5кл_Рабочая_программа_Шабунина
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Шабунина Надежда Ивановна

Рабочая программа учебного курса по физической культуре

для 5-х классов

  • Пояснительная записка
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Описание места учебного предмета в учебном плане
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета
  • Содержание учебного предмета
  • Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_rabochaya_programma_shabunina.docx59.55 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\Наташа\Desktop\a27169928.gif

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №66 имени Героя Советского Союза С.П. Меркулова г. Липецка

Рассмотрено                     Согласовано                            Утверждаю

на заседании МО              Зам. директора по УВР          Директор МБОУ лицей №66

учителей                            ________Р.Н. Новичкова      ____________Н.Я. Буркова

физической культуры       «__»________2015 г.                Приказ №__от «__»_______2015 г.

Руководитель МО

________ Л.А. Бочарова

Протокол №__от «__»_______2015 г.

Рабочая программа учебного курса по физической культуре

для 5-х классов

(3 часа в неделю, 105 часов в год)

                                               Составитель:

                                                                           Учитель физической культуры

                                                                         Шабунина Надежда Ивановна

                                                2015-2016    

                                              учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010  №1897 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12. 2014 №1644).

Цели и задачи преподавания физической культуры на ступени основного общего образования:

Изучение физической культуры на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели.

2. Общая характеристика учебного предмета

    Физическое воспитание в основной школе должно обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни.

    Освоение учебного предмета «Физическая культура» направлено на развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

    В процессе освоения предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования формируется система знаний о физическом совершенствовании человека, приобретается опыт организации самостоятельных занятий физической культурой с учётом индивидуальных особенностей и способностей, формируются умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности.

    С целью формирования у учащихся ключевых компетенций, в процессе освоения предмета «Физическая культура» используются знания из других учебных предметов: «Биология», «Математика», «Физика», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», Иностранный язык», «Музыка» и др. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

         Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной  деятельности» и «Физическое совершенствование». Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».   

  1. Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

  2. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы  занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы: «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

   3.Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная  деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».

  Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.

  Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта. Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.

  Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях.

  Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

         В соответствии с учебным планом,  календарным учебным графиком рабочая программа уровня основного общего образования по физической культуре рассчитана: - в 5х классах на 3 часа в неделю (105 часов в год).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

 ∙ воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

∙ знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

∙ усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

 ∙ воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 ∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

 ∙ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

 ∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 ∙ готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

∙ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

∙ участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

∙ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 ∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 ∙ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и дорогах;

∙ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

       В области познавательной культуры:

 ∙ владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно-половым нормативам;

∙ владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

 ∙ владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности;

     В области нравственной культуры:

 ∙ способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

 ∙ способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

 ∙ владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

      В области трудовой культуры: 

∙ умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;

∙ умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

       В области эстетической культуры:

 ∙ умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

∙ формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

∙ формирование культуры движений, умения передвигаться легко, красиво, непринужденно.

      В области коммуникативной культуры: 

∙ владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а так же обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;                                                      ∙ владение умением формулировать цель и задачи индивидуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

∙ владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

      В области физической культуры: 

∙ владение умениями:

-в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать от 10 до 12 минут; совершать прыжок в длину с места; выполнять с 3- 5 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.

- в метаниях на дальность и меткость: метать малый мяч 150г с места и с разбега на дальность с 4-5 бросковых шагов разбега;  метать малый мяч и мяч 150 г с места с расстояния 6-8м в горизонтальную и вертикальную цели;  

- в гимнастических и акробатических упражнениях: освоение строевых упражнений; выполнять акробатические упражнения: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках; мальчики – висы: согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; девочки – смешанные висы; подтягивание из виса лежа; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на лопатках, прыжок прогнувшись.

- в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам);

 ∙  демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

 ∙ владение владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

  ∙ владеть способами спортивной деятельности: бег на выносливость, метание, прыжк в длину или в высоту с разбега, бег 60м; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

  ∙ владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

 Метапредметные результаты

 ∙ уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;                                                                 ∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;                                                                                                  ∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 ∙ умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 ∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

∙ умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

∙ умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

 ∙ умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

         Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

        В области познавательной культуры: 

∙ овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

∙ понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека;

∙ понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного  (отклоняющегося от норм) поведения.

       В области нравственной культуры:

 ∙ бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;

∙ проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры  взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

 ∙ ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

      В области трудовой культуры: 

∙ добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

∙ приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

∙ закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посредством активного использования занятий физическими упражнениями, гигиенических факторов и естественных сил природы для профилактики психического и физического утомления.

      В области эстетической культуры: 

∙ знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

 ∙ понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками;

∙ восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимопонимания.

      В области коммуникативной культуры: 

∙ владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

∙ владеть умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника;

 ∙ владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.

     В области физической культуры: 

∙ владения способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;

 ∙ владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

 ∙ владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.

      Предметные результаты 

     В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Физическая культура» должны отражать:

 ∙ понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств,  в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

∙ овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;                                                                                                                              ∙ приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

∙ расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять функциональные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

∙ формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режимы учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;  расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

     В области познавательной культуры: 

∙ знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами.

∙ знания о здоровом образе жизни, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

       В области нравственной культуры:

 ∙ способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

       В области трудовой культуры:

 ∙ способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физической подготовке.

       В области эстетической культуры:

 ∙ умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.

      В области коммуникативной культуры:

 ∙ способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.

      В области физической культуры: 

∙ способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;                                                                                                                                           ∙ умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей.

5. Содержание учебного предмета

1.Физическая культура как область знаний

История и современное развитие физической культуры

Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.

Современное представление о физической культуре (основные понятия)

Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». 

Физическая культура человека

Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.

2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

  • Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой

Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).

3.Физическое совершенствование

1)Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).

    2)Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Легкая атлетика (23 + 1ч резервного времени)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приемы игры. Правила техники безопасности.

Овладение техникой спринтерского бега.

 Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40 м. Бег на результат 30 м. Бег на результат 60 м.

Овладение техникой длительного бега.

 Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м.

Овладение техникой прыжка в длину.

 Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с 7 – 9 шагов разбега.

Овладение техникой прыжка в высоту.

 Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега.

Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность.

 Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены; на заданное расстояние; на дальность с 3 шагов разбега. Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цели (1х1 м) с расстояния 6-8 м. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед- вверх, из положения стоя грудью в направлении броска с места. Ловля набивного мяча (2кг) двумя руками после броска партнера, после броска вверх: с хлопками в ладони, после поворота на 90 градусов, после приседания.

Развитие выносливости.

 Кросс до 15 мин, бег с  препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

Развитие скоростно-силовых способностей.

 Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учетом возрастных и половых особенностей

Развитие скоростных способностей.

 Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Развитие координационных способностей.

 Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности; прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны; метания разных снарядов из различных исходных положений в цель и на дальность обеими руками.

Баскетбол (14 + 1ч резервного времени)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приемы игры. Правила техники безопасности.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

 Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Освоение ловли и передач мяча.

 Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Освоение техники ведения мяча.

 Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Овладение техникой бросков мяча.

 Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины – 3,60м.

Освоение индивидуальной техники защиты.

 Вырывание и выбивание мяча.

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

 Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

Закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей.

 Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры.

 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Гимнастика с основами акробатики (20 ч + 1ч резервного времени)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История гимнастики. Основная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений.

Освоение строевых упражнений.

 Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием; по восемь в движении.

Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении.

 Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении.

Освоение общеразвивающих упражнений с предметами.

 С большим мячом, с обручами, палками, со скакалкой.

Освоение и совершенствование висов и упоров.

 Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: подтягивание из виса лежа.

Освоение опорных прыжков.

 Вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см).

Освоение акробатических упражнений.

 Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках, прыжки с поворотами.

 Упражнения и композиции ритмической гимнастики.

Элементы атлетической гимнастики. Силовые упражнения с использованием веса собственного тела.

 Развитие силовых способностей и силовой выносливости.

 Лазание по канату, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах.

Развитие координационных способностей.

 Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же  с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке.

Развитие скоростно-силовых способностей.

 Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча (обучение и совершенствование).

Развитие гибкости.

 Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника.  Упражнения с предметами (обучение и совершенствование).

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки.

Овладение организаторскими умениями.

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнения обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований.

Лыжная  подготовка (2ч)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Правила техники безопасности.

Освоение техники лыжных ходов.

 Попеременный двухшажный ход, одновременный бесшажный  ход. Спуск с горы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км.

Кроссовая подготовка (11ч)

Развитие выносливости.

 Чередование ходьбы и бега. Ходьба и бег по пересеченной местности. Преодоление препятствий на местности. Кросс до 15 мин., минутный бег, эстафеты. Бег 1000м. Бег 1500м.

Волейбол (17 + 1ч резервного времени)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приемы игры в волейбол. Правила техники безопасности.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

 Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

Освоение техники приема и передач мяча.

 Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Освоение техники нижней прямой подачи.

 Верхняя и  нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м. от сетки.

Освоение техники прямого нападающего удара.

 Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

 Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.

 Комбинации из освоенных элементов: техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры.

 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

Самостоятельные занятия в спортивных играх (баскетбол, волейбол, футбол).

 Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля.

Овладение организаторскими способностями.

 Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемых игр, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.

Развитие координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму.

 Упражнения по овладению и совершенствованию техникой перемещения и владения мячом; бег с изменением направления, скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами,  упражнения на быстроту и точность реакции; прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками и др. Игровые упражнения 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.

Развитие выносливости.

 Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 12 до 20 мин.

Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.

 Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение мяча в высокой, средней и низкой стойках с максимальной частотой в течение 7-10 сек.; подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча; игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

Плавание (2ч)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

Возникновение плавания. Плавание как средство отдыха, укрепления здоровья, закаливания. Упражнения для изучения техники плавания. Правила техники безопасности.

Освоение техники плавания.

 Знать технику специальных плавательных упражнений для изучения кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты.  Ныряние ногами и головой.

Самостоятельные занятия.  Развитие выносливости.

 Повторное проплывание отрезков 25-50м по 2-6 раз; 100-150м по 3-4 раза. Проплывание до 400м. Игры и развлечения в воде (обучение и совершенствование).

Развитие координационных способностей.

 Упражнения по совершенствованию техники движения рук, ног, туловища, плавание в полной координации. Координационные упражнения на суше. Игры и развлечения на воде (обучение и совершенствование).

Футбол (12 ч)

Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности.

История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приемы игры в футбол. Правила техники безопасности.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.

 Стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений  (перемещения, остановки, повороты, ускорения).

Освоение ударов по мячу и остановок мяча.

 Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.

Освоение техники ведения мяча.

 Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

Овладение техникой ударов по воротам.

 Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.

Освоение индивидуальной техники защиты.

 Отбор и выбивание мяча. Игра вратаря.

Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей.

 Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, передача, прием мяча, остановка, удар по воротам.

Закрепление техники перемещений, владения мячом, развитие координационных способностей.

 Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Освоение тактики игры.

 Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.

Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей.

 Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".   III ступень

Виды испытаний (тесты): бег на 60 м; бег на 1,5 км; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (д), подтягивание из виса на высокой перекладине (м); метание мяча весом 150 г; наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу; плавание.

   Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность

   Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, плавание, спортивные игры).

Итоговый контроль.

Проверка знаний по курсу физическая культура 5 класса.

7. Литература

Для реализации рабочей программы используется учебник:  Физическая культура 5-6-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений  под редакцией М.Я. Виленского,  Москва «Просвящение» 2013г.

 

Литература:

  1. В.И.Лях Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. -М.: Просвещение, 2011. – 104 с.
  2.  Комплексная программа физического воспитания: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; авт.- сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. Изд. 3-е, испр.- Волгоград: Учитель, 2014г.-169с.
  3. Физическая культура 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Руководители проекта: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков. Москва «Просвящение» 2010г.
  4. Футбол. Работаем по новым стандартам. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Москва «Просвящение» 2011г.
  5. Физическая культура к УМК А.П. Матвеева 5 класс, Рабочая программа, 2015г.

Интернет- ресурсы:

1. http://www.mon.gov.ru  официальный сайт Минобразования России

2. http://fsu.edu.ru  – официальный сайт Федерального совета по учебникам

3. http://www.vgf.ru – издательство Вентана-Граф

4. http://www.drofa.ru – издательство Дрофа

5. http://www.mnemozina.ru - издательство Мнемозина

6. http://www.prosv.ru издательство Просвещение

Перечень учебно- методического обеспечения:

- Гимнастические палки, скамейки, стенка, канат, козел, маты, подкидной мост, обручи, скакалки; коврики гимнастические;

- Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные; мячи резиновые; кольца баскетбольные, сетка волейбольная; мячи набивные;

- Мячи для метания, перекладина навесная, стойки для прыжков, кубики, секундомер, рулетка, свисток

   

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Физическая культура»

Учащийся  научится:

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем;
  • определять базовые понятия и термины физической культуры, излагать их с помощью выполнения техники двигательных действий, развития физических качеств;
  • рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма, правильного выбора одежды и обуви, подготовки мест занятий;

Учащийся получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Учащийся научиться:

  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств;
  • оказывать помощь в организации и проведении занятий;
  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные         соревнования для организации индивидуального отдыха досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

Учащийся получит возможность научиться:

  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность

Физическое совершенствование

Учащийся научиться:

  • выполнять ОРУ на развитие основных физических качеств;
  • выполнять акробатические упражнения;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге, метании  мяча на дальность,  прыжках (в высоту);
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол, волейбол, футбол;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств;

      выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-     спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

Учащийся получит возможность научиться: выполнять комплексы упражнений по профилактики осанки, дыхательной гимнастики.