Интерактивные методы обучения.
статья по физкультуре ( класс) на тему
Интерактивные методы как средства активизации познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Литвинова Наталья Валерьевна
ЧОУ «Православная гимназия» г. Белгорода
С каждым годом вопрос об использовании интерактивных методов в работе с детьми становится все актуальнее. Это можно объяснить тем, что в связи с введением и реализацией Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и школьного образования, перед педагогами встают задачи, которые невозможно решить, используя традиционные методы и формы. Поэтому на помощь педагогу приходит новая форма работы с детьми, направленная на стимулирование к познавательной деятельности, - интерактивное обучение.
Одна из главных целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых воспитанник будет чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что воспитательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность детей в процессе познания, освоения нового материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Все мы знаем, что одной из важных для дошкольного и младшего школьного возраста деятельностью является общение. Оно считается необходимым условием для развития личности. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого. Решением этой задачи как раз и является использование в практической деятельности интерактивных методов.
Под интерактивными методами мы понимаем усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников воспитательного процесса.
Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают со-обучение, причем и ребенок, и педагог являются субъектами учебного процесса. При этом воспитатель - учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.
Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.
На наш взгляд, к основным особенностям интерактивного обучения можно отнести высокую степень интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов.
Также обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом.
К основным формам организации интерактивного взаимодействия можно отнести: индивидуальную, парную и групповую работу, коллективную или фронтальную работу, и планетарную, когда группа детей получает общее задание. [2]
К наиболее эффективным методам интерактивного обучения, которые педагоги используют во время непосредственной образовательной деятельности для активизации познавательных процессов, можно отнести ролевые игры, «мозговой штурм», дискуссии и метод ассоциаций.
Для детей дошкольного возраста более подходящим методом интерактивного обучения является ролевая игра. Характерным отличием ролевой игры является условность действий, что делает общение детей оживленным и захватывающим.
Цель ролевых игр - развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Поэтому ролевую игру можно отнести к разновидностям интерактивных игр.
На наш взгляд, главным в организации интерактивной игры с дошкольниками младшими школьниками является создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Поэтому под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие детей друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей;
- дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь;
- детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции;
- в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели;
- по окончании игры анализируются результаты, подводятся итоги.
Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дет, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат). [1]
Таким образом, мы можем сказать, что при использовании интерактивных методов в работе с детьми, роль педагога резко меняется. Это связано с тем, что его роль перестаёт быть центральной, педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Педагог готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, то есть создает условия для самостоятельного поиска детьми ответов на поставленные вопросы, что на сегодняшний день является одной из основных целей реализации ФГТ.
Литературные источники:
1. Виноградова Н. А., Буданова О. В., Гайнуллова Ф. С. Интерактивная педагогика в детском саду / Н. А. Виноградова. - Изд-во: «Сфера». – 2012.
2. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.–с.24-27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/24/picture-1223.jpg)
Игра - интерактивный метод обучения.
В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....
Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»
Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...
Применение интерактивных методов обучения,
В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...
Выступление. "Интерактивные методы обучения"
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и ре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-41464-1360169135.jpg)
Интерактивные методы обучения
Текст выступления и презентация при проведении мастер-класса в рамках проблемного семинара, действующего в Клинском районе...
Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.
Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)
Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...