Главные вкладки

    Система работы образовательного пространства,направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Львова Людмила Витальевна
    Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_raboty_obrazovatelnogo_prostrans18.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Система работы по организации образовательного пространства, направленного на формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой».

       Я пониманию, что с одной стороны, образовательная политика государства направлена на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом,  на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

     С другой стороны, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.

            Работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, и как следствие уменьшение у них интереса к урокам физкультуры, к здоровому образу жизни и к здоровью, как личной ценности.

            Таким образом, у меня возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения  новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес  к урокам физической культуры, создать  положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.

    Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.

     Необходимо создать систему работы и условий для формирования положительной мотивации  и интереса учащихся к занятиям физической культурой, для повышения уровня физической подготовленности и физического здоровья школьников на современном этапе модернизации школьного образования.

     Поиск средств, повышающих уровень мотивации школьников к занятиям физической культурой и создание условий для формирования и поддержания устойчивого интереса к спортивной деятельности.    

            На первом этапе изучалась научно-методическая литература и состояние проблемы на практике.  

    Анализ научной литературы по проблеме позволил выяснить:

    1) уровни ее разработанности, 2) определить основы опытно-экспериментальной работы и 3) выделить условия, способствующих формированию познавательных мотивов.  

    В практике использовали методику по изучению и формированию мотивации учения школьников Марковой А.К., включающую изучение мотивации учащихся, планирование ее развития и контроль за этим процессом.  Проведено теоретическое исследование сущности «мотива» и мотивации.

     На втором этапе определились экспериментальные способы изучения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также исследовалось мнение учащихся по вопросам мотивации к урокам физической культуры в школе. С этой целью мною было проведено анкетирование. Всего было задействовано 130 учащихся 5-х, 6-х,7-х, 10-х 11-х классов.

    Анкетирование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления:

    -субъективного отношения учащихся к урокам физической культуры в школе,

    -особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у детей  разного школьного возраста.

    В результате анкетирования было получены следующие данные:

    1. Подавляющее большинство учащихся ответили, что им, в общем, нравятся уроки физической культуры (93%, 68%, 69%,57%,53%)  

    2. А вот например, на вопрос: «Почему вы посещаете уроки физической культуры в школе?» Большинство учащихся 5 классов выбрали следующие варианты ответов:                                                                                                                        -удовлетворить свою потребность в движении;                                                                                   -отдохнуть от занятий в классе;                                                                                                            -получить положительные эмоции;

    Большинство семиклассников выбрали следующие варианты ответов:                                           -проверить свои силы, испытать себя;                                                                                                                 -пообщаться с одноклассниками в условиях соревнований и игр;                                                       -укрепить здоровье;  

     Большинство старшеклассников выбрали такие варианты ответов:                                  -укрепить здоровье;                                                                                                                                -улучшить настроение, самочувствие, получить положительные эмоции;                                         -поддержать и скорректировать фигуру.    

     По итогам анкетирования был сделан вывод о том, что мотивация учащихся носит исключительно возрастной характер, в зависимости от ведущего вида деятельности и зависит от следующих факторов:

    •        от потребностей детей,

    •        личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства,

    •         особенностей воспитательной работы в классе, в семье,

    •        от физической и технической подготовленности учащихся и от уровня их физического развития,

    •        от условий образовательной среды.

    На третьем этапе осуществился подбор форм, методов, средств физического воспитания, которые позволили бы формировать положительные мотивы к урокам физической культуры школьников, повысить уровень физической подготовленности и физического развития и, как следствие, укрепить здоровье школьников.    

     Формирование положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой может быть достигнуто за счёт использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий, вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность, поэтому в своей работе наиболее эффективно использую следующие технологии:

    1. Технология дифференцированного обучения

     На урок физической культуры приходят дети разного уровня физической подготовленности, разного уровня обучаемости и состояния здоровья, а с другой стороны с требованиями федерального государственного стандарта по усвоению учебного материала. Средством решения данной проблемы я выбрала технологию дифференцированного обучения. Выбранная мною технология в наибольшей мере формирует предметные умения и универсальные учебные действия.  Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.  

    Например, (по группам здоровья).  Учащиеся основной группы на уроках лёгкой атлетике развивают выносливость в кроссовом беге, а учащиеся подготовительной группы - выполняют оздоровительный бег, в сочетании с ходьбой.

    Так же, дифференцированно подхожу к выставлению отметки по физической культуре. Учитываю как  результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение, учитываю так же и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Все отметки обязательно аргументирую.

    2. Игровые технологии помогают   повышать интерес к занятиям физической культурой, создать ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, что естественно стимулирует деятельность учащихся, побуждает детей к творческому самовыражению. Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами.

    3. Технология сотрудничества дает возможность организовать образовательный процесс в совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология работы в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.

    Например: на уроке гимнастики группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 5 человек, с разным уровнем физической подготовленности. Работа может быть построена следующим образом: более подготовленный ученик выбирает для показа сложное упражнение и руководит работой группы; три  других ученика в связке с первым демонстрируют  задание, а менее подготовленный  ученик поддерживает и страхует  учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.

    4. Информационно-коммуникационные технологии позволяют открыть моим учащимся широкий доступ к учебной, методической и научной информации по предмету, становится возможным моделирование исследовательской деятельности. Интерактивные презентации разной направленности: викторины, тесты, кроссворды, интенсивным, эффективным и качественным. Использование информационных технологий дает мне возможность разнообразить домашние задания, что способствует творческому развитию детей. Также, я активно использую компьютерную технику в качестве контроля, коррекции и тестирования учащихся.

    5. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи), наиболее соответствует требованиям времени: обучать ─ исследуя, исследовать ─ обучая, где ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное обучение на уроках физкультуры – это обучение решению нестандартных задач, ситуаций, в ходе которого учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и обеспечивает прочность приобретённых знаний, т.к. они добываются в самостоятельной  деятельности.

    Например: При обучении метанию мяча на дальность, ученики, решая проблему как можно улучшить результат, предлагают способы решения данной проблемы.

    6. Технология проектно-исследовательской деятельности дает возможность сориентировать ученика на самостоятельную деятельность, сообразно его личным интересам. Проектирование на уроке физической культуры - это проекты по исследованию влияния физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников.

    7. Здоровьесберегающие технологии помогают осуществлять образовательный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении здоровья учащихся. На занятия со старшеклассницами используются элементы фитнес -технологий, такие как степ-аэробику, упражнения на фитболах, шейпинг,  которые   являются действенным средством повышения интереса девочек  к занятиям, способствуют  повышению уровня физической подготовленности и укреплению здоровья будущих мам.

      В результате творческого сотрудничества с учениками определились оптимальные  формы  организации образовательного пространства:

    •        уроки проблемного изложения;

    •        уроки-путешествия;

    •        уроки-исследования;

    •        уроки-турниры;

    •        уроки с групповыми методами работы;

    •        уроки-проекты;

    •        интегрированные уроки и др.

    Проведение  таких мероприятий, как:

    •        дни здоровья;

    •        соревнования между классами по футболу, баскетболу, пионерболу;

    •        личное первенство по настольному теннису;

    •        весёлые старты;

    •        декады физической культуры;

    •        конкурсы рисунков и фотоколлажи «Спорт в нашей жизни», «ЗОЖ»

    •        «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!»;

    •        «Папа, мама, я - спортивная семья»;

    •        спортивные занятия с учителями

      Использование разнообразных форм организации учебных занятий позволяет активизировать познавательную деятельность учеников, вовлечь их в образовательный процесс в качестве его субъекта.

    Говоря о результативности  моего опыта целесообразно начать с динамики учебной мотивации учащихся.

             

    1.Позитивная динамика развития учебной мотивации

    По результатам анкетирования, наблюдается положительная динамика мотивации к занятиям физической культурой. У учащихся начальных классов можно наблюдать стабильно высокий уровень мотивации, у подростков он повысился на 8%, а у старшеклассников - на 13%.

    Классы        2013 год        2014 год        2015 год

    2 - 3 - 4        93%        95%        98%

    7 - 8 - 9        68%        72%        76%

    10 -11        55%        68%        69%

                           

    Положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся.

    Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как девочек, так и мальчиков растет по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одних случаях идёт неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и у девочек, в других рост достижений идёт в виде «ножниц», чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и у девочек.

    Уровень физической подготовленности        

    2012 год        

    2013 год        

    2014 год

    Высокий        35%        38%        39%

    Средний        59%        58%        58%

    Низкий        6%        4%        3%

    3.        Увеличение общего количества учащихся занимающихся в спортивных кружках и секциях

    За годы мы наблюдаем увеличение количества занимающихся в спортивных кружках и  секциях .

    Кол-во занимающихся в спортивных кружках и секциях

    2012-13        29%

    2013-14        32%

    2014-15        36%

                                  Выводы:

     Анализируя результаты своей деятельности по теме, мною сделаны выводы о том, что формирование положительной мотивации учащихся достигается за счёт:

    •        самосовершенствования самого учителя и его личного примера;

    •        использования современных образовательных технологий;

    •        эффективных форм и методов организации образовательного процесса;

    •        вовлечения учащихся во внеурочную и внеклассную деятельность в различных формах;

    •        ориентации учащихся на результат деятельности;

    •        инноваций в содержании образования.

                          Перспективу дальнейшей работы я вижу:

            -в продолжение исследований  по данной теме, так как вижу необходимость внедрения в образовательный процесс  работу с  индивидуальными «паспортами» физического развития, физической подготовленности и спортивных достижений школьников, что будет являться наглядным «портфолио» успехов и мотивацией к занятиям физической культурой;

            -в выявлении одарённых детей и создании условий для реализации их потенциальных возможностей;

            -в подготовке школьников к успешной сдачи норм комплекса ГТО, который внедрён в школы  с 1 сентября 2015 года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мотивация учащихся к занятиям физической культурой

    Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что основой основ учебно-воспитательной работы является стремление и умение учителя «подметить в каждом ребенке наиболее сильную сторону,   добиться ...

    Анкета "Мотивация учащихся к занятиям физической культуры"

    Инструкция. Анкета заполняется анонимно. Учащийся должен высказать свое отношение к 30 предложенным утверждениям, оценивая их значимость для себя по 5-балльной шкале:«1» - не согласен совсем;«2» - мне...

    Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

    Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

    Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы

    Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....

    Доклад на заседании ШМО "Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом"

    Педагогика рассматривает физическое воспитание в качестве неотъемлемой составной части всестороннего развития личности. Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей ...

    Тема по самообразованию: «Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом через внедрение современных образовательных технологий»

    Тема «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов»....