Методическая разработка на тему: «Влияние последовательности поражения целей по мишенной установке на результат стрельбы в биатлоне»
методическая разработка ( класс) по теме

Дементьев Николай Васильевич

Варианты, методика и рекомендации  выбора последовательности поражения целей по мишенной установке в биатлоне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное автономное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта»

Методическая разработка

Тема: «Влияние последовательности поражения целей по мишенной установке на результат стрельбы в биатлоне»

Разработчик:  тренер-преподаватель

 КГАУДО СДЮСШОР по ЗВС

                                                                                    Дементьев Николай Васильевич

                                       

        

г.Петропавловск – Камчатский

        2015г.

        

Содержание

Введение.

Актуальность.

I. Варианты последовательности поражения целей по мишенной установке в биатлоне.

Выводы.

II.Методика и рекомендации  выбора последовательности поражения мишеней

Список используемой литературы.        

Введение

Спецификой стрельбы в биатлоне является необходимость поражения пяти мишеней, расположенных в горизонтальный ряд – биатлонной мишенной установки. В научно-методической литературе в настоящее время нет обоснованных рекомендаций, в какой последовательности следует поражать мишени из положений лежа и стоя для обеспечения высоких результатов стрельбы.

Изучение научно-методической литературы показывает, что мнения специалистов в этом вопросе кардинально расходятся. Например, Кедяров А.П. (2007г.), считает оптимальным порядок ведения стрельбы по мишеням из положения лежа – «справа налево», из положения стоя – «слева направо».

Маматов В.Ф. (2006 г.), рекомендует вести стрельбу из положения лежа, начиная с центральной мишени и вести влево, затем переместить оружие на крайнюю правую мишень и продолжать стрельбу справа налево, т.е. к середине. Стрельбу из положения стоя вести в последовательности «слева направо».

Изучение итоговых протоколов соревнований Трех Этапов Кубка мира по биатлону 2005-2006 г. и Олимпийских игр 2006 г. (Н.В. Астафьев 2011 г.) показало, что в стрельбе:

  • из положения лежа:  36% - биатлонистов используют последовательность

                                                  поражения целей «слева направо»;

              59% - «справа налево»; 

              5% - другие варианты стрельбы

  • из положения стоя:  35% - используют последовательность  поражения целей

                                                 « слева направо»;

              63% - «справа налево»;

              2% - другие варианты стрельбы

Актуальность исследования. 

В доступной  литературе не обнаружено современных научно обоснованных рекомендаций о том, в какой последовательности биатлонистам следует поражать цели и какими действиями должно сопровождаться выполнение упражнения в стрельбе из положения «лежа» (перемещением таза, нажимом плеча на приклад, напряжением кисти руки, на которой лежит оружие и т.п.) и из положения «стоя». Необходимость поиска оптимальной техники стрельбы для биатлонистов определяет актуальность исследования.

Гипотеза исследования:  результат стрельбы биатлонистов по мишенной установке в определенной мере обусловлен функциональной асимметрией спортсмена, зависит от последовательности поражения целей, техники стрельбы.

Цель исследования: изучить мнения тренеров по биатлону, путем проведения анкетирования, на предмет определения преимуществ и недостатков различных последовательностей поражения целей мишенной установки для двух положений для стрельбы – «лежа» и «стоя».

Метод исследования. Самым распространенным методом получения социологической информации является анкетный опрос, который осуществляется с помощью хорошо отработанного инструмента – анкеты.  В данной анкете  отражены были следующие вопросы, на которые респондентам необходимо было ответить:

 1.) «Влияет ли последовательность поражения целей по мишенной установке на результат стрельбы в биатлоне»;

2.)  «Рекомендуемая вами последовательность поражения мишеней»

I. Варианты последовательности поражения целей по мишенной         установке

в биатлоне

Проведение анкетирования тренеров по биатлону КГАУДО СДЮСШОР по ЗВС г. Петропавловска - Камчатского и МБОУДОД СДЮШОР по ЛВС г.Елизово, Камчатский край (16 человек) показало:

Ответ на вопрос: «Влияет ли последовательность поражения целей по мишенной установке на результат стрельбы в биатлоне?»

а)        ДА - ответили 13 человек;

б)        НЕТ - ответил 1 человек;

в)        затрудняюсь ответить - 2 человека.

Ответ на вопрос: «Рекомендуемая вами последовательность поражения мишеней?»

а)        «справа налево» – ответили 11 человек;

б) «слева направо» 4 человека;

в)        «с центральной мишени» –  0 человек;

г)        иные варианты – 1 человек.

Выводы

При анкетировании выяснилось, что абсолютное большинство тренеров считает, что последовательность поражения целей по мишенной установке влияет на результат стрельбы в биатлоне.

К таким же выводам пришли Астафьев Н.А. и Романова Я.С. в результате анкетирования 40 спортсменов и тренеров на «Открытом Чемпионате России» 2008 г. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции г. Омск 2001 г.)

В кратких комментариях тренеры указывали, что при стрельбе из положения лежа при переводе винтовки «справа налево» и «слева направо» меняется жесткость изготовки.

При переводе винтовки в направлении «слева направо» при стрельбе из положения лежа происходит «уход» с левого локтя, теряется «жесткость» изготовки в этом случае происходит расслабление тонуса мышц, обеспечивающих устойчивость системы «стрелок-оружие». Отсутствие жесткости и умеренного напряжения отрицательно сказывается на изготовке и производстве качественного выстрела. Кроме того, при переводе винтовки «слева направо» возможен «завал» оружия в сторону переноса направления стрельбы. При стрельбе в последовательности «справа налево» тренеры отмечают, что происходит «заход» на левый локоть и система «стрелок-оружие» от выстрела к выстрелу становиться жестче. Некоторые к серьезным недостаткам стрельбы в последовательности «справа налево» относят подергивание плечом, что негативно сказывается на обработке спуска.

При переводе винтовки «справа налево» напряжение мышц левой руки возрастает, при переводе «слева направо» ослабевает. Сторонники стрельбы «справа налево» увеличение жесткости изготовки считают положительным фактором, сторонники стрельбы «слева направо» отрицательным.

Что касается стрельбы «от центра», то данный вариант стрельбы, как прокомментировали тренера, спортсмены не используют, объясняя это тем, что происходит сбой ритма стрельбы и снижается скорострельность из-за более длительного по времени и по траектории перевода ствола на крайние мишени.

При стрельбе из положения стоя сторонники стрельбы «справа налево» считают, что при переводе винтовки справа налево происходит «закручивание туловища» вокруг вертикальной оси, изготовка становится жестче и это способствует улучшению результатов стрельбы.

Сторонники стрельбы из положения стоя, считают, что при стрельбе «слева направо» происходит «раскручивание туловища», изготовка становится менее жесткой, мышечное напряжение ослабевает и эти факторы положительно влияют на качество стрельбы.  Получается, что влияние одного и того же фактора на результат стрельбы одни тренеры оценивают положительно, другие отрицательно. Вариант стрельбы с центральной мишени спортсмены не используют, так как снижается скорость стрельбы, пропадает ритм.  Один из опрашиваемых тренеров, в стрельбе из положения стоя предлагает использовать иные варианты стрельбы. Он считает целесообразным в сложных метеоусловиях стрелять в любую мишень, на которую оказался нацелен ствол. На мой взгляд, в ветреную погоду такая работа биатлониста на огневом рубеже действительно оправдывает себя.

По мнению опрошенных тренеров в стрельбе из положения стоя последовательность поражения целей мишенной установки имеет меньшее значение, чем в стрельбе из положения лежа.

II. Методика и рекомендации выбора последовательности поражения мишеней

Задача этой работы заключается в том, чтобы дать практические и методические рекомендации для выбора того или иного варианта стрельбы. Для этого надо рассмотреть, что происходит с системой «стрелок - оружие» во время изготовки, наведения оружия на цель и его перевода от первой к последующим мишеням.

По расчету специалистов Н. В. Астафьева, Я. С. Романовой (Материалы научно-практической конференции 2011 г.) установлено, что сектор стрельбы по мишенной установке составляет 1010, а амплитуда перемещения дульной части ствола винтовки варьируется от 8,5 до 10,3 сантиметров. Практика работы со спортсменами различной спортивной квалификации показывает, что эти показатели, т.е. перемещение дульной части ствола, могут быть гораздо больших значений.

image1

                         Рис.1

Рассмотрим такое понятие как сектор первоначальной изготовки. Это сектор изготовки без включения визуального контроля (А), как для тех, кто стреляет как «справа налево», так и для стреляющих «слева направо». Сектор (В) - отрицательный сектор изготовки. Чем он больше, тем больше величина амплитуды перемещения дульной части ствола винтовки (рис.1). С увеличением амплитуды перемещения дульной части ствола увеличивается вероятность таких явлений как:

  1. Завал оружия и связанное с ним смещение средней точки попадания (СТП). Если учесть, что максимальная величина смещения СТП при стрельбе лежа всего 22,5 мм, то завал оружия серьезная причина промахов на 4 и 5 выстрелах как при стрельбе «справа налево», так и при стрельбе «слева направо».
  2. Возникает неоправданно жесткое натяжение стрелкового ремня при стрельбе «справа налево», что может привести к возникновению пульсации на последних выстрелах.
  3. Возникает ослабление стрелкового ремня, что приводит к неустойчивому положению винтовки на последних выстрелах при стрельбе «слева направо».
  4. С увеличением амплитуды перемещения дульной части ствола возможно смещение щеки спортсмена на гребне приклада, потеря центровки глаз - диоптр - намушник, в связи с этим смещение СТП на последних выстрелах как при стрельбе «справа налево», так и при стрельбе «слева направо».

После производства первого выстрела и перезарядки оружия, мушка может находиться как справа, так и слева от мишени. Поэтому спортсмен должен владеть навыками наведения винтовки на мишень из любого положения, в том числе «справа налево» и «слева направо».

Величина отклонения мушки от мишени зависит:

  • от умения спортсмена держать мушку после выстрела и отдачи винтовки в районе мишени;
  • от умения быстрым и четким движением кисти руки направленным вдоль канала ствола произвести перезарядку;
  • от регулировок винтовки:

а) работы затвора и длины приклада;

б) натяжения и места крепления стрелкового ремня;

в) высоты крепления верхнего и нижнего крюков затыльника приклада;

г) регулировки гребня приклада

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что независимо от последовательности поражения мишеней «справа налево» или «слева направо» спортсмену для обеспечения качественной стрельбы приходится решать ряд задач, характерных для обоих способов стрельбы.

  1. Совершенствование техники изготовки - удержание оружия в секторе (С) после изготовки без визуального контроля.
  2. Совершенствование техники наведения оружия на очередную мишень после первого и последнего выстрелов.
  3. Своевременное изменение регулировок оружия, исключающих смещение СТП после первого выстрела. Например: с изменением росто-весовых показателей спортсмена или переходом с летней экипировки на зимнюю.

Таким образом, мнение, что последовательность поражения мишеней влияет на результат стрельбы малообоснованно. Есть особенности, которые надо учитывать при выборе того или иного способа поражения мишеней. Эти особенности должны быть отражены в регулировке оружия и совершенствовании навыка наведения оружия после первого и последующих выстрелов.

Какие можно дать рекомендации по выбору того или иного способа последовательности поражения мишеней.

Изготовка для стрельбы из положений лежа и стоя, наведение оружия на мишень, обработка спускового крючка и производство выстрела - это сложно координационные действия с участием больших групп мышц, работающих в диапазоне от статики до мелкой моторики.

Поэтому рекомендовать спортсмену со сложившимся стилем стрельбы кардинально его поменять это тоже самое, что предложить писать справа налево тем, кто привык писать слева направо. Спортсменам, имеющим проблемы со стрельбой на последних выстрелах можно порекомендовать в подготовительном периоде тестовые тренировки с различной последовательностью поражения мишеней, расположенных в горизонтальный ряд с оценкой:

а)        количество набранных очков;

б)        смещением СТП;

в) скорострельность при этом на первом этапе будет дополнительным показателем, который будет улучшаться по мере тренировки выбранным способом поражения мишеней.

Вариант тестовой тренировки по пяти мишеням, расположенным в горизонтальный ряд

  1. Стрельба лежа 5 серий по 5 выстрелов:

  - «Справа  налево» по одному выстрелу в мишень с переизготовкой после каждой серии с оценкой:

а) Время до первого выстрела;

б) Время, затраченное на стрельбу;

в) Количество очков в каждой мишени;

г) Сумма очков в 5-ти мишенях;

д) Анализ смещения СТП после первого выстрела

  1. Стрельба лежа 5 серий по 5 выстрелов:

   - «Слева направо» с оценкой тех же параметров стрельбы;

  1. Сравнительный анализ 1-го и 2-го вариантов стрельбы.

При работе с начинающими спортсменами выбор последовательности поражения мишеней должен происходить поэтапно:

       1 этап: Освоение навыков техники изготовки и стрельбы (лежа - 80-90 очков), (стоя - 60-70 очков);

  1.  этап: Тестовые тренировки с различной последовательностью поражения мишеней расположенных в горизонтальный ряд с учетом:

- количества набранных очков;

- скорострельности;

- смещение СТП.

      3 этап: Выбор наиболее подходящей последовательности поражения мишеней для данного спортсмена на основе объективных показателей.

Список используемой литературы

  1. Астафьев Н.В. Причины ошибок юных биатлонистов в стрельбе из положения «лежа» по мишеням, расположенных в горизонтальный ряд. - Омск: Изд-во СибГУФК, 1994.
  2. Астафьев Н.В. Динамика результативности выстрелов у биатлонисток, использующих различные последовательности поражения целей мишенной установки (на примере спринтерской гонки) // Н.В. Астафьев, Я.С. Романова / Научные труды. Ежегодник за 2007 год. – Омск: Изд-во Сиб ГУФК, 2008.
  3. Астафьев Н.В.,Романова Я. С. Зависимость результатов стрельбы в биатлоне от последовательности поражения целей (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) - Омск: Изд-во СибГУФК, 2011
  4. Кедяров А.П., Обучение стрельбе в биатлоне: пособие для тренеров и спортсменов/ А.П. Кедяров. - Минск: «Полирек», 2007
  5. Маматов В.Ф. Обучение и совершенствование навыков стрельбы в биатлоне. - Москва, 2006.
  6. Фарбей В.В.,Скорохватов Г.В. Отбор и подготовка биатлонистов 13-16- летнего возраста в переходном и подготовительном периодах с использованием ТСО (технических средств обучения).Учеб. пос. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Влияние лепки на развитие мелкой моторики детей»

- Роль мелкой моторики в общем развитии детей.- Лепка, как вид  детского творчества и средство психомоторного развития детей....

Учебно-методическая разработка по теме "Числовые последовательности"

Учебно-методическая разработка по теме "Числовые последовательности". Подбор заданий для закрепления материала в форме устного счёта вначале урока....

Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс

Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...

Методическая разработка по теме "Числовая последовательность." 9 класс

материал содержит 4 варианта самостоятельной работы по теме "Числовая последовательность", которые удобно использовать при подготовке к экзамену в 9 классе. Дополнительно предложены материал...

Методическая разработка на тему: «Проектирование образовательного процесса, как необходимое условие достижения образовательных результатов обучающихся на уроках технологии»

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критичес...

Методическая разработка на тему: "Биатлон"

Методическая разработка Клуба "Спортивный каллейдоскоп", по теме "Биатлон". Цель занятия познакомить ребят с таким видом спорта как биатлот, с правилами, с выдающимися российскими ...