 контрольных упражнения-теста.

Контрольные упражнения:

1) Тест для определения СВ волейболисток, рекомендуемый профессором  В.А. Сорвановым. В проеме делается разметка через каждые 2 см (300, 298, 296 ………..204, 202, 200) тестируемая  встает в проем и поднимает руку максимально вверх. Результат фиксируется. Затем она достает рукой наивысшую отметку, делая прыжок двумя ногами с разбега. Результат фиксируется. Затем по сигналу, тестируемая выполняет прыжки вверх имитируя блок без снижения высоты в течении 30 сек. И ей сразу предлагается снова достать наивысшую отметку, делая прыжок двумя ногами с разбега [4, с. 123].

2) Тест для определения специальной выносливости волейболисток. Тестируемая располагается у сетки в зоне 4, тренер располагается у сетки в зоне 3 с корзиной с мячами. Тестируемая выполняет имитацию блокирования и отбегает назад от сетки, затем тренер подбрасывает мяч высоко в зону 4 и тестируемая выполняет нападающий удар, после чего снова имитирует блок и оттягивается от сетки для следующего нападающего удара. Подсчитывается общее количество повторений выполненных испытуемой до явного снижения темпа и силы атакующего удара /до утомления/.

3) Быстрые сгибания и разгибания рук в упоре лежа на время до утомления.

4) Быстрое поднимание и опускание туловища в положении лежа на время до утомления.

На наш взгляд данные тесты достаточно полно могут охарактеризовать уровень специальной выносливости волейболисток 13-14 лет.

Оценивалась реакция на физические нагрузки (степень утомления), степень реализации прыжковых возможностей в динамике изменения  высоты прыжков во время утомления.  Для этого один раз в две недели в стандартном упражнении,  в котором обучающимся предлагалось доставать подвешенный на высоте 230 см. мяч (количество раз).

Данные упражнения предлагалось выполнять  экспериментальной группе  в ходе тренировочного процесса. С начала эксперимента до его окончания происходило увеличения кратности и интенсивности выполнения упражнений.

Анализ контрольных тестов показал, что существенных различий у отобранных групп обучающихся не выявлено.  Таким образом, можно предположить, что группы были удачно подобраны, физические характеристики всех девочек до начала эксперимента были приблизительно равными (Таб. 1)

В процессе исследования установлено, что уровень развития специальной выносливости у спортсменов экспериментальной группы  на момент окончания эксперимента достоверно (P=0,05) выше, чем в контрольной группе (Табл.2).

Таблица 1. Показатели контрольных испытаний до начала эксперимента

Контрольное испытание

Среднее значение в контрольной группе (кол-во раз), высота (см)

Среднее значение в экспериментальной группе (кол-во раз),  высота (см)

Достоверность различий (поСтьюденту)

(td > tst – достоверно)

P=0,05

Поднимание туловища (кол-во)

21,4±0,32

21,6±0,34

0,42 (недостоверно)

Сгибание  рук

13,5±0,25

13,6±0,37

0,15 (недостоверно)

Высота прыжка

Тест Сорванова

30,7±0,49

30,9±0,38

0,32 (недостоверно)

Количество атак п

9,4±0,30

9,3±0,35

0,42 (недостоверно)

По-видимому данный эффект был достигнут благодаря введению в тренировочный процесс подобранных нами упражнений, которые позволили значительно повысить заявленные физические показатели, характеризующие специальную выносливость волейболисток.

У девочек экспериментальной группы прирост результатов в тестовых испытаниях заметно выше, чем в контрольной группе, прирост ЭГ относительно КГ составляет  7,4 – 12,4 %.

Таблица 2. Показатели контрольных испытаний в конце эксперимента  

Контрольные испытания

Среднее значение на конец эксперимента.

Достоверность различий показателей по Стьюденту

у групп на конец эксперимента

P=0,05

Достоверность различий показателей  КГ и

ЭГ по Стьюденту

P=0,05

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Поднимание туловища (к-во раз)

23,0±0,29

24,7±0,33

3,79

6,52

4,41

Сгибание  рук (к-во раз)

15,3±0,25

16,8±0,40

5,01

5,95

3,24

Высота прыжка  Тест Сорванова

33,2±0,48

36,2±0,35

3,55

10,08

4,96

4)Количество атак после блокирований

10,6±0,34

12,1±0,33

2,59

5,75

2,92

Рисунок 1. Прирост показателей  по итогам контрольных испытаний в конце эксперимента

Отметим, что все итоговые показатели тестирования, в контрольной и экспериментальной группах,  достоверно отличаются от исходных. Это позволяет говорит о том, что традиционная программа подготовки волейболисток 13-14 лет, применяемая в проведении секции волейбола на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»  г. Курска, обладает определенной эффективностью. Однако статистический анализ данных двух выборок по окончании эксперимента показал, что итоговые показатели у спортсменов экспериментальной группы достоверно выше, чем у представителей контрольной. Это позволяет говорить о более высокой эффективности нашей программы по сравнению с традиционной.

Было установлено, что продолжительно неизменная высота прыжка тесно коррелирует со степенью развития прыжковой выносливости, что ярко демонстрируют тесты 3 и 4.  В ходе статистической обработки полученных экспериментальных данных  выявлено прямая зависимость между высотой прыжка и скоростной силой мышц брюшного пресса. Коэффициент корреляции у контрольной группы равен   0,77,   в экспериментальной -  0,80.

При наблюдении игровых показателей во время соревнований и двусторонних игр, неоднократно отмечалось превалирование полезных технико-тактических действий у обучающихся ЭГ, над обучающимися КГ.  Девочки ЭГ заметно сильнее, прыгучее и выносливее сверстниц КГ.

Таким образом, экспериментальное исследование показало влияния предложенного нами комплекса упражнений на уровень развития специальной выносливости волейболисток 13-14 лет.

Литература:

  1. Айриянц  А.Г. Волейбол (учебник) /А.Г.Айриянц. - М.: ФиС, 1976. -92 с.
  2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: 1998. - 60 с.
  3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист/ Ю. Д. Железняк    М.: ФиС, 1998.- 191 с.
  4. Сорванов В.А., Алексеева Ю.П. Поиск способов измерения специальной выносливости // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – М.: №3, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к дифференцированию силовых, временных и пр...

ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в России «в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического и научно-технического развития», наблюдается увеличение заболеваемости ...

« Красавица БУКВА !» Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии). Каждая девочка и каждый мальчик прочли в букваре свои первые слова Мама.Родина.Школа. В этом помогли вам буквы.Вы узнаете как красиво нарисовать буквы!

laquo; Красавица БУКВА !»Рассказ в картинках ( занятие на развитие фантазии)Дорогие ребята! Совсем недавно, вы  изучали буквы  первой вашей книгой был  букварь.  ...

Презентация "Развитие физических качеств девочек-подростков, занимающихся фитнес-аэробикой"

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки (г. Казань, 2020г.)...

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация:В данной статье рассматривается экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений у подростков 8-ых классов игровыми упражнениями с элементами волейбола на у...