Рабочая программа
Предмет: Физическая культура Классы:5а, 5 б
Учитель: Дементьева И.А.
Количество часов в неделю 3 часа
Программа (гос., авт., кто автор), место, год издания:_«Программа курса Физическая культура для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, А.П.Матвеев, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, «Просвещение», Москва-2012 г.
Учебник «Физическая культура 5 класс», А.П.Матвеев и др., М.:Просвещение – 2014г
Пояснительная записка
1. Общие цели основного общего образования
с учетом специфики учебного предмета
Содержание учебного предмета «физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, – главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая Программа в своем предметном содержании направлена на:
– реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
– соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура.5-9 класс, под ред. А.П. Матвеева, Москва «Просвещение»,2012 г.
Программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
2. Формы организации образовательного процесса.
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью. При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки, т. е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые уроки, т. е. с преимущественным решением одной педагогической задачи.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.
Виды контроля: предварительный, текущий, оперативный, итоговый. Оценивание деятельности учащихся проводится по четырем направлениям: по основам знаний; по технике владения двигательными действиями; по способам осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность; по уровню физической подготовленности.
3. Общая характеристика учебного предмета, курса
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры , учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность которая непосредственно с совершенствованием физической природы человека.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности программа включает три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре»– информационный компонент деятельности, «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» – операциональный компонент деятельности, «Физическое совершенствование» – процессуально-мотивационный компонент деятельности.
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры.
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой».
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь рассказывается об оздоровительных формах занятий в режиме учебного дня и учебной недели, даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, способствующие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь, школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта: гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки.
Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Подвижные и спортивные игры (баскетбол, пионербол).
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет школьникам подготовиться ко взрослой жизни, освоить различные профессии путем усвоения жизненно важных навыков и умений разными способами в постоянно меняющихся условиях жизни.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества: силы, быстроты, выносливости и т.д. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени усвоения ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Упражнения для развития гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Упражнения для развития выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Подвижные и спортивные игры. Упражнения для развития быстроты, силы, выносливости, координации движений.
4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану основного общего образованияна обязательное изучение предмета всех учебных тем программы по физической культуреотводится 525ч, из расчета 3 часа в неделю с VпоIXкласс.
Вместе с тем для создания условий учителям физической культуры в реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов в программе предусматривается выделение соответствующего объёма учебного времени. Данный объём составляет не более 12% (60 ч) от объёма времени, отводимого на изучение учебного материала раздела «Физическое совершенствование».
При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается для бесснежных районов Российской Федерации заменять освоение раздела «Лыжные гонки» углублённым изучением содержания разделов «Гимнастики» и «Спортивные игры».
5. Личностные, метапредметные, предметные и результаты освоения
учебного предмета.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее - частное - конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного по
ведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура».
Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой по средством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
6. Содержание учебного предмета, курса
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе. Организация и про ведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально - прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий Физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.
Подъемы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура»
Ученик научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученик научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Ученик научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
- выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Тематическое планирование 5 класс ФГОС (3 часа в неделю)
№ урока по теме | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания, понятия | Вид контроля | УУД | Домашнее задание | Дата | Оборудование |
|
|
I | ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА (12 час.) |
1 | Правила безопасности на уроках л/атлетики.Старт с опорой на одну руку. | Вводный | Правила безопасности на уроках л/атлетики. Высокий старт. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 8 мин. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. |
| познавательные: использовать общие приемы решения поставленных задач, ориентироваться в разнообразии способов решения поставленной задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выделять и формулировать познавательные задачи, оценивать правильность выполнения учебных задач, выделять учебные задачи, использовать приемы решения поставленных задач, самостоятельно планировать пути достижения целей, владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий.
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в двигательное действие, в процессе освоения и устранять характерные ошибки, соблюдать правила безопасности, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий.
коммуникативные: слушать учителя, формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения легкоатлетических упражнений, формулировать собственное мнение и позицию, взаимодействовать со сверстниками,
адекватно воспринимать оценку учителя, учащихся, ставить вопросы, обращаются за помощью.
| Правила т/б на уроке л/атлетики |
| Тетрадь, компьютер, эстафетные палочки |
2 | Высокий старт. Старт с опорой на одну руку.
| Разучивающий | Правила безопасности на уроках л/атлетики. Высокий старт. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 4 мин. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. Бег 30 м. с высокого старта. |
| Бег трусцой |
| Стойки, эстафетные палочки |
3 | Высокий старт. Старт с опорой на одну руку.
| Разучивающий | Правила безопасности на уроках л/атлетики. Высокий старт. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 4 мин. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. Бег 30 м. с высокого старта. | Бег 30 м. с высокого старта. | Бег трусцой |
| Ст ойки, секундомер эстафетные палочки |
4 | Прыжки в длину с разбега. Медленный бег 6 мин | Разучивающий | Прыжковые ОРУ.Старт с опорой на одну руку. Прыжки в длину с разбега. Медленный бег 6 мин. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. | Прыжки в длину с места. | Бег трусцой |
| Ст ойки, эстафетные палочки,метр |
5 | Прыжки в длину с разбега. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. | Разучивающий | Прыжковые ОРУ. Старт с опорой на одну руку. Прыжки в длину с разбега. Медленный бег 8 мин. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. |
| Бег по пересечен ной местности
|
| Ст ойки, эстафетные палочки,метр, мячи для метания |
6 | Прыжки в длину с разбега. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. | Разучивающий | Прыжковые ОРУ. Старт с опорой на одну руку. Прыжки в длину с разбега. Медленный бег 8 мин. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Линейные эстафеты с этапом до 40 м. | Старт с опорой на одну руку. | Повторить технику метания мяча
|
| Ст ойки, эстафетные палочки,метр,мячи для метания |
7 | Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 9 мин. | Закрепляющий | Прыжковые ОРУ. Бег 60м со старта с опорой на одну руку. Прыжки в длину с разбега. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 9 мин. | Бег 60м со старта с опорой на одну руку. | Метание мяча Повторить правила игры |
| мячи для метания, секундомер |
8 | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Прыжки в длину с разбега
| Закрепляющий | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Прыжки в длину с разбега. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 10 мин. |
| Повторить комплекс ОРУ |
| мячи для метания, стойки |
9 | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Прыжки в длину с разбега
| Совершенствования | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Прыжки в длину с разбега. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 10 мин. | Прыжки в длину с разбега. | Прыжки через скакалку
|
| мячи для метания, стойки,метр. |
10 | Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 11 мин. | Совершенствования | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. Медленный бег 11 мин. | Метание мяча 150г с 2-3 шагов разбега. | Прыжки через скакалку |
| мячи для метания, метр. |
11 | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. | Совершенствования | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Медленный бег 11 мин. |
| Прыжки через скакалку |
| Секундомер, стойки |
12 | Бег 1500м без учета времени. | Совершенствования | Полоса препятствий из 2-3 препятствий. Медленный бег 11 мин. | Бег 1500м без учета времени. | Бег трусцой без учета времени |
| Секундомер |
| Баскетбол (15 час.) |
13 | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре. | Теория, разучивающий | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре. ОРУ типа зарядки. Передвижения в стойке баскетболиста, остановки прыжком. Эстафеты с различными предметами. |
| познавательные: выделять и формулировать познавательные задачи, использовать общие приёмы решения задач, ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, использовать общие приёмы решения задач, ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
регулятивные: соблюдать технику безопасности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в двигательное действие, уважать соперника, уметь работать в команде.
коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых приемов и действий, проявлять интерес к новому учебному материалу, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, управлять своими эмоциями, | Правила т/б на уроке баскетбола |
| Стойки, баскетбольные мячи. |
14 | ОРУ типа зарядки. Передвижения в стойке баскетболиста, остановки прыжком. | Разучивающий | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре. ОРУ типа зарядки. Передвижения в стойке баскетболиста, остановки прыжком. Передачи мяча в парах и тройках. Эстафеты с различными предметами. |
| Бросок и ловля мяча |
| Стойки, баскетбольные мячи |
15 | Передачи мяча в парах и тройках. Эстафеты с различными предметами. | Разучивающий | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре. ОРУ типа зарядки. Передвижения в стойке баскетболиста, остановки прыжком. Передачи мяча в парах и тройках. Эстафеты с различными предметами. |
| Бросок и ловля мяча |
| Стойки, баскетбольные мячи |
16 | Передачи мяча в парах и тройках. Ведение мяча правой и левой рукой | Разучивающий | ОРУ типа зарядки. Передвижения в стойке баскетболиста, остановки прыжком. Передачи мяча в парах и тройках. Ведение мяча правой и левой рукой. П/И «Перестрелка» | Остановка прыжком | Бросок и ловля мяча |
| Стойки, баскетбольные мячи |
17 | ОРУ с гимнастическими скакалками. Броски по кольцу одной рукой с места | Закрепляющий | ОРУ с гимнастическими скакалками. Передачи мяча в парах и тройках. Ведение мяча правой и левой рукой. Броски по кольцу одной рукой с места. П/И «Перестрелка» | Передачи мяча в парах | Бросок и ловля мяча |
| Баскетбольные мячи, стойки |
18 | Ведение мяча правой и левой рукой. Броски по кольцу одной рукой с места. | Закрепляющий | ОРУ с гимнастическими скакалками. Передачи мяча в парах и тройках. Ведение мяча правой и левой рукой. Броски по кольцу одной рукой с места. П/И «Перестрелка» | Передачи мяча в тройках | Подтягивания |
| Баскетбольные мячи, стойки |
19 | Броски по кольцу одной рукой с места. П/И «Перестрелка». | Закрепляющий | ОРУ с гимнастическими скакалками. Ведение мяча правой и левой рукой. Броски по кольцу одной рукой с места. П/И «Перестрелка». | Ведение мяча правой и левой рукой. |
| Прыжки со скакалкой |
| Баскетбольные мячи, стойки |
20 | Броски по кольцу одной рукой с места. Подтягивания на перекладине | Закрепляющий | ОРУ с гимнастическими скакалками. Броски по кольцу одной рукой с места. Подтягивания на перекладине. П/И «Перестрелка». |
| Прыжки со скакалкой |
| Баскетбольные мячи, стойки |
21 | Броски по кольцу одной рукой с места. П/И «Перестрелка». | Закрепляющий | ОРУ с гимнастическими скакалками. Броски по кольцу одной рукой с места. Подтягивания на перекладине. П/И «Перестрелка». | Броски по кольцу одной рукой с места. | Правила игры в баскетбол |
| Баскетбольные мячи, перекладина |
22 | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Подтягивания на перекладине. | Закрепляющий | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине. |
| Правила игры в баскетбол |
| Баскетбольные мячи, перекладина, набивные мячи |
23 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине | Совершенствования | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине |
| Подтягивания |
| Баскетбольные мячи, перекладина, набивные мячи |
24 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине | Совершенствования | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине |
| Отжимания |
| Баскетбольные мячи, перекладина, набивные мячи |
25 | Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением. ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. Подтягивания на перекладине | Подтягивания на перекладине | Отжимания |
| Баскетбольные мячи, набивные мячи, перекладина |
26 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. |
|
|
| Баскетбольные мячи, |
27 | Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному дроблением и сведением. Учебная игра в баскетбол по упрощенным правилам 3х3. |
|
|
| Баскетбольные мячи, |
II | Гимнастика (21 час.) |
28 | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре | Теоретический | Правила выполнения домашних заданий по физической культуре. Правила т/б на уроке гимнастики. |
| познавательные: ставить новые задачи, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, овладеть знаниями о роли и значении гимнастических упражнений, владеть умениями выполнения прикладных упражнений, овладеть знаниями о роли и значении лечебной и корригирующей физической культуры,
| Правила т/б на уроке гимнастики |
| Тетрадь, компьютер |
29 | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ типа зарядки. | Разучивающий | Питание и двигательный режим школьника. Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ типа зарядки. 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с элементами акробатики. |
| Упражнения для бр.пресса |
| Канат, гимн.маты. |
30 | 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад | Разучивающий | Питание и двигательный режим школьника. Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ типа зарядки. 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с элементами акробатики. |
| Подъем туловища |
| Канат, гимн.маты |
|
|
|
31 | Перекатом назад стойка на лопатках. Лазанье по канату в два приема. | Разучивающий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ типа зарядки. 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад. Перекатом назад стойка на лопатках. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с элементами акробатики. |
| овладеть знаниями о значении дыхательной гимнастики и упражнений для глаз, овладеть знаниями о значении гибкости и координации движений.
регулятивные: контролировать свои действия, осуществлять самостраховку, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, соблюдать технику безопасности, организовывать учебное сотрудничество, осуществлять контроль своей деятельности, анализировать двигательные действия, устранять ошибки, соотносить свои действия с планируемыми результатами, организовывать учебное сотрудничество, планировать и регулировать свою деятельность.
| Упражнение «щучка» |
| Канат, гимн.маты |
32 | Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. | Разучивающий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с гимнастической скакалкой. 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад. Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с гимнастической скакалкой. |
| Упражнения для икрон.мышц |
| Канат, гимн.маты, скакалки |
33 | Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. | Разучивающий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с гимнастической скакалкой. 2-3 кувырка вперед. 2-3 кувырка назад. Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с гимнастической скакалкой. | Кувырок вперед | Осуществление пульсометрии |
| Канат, гимн.маты, скакалки |
34 | 2-3 кувырка назад. Перекатом назад стойка на лопатках. | Закрепляющий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с гимнастической скакалкой. 2-3 кувырка назад. Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Эстафеты с гимнастической скакалкой | Кувырок назад | Кувырок вперед |
| Канат, гимн.маты, скакалки |
35 | Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами.
| Закрепляющий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с набивными мячами1-2кг. Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами.Эстафеты с набивными мячами. |
| Правила т/б на уроке гимнастики |
| Канат, маты, набивные мячи, бревно |
36 | Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами. | Закрепляющий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с набивными мячами1-2кг. Перекатом назад стойка на лопатках. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами.Эстафеты с набивными мячами. | Перекатом назад стойка на лопатках | коммуникативные: уметь вести дискуссию, взаимодействовать со сверстниками, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, формировать собственное мнение и позицию, взаимодействовать со сверстниками в процессе упражнений, формулировать, отстаивать свое мнение, обсуждать содержание и результаты, грамотно излагать собственную точу зрения, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, уметь вести дискуссию, ставить вопросы, обращаются за помощью.
| Стойка на лопатках |
| Канат, маты, набивные мячи, бревно |
37 | Ходьба по бревну приставными шагами. Приседания и повороты в приседе | Разучивающий | Перестроение из одной в две и три шеренги. ОРУ с набивными мячами1-2кг. Акробатическое соединение из разученных элементов. Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами. Приседания и повороты в приседе. Эстафеты с набивными мячами | Акробатическое соединение из разученных элементов. | Акробатическая комбинация |
| Канат, маты, набивные мячи, бревно |
38 | Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись | Разучивающий | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ на гимнастических скамейках. Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами. Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками |
| Отжимания |
| Канат, бревно, маты, скамейки, скакалки |
39 | Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись | Разучивающий | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ на гимнастических скамейках. Лазанье по канату в два приема. Ходьба по бревну приставными шагами. Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками | Лазанье по канату в два приема |
| Приседания |
| Канат, бревно, маты, скамейки, скакалки |
40 | Соскок с бревна прогнувшись. Вис согнувшись и прогнувшись.
| Закрепляющий | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ на гимнастических скамейках. Ходьба по бревну приставными шагами. Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись. Вис согнувшись и прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками | Ходьба по бревну приставными шагами. | Комплекс ОРУ |
| бревно, маты, скамейки, скакалки, перекладина. |
41 | Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. | Закрепляющий | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ с гимнастическими палками. Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками |
| Подтягивания |
| бревно, маты, скамейки, палки,скакалки, перекладина |
42 | Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ с гимнастическими палками. Приседания и повороты в приседе. Соскок с бревна прогнувшись. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками | Приседания и повороты в приседе. |
| Отжимания |
| бревно, маты, скамейки, палки,скакалки, перекладина,козел. |
43 | Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. ОРУ с гимнастическими палками. Соскок с бревна прогнувшись. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с набивными мячами и гимнастическими скакалками | Соскок с бревна прогнувшись. | Подтягивания |
| бревно, маты, скамейки, палки,скакалки, перекладина,козел |
44 | Гимнастическая полоса препятствий. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху.
| Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. Гимнастическая полоса препятствий. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с преодолением препятствий. |
| Прыжки со скакалкой |
| маты, скамейки,скакалки, перекладина,козел |
45 | Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с преодолением препятствий.
| Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. Гимнастическая полоса препятствий. Вис согнувшись и прогнувшись. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с преодолением препятствий. | Вис согнувшись и прогнувшись | Упражнения для формрования правильной осанки |
| маты, скамейки,скакалки, перекладина,козел |
46 | Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивания в висе хватом сверху. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивания в висе хватом сверху. Поднимание прямых и согнутых ног в висе. Упоры на бревне, жерди, перекладине. Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Эстафеты с преодолением препятствий. | Опорный прыжок на козла. Вскок в упор присев и соскок прогнувшись |
| Упражнения для формрования правильной осанки |
| маты, скамейки,скакалки, перекладина,козел |
47 | Подтягивания в висе хватом сверху. Эстафеты с преодолением препятствий. | Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивания в висе хватом сверху. Эстафеты с преодолением препятствий. |
| Наклоны вперед сидя на полу |
| Маты, перекладина, скакалки,обручи. |
48 | Подтягивания в висе хватом сверху. Эстафеты с преодолением препятствий.
| Совершенствования | Перестроение из колонны по одному в колонну по два и четыре. Гимнастическая полоса препятствий. Подтягивания в висе хватом сверху. Эстафеты с преодолением препятствий. | Подтягивания |
|
| Маты, перекладина, скакалки,обручи |
III | Лыжная подготовка (24 час.) |
49 | Одежда, обувь лыжника, подготовка лыжного инвентаря, креплений. | Теория | Правила поведения на уроках по лыжной подготовке. Одежда, обувь лыжника, подготовка лыжного инвентаря, креплений. |
| познавательные: выделять и формулировать познавательные задачи, ставить новые задачи, ориентироваться в разнообразии способов решения поставленной задачи, использовать общие приёмы решения задач, использовать общие приёмы решения задач, выполнять контрольные упражнения, планировать формы занятий.
регулятивные: соблюдать технику безопасности, планировать и регулировать свою деятельность, проявлять уважение к товарищам по команде, осуществлять контроль своей деятельности,
| Правила т/б на уроке лыжной подготовки |
| Компьютер, тетрадь. |
50 | Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. | Разучивающий | Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. Встречные эстафеты без палок. |
| Попеременный двухшажный ход. |
| Лыжи |
51 | Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. | Разучивающий | Попеременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. Встречные эстафеты без палок. | Попеременный двухшажный ход. | Одновременный двухшажный ход. |
| Лыжи |
52 | Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. | Разучивающий | Одновременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. Встречные эстафеты без палок. | Одновременный двухшажный ход. | Одновременный бесшажный ход. |
| Лыжи |
53 | Встречные эстафеты без палок. | Закрепляющий | Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. Встречные эстафеты без палок. |
| Передвижение на лыжах |
| Лыжи |
54 | Встречные эстафеты без палок. | контрольный | Одновременный бесшажный ход. Медленное передвижение на лыжах 1 км. Встречные эстафеты без палок. | Одновременный бесшажный ход. |
планировать и регулировать свою деятельность, определять режим индивидуальной нагрузки, | Попеременный 2-х шажный ход.
|
| Лыжи |
55 | Подъем на склон «елочкой» | Разучивающий | Подъем на склон «елочкой». Медленное передвижение на лыжах 2 км |
| Подъем на склон «елочкой». |
| Лыжи |
56 | Спуск со склона в средней стойке.Медленное передвижение на лыжах 2 км | Разучивающий | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке.Медленное передвижение на лыжах 2 км |
| регулировать физическую нагрузку, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить занятия в качестве капитана команды, помогать в судействе, вносить необходимые коррективы в двигательное действие, | Подъём «елочкой»
|
| Лыжи |
57 | Спуск со склона в средней стойке.Медленное передвижение на лыжах 2 км | Разучивающий | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке.Медленное передвижение на лыжах 2 км |
| Спуск с горы |
| Лыжи |
58 | Торможение и повороты плугом. | Разучивающий | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке. Торможение и повороты плугом.Медленное передвижение на лыжах 2 км |
| Дистанция 1 км |
| Лыжи |
59 | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке. | Закрепляющий | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке. Торможение и повороты плугом.Медленное передвижение на лыжах 2 км |
| организовывать места занятий.
коммуникативные: слушать учителя, обсуждать услышанное, взаимодействовать со сверстниками в процессе упражнений, взаимодействовать со сверстниками при проведении эстафет, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, применять соответствующие понятия и термины, проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде, | Торможение «плугом».
|
| Лыжи |
60 | Спуск со склона в средней стойке. Торможение и повороты плугом | Закрепляющий | Подъем на склон «елочкой». Спуск со склона в средней стойке. Торможение и повороты плугом.Медленное передвижение на лыжах 2 км | Подъем на склон «елочкой». | Дистанция 2 км |
| Лыжи |
61 | Торможение и повороты плугом | Закрепляющий | Спуск со склона в средней стойке. Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение на лыжах 3 км | Спуск со склона в средней стойке. | Повороты плугом |
| Лыжи |
62 | Торможение и повороты плугом. | Совершенствования | Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение на лыжах 3 км |
| Повороты плугом |
| Лыжи |
63 | Торможение и повороты плугом. | Совершенствования | Торможение и повороты плугом. Медленное передвижение на лыжах 3 км | Торможение и повороты плугом | Осуществление пульсометрии |
| Лыжи |
64 | Медленное передвижение на лыжах 3 км | Совершенствования | Медленное передвижение на лыжах 3 км |
| Дыхательная гимнастика |
| Лыжи |
65 | Медленное передвижение на лыжах 3 км
| Совершенствования | Медленное передвижение на лыжах 3 км |
| проявлять адекватные нормы поведения, обсуждать содержание совместной деятельности | Упражнения для икронож.мышц |
| Лыжи |
66 | Медленное передвижение на лыжах 3 км | Совершенствования | Медленное передвижение на лыжах 3 км |
| Приседания |
| Лыжи |
67 | Подъем на склон «елочкой». Лыжные гонки на 1 км. | Совершенствования | Подъем на склон «елочкой». Лыжные гонки на 1 км. Круговые эстафеты с этапом до 150м. |
| Приседания с отягощением |
| Лыжи |
68 | Лыжные гонки на 1 км. Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Совершенствования | Подъем на склон «елочкой». Лыжные гонки на 1 км. Круговые эстафеты с этапом до 150м. |
| Прыжки со скакалкой |
| Лыжи |
69 | Лыжные гонки на 1 км. Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Совершенствования | Подъем на склон «елочкой». Лыжные гонки на 1 км. Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Лыжные гонки на 1 км. |
|
| Лыжи |
70 | Подъем на склон «елочкой». Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Совершенствования | Подъем на склон «елочкой». Круговые эстафеты с этапом до 150м. |
| Приседания |
| Лыжи |
71 | Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Совершенствования | Круговые эстафеты с этапом до 150м. |
| Прыжки вверх |
| Лыжи |
72 | Круговые эстафеты с этапом до 150м. | Совершенствования | Круговые эстафеты с этапом до 150м. |
| Прыжки со скакалкой |
| Лыжи |
V | Баскетбол | 6 |
|
|
|
|
|
|
73 | Ведение мяча змейкой. | Закрепляющий | ОРУ типа зарядки. Ведение мяча змейкой. Эстафеты баскетболиста. |
| познавательные: выделять и формулировать познавательные задачи, использовать общие приёмы решения задач, ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, использовать общие приёмы решения задач,
| Повторить правила т/б на уроке баскетбола |
| Баскетбольные мячи, стойки |
74 | Передачи мяча на месте одной рукой. Эстафеты баскетболиста.
| Закрепляющий | ОРУ с гимнастической скакалкой. Передачи мяча на месте одной рукой. Эстафеты баскетболиста. |
| Упражнения для бр.пресса |
| Баскетбольные мячи, стойки, скакалки |
75 | Передачи мяча на месте одной рукой. Эстафеты баскетболиста. | Закрепляющий | ОРУ с гимнастической скакалкой. Передачи мяча на месте одной рукой. Эстафеты баскетболиста. | Передачи мяча на месте одной рукой. | Подъем туловища |
| Баскетбольные мячи, стойки, скакалки |
76 | Передачи мяча двумя руками в движении. | Закрепляющий | ОРУ с большими мячами (резиновыми). Передачи мяча двумя руками в движении. П/И «Мяч ловцу». |
| ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
регулятивные: соблюдать технику безопасности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в двигательное действие, уважать соперника, уметь работать в команде.
коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых приемов и действий, проявлять интерес к новому учебному материалу, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, управлять своими эмоциями, | Подъем прямых ног |
| Баскетбольные мячи, стойки, большие резиновые мячи |
77 | Броски по кольцу снизу с 3 м. П/И «Мяч ловцу». | Совершенствования | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Броски по кольцу снизу с 3 м. П/И «Мяч ловцу». |
| Уражнения для развития мышц спины |
| Баскетбольные мячи, стойки, набивные мячи |
78 | Броски по кольцу снизу с 3 м. П/И «Мяч ловцу». | Совершенствования | ОРУ с набивными мячами 1-2 кг. Броски по кольцу снизу с 3 м. П/И «Мяч ловцу». | Броски по кольцу снизу с 3 м. | Уражнения для развития мышц спины |
| Баскетбольные мячи, стойки, набивные мячи |
IV | ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (6 час.) |
79 | ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием | Разучивающий | Перестроение дроблением и сведением, ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 1 мин. П/И «Перестрелка» |
| познавательные: использовать общие приемы решения поставленных задач, ориентироваться в разнообразии способов решения поставленной задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, | Правила т/б на уроке л/атлетики. |
| Скакалки, Маты, стойки, планка. |
80 | Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 1 км. | Разучивающий | Перестроение дроблением и сведением, ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 1мин. П/И «Перестрелка» |
| Подтягивания |
| Скакалки, Маты, стойки, планка |
81 | Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 1 км. | Закрепляющий | Перестроение дроблением и сведением, ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 1 мин. П/И «Перестрелка» |
| Отжимания |
| Скакалки, Маты, стойки, планка |
82 | Прыжок в высоту перешагиванием. П/И «Перестрелка» | Закрепляющий | Перестроение дроблением и сведением, ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 2 мин. П/И «Перестрелка» |
| планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, в процессе освоения и устранять характерные ошибки, соблюдать правила безопасности. коммуникативные: слушать учителя, формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения легкоатлетических упражнений, формулировать собственное мнение и позицию, взаимодействовать со сверстниками,
| Прыжки со скакалкой |
| Скакалки, Маты, стойки, планка |
83 | Перестроение разведением и слиянием. Медленный бег 2 км. П/И «Перестрелка» | Совершенствования | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 2 мин. П/И «Перестрелка» |
| Выпрыгивания вверх |
| Скакалки, Маты, стойки, планка |
84 | Прыжок в высоту перешагиванием. П/И «Перестрелка» | Совершенствования | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с гимнастическими скакалками, Прыжок в высоту перешагиванием. Медленный бег 2 мин. П/И «Перестрелка» | Прыжок в высоту перешагиванием. |
|
| Скакалки, Маты, стойки, планка |
БАСКЕТБОЛ (6 час.) |
85 | Старт с опорой на одну руку. Челночный бег 3х10 м. Стойка игрока, передвижение по площадке. | Закрепляющий | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с набивными мячами 2 кг. Старт с опорой на одну руку. Челночный бег 3х10 м. Медленный бег 3 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. | Челночный бег 3х10 м. | познавательные: выделять и формулировать познавательные задачи, использовать общие приёмы решения задач, ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, использовать общие приёмы решения задач, ставить новые задачи, анализировать двигательные действия, устранять ошибки, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
регулятивные: соблюдать технику безопасности, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в двигательное действие, уважать соперника, уметь работать в команде.
коммуникативные: взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения игровых приемов и действий, проявлять интерес к новому учебному материалу, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, управлять своими эмоциями, | Правила т/б на уроке баскетбола |
| Баскетбольные мячи, стойки, набивные мячи |
86 | Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. | Закрепляющий | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с набивными мячами 2 кг. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 3 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. |
| Правила игры в баскетбол |
| Баскетбольные мячи, стойки, набивные мячи |
87 | Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. | Закрепляющий | Перестроение разведением и слиянием. ОРУ с набивными мячами 2 кг. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 3 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. | Ловля и передачи мяча с перемещением. | Выпрыгивания вверх |
| Баскетбольные мячи, стойки,набивные мячи |
88 |
| Совершенствования | Повороты и перестроения в две и три шеренги. ОРУ с набивными мячами 2 кг. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 4 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. |
|
|
| Баскетбольные мячи, стойки, набивные мячи |
89 |
| Совершенствования | Повороты и перестроения в две и три шеренги. ОРУ с большими мячами-броски и ловля в парах. Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 4 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. | Старт с опорой на одну руку. | Спринтерский бег |
| Баскетбольные мячи, стойки, |
|
90 |
| Совершенствования | Повороты и перестроения в две и три шеренги. ОРУ с мячами-броски и ловля в парах.Старт с опорой на одну руку. Медленный бег 4 мин.Стойка игрока, передвижение по площадке. Ловля и передачи мяча с перемещением. Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. Эстафеты с различными предметами. | Бросок мяча одной рукой с места по кольцу. | Медленный бег |
| Баскетбольные мячи, стойки, |
Легкая атлетика (12 час.) |
91 | Медленный бег 4 мин. Эстафеты с различными предметами. | Разучивающий | ОРУ с мячами-броски и ловля в парах. Бег 60 м. со старта с опорой на одну руку. Медленный бег 5 мин. Эстафеты с различными предметами. | Бег 60 м. со старта с опорой на одну руку. | познавательные: использовать общие приемы решения поставленных задач, ориентироваться в разнообразии способов решения поставленной задачи, |
|
| Мячи, секундомер. |
92 | Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Медленный бег 5 мин. | Разучивающий | ОРУ с мячами-броски и ловля в парах. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Медленный бег 5 мин. Эстафеты с различными предметами. |
| планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выделять и формулировать познавательные задачи, оценивать правильность выполнения учебных задач, выделять учебные задачи, использовать приемы решения поставленных задач, самостоятельно планировать пути достижения целей, владеть способами организации и проведения разнообразных форм занятий.
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, | Спринтерский бег.
|
| Мячи, прыжковая яма |
93 | Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Медленный бег 5 мин. | Разучивающий | ОРУ с мячами-броски и ловля в парах. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Медленный бег 5 мин. Эстафеты с различными предметами. |
| Выпрыгивания вверх |
| Мячи, прыжковая яма |
94 | Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. | Разучивающий | Комплекс ОРУ типа зарядки. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 6 мин. Эстафеты с различными предметами. | Бег 30 м с высокого старта | Медленный бег |
| мячи для метания, прыжковая яма |
95 | Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 6 мин | Разучивающий | Комплекс ОРУ типа зарядки. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 6 мин. Эстафеты с различными предметами. |
| Осуществление пульсометрии |
| мячи для метания, прыжковая яма |
96 | Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега | Закрепляющий | Комплекс ОРУ типа зарядки. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 6 мин. Эстафеты с различными предметами. |
| Медленный бег |
| мячи для метания, прыжковая яма |
97 | Медленный бег 7 мин. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Закрепляющий | Комплекс ОРУ типа зарядки. Прыжок в длину с разбега 11-15 шагов. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 7 мин. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Прыжок в длину с разбега | вносить необходимые коррективы в двигательное действие, в процессе освоения и устранять характерные ошибки, соблюдать правила безопасности, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий.
коммуникативные: слушать учителя, формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, | Прыжок в длину |
| мячи для метания, прыжковая яма, эстафетные палочки |
98 | Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег | Закрепляющий | ОРУ в движении с преодолением препятствий. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 7 мин. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. |
| Комплекс ОРУ |
| мячи для метания, эстафетные палочки |
99 | Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Закрепляющий | ОРУ в движении с преодолением препятствий. Метание мяча 150г. с 3-5 шагов разбега. Медленный бег 7 мин. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Метание мяча. | Медленный бег |
| мячи для метания, эстафетные палочки |
100 | Кросс 1500 м. Эстафеты с палочкой | Совершенствования | ОРУ в движении с преодолением препятствий. Кросс 1500 м. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Кросс 1500 м. | взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения легкоатлетических упражнений, формулировать собственное мнение и позицию, взаимодействовать со сверстниками, адекватно воспринимать оценку учителя, учащихся, ставить вопросы, обращаются за помощью.
| Метание мяча
|
| Секундомер, эстафетные палочки |
101 | Подтягивания на перекладине из виса. Эстафеты | Совершенствования | ОРУ в движении с преодолением препятствий. Подтягивания на перекладине из виса. Эстафеты с палочкой с этапом до 30 м. | Подтягивания | Медленный бег |
| Перекладина, эстафетные палочки |
102 | Правила поведения при купании в открытом водоеме. Двигательный режим школьника летом.
| теория | Правила поведения при купании в открытом водоеме. Двигательный режим школьника летом. |
|
|
| Компьютер, тетрадь. |
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ-5кл.
№ | Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30м.(сек) | 5.3 | 5.6 | 5.9 | 5.4 | 5.8 | 6.1 |
2 | Бег 60м.(сек) | 10.4 | 11.2 | 11.8 | 10.8 | 11.4 | 12.3 |
3 | Бег 100м (сек) | 15.9 | 16.8 | 17.7 | 16.2 | 17.2 | 18.3 |
4 | Бег 1000м. (мин) | 4.20 | 4.30 | 4.40 | 5.10 | 5.30 | 5.45 |
5 | Метание на дальность (м.) | 27 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 |
6 | Прыжок в длину с места (см) | 165 | 160 | 145 | 155 | 150 | 145 |
7 | Вис (сек) | 22 | 20 | 16 | 19 | 17 | 15 |
8 | Сгибание рук в упоре лежа (раз) | 21 | 19 | 17 | 12 | 11 | 9 |
9 | Поднятие туловища с положения лежа (раз) | 17 | 15 | 12 | 16 | 14 | 12 |
10 | Подтягивание (раз) | 5 | 3 | 2 | 14 | 9 | 7 |
11 | Челночный бег 3*10 (сек) | 8.2 | 8.7 | 9.6 | 8.5 | 9.4 | 10.0 |
12 | Прыжок через скакалку (раз) | 95 | 85 | 70 | 115 | 105 | 90 |
13 | Прыжок в высоту (см) | 105 | 95 | 85 | 90 | 80 | 70 |
14 | Прыжок в длину с разбега (см) | 300 | 260 | 220 | 260 | 220 | 180 |
15 | Метание в цель (раз) | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
16 | Метание набивного мяча 1 кг. (см) | 360 | 310 | 270 | 350 | 275 | 235 |
17 | Челночный бег 4*9 (сек) | 11.0 | 11.2 | 11.4 | 11.6 | 11.8 | 12.0 |