Методическая разработка конспекта урока по физической культуре "Баскетбол. Ведение и передача мяча"
план-конспект урока по физкультуре по теме

Забелина Наталья Юрьевна

Цель урока: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления элементарных двигательных умений и формирование навыка» в ведении и передачи  мяча, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для спортивных игр, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.

 

Основные задачи:

  1. Содействовать формированию навыка в выполнении ведения мяча по прямой и с изменением направления, передачи мяча в движении от груди двумя руками, одной рукой от плеча, из-за головы двумя руками, с отскоком о пол.
  2. Содействовать развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, применительно к ведению и передачи мяча.
  3. Содействовать воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, настойчивости, упорства, смелости, решительности) характерных для спортивных игр, воспитанию культуры движений.
  4. Содействовать формированию знаний об особенностях техники ведения и передачи мяча, их оздоровительных, развивающих и воспитывающих значений.

 

Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «ведение и передача мяча» отражают:

  •  воспитание культуры движений посредством ведения и передачи мяча;
  • воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению ведения и передачи мяча, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
  •  развитие навыка сотрудничества при выполнении совместных с другими детьми заданий по овладению упражнениями в ведении и передачи баскетбольного мяча, находить адекватные способы взаимодействия со сверстниками во время учебной и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_peterburgskiy_urok_20150.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Баскетбол. Ведение и передача мяча.

Актуальность: Спортивные игры входят в программный материал 1-11 классов и имеют большое значение в физическом воспитании школьников. Специально подобранные игровые упражнения и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов обучающегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Цель урока: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления элементарных двигательных умений и формирование навыка» в ведении и передачи  мяча, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для спортивных игр, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.

Основные задачи:

  1. Содействовать формированию навыка в выполнении ведения мяча по прямой и с изменением направления, передачи мяча в движении от груди двумя руками, одной рукой от плеча, из-за головы двумя руками, с отскоком о пол.
  2. Содействовать развитию быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, применительно к ведению и передачи мяча.
  3. Содействовать воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, настойчивости, упорства, смелости, решительности) характерных для спортивных игр, воспитанию культуры движений.
  4. Содействовать формированию знаний об особенностях техники ведения и передачи мяча, их оздоровительных, развивающих и воспитывающих значений.

Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «ведение и передача мяча» отражают:

  •  воспитание культуры движений посредством ведения и передачи мяча;
  • воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к овладению ведения и передачи мяча, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
  •  развитие навыка сотрудничества при выполнении совместных с другими детьми заданий по овладению упражнениями в ведении и передачи баскетбольного мяча, находить адекватные способы взаимодействия со сверстниками во время учебной и игровой деятельности.

Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «ведение и передача мяча» отражают:

  •  формирование первоначальных представлений о прикладном значении спортивных игр как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
  •  приобретение умений планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижении результата, умение выбирать соответствующий инвентарь и оборудование, одежду для занятий спортивными играми, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
  •  формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;
  •  овладение умениями находить компромиссы при принятии общих решений и адекватные способы взаимодействия со сверстниками во время учебной и игровой деятельности.

Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «ведение и передача мяча» отражают:

  •  формирование первоначальных представлений о специальных упражнениях баскетболистов, игровых упражнениях – разновидностями ведения мяча, передач мяча разными способами и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.
  •  овладение выполнением технико-тактических приемов и необходимыми знаниями об основах техники игры в баскетбол для их успешного выполнения.  

Формы и методы диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на уроке. 

Управлять учебной деятельностью учащихся учитель может посредством контроля и оценивания УУД детей с учетом их личностного развития. Предметные результаты отражают опыт учащихся, который приобретается ими в процессе освоения темы. Личностные результаты проявляются в положительном отношении учащихся к занятиям, достижении личностно значимых результатов. Метапредметные результаты характеризуются формированием универсальных учебных действий, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в повседневной жизнедеятельности учащихся, в том числе и овладением техникой выполнения ведения и передачи мяча.

На уроке используются следующие методы контроля и самоконтроля:

  • методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: выявление степени правильности и прочности усвоенных умений, выявление ошибок учащихся и установление готовности учащихся к усвоению новой темы.
  • методы устного контроля в форме контрольной беседы, рассказа ученика (с помощью слова осуществляется руководство учебным процессом: учителем сообщается тема, учащиеся побуждаются к самостоятельному продумыванию определения цели и предстоящих задач, а также действий на основе анализа предыдущего опыта, при подведении итогов урока на основе самооценки результативности выполненных видов деятельности.
  • самоконтроль используются учеником для прослеживания результативности обучения: умение самостоятельно находить допущенные ошибки неточности, а также способ устранения выявленных недостатков.

Использование современных образовательных технологий на уроке:

  • здоровьесберегающие технологии: внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;

  • технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала (например, в рамках начального уровня сложности – выполнять ведение мяча в более медленном темпе; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить ведение мяча в более быстром темпе шагом, или медленно бегом или неудобной рукой для ведения мяча);

  • технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время выполнения передач мяча в парах, тройках, четверках или во встречных колоннах; в процессе выполнения игровых упражнений с мячом).

Место проведения занятия: спортивный зал размером 24х12 м.

Продолжительность урока: 45 минут

Необходимое оборудование и инвентарь: баскетбольный мяч – (по количеству учащихся); конус – 2 шт., свисток – 1 шт.

Части занятия и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам деятельности

Содержание

учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводно-подготовительная часть – 10-12 минут.

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.

1. Построение учащихся в одну шеренгу. Проверка готовности к уроку. Обмен приветствиями.

25-30 сек.

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности.

Содействовать профилактике травматизма.

2. Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.

25-30 сек.

Обеспечить предельную лаконичность, конкретность и смысловую емкость задач урока и правил техники безопасности, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимости сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях.

Организовать занимающихся к выполнению упражнений в передвижении.

Содействовать общему «разогреванию» и постепенному введению организма учащихся в работу (упр. 3. - 8.).

3. Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.

15 - 20 сек.

Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.

Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия

(упр. 4.).

4. Упражнения в движении шагом:

Упр.1.  Ходьба на носках, руки вверх.

Упр. 2. Ходьба на пятках, руки за голову.

Упр.3. Ходьба с постановкой стопы перекатом с пятки на носок, руки на поясе.

1 мин.

по 20 - 30 м. каждым из способов передвижения

Акцентировать внимание занимающихся на сохранение принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении. Заканчивать шаг энергичным подниманием на переднюю часть стопы.

Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (упр. 5.).

5. Бег в умеренном равномерном темпе в колонне по одному.

до 2 мин.

Акцентировать внимание учащихся на необходимость самоконтроля за техникой бега и сохранением принятой дистанции.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся

6. Упражнения на релаксацию. Ходьба с выполнением упражнений на расслабление групп мышц.

30 - 40 сек.

Передвижение выполнять под счет учителя: вдох - руки вверх, выдох – опустить и немного ссутулить плечи. Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.

Организовать учащихся к выполнению специально-беговых упражнений.

7. Перестроение в колонну по одному с заданной дистанцией в три шага.

30 - 40 сек.

Выполнить перестроение по команде учителя.

Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции в три шага.

Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению специально-беговых упражнений. Способствовать развитию скоростно-силовых качеств.

Содействовать укреплению голеностопного сустава, мышц ног

(упр. 8.1- 8.8).

8. Комплекс специально-беговых  упражнений по диагонали:

Упр. 1. Бег с высоким подниманием бедра.

Упр. 2. Бег с захлестыванием голени назад

Упр.3. Бег «скрестным шагом»

Упр. 4. Бег с изменением направления

Упр. 5. Передвижения приставным  правым, левым боком.

Упр. 6. Бег спиной вперед.

Упр. 7. Прыжки с ноги на ногу с незначительным продвижением вперед.

Упр. 8. Бег с ускорением.

до 5 мин.

1 раз по каждому способу передвижения

Акцентировать внимание учащихся на выполнении упражнений с максимальной амплитудой движений и правильной постановкой ноги. Во время передвижения приставным шагом ноги в коленном суставе слегка согнуты, руки в сторону, взгляд направлен вперед. Следить за высотой подъема бедра, корпус слегка наклонен вперед. Смену способов передвижения выполнять по сигналу учителя.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.

9. Упражнения на релаксацию. Ходьба с выполнением упражнений на расслабление групп мышц.

30-40 сек.

Передвижение выполнять под счет учителя: вдох - руки вверх, выдох – опустить и немного ссутулить плечи. Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.

Основная часть - 25 – 30 минут.

Создать зрительное представление о технике ведения мяча на месте и в движении правой, левой рукой.

Сформировать умение в выполнении ведения мяча на месте и в движении.

10. Упражнения на овладение ведения мяча (на месте, по прямой, с изменением направления)

Перестроение в две колонны.

Объяснение и демонстрация учителем техники ведения мяча на месте и в движении. Задания выполняются со сменой мест.

Зад. 1.

1 колонна. Ведение мяча на месте правой, левой рукой.

2 колонна. Ведение мяча по прямой правой, левой  рукой в беге в среднем темпе.

Перестроение в колонну по одному с заданной дистанцией в три шага.

Зад. 2

Ведение мяча с изменением направления правой, левой рукой.

До 1 мин

По 2 мин  на каждый способ ведения

По 2 мин на каждый способ ведения

По 2 мин на каждый способ ведения

Предварительно перестроить учащихся в две колонны. Каждый учащийся берет баскетбольный мяч. Акцентировать внимание занимающихся на правильное расположение рук при ведении мяча (ведение мяча выполняется толчкообразными движениями кисти за счет сгибания и разгибания руки в локтевом суставе и мягкого, направляющего толчка пальцами), высоту отскока  мяча от пола, на сохранение принятой дистанции во время выполнения упражнений. Выполнять упражнения по распоряжению учителя. Смена мест занятий по сигналу учителя. Первая колонна отрабатывает ведение мяча правой, левой рукой на месте, вторая колонна – в движении по прямой. Следить за техникой ведения мяча.

Выполнить перестроение по команде учителя. Акцентировать внимание занимающихся на правильное расположение рук при ведении мяча с изменением направления и высотой отскока мяча от пола.

Создать зрительное представление о технике передачи мяча в движении. Сформировать умение в выполнении передачи мяча в движении

11. Упражнения на овладение передачи мяча.

Перестроение в колонну по два.

Объяснение и демонстрация учителем и учеником техники передачи  мяча в  движении.

Работа в парах.

Задания выполняются со сменой мест.

Упр. 1. Передача мяча от груди двумя руками.

Упр. 2. Передача мяча из-за головы двумя руками.

Упр. 3. Передача мяча с отскоком о пол.

Упр. 4. Передача мяча одной рукой от плеча.

До 1 мин

До 2 минут

на каждый способ передачи мяча

Предварительно перестроить учащихся в колонну по два. Учащиеся работают в парах. Баскетбольный мяч один на пару.

Обратить внимание учащихся на согласованность движения рук и ног. Акцентировать внимание занимающихся на сохранение принятой дистанции во время выполнения упражнений. Выполнять смену передач по сигналу учителя. Смена мест занятий по сигналу учителя. Следить за техникой передачи мяча в движении. Обратить внимание занимающихся на соблюдение техники безопасности.

Содействовать развитию скоростно-силовых качеств и быстроты, применительно к ведению и передачи мяча.

12. Эстафеты с элементами ведения и передачи баскетбольного мяча.

1 эстафета. По команде учителя первые участники бегом ведут мяч (любой рукой) до конуса, обегают его, возвращаются к команде с мячом в руках, добегая до средней  линии, передают мяч следующему участнику от груди двумя руками, сам становится в конец команды. Эстафета заканчивается, когда у первого учащегося в руках будет мяч.

2 эстафета. По команде учителя первые участники бегом ведут мяч (любой рукой) до конуса, обегают его, возвращаются к команде с мячом в руках, добегая до средней  линии, передают мяч следующему участнику  из-за головы двумя руками, сам становится в конец команды. Эстафета заканчивается, когда у первого учащегося в руках будет мяч.

До 5 минут

Предварительно построить учащихся по командам за лицевой линии. Начинать эстафеты по сигналу учителя. По окончании эстафеты занять места при первоначальном построении. Обратить внимание учащихся на согласованность движения рук и ног. Следить за техникой ведения и передачи мяча в движении. Обратить внимание занимающихся на соблюдение техники безопасности.

Заключительная часть – 2-3 минуты.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.

13. Ходьба с выполнением упражнений на расслабление групп мышц.

до 1 мин.

 Передвижение выполнять под счет учителя: вдох - руки вверх, выдох – опустить и немного ссутулить плечи. Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

14. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока:

- выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,

- обобщение высказываний учащихся,

- оценка степени решения задач,

- выделение лучших учащихся.

до 2 мин.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.

Список литературы

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов/ Лях В.И., Зданевич А.А. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
  2. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 176 с.: ил.- (Б-ка учителя физической культуры).
  3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов.- М.: Просвещение, 2011. – 95 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб.для общеобразоват.учреждений/ В.И. Лях. 14-е изд.– М.: Просвещение, 2013.- 190 c.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 – Х КЛАССОВ. ВОЛЕЙБОЛ."

1. Знакомство с  историей и правилами игры в волейбол. 2. Формирование  навыков  техники верхней и нижней передачи. 3. Освоение техники нижней прямой подаче в волейболе...

Методическая разработка "Конспект урока по физической культуре"

Конспект урпока "Если хочешь быть здоров"2 класс....

Конспект урока по физической культуре на тему: "Передача и ловля мяча", 2 класс

Конспект урока по физической культуре на тему: "Передача и ловля мяча", 2 класс...

Методическая разработка конспекта урока по физической культуре для обучающихся 6 класса. Раздел программы – «Гимнастика (акробатика)»

Тема урока: ««Мост» из положения стоя с помощью» Основные задачи урокаОбразовательныеОбучить технике выполнения «моста» из положения стоя с помощью.Совершенств...

Методическая разработка конспекта урока по физической культуре для учащихся 3-х классов

В данной методической разработке дан конспект урока по разделу учебной программы: Подвижные игры на основе баскетбола. Тема урока: Ведение баскетбольного мяча....

Конспект урока по физической культуре Тема: «Баскетбол». Передача и ловля мяча двумя руками от груди в парах

Цель: Развитие ловкости, точности, выносливости, укрепление здоровья и                  содействие правильному разн...

Методическая разработка конспекта урока по физической культуре

конспект урока для 8 класса по физкультуре на тему " Прыжки в высоту"...