О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
статья по физкультуре ( класс) на тему

Тетенькин Владимир Николаевич

Рассказывается какие методы используются при подготовке юных хоккеистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Особые требования

Для того, чтобы понять необходимость силовой и общефизической подготовки в хоккее, вам следует знать о тех особых требованиях, которые предъявляются к хоккеисту. Чтобы добиться успеха в хоккее, игрокам, помимо отменного владения техникой, необходимо выполнять и специальную программу, направленную на увеличение силы, мощности, скорости и подвижности. Хоккей на льду как вид спорта обладает рядом специфических особенностей. Во время игры хоккеистам необходимо уметь быстро развивать и замедлять скорость на таком отрезке, который длится всего 30-45 секунд. Матч состоит из таких отрезков, а отдыхает игрок, сев на скамью. Кроме того, игрокам приходится переносить резкие всплески силы ввиду высокой скорости, развиваемой при скольжении. Хотя многие из так называемых специалистов утверждают, что энергия у хоккеистов должна поступать прежде всего из аэробных источников, но тот, кто сам занимался хоккеем, может прийти к совершенно иному заключению. Соотношение периодов отдыха и работы у форварда составляет, как правило, три к одному, а у защитников - примерно два к одному. В профессиональном хоккее эти соотношения растянуты телевидением даже еще больше. В зависимости от степени интенсивности нагрузки, многие виды спорта можно расположить на шкале между точками низкой интенсивности и высокой интенсивности. Тренировка низкой интенсивности может продолжаться длительный период времени. Но высокоинтенсивная работа может представлять собой только чередование коротких периодов работы с регулярными промежутками отдыха для восстановления (1). Согласно этим определениям, хоккей располагается ближе к высокоинтенсивному краю шкалы.

Межсезонье: развивайте мощность и выносливость

Межсезонная программа, направленная на увеличение силы и улучшение общей физической формы, должна быть максимально приближена к специфике конкретного вида спорта. Целью программы силового тренинга для межсезонья должна быть подготовка как мышечной системы, так и нейромышечной. Что касается подбора упражнений, то следует включать взрывные упражнения, базовые упражнения для нижней части тела,  а также большое количество вспомогательных упражнений для мышц торса. Программа общефизической подготовки для межсезонья должна быть направлена на развитие скорости и основываться на интервальном тренинге.  Силовой тренинг, общефизическая подготовка и тренинг для развития скорости должен быть специфическим и настроенным на особые требования такого вида спорта как хоккей. Тренинг для развития скорости должен производиться на земле, поскольку существует тесная взаимосвязь между скоростью на земле и скоростью на льду. В хоккее атакующие комбинации могут продолжаться 45 секунд. Таким образом, программа общефизической подготовки должна основываться на аналогичных интервалах. Однако, в связи с тем, что для игры в хоккей существует определенная необходимость в аэробных способностях, некоторый процент программы общефизической подготовки должна составлять аэробная нагрузка .  

Тренировки в сезон: поддерживайте силу, избегайте травм

В хоккее, ровно как и в других видах спорта, тренировки - это очень тяжелая работа. Они требуют преданности и дисциплинированности.

     МАСТЕРСТВО ХОККЕИСТА

Передвижение на коньках 

В хоккей играют коньках. Поэтому техника передвижения на коньках - основа, на которой держится мастерство хоккеиста. И чем лучше игрок способен на них передвигаться, тем больше он будет полезен на поле и тем легче ему научиться остальным приемам игры.

Бег на коньках по способу выполнения подразделяется на следующие виды: бег скользящими шагами, бег короткими шагами и бег спиной вперед. Основной двигательный механизм у этих видов бега имеет много общего. Его суть заключается в переменных толчковых движениях ногами.

Бег скользящими шагами

Очень часто применяется в игре. Обычно им пользуются, когда надо пробежать относительно большое расстояние. Это бывает при резком переходе команды или отдельного игрока от атаке к обороне, а также и к контратаке. Такой вид бега наиболее подходит для хоккеиста, так как он позволяет одновременно игроку расслаблять отдельные мышцы и поддерживать темп. В результате чего при грамотном использовании своих мышц можно довольно долго не уставая играть. 

 Эффективность бега во многом определяется посадкой хоккеиста. Посадка должна быть удобной, устойчивой и обеспечивать полноценную работу ног для набора определенной скорости. Посадка во многом зависит от роста хоккеиста, его веса и длины отдельных звеньев тела. Обычно при беге хоккеисты придерживаются следующего положения. Туловище наклонено вперед на 20-25 ° от вертикали и согнуто в тазобедренном суставе под углом 100-120°. Так что проекция плеч на лед опережает колени. Ноги согнуты в коленном и голеностопном суставах соответственно под углом 90-110 и 70-80° так, чтобы проекция колена опережала стопу. Плечи развернуты, живот подтянут, голова поднята. Такая посадка обеспечивает нормальную работу мышц ног, не стесняет работу органов дыхательной и сердечно-сосудистой систем, позволяет хоккеисту хорошо видеть и ориентироваться в окружающей обстановке.

Движения при скользящем беге можно разделить на несколько повторяющихся этапов (следует отметить, что о порядке выполнении данных этапов написано ниже).

1-ый - этап свободного проката (скольжение по льду одной из ног, к примеру нога №1),

2-ой - этап одноопорного отталкивания (нога №1 служит опорой, тело при этом готовится подтянуть вторую ногу и поставить ее на лед),

3-ий - этап двухопорного отталкивания (нога №2 ставится на лед и  отталкивается от него в направлении движения, нога №1 служит главной опорой),

4-ый - этап свободного маха (скольжение по льду ноги №1, нога №2 находится  на расстоянии ото льда),

5-ый - этап подтягивания (подтягивание ноги №2: нога немного приподымается ото льда),

6-ой - этап загрузки( начинаем все сначала....).

Порядок выполнения: 1-ый этап выполняется одновременно с 4-ым, 2-ой с 5-ым, 3-ий с б-ым

Бег короткими шагами

Данный вид бега используется, как правило, при резком ускорении, в том числе и с места. Движения очень схожи со скользящим бегом. Отличия заключаются в увеличении наклона туловища (~30° от вертикали) и угла разворота стопы до 85-87 ° (почти 90° ). В этом беге производительней используется инерция массы тела. Для быстрого разгона движения необходимо осуществлять с максимальной скоростью. Поэтому эффективность этого вида бега зависит от скоростных качеств мышц ног.

Бег окрестными шагами (перебежка)

Используется, как правило, для обходных, обманных маневров и поворотов.

Осуществляется по ломаной линии попеременными движениями влево и вправо. Для этого из положения основной посадки хоккеист переносит центр масс тела на ногу, в сторону которой осуществляет движение. Одновременно эта нога несколько сгибается в коленном и голеностопном суставах, а скольжение переключается на внешнее ребро лезвия конька. При этом снижается центр масс и осуществляется как бы посадка. Туловище наклоняется, а плечи разворачиваются в сторону движения. Затем идет мощное отталкивание внешним ребром лезвия конька с выпрямлением ноги в коленном и голеностопном суставах. И одновременно осуществляются перенос и плавная постановка на лед внутренним ребром лезвия конька "внешней" (по отношению к направлению движения) ноги (новичкам рекомендую не заносить далеко "внешнюю" ногу). После этого "внутренней" ногой осуществляется свободный мах и подтягивание, а "внешней" - мощное отталкивание внутренним ребром лезвия конька в направлении движения до полного выпрямления в коленном и голеностопном суставах. Такой же цикл полностью повторяется и в движении в другую сторону. 

Бег спиной вперед

Применяется, как правило, при отборе шайбы. Особенно важный прием бега для защитников, "встречающих" нападающих соперника с шайбой. Хотя в последнее время он применяется редко, данный вид бега очень красив в исполнении. 

Различают две разновидности бега спиной вперед: не отрывая коньков ото льда и бег окрестными шагами. При выполнении бега спиной вперед не отрывая коньков ото льда туловище несколько наклонено вперед, ноги согнуты в коленных суставах и находятся на ширине плеч, ступни параллельно друг другу. Движение осуществляется за счет попеременных толчков правой и левой ногой. Для усиления толчкового движения центр масс резким движением таза и бедра смещается в сторону толчковой ноги для увеличения реакции опоры и, следовательно, силы толчка. Отталкивание производится внутренним ребром лезвия конька путем резкого выпрямления ноги в коленном, а затем в голеностопном суставах и отведением стопы пяткой наружу. Заканчивается отталкивание передней частью конька.

В результате толчкового движения хоккеиста несколько разворачивает в сторону, противоположную толчковой ноге, и он некоторое время продолжает скользить на двух ногах, а затем, перенося центр масс на другую ногу, выполняет ею аналогичное толчковое движение. Бег спиной вперед этим способом относительно прост по исполнению, обеспечивает хорошую устойчивость хоккеиста на льду, что очень важно при отборе шайбы с применением силового единоборства. Однако этот способ передвижения не позволяет развивать высокую скорость и ограничивает маневр хоккеиста. В этом отношении более эффективен бег спиной вперед окрестными шагами, хотя он значительно сложнее по координации и исполнению. 

При беге спиной вперед окрестными шагами из исходного положения (как и в беге спиной вперед, не отрывая коньков ото льда) хоккеист переносит центр масс вправо и загружает правую ногу, после чего следует ею отталкивание внешней стороной лезвия конька. Одновременно левая нога выносится скрестно и ставится перед правой. После окончания толчкового движения правой ногой центр масс переносится на левую ногу, и хоккеист скользит на ней, вынося скрестно правую ногу и ставя ее на внутреннее ребро лезвия конька. Затем производится отталкивающее движение внешним ребром лезвия конька левой ноги и центр масс переносится на правую ногу с одновременным окрестным выносом левой ноги и т.д.

Следует отметить, что бег спиной вперед окрестными шагами - движение неестественное и сложнокоординационное, в котором чрезвычайно сложно реализовать скоростно-силовой потенциал мышц ног.

Повороты

Так как каток не прямая дорога, а хоккеист не трамвай, то игрок должен отлично уметь выполнять все виды поворотов: переступанием, не отрывая коньков ото льда, толчками одной ноги, прыжком с приземлением на две или одну ногу и поворот окрестными шагами.

Повороты по большой дуге влево и вправо

Они выполняются окрестными шагами. Техника их выполнения идентична с бегом окрестными шагами. Следует только отметить, что чем выше скорость и круче поворот, тем наклон туловища и сгибание ноги больше (чтобы противодействовать возрастающим в связи с этим центробежным силам). Но наклоном туловища сильно увлекаться тоже не надо, иначе хоккеист проделает поворот, лежа на бедре. Игрок должен научиться "чувствовать" крутизну поворота и в зависимости от нее устанавливать угол наклона. 

Поворот по большой дуге также можно выполнять переступанием толчками одной ногой (внешней относительно направления поворота), в то время как "внутренняя" нога не отрывается ото льда и скользит на внешнем ребре лезвия конька развернутая носком в сторону поворота. Этот поворот менее эффективен и в современном хоккее применяется редко.

Поворот (на 180°) переступанием

Для этого вида поворота желательно, чтобы хоккеист умел ставить ноги на 180°. Изобразить это можно так: <=  => (так чтобы левая нога смотрела влево, а правая - вправо, ступни лежат на одной прямой). Умение выполнять такую стойку помогает хоккеисту при повороте удержать равновесие.

Если игрок совершает поворот через левое плечо, то следует наклонить тело вправо, перенося центр масс на правую ногу, плечи развернуть. Также вправо выполняется энергичное вращательное движение на коньке правой ноги с одновременным переступанием левой ногой, которая выполняет вращательное маховое движение в направлении поворота. После постановки левой ноги на лед центр масс переносится на нее, она несколько сгибается в коленном суставе и начинает последующее движение. 

Поворот не отрывая коньков ото льда.

Выполнение поворота на двух ногах не отрывая коньков ото льда во многом схоже с поворотом переступанием, выполняемым на одной ноге. Отличие состоит в том, что в этом виде поворота тяжесть тела распределяется на две ноги, которые в равной мере принимают участие во вращательном движении, и лишь в завершающей фазе центр масс переносится на ногу, одноименную направлению поворота, и она несколько опережает другую. Своевременное подтягивание другой ноги способствует быстрому началу последующего маневра.

Также выполнение данного вида поворота можно осуществить, немного пристав на носок конька. Для этого "внутреннюю" ногу, в сторону которой осуществляется поворот, необходимо немного отвести назад, выдвинув вперед "внешнюю" ногу. Далее, встав на носок конька (пятка почти находится на льду, но на нее вес тела не приходится), резким движением в сторону поворота туловище разворачивается на 180°, и "внешний" конек  переносится в положение параллельное "внутреннему". Для удержания равновесия ноги находятся на ширине плеч, колени немного согнуты, туловище слегка наклонено вперед. 

Поворот прыжком

Выполняется он толчком одной или двух ног с резким вращательным движением головы, плеч и туловища в сторону поворота. В момент приземления ноги широко расставлены, плавно сгибаются в коленях для обеспечения устойчивости и быстроты перехода к очередному маневру. Этот способ применяется обычно при переходе к бегу спиной вперед.

Торможения и остановки

Эффективное маневрирование невозможно без торможений. Основным приемом торможения в современном хоккее является торможение с поворотом на 90° на двух или одной ноге. 

Торможение с поворотом на двух ногах

Торможение на двух ногах следует выполнять из положения скольжения на параллельных коньках. Начинают поворот движением головы, плеч, туловища, а затем резко поворачивают оба конька на 90° в положение перпендикулярно направлению движения. При этом туловище отклоняется в сторону, противоположную движению, а ноги сгибаются в коленных и голеностопных суставах. Отклонение туловища и перенос центр масс в сторону, противоположную движению, увеличивают давление лезвий коньков на лед и, следовательно, быстроту выполнения торможения за счет уменьшения тормозного пути. Амортизационное сгибание ног в коленном и голеностопном суставах способствует гашению скорости поступательного движения.

Торможение с поворотом на одной ноге

Техника подобна торможению на двух ногах. Отличие лишь в том, что поворот на 90° и торможение осуществляются на внутреннем ребре лезвия конька передней ноги (относительно направления движения хоккеиста до выполнения поворота). Эффективность торможения и быстроты перехода на последующий маневр в этих видах примерно одинакова. Однако торможение одной ногой требует более основательной подготовки мышц и связок суставов ног, так как вся нагрузка, связанная с силой инерции поступательного движения вперед, приходится на одну ногу.

Торможение "плугом" и "полуплугом"

Для такого торможения необходимы сильные мышцы на ногах. Результатом является плавное замедление скорости. Используется в современном хоккее очень редко и то преимущественно вратарями. 

Для выполнения торможения "плугом" носки коньков поворачиваются внутрь, колени сводятся вместе, центр масс смещается несколько назад за счет уменьшения угла в тазобедренном суставе. Торможение осуществляют внутренними ребрами лезвий коньков. При торможении "полуплугом" нога поворачивается носком внутрь и тормозит внутренним ребром лезвия конька.

Прыжки

Применяются для преодоления препятствий в виде клюшки, лежащего игрока и других предметов. Прыжки выполняются толчком одной или двух ног вперед или в сторону.

Прыжок вперед толчком одной ногой

Выполняется из исходного положения: ноги согнуты, туловище наклонено вперед. центр масс переносится на толчковую ногу, стопа которой разворачивается наружу, и внутренним ребром лезвия конька производится отталкивание. Одновременно маховым движением вперед-вверх выносится другая нога. При опускании на лед после фазы полета ноги сгибаются в коленном и голеностопном суставах, выполняя уступающее движение, туловище при этом несколько наклонено вперед.

Прыжок вперед толчком двумя ногами

Производится из такого же исходного положения, только центр масс распределяется на две ноги. Толчковое движение осуществляется одновременно двумя ногами за счет резкого разгибания туловища и ног, сначала в тазобедренном и коленном, а в заключительной фазе отталкивания - в голеностопном суставе. При приземлении производится уступающее движение.

Прыжок в сторону толчком одной или двумя ногами

Туловище отклоняется влево (если прыжок вправо), центр масс переносится на согнутую левую ногу, отталкивание - внутренним ребром лезвия конька левой ноги за счет резкого разгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При приземлении выполняется уступающее движение за счет сгибания сначала правой, а затем левой ноги.

Владение клюшкой и шайбой

Хват клюшки

Существенное значение имеет способ держания клюшки (хват). Клюшку держат двумя руками: одной рукой (верхней) хватом сверху за конец рукоятки, другой (нижней) - хватом снизу примерно на расстоянии одной трети длины клюшки. Такое держание клюшки является основным хватом. Принципиально неважно, какой рукой, левой или правой, держать клюшку за конец рукоятки. Если хват "верхней" рукой относительно постоянен, то "нижняя" перемещается по рукоятке, увеличивая или уменьшая расстояние между кистями рук в зависимости от технического приема и условий его выполнения. 

Силовые единоборства

Приемы игры, применяемые в борьбе за шайбу и связанные с силовыми действием различных мышечных групп - ног, туловища, плечевого пояса, - принято считать силовыми. К их числу относятся остановки, толчки и прижимания игрока противника грудью; плечом и бедром. Они осуществляются туловищем и клюшкой. 

Основное назначение таких приемов сводится к решению двух задач:

·    отделить от шайбы игрока противника и овладеть ею;

·    не дать принять шайбу, адресованную игроку противника.

Проведение силового приема правомерно разделить на четыре фазы:

·    прогнозирование движения соперника с шайбой и принятие плана действий;

·    осуществление скоростного маневра с обманными действиями, вынуждающего соперника двигаться в нужном направлении, сближение с ним;

·    непосредственное выполнение силового толчкового движения;

·    подбор шайбы.

Остановка и толчок противника грудью, плечом и верхней частью бедра

Применяются при движении противника с шайбой навстречу. В этом случае защитник, двигаясь спиной вперед, скрытым маневром с обманными действиями сближается с противником, вынуждая его снизить скорость и двигаться в нужном направлении. Выбрав момент, когда противник ослабил контроль шайбы, защитник резким движением в направлении пересечения пути противника производит толчок, отделяя его от шайбы. Перед толчковым движением надо принять устойчивое положение. Если толчок плечом или грудью производится вперед - влево, то опорная (правая) нога слегка согнута в коленном суставе, стопа развернута носком наружу.

Толчок грудью

Выполнение толчка грудью или плечом начинается с резкого выпрямления правой ноги и переноса массы тела на впереди скользящую левую ногу, что способствует увеличению силы толчка. Отделив противника от шайбы, защитник стремится сразу овладеть ею или предоставляет эту возможность партнеру. При выполнении первых двух фаз силового приема надо смотреть в лицо противнику, в не на шайбу.

Если противник в момент сближения с защитником сумел отклониться и оказался от него сбоку, то его задерживают толчком верхней частью бедра. Для этого в конце второй фазы (сближения) защитник осуществляет резкий поворот туловища в сторону, противоположную уходу противника, выводит вперед бедро и производит им толчок. В момент выполнения толчка масса переносится на ближнюю к противнику ногу, что способствует более эффективному толчку.

Лишив соперника равновесия и отделив его от шайбы, защитник стремится овладеть ею и начать атаку.

Толчок верхней частью бедра

Такой прием достаточно сложен в техническом отношении и требует от защитника совершенного владения коньками, способности прогнозировать направления движения игрока противника, точного расчета в действиях при сближении с ним.

Для овладения этим силовым приемом в совершенстве хоккеисту необходимо затратить много сил и времени. Видимо, поэтому в настоящее время толчок верхней частью бедра используется относительно редко. Так, при "свободной" трактовке правил игры хоккеисты предпочитают чаще использовать простые силовые приемы, в том числе и запрещенные, например, захваты и задержки руками, зацепы клюшкой и др.

Толчок плечом

Такой толчок движущегося с шайбой соперника можно применять в движении параллельным курсом. Для этого защитник, выполняя маневр ("улитку"), стремится направить соперника к борту, пристроившись к нему сбоку. Сблизившись с ним, защитник выполняет толчок плечом с одновременным разгибанием сзади скользящей ноги и переносом массы тела на впереди скользящую. Толчок у борта выполнить проще, в большинстве случаев он заканчивается прижиманием соперника к борту.

Отбор шайбы

Каждая команда в хоккее стремится забить как можно большее голов. Для этого очень важно завладеть шайбой, а, если надо, то отобрать ее у противника.  

При потере шайбы любая команда стремится быстро ее вернуть, отобрать у соперника, чтобы защитить свои ворота и начать атаку ворот соперника. Поэтому отбор шайбы - один из наиболее важных технических приемов игры в обороне.

Целесообразно выделить следующие виды отбора: клюшкой, перехватом и с помощью силовых приемов туловищем. Отбор клюшкой осуществляется выбиванием шайбы и подбиванием клюшкой клюшки противника.

Выбивание шайбы 

Проводится наиболее часто и в различных ситуациях. При отборе шайбы у противника, катящегося навстречу, хоккеист, двигаясь спиной вперед, имитирует отбор, выполняя обманные действия клюшкой, туловищем и головой. Выбрав момент, когда противник потерял на мгновение контроль шайбы или недостаточно хорошо ее контролирует, он делает резкий выпад вперед и коротким движением клюшкой ударяет по шайбе или клюшке противника. Выбитую шайбу подбирает сам или партнер. При отборе шайбы сзади у убегающего противника хоккеист коротким движением клюшкой ударяет по крюку и нижней части рукоятки клюшки противника, преимущественно с противоположной стороны от шайбы.

Отбор шайбы прижиманием клюшки противника

Осуществляется в относительно статическом положении, преимущественно у борта или на "пятачке". Для этого хоккеист, используя широкий хват, накладывает сверху свою клюшку на крюк клюшки или нижнюю часть рукоятки клюшки противника, как бы придавливая ее ко льду, используя при этом массу собственного тела. Вышедшую из-под контроля противника шайбу забирает сам или партнер.

Отбор шайбы подбиванием клюшки противника

Хоккеист, доставая сзади противника, подводит крюк клюшки под нижнюю часть рукоятки его клюшки, затем коротким кистевым ударным движением вверх подбивает клюшку и забирает шайбу.



Отбор перехватом 

Он позволяет с незначительными энергетическими тратами быстро переходить в острую контратаку. Успех в отборе перехватом во многом определяется умением хоккеиста правильно определить направление атаки противника, выбрать соответствующую позицию и своевременно пойти на перехват. В момент передачи противником шайбы своему партнеру обороняющийся хоккеист, разгадывая его маневр и направление передачи, резким стартовым движением вперед с выпадом перехватывает шайбу крюком или рукояткой клюшки. Овладев шайбой, сразу начинает контратаку.


Приемы борьбы за шайбу при вбрасывании 

Команда, выигравшая шайбу при вбрасывании, может сразу начать атаку.  

Успех в борьбе за шайбу зависит от многих факторов: силовых, скоростных и координационных качеств хоккеиста, внимания, взаимодействия с партнерами, квалификации соперника и др. Однако главным является техника выполнения приема. При выполнении приема борьбы за шайбу при вбрасывании клюшку держат обычным хватом, широким однонаправленным и укороченным. Обычный хват используют те, кто выигрывает шайбу за счет скорости и координационных качеств.

 В момент касания шайбой льда хоккеист резким коротким загребающим движением под себя или коротким ударом вперед - в сторону проталкивает шайбу себе на ход или отбрасывает партнеру, опережая на мгновение соперника

Отбор шайбы с использованием широкого хвата выполняется из такого же исходного положения. Хоккеист до касания шайбой льда резким коротким ударом крюком или нижней части рукоятки воздействует на клюшку противника, отбивает ее в сторону, забирает шайбу и отыгрывает ее партнеру

При отборе шайбы ударом по клюшке противника или ее задержкой клюшкой или рукояткой с последующим разворотом туловища и загораживанием им шайбы, оттесняя соперника, шайбу можно подыграть себе коньком или отдать партнеру.

      

      

Приемы игры туловищем

 Такие приемы применяются в борьбе за шайбу и связаны с силовыми проявлениями различных мышечных групп - ног, туловища, плечевого пояса, - принято считать силовыми. К их числу относятся остановки, толчки и прижимания игрока противника грудью; плечом и бедром.

 Основное назначение таких приемов сводится к решению двух задач: отделить от шайбы игрока противника и овладеть ею не дать принять шайбу, адресованную игроку противника.

Проведение силового приема правомерно разделить на четыре фазы: прогнозирование движения соперника с шайбой и принятие плана действий осуществление скоростного маневра с обманными действиями, вынуждающего соперника двигаться в нужном направлении, сближение с ним непосредственное выполнение силового толчкового движения подбор шайбы.

Остановка и толчок противника грудью, плечом и верхней частью бедра Применяются при движении противника с шайбой навстречу. В этом случае защитник, двигаясь спиной вперед, скрытым маневром с обманными действиями сближается с противником, вынуждая его снизить скорость и двигаться в нужном направлении. Выбрав момент, когда противник ослабил контроль шайбы, защитник резким движением в направлении пересечения пути противника производит толчок, отделяя его от шайбы. Перед толчковым движением надо принять устойчивое положение. Если толчок плечом или грудью производится вперед - влево, то опорная (правая) нога слегка согнута в коленном суставе, стопа развернута носком наружу. Выполнение толчка грудью или плечом начинается с резкого выпрямления правой ноги и переноса массы тела на впереди скользящую левую ногу, что способствует увеличению силы толчка. Отделив противника от шайбы, защитник стремится сразу овладеть ею или предоставляет эту возможность партнеру.

Толчок плечом движущегося с шайбой соперника можно применять в движении параллельным курсом. Для этого защитник, выполняя маневр ("улитку").

Отбор шайбы двумя игроками (парный отбор) В этом случае защитнику помогает нападающий. Защитник идет на столкновение с противником, владеющим шайбой, отделяет его от шайбы, прижимая к борту, а нападающий в это время подбирает шайбу и начинает атаку. Силовые приемы против соперника в момент приема им шайбы, адресованной партнером, преимущественно осуществляются на "пятачке" вблизи ворот.  

      

      



Предварительный просмотр:

Учебный материал

Хоккей активно способствует оздоровлению и закаливанию организма, благоприятно сказывается на деятельности органов дыхания и кровообращения, опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Эта игра способствует воспитанию у занимающихся ряда ценных качеств: быстрота, ловкость, силу, выносливость, гибкость, а также вырабатывает такие необходимые для современного человека свойства личности как смелость, решительность, мужество, чувство товарищества и коллективизма, дисциплинированность, выдержку и самообладание.

Для хоккея характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника, превзойти его в быстроте действий, изобретательности,  в силе, точности и других действиях, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе борьбы. Одна из особенностей игровой деятельности хоккеистов – большой объем силовых единоборств на любом участке хоккейной площадки. Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с жестокостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеиста высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости, инициативы, целеустремленности.

Тактика хоккея предполагает единство индивидуальных и коллективных действий. Различные функциональные обязанности каждого хоккеиста предопределяют постоянные взаимодействия с партнерами в рамках отдельной “связки” или звена. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды.

В содержание учебно-тренировочного процесса входят:

  1. Общая физическая подготовка, направленная на всестороннее гармоническое развитие органов и систем юного хоккеиста. Используется широкий круг средств всестороннего воздействия, в том числе из других видов спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, плавание)
  2. Упражнения для воспитания скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств, в том числе подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам.
  3. подготовительные и подвижные упражнения, способствующие успешному овладению технико-тактическими приемам игры.
  4. Упражнения по обучению и совершенствованию техники игры, преимущественно в стандартных условиях.
  5. Упражнения по освоению индивидуальных и групповых тактических действий.
  6. Подготовительные и уебно-тренировочные игры.
  7. Контрольные испытания с оценкой уровня физической и технико-тактической подготовленности.

В этой связи эффективность многолетней подготовки юных хоккеистов возможно лишь в том случае, если методы, средства и методические подходы к физической, технической, тактической и волевой подготовки на каждом конкретном возрастном этапе будут адекватны возрастному развитию юного хоккеиста.

Физическая подготовка юных хоккеистов на этапе предварительной подготовки и начальной специализации направлена на укрепление, всестороннее и гармоничное развитие всех органов и систем, на воспитание основных двигательных качеств. С  этой целью используются широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие быстроты, ловкости и гибкости.

Физическая подготовка в хоккее – это процесс воспитания двигательных способностей и поддержание их на уровне обеспечивающем высокую эффективность игровых действий.

 Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Она улучшает физические качества и двигательные возможности спортсменов, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков.

Общая физическая подготовка юных хоккеистов строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные и соревновательные.

Наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки юных хоккеистов. С возрастом и повышением мастерства доля общей физической подготовки уменьшается, а специальной – увеличивается. Однако на отдельных  этапах годичного цикла у хоккеистов старших возрастных групп возможны различные варианты соотношения этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема средств общей физической подготовки.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных способностей, необходимых в хоккее. Она может проводиться как на льду, так и вне льда. В связи с этим в специальной физической подготовке целесообразно выделить специализированную (вне льда) подготовку. В качестве средств специальной физической подготовки используются упражнения, на нервно-мышечные усилия, пространственно временным характеристикам и режимам работы адекватные основным хоккейным движениям. К ним относятся упражнения, включающие весь технико-тактический арсенал хоккея и разработанные на их основе специально подготовленные упражнения. Круг средств специальной физической подготовки значительно меньше, чем обычной.

В ходе специальной физической подготовки обеспечивается как комплексное, так и избирательное воздействие на специальные физические качества и способности хоккеистов.

В тренировочном процессе обе части физической подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. В свою очередь, физическая подготовка тесно связана с другими видами подготовки: технической, тактической, психологической. Так, упражнения направленные на развитие различных видов выносливости, одновременно воспитывают и морально – волевые качества хоккеистов: умение выполнять работу в условиях нарастающего истощения через ‘немогу”; прививают трудолюбие и другое. В настоящее время в тренировочном процессе широко используется метод сопряженного воздействия, позволяющий одновременно совершенствовать специальную физическую и технико-тактическую подготовленность, а также игровое мышление юных хоккеистов.

В целом физическая подготовка юных хоккеистов должна быть направлена прежде всего на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышения возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всестороннее развитие дыхательных качеств, координационных способностей.

Высокий уровень физической подготовленности, достигнутый в процессе многолетней тренировки, позволяет более эффективно решать задачи технико-тактической подготовки и является необходимой предпосылкой и основой для достижения высоких и стабильных результатов в зрелом возрасте.

Для хоккеистов важны:

  • Быстрая сила, проявляющаяся в скоростных движениях при преодолении небольших отягощений;
  • Взрывная сила, обеспечивающая быстрое наращивание рабочего усилия;
  • Абсолютная сила, или предельные силовые возможности спортсмена, позволяющие преодолевать значительное сопротивление (отягощение);
  • Силовая выносливость, обеспечивающая проявление силовых возможностей длительное время;

Хоккеист должен все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить и маневрировать, отводить соперника, вести, передавать и принимать, бросать шайбу в ворота, останавливать противника силовыми приемами или, наоборот, уклоняться от силового единоборства. Вместе с тем он должен быстро реагировать на действие соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию, мгновенно принимать тактическое решение и сразу же его реализовывать.

Уровень развития быстроты в первую очередь определяется функциональными характеристиками центральной нервной системы и периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеистов: подвижностью нервных процессов, скоростью, силой и частотой нервных импульсов, соотношением быстрых и медленных мышечных волокон, реактивностью мышц и их вязкостью, способностью мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное. Большое значение в проявлении быстроты имеет уровень координационных  возможностей хоккеистов, их технической мастерство, а также предельная мобилизация волевых качеств.

Скорость в целостном сложно координационном движении зависит не только  от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины ног, силы отталкивания и выносливости и т.д.

Выносливость хоккеиста – это способность эффективно выполнять игровую и тренировочную деятельность без утомления и противостоять ему, когда она может возникнуть.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Это сложное качество имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями и двигательными навыками. Под ловкостью понимают способность, во-первых, овладевать сложными двигательными координациями, во-вторых, быстро обучаться и совершенствовать спортивное движение, в-третьих, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

 Выделяют несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественном определить эту способность:

  • Координационная сложность двигательных действий. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений, т.е. требованиями к координации движений, т.е. требованиями координации движений;
  • Точность движений. Движение будет точным, если его пространственные, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче;
  • Время освоения. Мерой ловкости может служить и время, которое требуется спортсмену для овладевания необходимой точностью движения или для исправления его.

Косвенными показателями ловкости может служить способность к расслаблению мышц, сохранение равновесия, гибкость

Ловкость является и специфическим качеством. Она неодинаково проявляется в разных видах деятельности. Например, представители игровых видов спорта, как правило, проявляют посредственную ловкость в гимнастике, а гимнасты, наоборот – в играх. Более того, среди хоккеистов нередко встречаются спортсмены, виртуозно работающие клюшкой (виртуозная ловкость рук) и посредственно владеющие коньками, и наоборот, умеющие хорошо кататься, но не обладающие ловкостью рук.

Важной предпосылкой для развития ловкости является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми вступают в специфическое соединение и образовывают новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он усваивает новые формы движений, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям (становиться более ловким)

Гибкость (подвижность в суставах) – это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой. Это качество  необходимо хоккеисту для свободного выполнения технических приемов в игре.

Гибкость зависит от морфофункциональных свойств суставного и нервно-мышечного аппарата: эластичности мышц, участвующих в движении; согласованности работы мышц, участвующих в движении; сочленения суставных поверхностей; состояния нервной системы и т.п.

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в максимальной амплитуде движений, выполняемых самостоятельно за счет активной работы мышц: сокращения синергистов и соответствующего растяжения антагонистов, а также сухожилий связок. Активная гибкость зависит и от состояния центральной нервной системы, координирующей силу напряжения и расслабления мышц.

Пассивная гибкость определяет предельно возможной амплитудой движений, выполняемых с помощью каких-то внешних сил (отягощений). Пассивная гибкость целиком зависит от формы суставных костей и эластичности сухожилий, связок и растягиваемых мышц. Пассивная гибкость всегда больше активной, и в большинстве случаев ее увеличения создает предпосылки для увеличения амплитуды активных движений.

 Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной – увеличиваются.

Снижение активной гибкости в состоянии утомления объясняется снижением силы и эластичности мышц, ухудшением способности к расслаблению. В утомленных мышцах раньше возникает охранительное напряжение. В связи с этим в состоянии утомления – а это бывает, как правило, в конце тренировочного занятия – целесообразно давать упражнения на пассивную, а не на активную гибкость.

 Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что:

  1. приобретение определенных двигательных навыков (в частности, некоторых технических приемов) становиться невозможным или замедляется темп их усвоения и совершенствования. Например, снижается зона досягаемости шайбы, хоккеист с более высоким уровнем гибкости может первым дотянуться до шайбы, находящейся в удалении. Хоккеист, обладающий хорошей гибкостью, при обводке может убрать клюшкой шайбу дальше от соперника и обогнать его, не теряя  контроля над шайбой;
  2. у хоккеиста часто возникают травмы (повреждения мышц, связок, суставных сумок);
  3. повышение уровня силы, быстроты, выносливости и ловкости удержания или их развития не может быть использовано полностью;
  4. качество управления движением снижается. Если хоккеист обладает резервом гибкости, то он может выполнять упражнения с большей силой, быстрее, экономичнее.

Обучение техническим приемам игры и совершенствования в них – наиболее емкий и сложный педагогический процесс, осуществляемый на всех возрастных этапах многолетней подготовки. Однако задачи, содержание и методические подходы к изучению технических приемов и совершенствованию на отдельных этапах далеко не однозначно и определяется главным образом возрастными особенностями растущего организма.

На  этапе предварительной подготовки и начальной специализации обучению техническим приемам игры придается особое значение. На этом этапе в связи с высокими темпами развития двигательного и зрительного анализатора хорошая восприимчивость и усвояемость новых движений. Поэтому задача освоения технических приемов вполне доступна. Однако эффективность освоения во многом зависит от степени физической и психической подготовленности обучаемых. На этапе предварительной подготовки уделяется большое внимание отбору и общефизической подготовке. Обучение техническим приемам начинают с изучения техники передвижения на коньках. Для этого используют ряд общеподготовленных, специально-подготовленных упражнений вне льда и на льду и придерживаются определенной последовательности в освоении способов передвижения на коньках.

Параллельно с освоением техники передвижения на коньках юные хоккеисты овладевают техникой владения клюшкой в такой последовательности: широкое владение, бросок с укороченным длинным замахом, передача и прием шайбы, короткое ведение шайбы, броски с неудобной стороны. Сначала приемы выполняются на месте. А затем в движении, в сочетании друг с другом и т.д.

На этом этапе все упражнения выполняются в стандартных ( упрощенных) условиях. В процессе обучения используют методы: словесные, демонстративные, упражнения, игровой. Так как в этом возрасте у детей недостаточно развито абстрактное мышление и им свойственно конкретно-образное мышление, то предпочтительно в процессе обучения отдавать методу демонстрации – наглядному почувствованию движения и методу упражнения. В связи с этим уделяют особое внимание образному показу и использованию подводящих упражнений. Учитывая,  что в этом возрасте юные хоккеисты неспособны продолжительно сосредотачивать внимание и быстро утомляются, упражнения по технике надо строго дозировать, их продолжительность не должна превышать 12 минут. При обучении важно добиваться высокой культуры движений, так как в этом возрасте закладывается фундамент школы технического мастерства.

На этапе начальной специализации юные хоккеисты более основательно осваивают разученные на предыдущем этапе приемы и техники и  изучают более сложные. На этом этапе благодаря высокой пластичности ЦНС, ее способности к образованию прочных условно-рефлекторных связей, обращается особое внимание на формирование двигательных навыков с высокой степенью автоматизированности,  лежащих в основе технического мастерства. С этой целью практикуется выполнение упражнений в усложненных условиях, на повышенной скорости движения. Большое внимание уделяется также комплексным упражнениям, с подключением противодействий партнеров.

При совершенствовании способов передвижения на коньках обращают внимание на легкость и раскрепощенность движений, на технически правильное выполнение отталкивания, скольжения и подтягивания, на координацию движений рук и ног.

Обучая обводке следует поощрять индивидуальность в их выполнении, связанную с морфологическими и психологическими особенностями юного хоккеиста. В этом возрасте у подростков развивается способность логически мыслить, рассуждать и концентрировать внимание. В этой связи приобретают значимость словесные методы обучения. Учитывая настойчивость психики юных спортсменов. Переоценку своих возможностей и болезненное реагирование на отдельные неудачи, надо более тщательно дозировать нагрузку, соблюдать последовательность и постепенность в использовании средств  и методов. Важно также принимать во внимание степень координационной сложности упражнений и возможность их выполнения, реализуя дидактический принцип доступности. Вместе с тем необходимо постоянно контролировать выполнение тренировочных заданий, добиваться, чтобы юные хоккеисты не останавливались на полпути к цели, не опускали руки. А доводили выполнение тренировочного задания до конца.

На этапе спортивного совершенствования техническая подготовка юношей подобна аналогичной подготовке взрослых хоккеистов. Здесь уже предъявляются высокие требования по обеспечению высокого уровня технического мастерства, характерными чертам, которого являются разносторонность, эффективность, стабильность и надежность. На данном этапе используются упражнения повышенной сложности, причем особое внимание обращается на качество, скорость и скрытность выполнения технических приемов с учетом индивидуальных способностей спортсмена и выполнения функций игрового амплуа.

Техническая подготовка стабильности и надежности технических приемов целесообразно варьировать способы и условия их выполнения. Используя следующий методический подход: многократное повторение комплексов приемов и их разновидностей в стандартных условиях;

Выполнение комплексов приемов в усложненных и изменяющихся условиях;

Выполнение приемов в сложных условиях с возрастающим противодействием противника;

Выполнение приемов в экстремальных, внезапно меняющихся ситуациях игровой деятельности, при действии сбивающих факторов (ограничение времени и пространства, усиление противодействия соперника, утомляемость и другое)

Параллельность с освоением индивидуальных тактических действий начинается обучение групповым и командным. Сначала изучают простейшие групповые взаимодействия партнеров в парах и тройках на месте и в движении. Затем можно переходит к простым тактическим действиям. Обучение начинают с теоретического занятия, где с помощью макета хоккейного поля, видеозаписи или кинофильма показывают и объясняют расположение игроков на поле, их основные обязанности, простейшие перемещения и действия по зонам в соответствии с занимаемым амплуа и правилам игры. После этого осваивают практическую расстановку и перемещение игроков на размеченной площадке (вне льда), сначала без мяча, затем с передачами мяча руками. Для освоения командных тактических действий лучше использовать модифицированные под хоккей спортивные игры: гандбол и баскетбол.

Затем в упрощенных условиях (в движении на невысокой скорости, без сопротивления) осваиваются все основные передвижения и взаимодействия партнеров в рамах этой системы в отдельных зонах. После этого тактическая система может выполняться в целом и постепенно увеличивающимся противодействием противника.

 Дальнейшее совершенствование индивидуальных и групповых тактических действий осуществляется в рамках наигрывания определенных тактических систем, с более строгим выполнением функциональных обязанностей в соответствии с игровым амплуа.




Предварительный просмотр:

Игры с перемещениями.

1)Броуновское движение.

Все играющие – «молекулы». Они свободно бегают по площадке в разных направлениях и с разной скоростью. Главная задача – не задевать друг друга. В игре используются разные варианты бега: лицом, спиной или боком вперёд, -  а также их сочетание, приставным или обычным шагом.

2)Быстро в строй.

Участники делятся на две группы, которые строятся на противоположных лицевых линиях. По команде они разбегаются по площадке и свободно бегают в разных направлениях. Если подаётся первый сигнал – то игроки строятся на своих местах, если второй – строятся на месте, где стояла другая команда. В качестве первого и второго сигналов могут использоваться: один или два свистка, одна или две поднятые вверх руки и др.

Вместо произвольного бега может использоваться бег по заданию (лицом, спиной, боком и т.п.). Но в любом случае на место бегут только лицом вперёд, не задевая других играющих.

3)Салки с большими мячами.

Напоминает обычную игру «Салки». Используются волейбольные, футбольные или набивные мячи. Выбирается 2 и более водящих. У каждого из них в руках мяч. Водящие бегают за игроками, стараясь осалить их мячом, не выпуская его из рук. Если водящему это удаётся, то он отдаёт осаленному игроку свой мяч из рук в руки, а сам убегает. Пересаливать игрока, отдавшего мяч, нельзя. Если мяч выпал из рук водящего, то осаливание не засчитывается.

4)Северные и южные ветры.

1 (2) ученика играют роль северных ветров, 1 (2) – южного ветра. Северные ветры должны заморозить как можно больше учеников, дотрагиваясь до них рукой. Те, до кого дотронулись, превращаются в снежинок и стоят неподвижно, расставив ноги и подняв руки  в стороны вверх. Южные ветры освобождают замороженных, касаясь их рукой.  Через некоторое время подводятся итоги.

5)Удав.

Водящий (голова удава) берётся за один конец длинной верёвки. Это «удав», который в начале игры голодный и тощий. Все остальные – «звери». Водящий начинает бегать и салить играющих, т.е. удав начинает уписывать «зверюшек». Кого осалит, тот берётся за веревку, превращаясь в туловище удава, и помогает водящему. Осаливание засчитывается только от головы удава, а те, кто образует туловище, лишь помогают, хватая и удерживая зверей. Игра продолжается до тех пор, пока всех не переловят, или в течение определённого времени.  

6)Тройки.

Выбираются две тройки, которым дают номера – 1-я и 2-я. Игроки в тройках берутся за руки. Каждая тройка бегает самостоятельно и старается осалить остальных играющих. Тот, кого осалили, садится на определённую скамейку. Когда на скамейке окажутся 3 игрока, образуется новая тройка. Она получает номер «3» и вступает в игру, при этом 1-я тройка распадается. Т. о. в игре всегда участвуют только 2 тройки, которые распадаются по очереди.

7)Ипподром.

Вариант 1. Учащиеся разделены на 4 группы, каждая группа располагается на своём мате. Они уложены по углам игрового поля на расстоянии 3 - 5 м. Каждый ученик в  группе имеет свой номер. Учитель называет номера в любом порядке. Услышав свой номер, игроки соскакивают с мата и бегут по кругу, обегая все маты, стараясь принять и.п. на своём мате. Учащиеся могут располагаться произвольно или в определённом положении. Например, сидя на коленях, лёжа на спине или на животе и т.п.

8)Заколдованный лес.

Все учащиеся (игроки) располагаются за лицевой линией площадки, а водящий (колдун) в центральном круге. По команде учителя игроки бегут к противоположной лицевой линии, не выбегая за пределы площадки. Колдун старается осалить как можно больше бегущих. Тот, кого осалит колдун, превращается в дерево и остаётся на том же месте, расставив руки в стороны. Следующая перебежка выполняется с другой стороны, но бегущим надо пробежать мимо колдуна, но и, не касаясь деревьев. Деревья должны стоять на месте, но могут салить играющих. Так образуется заколдованный лес, который с каждым разом становится всё гуще, а пробежать через него всё труднее. Когда остаются 1 – 3 игрока, из них выбирают нового колдуна, и игра начинается сначала.

9)Пираньи.

Все играющие разбиваются на группы по 4-6 человек. Одна группа располагается на площадке – это пираньи (водящие). Все остальные за лицевой линией в группах. По команде учителя первая группа начинает перебежку с берега на берег. Игрок продолжает бег и в том случае, если его осалили пираньи. Пираньи «кусают» игроков, находящихся в пределах реки, причём стараются сделать это, как можно большее количество раз. Им можно салить только 1 рукой, нельзя хватать игроков.  После того, как пробежит первая группа, подаётся новая команда, и бег начинает 2 группа.

Осаливания всех пираний складываются. После того как пробегут все группы, водящая группа заменяется. Побеждает группа, набравшая больше очков.

10)Осетры и браконьеры.

Класс делится на 2 команды. 1 команда – осетры, они находятся в море, но им надо пройти в верховье реки на нерест вернуться обратно. Другая команда – браконьеры – располагается на реке. Предполагается, что браконьеры, сидя в лодках, не могут одновременно грести и бросать острогу, поэтому без мяча они бегают, а с мячом в руках стоят на месте. Учитель выбрасывает мяч на площадку, он может это делать каждый раз по-разному: рядом с линией моря, к линии нерестилища, высоко вверх, ударом о площадку, катить, ронять и т.п. Когда мяч вылетает из рук учителя  - это сигнал для осетров. Они как можно быстрее бегут в пределах площадки (рыбы по берегу не бегают)  за противоположную лицевую линию и без задержки возвращаются обратно, т.к. можно выбивать и нерестилище. Браконьеры, поймав или подобрав мяч, начинают  выбивать осетров и стараются выбить их как можно больше. Мяч можно передавать друг другу. Каждое попадание не выводит осетра из игры, лишь обеспечивая штрафные очки его команде. Выполнив 1 или 2 перебежки, команды меняются ролями. Общее количество перебежек оговаривается заранее и должно быть равным. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков.

Учитель может бросать не 1, а 2, 3 или больше мячей.  Всё зависит от уровня подготовки: чем он ниже, тем число брошенных мячей больше, Это позволяет обучаться большему числу игроков. С ростом технического мастерства, и, прежде всего с учащением попаданий в осетров, количество мячей сокращается.

11)Кто быстрее и сильнее

Проводится в парах (тройках, четвёрках). Игрок с мячом встаёт на лицевой линии. Он с силой бросает мяч в пол и бежит к противоположной стороне до тех пор, пока мяч, отскочив от пола, находится в воздухе. В момент касания мячом пола второй игрок фиксирует местоположение бегущего игрока. Затем, аналогичные действия выполняет 2 игрок, а 1 фиксирует расстояние.  Игрок, пробежавший большее расстояние, получает 1 очко. Через 3 – 5 пар перебежек подводятся итоги. Побеждает игрок, набравший  больше очков.

12)Кто выше и быстрее.

Вариант 1. Игра аналогична предыдущей, но игрок бросает мяч как можно выше. Проводится на улице.

Вариант 2. 2-й игрок ловит мяч, брошенный вверх. В момент ловли мяча он подаёт команду: «Стоп!» и сразу же фиксирует расстояние. Если игрок не поймал мяч  с лёта, то подаёт команду только тогда, когда мяч будет у него в руках.

13)Перемена мест.

Класс делится на тройки. 2 игрока располагаются в 6 – 9 метрах друг от друга. Третий встаёт между ними, он водящий. Водящий подбрасывает мяч вверх. Пока он в воздухе, 2 других игрока быстро меняются местами. Водящий, поймав мяч, старается попасть им в любого из перебегающих. В случае попадания он получает 1 очко. После 3-х перебежек водящим становится другой игрок.

Варианты: Ловля мяча водящим после отскока от пола, поворота; в и.п. мяч лежит на полу. По сигналу игроки начинают бег, а водящий выполняет какие-либо действия заданное количество раз и только после этого берёт мяч и бросает в бегущих. Например, 3 – 5 раз отжимается от пола, выпрыгивает вверх, выполняет кувырок и т.д.!

14)Не зевай

Вариант 1. Два игрока стоят рядом друг с другом , лицом в одном направлении. Один ( он заранее определён ) должен начать бег и оторваться от другого игрока как можно дальше. Момент старта игрок выбирает сам. Второй игрок старается всё время находиться рядом с ним или отстать как можно меньше.

Вариант 2. То же , но в ходьбе или медленном беге.

Вариант 3. Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии  1 – 1,5 м. Один выполняет разнообразные упражнения, второй как можно быстрее повторяет их.  Первый игрок , выбрав удобный момент , начинает бег, второй старается догнать его и осалить.

Вариант 4. Два игрока стоят друг против друга. Первый Ирок вытягивает вперёд руку. Второй должен коснуться её и тут же начать бег. Для первого игрока момент касания его руки  является сигналом для преследования.

Вариант 5. То же, но  преследующий игрок стоит спиной к убегающему. Касание его убегающим игроком является сигналом для поворота и начала преследования.

Вариант 6. Два игрока идут (бегут) вдоль средней линии зала. Один из них касается другого , что является сигналом обоим  к началу ускорения, которое  они выполняют в разные стороны. Каждый бежит к лицевой линии, расположенной с его стороны. Кто это сделает первым, тот и побеждает.

Вариант 7. 2 игрока стартуют по сигналу и бегут вдоль средней линии зала, стараясь как можно быстрее добежать до противоположной боковой линии.  Во время бега можно подавать сигнал, по которому игроки выполняют остановку и бегут каждый в свою сторону. Сигнал подают в любом месте дистанции (в начале, в середине, в конце) или вообще не подают.

15)Бег по дугам.

Вариант 1. Выполняется в парах. По сигналу два ученика одновременно стартуют и выполняют бег по кругам баскетбольной площадки, последовательно переходя с одного круга на другой. Один игрок старается убежать, а другой – его догнать. Если догоняющий осалит убегающего, он получает одно очко, если нет – очко получает другой. Бег прекращается за противоположной лицевой линией или после Осаливания. Игроки возвращаются назад вдоль боковых линий, меняются ролями, и упражнение повторяется.

Вариант 2.

Старт выполняется как в игре «Не зевай!», то есть момент начала бега определяет сам стартующий.  

16)Гонка с упражнениями.

Игроки делятся на тройки, которые располагаются на одном краю площадки. Первый должен бежать, второй – выполнять заданные упражнения, а третий – судить. Начинают работать по общему сигналу. Второй игрок выполняет упражнения (прыжки со скакалкой, выпрыгивания из приседа, отжимания от пола, поднимание туловища из положения лежа на спине, вращение мяча вокруг туловища, броски мяча в пол и т.п.), пока первый игрок выполняет бег до противоположной лицевой линии и обратно. Третий игрок подсчитывает количество выполненных вторым игроком упражнений и присуждает ему соответствующее количество очков. Затем меняются местами.

17)Охота на волка.

Класс делится на группы по три человека, которые играют одновременно на всей площадке. у каждой группы есть мяч. Один играющий из группы – волк, остальные – охотники. Волк свободно бегает по площадке, не выходя за ее пределы, в течение одной минуты. Охотники, передавая мяч друг другу, стараются догнать волка и подстрелить его (попадание мячом). При попадании в волка тот не выходит из игры, а лишь получает штрафные очки. По окончании времени волк меняется местами с одним из охотников, и такая смена проводится поочередно, пока каждый не побывает в роли волка. Выигрывает набравший меньшее число штрафных очков.

18)Бегуны и футболисты.

Расположение игроков показано на рисунке. Крестики – бегуны, нолики – футболисты. По сигналу первые игроки команд бегут к лицевой линии: крестик – за линию, нолик – к мячу, лежащему в одном метре от лицевой линии. Футболист, подбежав к мячу, выполняет удар ногой в сторону бегуна. Мяч должен попасть в игрока или пролететь мимо него, пока тот находится в поле. За попадание в игрока футболисты получают два очка, а за удачный удар – одно очко. Когда пробегут все крестики, команды меняется ролями. Когда пробегут и нолики, игра повторяется еще раз, но крестики располагаются с другой стороны площадки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

19) Бросок в приседе.

Игра аналогична предыдущей, но в ней иное расположение игроков, а удар ногой заменен бросками в приседе (снизу – в сторону). Очки ноликам даются только за попадание.

20)Охота на зайцев.

Игроки строятся в две колонны у стартовой линии. Между колоннами стоит учитель, у которого в руках мяч. Он бросает его вперед с обманным движением или без него. Момент, когда мяч оторвался от руки учителя, для обоих игроков является сигналом к началу бега. Но игрок из левой колонны  бежит к противоположной линии, а игрок из правой колонны устремляется за мячом, подбирает его и бросает в соперника. выполнив задание, игроки возвращаются в конец колонны. В зависимости от поставленной задачи учитель может бросать мяч по-разному: по низкой траектории, по высокой, катит по земле, ударяет в землю.

Можно разнообразить игру, выполняя старт из различных исходных положений (низкий и высокий старт, сидя, лежа, прыжки на месте, отжимания), или предварительно выполнив какое-то действие (кувырок, хлопок в ладоши, дотронуться до пола обеими руками).

Школа мяча.

1 Поймай от пола!

2 команды строятся в колонны по одному. В руках у направляющих легкие мячи одинакового размера. Перед каждой колонной на полу начерчен круг диаметром 65 см. По сигналу 1-й игрок ударяет мячом об пол. обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок и т.д. выигрывает команда. первой закончившая выполнение след. заданий:

а) бросить мяч об пол и поймать его руками.

б) ------------------------------------------- правой рукой

в) ------------------------------------------левой рукой

2. Поймай от стены!

Команды строятся в клоны по одному лицом к стене на расстоянии 3 – 4 м. от  нее. В руках у направляющих мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание. Затем участники без остановки выполняют второе и последующие задание. Выигрывает команда первой закончившая всю серию задания. Броски выполняются двумя руками снизу. Задания:

а) бросить мяч в стенку, дать ему удариться от стены об пол и поймать двумя руками.

б)  поймать мяч от стены сразу после отскока.

в) бросить мяч об пол так, чтобы он  отскочил к стене, а после отскока от стены поймать.

         Броски можно производить двумя руками сверху (из-за головы), также левой и правой рукой.



Предварительный просмотр:

Схема  микроциклов  подготовительного  периода .

6  Тренировочных  дней

1 день.      Техническая  подготовка  на  равнине  и  слабопересеченной  местности .

2 день.      Скоростная  выносливость .

3 день.      Тех.  Подготовка  средней  и  сильной  пересеч.  местности .

4 день.      Скоростная  выносливость.

5 день.      Тех.  Подготовка  на  различном  рельефе  местности.

6 день.      Скоростная  выносливость.

7 день.      Отдых.

  1. Тренировочных  дней.

1 день.     Техническая  подготовка .

2 день.     Скоростная  выносливость

3 день.     Отдых.

4 день.     Тех.  и  тактическая  подготовка.

5 день.     Тех.  подготовка  на  слабоперес.  местности.

6 день.     Скоростная  выносливость.

7 день.     Отдых.

  1. Тренировочных  дня.

1 день.     Техническая  тренировка.

2 день.     Скоростная  выносливость.

3 день.     Отдых.

4 день.     Техника  и  тактика.

5 день.     Отдых.

6 день.     Скоростная  выносливость.

7 день.     Отдых.

  1. Тренировочных  дня.

 

1 день.       Техническая  подготовка.

2 день.       Отдых.

3 день.       Скоростная  выносливость.

4 день.       Отдых.

5 день.       Отдых.

6 день.       Техническая  и   тактическая  подготовка.

Схема  микроциклов  соревновательного  периода.

6  тренировочных  дней.

1 день.      Равномерная  тренировка  или  легкая  прогулка.

2 день.      Переменная   трен – ка.

3 день.      Интервальная   тренировка.

4 день.      Повторная   тренировка.

5 день.      Отдых.

6 день.      Соревновательный.    \  Контрольный  старт  \

7 день.      Соревновательный.

5 тренировочных  дней.

1 день.   Отдых.

2 день.   Равномерная  тренировка.

3 день.   Повторная  тренировка.

4 день.   Интервальная  тренировка.

5 день.   Отдых.

6 день.   Переменная  тренировка.

7 день.   Соревновательный   \  Контрольный  старт  \

  1. тренировочных  дня .  \  1  вариант  \

1 день.     Отдых.

2 день.     Переменная  тренировка.

3 день.     Отдых.

4 день.     Интервальная  или повторная.

5 день.     Отдых.

6 день.     Соревновательный.

7 день.     Соревновательный.

  1. тренировочных  дня.  \  2  вариант  \

1 день.      Отдых.

2 день.      Переменная  тренировка.

3 день.      Отдых.

4 день.      Интервальная  или  повторная.

5 день.      Повторная  тренировка.

6 день.      Отдых.

7 день.      Соревновательный.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгтНагорск Кировской области

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Юный турист»

Срок реализации:3 года

Возраст участников:  11-13 лет

Руководитель: Тетенькин  Владимир  Николаевич –учитель физической культуры

пгт. Нагорск

2015 год


Пояснительная записка

В современном мире туризм очень популярен. Люди путешествуют из города в город, из страны в страну, с континента на континент. К сожалению, в нашей стране еще недостаточно уделяется внимания туризму. В первую очередь, это связано с материальным положением. Многие туристские базы страны находятся в плачевном состоянии.

Развитие туризма надо начинать со школьной скамьи. Туризм заслуженно пользуется любовью школьников.

Участие в походах не только хороший отдых, оно расширяет кругозор ребят, знакомит с родным краем, приучает к труду, прививает учащимся навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.

Предлагаемая программа ставит следующие цели и задачи:

  • развитие познавательных интересов у учащихся;
  • приобщение учащихся к различным видам общественно-полезного труда;
  • физическое развитие и укрепление здоровья;
  • организация содержательного досуга.

Данная программа кружка юных туристов позволяет изучить природу своего края, его историю. В походах кружковцы будут наблюдать за растениями, животными нашей местности, погодными явлениями, фиксировать свои наблюдения на бумаге.

На занятиях ребята смогут научиться пользоваться картой и компасом, ориентироваться на местности. Умение ориентироваться имеет большое значение не только в смысле подготовки юных туристов к сложным походам, его можно с полным правом отнести к той категории жизненных навыков, которые составляют неотъемлемую часть понятия всесторонне развитой личности, не говоря уже о том, что во многих областях деятельности человека умение отлично ориентироваться - обязательное условие (строители дорог, моряки, летчики, геологи, геодезисты и т.д.).

Данная программа предполагает овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным туристам-путешественникам. Учащиеся  научатся выбирать место для привала, разводить костер, ставить палатку, готовить на костре пищу, оказывать первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях.

Большое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, стремление охранять и приумножать природные богатства.

Занятие туризмом - это увлекательный вид активного отдыха, который помогает восстанавливать силу и работоспособность, укрепляет здоровье. В походах развиваются такие качества как коллективизм, инициатива, взаимовыручка, воспитывается чувство товарищества.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер, лишь незначительная их часть проводится в форме лекций и бесед.

План занятий составлен так, чтобы перед кружковцами всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия на природу, поход, участие в туристских соревнованиях.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа. Всего 204 часа.

Возраст кружковцев – 11-13 лет.

В программу включены темы, которые изучаются и на первом и на втором, и на третьем году обучения. Для кружковцев второго и третьего года обучения темы раскрываются более углубленно, так как усложняются и условия походов, всей работы кружка.

Первые занятия теоретические, но при хорошей погоде осенью или весной совершаются одно или двухдневные походы.  В конце учебного года проводятся соревнования туристов, которые показывают подготовленность кружковцев.

Учебно-тематический план I года обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт»

2

2

2.

Природа родного края

4

2

2

3.

Снаряжение туриста

4

2

2

4.

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

1

5.

Оказание первой медицинской помощи

6

2

4

6.

Разучивание туристских песен

3

3

7.

Узлы в призме

8

4

4

8.

Страховка туриста

8

2

6

9.

Знакомство с компасом

4

2

2

10.

Беседы по экологии

2

2

11.

Изготовление рисунков и газет на туристскую тему

2

2

12.

Установка палатки

4

1

3

13.

Приготовление пищи в походе

4

2

2

14.

Изготовление костровых принадлежностей

4

1

3

15.

Топографические знаки

4

4

16.

Организация костра в походных условиях

2

1

1

17.

Изучение лекарственных растений

2

1

1

18.

Организация и проведение походов

4

4

Итого:

68

32

36

Учебно-тематический план II года обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теорети-ческие занятия

Практические занятия

1

Знакомство с планом работы кружка на год

1

1

2

Российский туризм

1

1

3

Снаряжение команды

4

2

2

4

Оказание 1-й медицинской помощи                            

4

2

2

5

Пешеходный туризм – самый массовый спорт в мире

4

4

6

Узлы в туризме

8

2

6

7

Страховка и самостраховка

8

2

6

8

Спортивное ориентирование

4

1

3

9

Беседы по экологии

2

2

10

Конкурс туристических газет «Твое имя – турист»

4

2

2

11

Установка палатки

7

1

6

12

Организация питания в походных условиях

2

1

1

13

Топографические знаки

8

6

2

14

Устройство полиспаста

4

2

2

15

Лекарственные растения

4

2

2

16

Организация и проведение походов

3

1

2

Итого:

68

32

36

Учебно-тематический план III года обучения

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Теорети-ческие занятия

Практические занятия

1

Знакомство с годовым планом работы кружка

1

1

2

Лекция: «Туристские тропы России». Категорийные походы, места массового туризма.

4

4

3

Изготовление туристского снаряжения своими руками. (Обвязки, беседки, планшеты и т.д.)

6

2

4

4

Изучение основ горного туризма с элементами скалолазания. (Передвижение по склонам, деревьям с элементами альпинизма).

6

2

4

5

Изучение всех топографических знаков и применение их для обозначения на карте.

8

4

4

6

Узлы в туризме. (Изучение всех туристских и альпинистских узлов).

8

2

6

7

Спортивное ориентирование. (Ориентирование по компасу с точностью до 5º . Нахождение предмета по трем и более точкам).

4

2

2

8

Оказание первой медицинской помощи. (Изготовление подручных средств для переноски пострадавших).

6

2

4

9

Наведение полиспаста. (С помощью инструктора и без помощи инструктора).

4

2

2

10

«Как прекрасен этот мир». (Конкурс стенгазет по краеведению. Подбор материалов, оформление)

4

1

3

11

Народная медицина. (Знакомство с травами и ягодами, собираемыми в походе для лечения больных. Заготовка трав впрок, способы заготовки, приготовления и применения).

2

1

1

12

Суровые будни зимы. (Организация зимней экскурсии по родным местам).

5

5

13

Организация походов. Участие в районных соревнованиях по туризму.

10

10

Итого:

68

23

45

Условия, необходимые для реализации программы

Занятия проводятся па базе МКОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск в спортивном зале и на местности. Используется снаряжение и оборудование, имеющееся в школе и у участников кружка. У каждого кружковца должна быть записная книжка или тетрадь, куда записываются сведения, слышанные на занятиях (условные топографические знаки, список снаряжения, наборы продуктов, аптечка), заносятся впечатления о походах и  экскурсиях

Руководитель кружка должен обеспечить условия для безопасного проведения экскурсий, путешествий.


Список рекомендуемой литературы

  1. Ф.А. Кропф «Спасательные работы в горах».    М: «Россия»,1984 г.
  2. К.М. Федин. «Туризм- школа мужества».    Киев, «Образование», 1963 г.
  3. Н.В. Погодина. «Радость путешествия». - М: «Книга», 1993 г.

4   С.А. Кривов. «Сильные, крепкие, смелые». – М: «МСП», 1998 г.

  1. В.М.   Куликов, A.M.   Ромштейн.   «Школа   туристских  вожаков»:   Учеб.-метод.
    пособие. -  М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999г.
  2. Туристская игротека: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Ю.С  Константинова. - М:
    Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г.

7.  В.А. Уваров,  А.А. Козлов. «В поход пешком». - М: «Советский спорт», 1988 г.

 8. «Люди идут по свету».   Туристские  песни. Сост.  Леонид  Беленький, М: «Советский композитор», 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов 12 - 13 лет на спортивную успешность ".

Данная работа может быть использована при изучении темы " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов на спортивную успешность"Цель презентации : изучить влияние психоэмоциональног...

Средства и методы подготовки юных пловцов

В статье описаны средства и методы подготовки юных пловцов на этапе начальной подготовки, приведены средства обучения техники спортивных способов плавания, прыжков в воду, стартов и поворотов....

Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов

В статье раскрывается важность тренировочного процесса...

Развитие физических качеств юных хоккеистов

Характеристика основных физических качеств.Сенситивные периоды развития физических качеств....