Средства и методы подготовки юных пловцов
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Попов Михаил Владимирович

В статье описаны средства и методы подготовки юных пловцов на этапе начальной подготовки, приведены средства обучения техники спортивных способов плавания, прыжков в воду, стартов и поворотов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popov_m.v._sredstva_i_metody_podgotovki_yunyh_plovtsov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средства и методы подготовки юных пловцов

 Средства обучения плаванию

К основным средствам обучения плаванию относятся следующие группы физических упражнений:

1) общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше;

2) учебные прыжки в воду;

3) игры и развлечения на воде;

4) упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и совершенствования в ней.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения применяются в целях:

- повышения уровня общего физического развития занимающихся;

- совершенствования основных физических качеств, определяющих успешность обучения и тренировки в плавании (координация движений, сила, быстрота, выносливость, подвижность в суставах);

- организации внимания занимающихся и предварительной подготовки к изучению основного учебного материала в воде.

Для повышения уровня общего физического развития занимающихся, способствующего быстрому и качественному освоению навыка плавания, используются самые разнообразные физические упражнения и занятия другими видами спорта: строевые и общеразвивающие гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры, легкоатлетические упражнения, ходьба на лыжах; бег на коньках; гребля; езда на велосипеде.

Выполнение общеразвивающих упражнений на уроках плавания направлено главным образом на укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование мышечного корсета и воспитание правильной осанки. В группах начальной подготовки 2-го года обучения необходимо уделять больше внимания общеразвивающим упражнениям, так как многие дети не могут проплывать определённые отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость. Для них целесообразно использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений (серии).

Специальные физические упражнения направлены на развитие специальных качеств пловца. Сюда относятся разнообразные упражнения с резиновыми амортизаторами на развитие силы мышечных групп, принимающих участие в гребковых движениях; упражнения для развития подвижности в плечевых, голеностопных, коленных суставах и позвоночного столба; упражнения для чередования напряжения и расслабления мышц, принимающих участие в гребковых движениях руками и ногами.

Имитационные упражнения на суше позволяют ознакомиться с формой и характером упражнения перед выполнением его в воде, что повышает успешность освоения сущности движения.

При изучении и совершенствовании спортивной техники выполняется имитация отдельных элементов и их связок, выделение граничных поз пловца с остановками и статическими напряжениями в этих позах для лучшего освоения координационной структуры движения. Спортсмены из групп начальной подготовки 2-го года обучения, как правило, хорошо освоили технику стилей плавания кролем на груди и на спине, поэтому основной объём имитационных упражнений приходится на стили плавания брасс и дельфин.

Применение учебных прыжков в воду в учебно-тренировочных занятиях по плаванию в группах начальной подготовки 2-го и 3-го годов обучения повышает эмоциональность занятий, воспитывает смелость и уверенность, подготавливает к изучению стартового прыжка.

Прыжки в воду выполняются в начале основной или заключительной части занятия плавания. Если занимающиеся освоили несколько прыжков, то вход в воду в начале урока можно начинать прыжком в воду по команде тренера.

В группах начальной подготовки 2-го года обучения изучение стартовых прыжков проводится только в большой ванне бассейна, в глубокой её части. Сначала все простейшие прыжки разучиваются с низкого бортика, затем с бортика высотой 30 см. и далее – со стартовой тумбочки. Прыжки выполняются только по команде тренера, поочерёдно. Команда для следующего прыжка подаётся, когда предыдущий прыгун отплывёт на безопасное расстояние или выйдет из воды.

Основные упражнения для изучения прыжков в воду:

1. Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду;

2. Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперёд-вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду;

3. То же, что и предыдущее упражнение, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика;

4. Стартовый прыжок и скольжение без движений до полной остановки с регистрацией пройденного расстояния (по голове).

В группах начальной подготовки 3-го года обучения проводится совершенствование техники выполнения стартов, изучаются различные варианты его выполнения.

Основные технические упражнения для этой возрастной группы:

1. Стартовый прыжок с вылетом по крутой траектории вверх, крутым входом в воду (как бы в одну точку), мощными гребковыми движениями под водой с помощью ног дельфином и переходом к плавательным движениям кролем на груди или дельфином;

2. Предыдущее упражнение, но с гребком руками и ногами брассом и переходом к плавательным движениям брассом;

3. Стартовый прыжок в гимнастический обруч, через шест, установленный в диапазоне оптимального угла вылета;

4. Стартовый прыжок с акцентом на: а) быстрое выполнение подготовительных движений; б) быстрое выполнение отталкивания; в) дальность прыжка.

Применение игр и развлечений в учебно-тренировочных занятиях способствует:

  1. Повышению эмоциональности и уменьшению монотонности занятий;
  2. Воспитанию морально-волевых качеств, самостоятельности, активности, инициативы;
  3. Укреплению коллектива, воспитанию чувства товарищества;
  4. Умению применять полученные навыки в изменяющихся условиях.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и заключительной частях урока. Продолжительность игры зависит от её содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовленности участников, их эмоционального состояния и степени утомления.

Для повышения уровня технической подготовленности спортсменов нами разработан комплекс специальных упражнений, направленный на совершенствование техники спортивных способов плавания.    

На этапе начальной подготовки после первого года обучения плаванию спортсмены владеют основами техники спортивных способов плавания. Поэтому основной задачей технической подготовки спортсменов 2-го и 3-го годов обучения является совершенствование техники плавания.

Методы обучения плаванию

Методы обучения – это способы и приёмы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания. При обучении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.

Использование различных методических приёмов в обучении двигательным действиям учащихся младшего школьного возраста позволяет им сравнительно успешно овладеть техникой двигательных действий и учитывать индивидуальные способности и двигательные возможности занимающихся.  

К словесным методам обучения относятся: описание, объяснение, рассказ, беседа, методические указания, разбор и анализ действий, команды и распоряжения, подсчет. Используя эти методы, педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму и характер, направленность воздействия, осмыслить и устранить допущенные ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога способствует повышению эффективности занятий.

Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогая решению учебных и воспитательных задач, отражает отношение педагога к своему делу и к обучаемым, стимулирует активность занимающихся, уверенность в себе, интерес к занятиям.

Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность за свою работу, предлагается чаще давать небольшие задания, выполнение которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать «продвижение» в обучении. Учащиеся со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха. Учащиеся средних способностей более, чем другие, нуждаются в постоянном стимулировании учебных действий, поэтому учителю необходимо в своей работе чаще пользоваться методами поощрения.

В связи со специфическими особенностями плавания все необходимые объяснения, разбор и оценка действий проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. В воде применяются только лаконичные команды, распоряжения и подсчет, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости, а также возрастает опасность переохлаждения.

К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных наглядных пособий; применение жестикуляции.

Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания должен проводиться только квалифицированным пловцом перед занятием в воде, когда группа находится на суше. Таким образом занимающимся предоставляется возможность видеть движения пловца в разных ракурсах (сбоку, спереди и сзади), а также отчетливо слышать сопутствующие объяснения педагога. По его заданию демонстратор акцентирует внимание на наиболее существенных элементах техники, показывая их в медленном темпе, с остановкой, с максимальным расслаблением или, наоборот, с максимальным приложением усилий.

Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка) и т.д.

Показ учебных вариантов техники на суше проводится педагогом, а показ в воде – занимающимся, у которого лучше других получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятий, когда группа находится на суше, но и во время основной части урока.

Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие занимающимися команд и указаний педагога. Поэтому преподаватели, тренеры по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов и жестов, позволяющих им установить более тесный контакт с группой. Условные сигналы и жесты не только могут заменить команды преподавателя (о чем необходимо предварительно договориться с обучаемыми), но и помогают уточнить технику выполнения движений, предупредить или исправить возникающие ошибки.

К практическим методам относят методы практических упражнений, соревновательный и игровой методы.

Методы практических упражнений условно разделяют на две подгруппы:

1) преимущественно направленные на освоение техники плавания;

2) преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Обе эти подгруппы тесно взаимосвязаны, так как обеспечивают координацию между двигательными и функциональными системами организма спортсмена.

Практические методы первой подгруппы широко используются при обучении, когда основной задачей является освоение и совершенствование техники спортивных способов плавания. Наряду с освоением техники, достигается совершенствование двигательных качеств, повышается уровень развития силы, выносливости, гибкости, координации и др. На этапах начальной тренировки ведущее положение занимают методы второй подгруппы.

Изучение техники плавания осуществляется путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом.

Для повышения эмоциональности и динамичности занятий в процессе обучения плаванию широко применяются соревновательный и игровой методы. Общим методическим правилом для их использования является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений перед их применением в соревновании или игре. Между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.

Соревновательный метод. Для него характерны:

1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;

2) умение использовать особенности своей физической и психологической подготовленности в борьбе за первенство.

Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам занимающихся, содействуя воспитанию воли, настойчивости в достижении цели, самообладания уже на первых занятиях в бассейне.

Применение соревновательного метода дает большую физическую и психологическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.

Игровой метод. Для него характерны:

1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

2) вариативное применение полученных умений и навыков в изменяющихся условиях игры;

3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств.

Игра способствует воспитанию чувства товарищества, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Главное достоинство игрового метода – положительный эмоциональный фон.

Как и соревнование, игра повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных плавательных движений. Вот почему соревновательный и игровой методы необходимо применять уже в самом начале обучения.

Таким образом, успех обучения технике плавания определяется комплексным применением трех групп методов: словесных, наглядных и практических. В каждом конкретном случае критерием эффективности применяемых методов обучения является их соответствие:

1) задачам обучения и специфике учебного материала;

2) уровню подготовленности обучаемых;

3) условиям для проведения занятий;

4) квалификации и стилю работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы подготовки юных пловцов

Этапы подготовки юнных пловцов...

О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Рассказывается какие методы используются при подготовке юных хоккеистов....

Развитие скоростных качеств у юных пловцов

Особенности применения средств и методов спортивной тренировки для развития скоростных качеств пловцов....

Психологическая подготовка юного пловца к многолетнему тренировочному процессу и соревнованиям.

Тренировка пловцов не похожа на тренировку в других видах спорта прежде всего тем, что пловец, проплывая дистанцию, в значительной степени изолирован от внешней обстановки, а также проделывает большую...

Использование метода круговой тренировки на тренировочных занятиях у юных пловцов

Основная форма обучения юных спортсменов – тренировка. Через систему тренировок осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и воспит...

Текстовое сопровождение компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности "Методы и приёмы подготовки юных мотокроссменов на начальном этапе подготовки"

Материал был подгоотовлен к аттестации по должности "педагог дополнительного образования". Будет полезен тренерам по направлению "Мотоциклетный спорт".В тексте и презентации раскры...