Интерактивные методы обучения.
статья по физкультуре ( класс) на тему

Литвинова Наталья Валерьевна

Интерактивные методы как средства активизации познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интерактивные методы обучения.21.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литвинова Наталья Валерьевна

ЧОУ «Православная гимназия» г. Белгорода

        С каждым годом вопрос об использовании интерактивных методов в работе с детьми становится все актуальнее. Это можно объяснить тем, что в связи с введением и реализацией Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, перед педагогами встают задачи, которые невозможно решить, используя традиционные методы и формы. Поэтому на помощь педагогу приходит новая форма работы с детьми, направленная на стимулирование к познавательной деятельности, - интерактивное обучение.

        Одна из главных целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых воспитанник будет чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что воспитательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоения нового материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Все мы знаем, что одной из важных для дошкольного и младшего школьного возраста деятельностью является общение. Оно считается необходимым условием для развития личности. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого. Решением этой задачи как раз и является использование в практической деятельности интерактивных методов.

Под интерактивными методами мы понимаем усиленное педагогическое взаимодействие,  взаимовлияние участников воспитательного процесса.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти  методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают со-обучение, причем и ребенок, и педагог являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель - учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

На наш взгляд, к основным особенностям интерактивного обучения можно отнести высокую степень интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.

Также обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.

К основным формам организации интерактивного взаимодействия можно отнести: индивидуальную, парную и групповую работу, коллективную или фронтальную работу, и планетарную, когда группа детей получает общее задание. [2]

К наиболее эффективным методам интерактивного обучения, которые педагоги используют во время непосредственной образовательной деятельности для активизации познавательных процессов, можно отнести ролевые игры, «мозговой штурм», дискуссии и метод ассоциаций.

Для детей дошкольного возраста более подходящим методом интерактивного обучения является ролевая игра. Характерным отличием ролевой игры является условность действий, что делает общение детей оживленным и захватывающим.

Цель ролевых игр - развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Поэтому ролевую игру можно отнести к разновидностям интерактивных игр.

На наш взгляд, главным в организации интерактивной игры с дошкольниками  младшими школьниками является создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Поэтому под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

- подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей;

- дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь;

 - детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции;

-  в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели;

- по окончании игры анализируются результаты, подводятся итоги.

Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном  аспекте – на чувствах, которые испытали дет, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). [1]

        Таким образом, мы можем сказать, что при использовании интерактивных методов в работе с детьми, роль педагога резко меняется. Это связано с тем, что его роль перестаёт быть центральной, педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Педагог готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, то есть создает условия для самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы, что на сегодняшний день является одной из основных целей реализации ФГТ.

        Литературные источники:

1. Виноградова Н. А., Буданова О. В., Гайнуллова Ф. С.  Интерактивная педагогика в детском саду / Н. А. Виноградова. - Изд-во: «Сфера». – 2012.

2. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.–с.24-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - интерактивный метод обучения.

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Применение интерактивных методов обучения,

В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...

Выступление. "Интерактивные методы обучения"

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и ре...

Интерактивные методы обучения

Текст выступления и презентация при проведении мастер-класса в рамках проблемного семинара, действующего в Клинском районе...

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...