СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР к образовательной программе «Скалолазание»
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Звягинцева Татьяна Вячеславовна

Игры, представленные в данном сборнике, рассчитаны для обучающихся 10-14 лет и имеют как индивидуальный, так и групповой характер.

         Представленный игровой материал или его элементы могут быть использованы в смежных видах спорта таких как, например, альпинизм, туризм, ориентирование. Предлагаемые игры помогут тренерам и педагогам дополнительного образования в игровой форме приобщить детей к профессиональному миру скалолазания.

         Сборник будет интересен педагогам, обучающимся и их родителям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Военно-спортивный центр «Патриот»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

к образовательной программе

 «Скалолазание»

Авторы составители:

Звягинцева Татьяна Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

Звягинцев Максим Владимирович,

педагог дополнительного образования

Новокузнецк, 2012

Сборник игр к образовательной программе «Скалолазание», М.В.Звягинцев, Т.В.Звягинцева. – Новокузнецк.: МБ ОУ ДОД ВСЦ «Патриот», 2012

        Игры, представленные в данном сборнике, рассчитаны для обучающихся 10-14 лет и имеют как индивидуальный, так и групповой характер.

        Представленный игровой материал или его элементы могут быть использованы в смежных видах спорта таких как, например, альпинизм, туризм, ориентирование. Предлагаемые игры помогут тренерам и педагогам дополнительного образования в игровой форме приобщить детей к профессиональному миру скалолазания.

        Сборник будет интересен педагогам, обучающимся и их родителям.

Звягинцева Татьяна Вячеславовна,

@« МОУ ДОД ВСЦ «Патриот», 2012

Звягинцев Максим Владимирович,

@ МОУ ДОД ВСЦ «Патриот», 2012

   

Звягинцева Т.В., Звягинцев М.В.  

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

к образовательной программе

«Скалолазание»

C:\ФОТО\Всё о СКАЛОЛАЗАНИИ\О ВЛАДИГОРЕ\Скалодром\владигор апрель 2007\Васильев Павел 004.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………

5

Требования к организации дидактических игр……..

6

СКАЛОЛАЗНАЯ ПОДГОТОВКА

7

«Скалолазное домино»……………………………

«Глухой телефон»…………………………………

8

«Скалолазы»……………………………………….

«Виртуальный скалолаз» ………………………...        

9

«Трасса для скалолаза»…………………………...

«Чувство времени»………………………………..

10

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

11

«Топографическое лото»…………………………  

Карта-мозаика «Маршруты путешественника»...

«Топографический кроссворд»………………….

ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

13

«Угадай узел»……………………………………..                              

«Что лишнее в рюкзаке?»………………………..          

АЛЬПИНИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА

14

«Восхождение»……………………………………                          

«Связки»……………………………………………                                          

РЕКОМЕНЕДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

15

Приложение №1………………………………………

16

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют давно, не только специалистов, но и родителей. Родители нередко обращаются к врачам по поводу повышенной двигательной активности ребенка, которая трудно поддается контролю и коррекции. Так же существуют проблемы и у пассивных детей, детей с лишним весом. При этом и тем и другим становится дискомфортно, появляются различные нервно-психологические реакции: страхи, напряженность, заторможенность, агрессия, истерики.

Чаще всего, родители самостоятельно пытаются справиться с вышеописанными проблемами, поэтому выбирают для детей спортивный кружок или секцию, с одной стороны - интересное занятие, а с другой - полезное. Ведь любой родитель хочет, чтобы его ребенок был весел и здоров. Как нельзя, кстати, для этих целей подходит скалолазание. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время — самостоятельный вид спорта, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу.

Направленность личности характеризуется интересами. Воспитание является педагогическим процессом формирования разнообразных интересов. Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Важнейшим из них, как нам кажется, являются физкультурные, спортивные интересы.

Спортивный интерес — это постоянное стремление к знаниям о спортивной деятельности, к посещению соревнований по выбранному виду спорта, стремление к занятиям физическими упражнениями. Сильнейшим мотивом спортивной и физкультурной деятельности становится активный (познавательный) интерес, благодаря которому, человек решается на ограничения, режим, большие физические нагрузки.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому педагогу необходимо научиться, умело использовать игру на занятиях.

Цель данной работы — дать в руки педагога дидактический игровой материал для поддержания устойчивого интереса детей к скалолазанию, формирования понятий, умений и навыков применительно к этому виду деятельности..

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от проявления физических и духовных сил. Игра одновременно – развивающая деятельность, зона социализации, защищенности, самореабилитации, содружества, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально организуемых в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: это цель. Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость ребёнка в различных обучающих видах деятельности. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего воздействия. Каждая из игр решает конкретную задачу. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровым действиям ребёнка нужно учить, тогда игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Дидактические игры в данном сборнике условно можно разделить на: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры. Для удобства использования игры по содержанию сгруппированы соответственно разделам программы «Скалолазание»: скалолазная подготовка, топография и ориентирование, основы туристской подготовки, альпинистская подготовка.

Предлагаемые игры ориентированы на развитие понятийного аппарата, умений и навыков, применяемых на практике. Они помогут тренерам и  педагогам дополнительных образовательных учреждений приобщить детей к миру скалолазов в игровой форме, что позволит сделать занятия увлекательными и интересными. Также игровой материал или его элементы могут быть использованы в смежных видах спорта, например: в альпинизме, туризме, ориентировании.

 Требования к организации дидактических игр

Основными условиями проведения дидактической игры являются:

  1. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  2. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
  3. Между участниками игры должна быть атмосфера доверия, сотрудничества и взаимопонимания.

  1. СКАЛОЛАЗНАЯ ПОДГОТОВКА

«Скалолазное домино»

В домино были включены наиболее критичные термины и команды, знание которых незаменимо при занятиях скалолазанием.

Цель игры: выработка навыков применения скалолазных терминов и команд.

Дидактические задачи:

1. Научить правильно применять в речи скалолазные термины и команды.

2. Довести до автоматизма применение команд и терминов, которые используются в скалолазание и альпинизме, в том числе и в экстремальной ситуации.

Правила игры:

Каждый из игроков берёт по 6 костяшек домино, остальные  в перевёрнутом виде составляют «базар». Выкладывая по очереди домино, игроки должны чётко соблюдать условие:

1 вариант: термин – термин, определение – определение, например: выдай-выдай, спусковое устройство – спусковое устройство (пока все не запомнят на слух термины).

2 вариант: термин - определение этого термина, например: жюмар - подъёмно устройство.

Если у игрока нет подходящей костяшки, то он «идёт на базар» и берёт костяшки до тех пор, пока не попадётся подходящая. Нельзя подсказывать друг другу, но важно следить за правильностью выкладки. Если игрок ошибся, он пропускает ход.

Результат: выигрывает тот, кто раньше всех выложил все костяшки без ошибок.

Оборудование игры: За основу берётся  детское домино, два комплекта, ягодки на нём заклеиваются следующими терминами:

выдай, выбери, дюльфер, жюмар, восьмёрка, траверс, связка и тд., и  краткое определение этих терминов.

дюльфер

спуск установленным способом

Примерный вид домино:

жюмар

жюмар

подъёмное устройство

выдать верёвку   от себя

хождение вдоль склона

спуск установленным способом

«Глухой телефон»

Цель игры: закрепление скалолазных терминов и команд.

Дидактические задачи:

  1. Повторить изученные ранее термины и команды.
  2. Развивать  внимание обучающихся.

Правила игры:

Участники выстраиваются в ряд или круг плечом к плечу. Ведущий загадывает слово из скалолазных терминов или команду и произносит его шёпотом на ухо следующему игроку. Следующий игрок повторяет его так же на ухо рядом стоящему. Игра продолжается по цепочке. Последний игрок громко произносит то, что услышал.

Результат: Если слова ведущего и последнего игрока совпадают, то игра прошла удачно, если нет – то весело.

«Скалолазы»

Цель игры: закрепление скалолазных терминов и команд.

Дидактические задачи:

  1. Повторить изученные ранее термины и команды.
  2. Развивать  внимание обучающихся.

Правила игры: 

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив пропущенные буквы:

                                                              Д-Л--ЕР

                                        К-М-НЬ                      Л-В--А

                         К-Р--ИН                                             М--ТА

               -У-АР                                                                        -ОС--Ё-КА

       ЛЕ---УР                                                                                            ЛЕ---УБ

Оборудование игры: карточки с «горами» из слов, которые так же, можно записывать на доске.

Результат: Побеждает та команда, которая первой доберётся до «вершины».

«Виртуальный скалолаз»

Цель игры: формирование навыка визуализации своих действий.

Дидактические задачи:

  1. Развивать навык концентрироваться на движении.
  2. Развивать внимание, навык сосредоточения.

Правила игры: Все участники должны представить себе девятиклеточное игровое полем 3*3 и скалолаза. Ведущий разъясняет участникам, что перемещение «скалолаза» с одного щита на другой происходит посредством подачи ему команд, которые он послушно выполняет.  По одной из четырех возможных команд («Вверх!», «Вниз!», «Вправо!», «Влево!») «скалолаз» перемещается соответственно команде на соседний щит. Исходное положение «скалолаза» - центральный щит игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «скалолаза» не допустить его выхода за пределы игрового поля. После этих разъяснений начинается игра.    

Оборудование игры: Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой.

Результат: Если кто-то теряет нить игры или видит, что «скалолаз» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «скалолаза» на центральную клетку, начинает игру сначала.

        «Скалолаз» требует от участников постоянной сосредоточенности:  стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее  остановить.

«Трасса для скалолаза»

Цель игры: закрепление навыка запоминания скалолазной трассы.

Дидактические задачи:                                                                  

  1. Учить запоминать расположение статических предметов различного размера.
  2. Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность.
  3. Контролировать объём памяти обучающихся с интервалом в 3 месяца.

Правила игры:

1  вариант: На стол выкладываются зацепы различной величины и накрываются тканью. Количество   зацепов должно быть больше 25 штук. Участники подходят к столу и после десяти секунд наблюдения должны сказать, сколько зацепов лежало на столе, какого цвета, какой формы они были.

2  вариант: На стол высыпается горсть гороха, кубиков или шурупов. Количество должно быть больше 25 штук. Участники подходят к столу и после пяти секунд наблюдения должны сказать, сколько горошин (бус или гвоздиков) лежало на столе.

3  вариант: Тренер выводит участников в зал к скальному тренажёру (скалодрому) с раскрученными трассами. Количество зацепов должно быть больше 25 штук. После 20 секунд наблюдения участники должны сказать, сколько зацепов было раскручено, например, на красной трассе.

Результат:  подводится по следующей системе оценки:

из 10 предметов запомнил менее 15 – неудовлетворительно,

от 15 до 17 предметов – удовлетворительно,

от 18 до 20 предметов – хорошо,

от 21 до 24 – отлично,

все 25 предметов – феноменальная память.

        Если все участники игры обладают хорошей памятью и запоминают не менее 18 предметов, эту игру можно проводить 2-3 раз в год. Если результаты ниже, желательно проводить ее чаще – 1-2 раза в месяц. При этом необходимо вести наблюдения за результатами навыка запоминания трассы у обучающихся.

 «Чувство времени»

Эта игра необходима скалолазам на соревнованиях во всех видах: в боулдеринге, трудности, скорости. По правилам соревнований, время прохождения трассы ограничено. В виде «скорость», например, длинна и сложность двух трасс различна, а важна  сумма времени.

Цель игры: формирование навыка контроля времени.

Дидактические задачи:

  1. Научить контролировать время счётом.
  2. Развивать чувство времени от 1 до 6 минут.

Правила игры: 

1 вариант: Тренер просит участников поднять одну руку. Опустить руку каждый участник должен, когда, по его мнению, прошла минута. Тренер по секундомеру определяет и записывает, через какое время участники опускают руку. Когда все опустят руки, объявляется результат. Игра может повторяться до 3 раз.

2 вариант: участники должны неподвижно сидеть 5 минут. Каждый участник поднимает руку, когда, по его расчету, прошло нужное время. Игра может повторяться до 3 раз.

Оборудование игры: секундомер, таблица с именами участников и тремя столбцами результата времени, ручка.

Результат: Выигрывает тот, кто ближе всего был к точному времени. 

2.  ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

«Топографическое лото»

Знания и навыки, полученные в этой игре, пригодятся скалолазам при выездах на скалы, в походах, экспедициях для ориентирования на местности по карте.

Цель игры: закрепление знаний топографических знаков.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить схематическое обозначение топографических знаков и их расшифровку.
  2. Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать интерес к походной деятельности.

Правила игры: Ведущий раздаёт из колоды игровые поля не глядя. Затем достаёт по одной карточке из конверта и зачитывает надпись – расшифровку знака. Участник, у которого, по его мнению, на игровом поле есть такой знак, поднимает руку и карточкой закрывает его. Игрок, поднявший руку по ошибке, штрафуется угаданной карточкой.

Оборудование игры: карточки – игровое поле с 18 знаками, по количеству участников (если участников мало, можно брать несколько карточек), карточки – расшифровка знаков, по количеству знаков.

Результат: Побеждает тот, кто первым закрыл своё игровое поле без подсказок.

Карта-мозаика «Маршруты путешественника»

Цель игры: обучение чтению маршрутной карты.

Дидактические задачи:

  1. Познакомить с местными маршрутами путешествий.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, память, внимание.
  3. Воспитывать  познавательный интерес к ориентированию по карте.

Правила игры: участникам необходимо за определённое время собрать карту и показать маршрут.

Оборудование игры: небольшие карты местности с маршрутами, разрезанные на различные части, конверты по количеству карт с указанием названия маршрута и местности.

Результат: Побеждает тот, кто первым собрал карту и показал маршрут.

 «Топографический кроссворд»

Цель игры: закрепление ранее изученных топографических знаков.

Дидактические задачи:

  1. Способствовать запоминанию топографических знаков.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, память.

Правила игры: Рассмотреть топографические знаки и вписать их названия в кроссворд.

Оборудование игры: раздаточный материал с игровым полем кроссворда и топографическими знаками по числу участников. 

5

2

3

7

4

6

1

ОТВЕТ: 1- тропа, 2- вершина, 3- скала, 4- овраг, 5- ручей, 6- бергштрих, 7 -песок

Результат: Побеждает тот, кто первым отгадает выделенное слово: траверс.

  1. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

«Угадай узел»

Цель игры: закрепление знаний узлов применяемых в скалолазании и альпинизме.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить знания о внешнем виде узлов.
  2. Развивать зрительную и тактильную память, внимание, наблюдательность.

Правила игры: Участник получает различные узлы, будучи с завязанными глазами. Руководитель подает их по одному.

Другой вариант - участник получает завязанный мешок с узлами и ощупывает их через материю.

Оборудование игры: Веревочки, завязанные различными узлами (булинь, восьмёрка, двойная восьмёрка, схватывающий, проводник и т.д.)

Результат: Побеждает тот, кто правильно назвал большее количество узлов.

«Что лишнее в рюкзаке?»

Цель игры: закрепление знаний о личном туристском снаряжении.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить знания о правильной сборке рюкзака.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, память.
  3. Воспитывать  интерес к походной деятельности.

Правила игры: Участники делятся на две команды. Из картинок с изображением вещей для похода необходимо выбрать нужные, по мнению команды, вещи. Время на сбор рюкзака ограничивается 1-2 минутами, в зависимости от количества картинок.

Оборудование игры: картинки с вещами для похода и не для похода – 2 комплекта, секундомер.

Результат: Побеждает, та команда, которая  уложилась во время и выбрала правильно все вещи.

  1. АЛЬПИНИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА

«Восхождение»

Цель игры: формировать навык выбора тактики прохождения альпинистского маршрута.

Дидактические задачи:

  1. Закрепить знание скалолазных терминов и понятий, названий.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, творческий подход.
  3. Воспитывать интерес к походной деятельности, чувство коллективизма.

Правила игры: На игровом поле обозначены старт и финиш, также прописаны действия путешественников и стрелками указано направление движения. Игроки по очереди кидают кубик и ходят по кружкам игрового поля при помощи фишек, соответственно выпавшей цифре. Красный кружок – остановка хода, жёлтый кружок – пропуск хода, белый кружок – ход. Необходимо обязательно читать надписи около кружков. Количество игроков может быть до 6 человек.

Оборудование игры: Игровое поле (приложение №1),  игральный кубик, фишки по количеству участников.

Результат: Выигрывает тот, кто первым добрался до финиша

«Связки»

Навыки, приобретённые в этой игре, помогут скалолазам и альпинистам работать «в связке».

Цель игры: упражнять в правильном применении альпинистских терминов и команд.

Дидактические задачи:

  1. Учить работать в паре.
  2. Развивать наблюдательность, внимание.
  3. Воспитывать командный дух.

Правила игры: Участники работают в парах – «в связках». Необходимо проиграть роли – в связке ведущий подаёт команду, а напарник выполняет её и подаёт ответную команду. Например: ведущий - «Закрепи!», замыкающий – «Готово!», ведущий - «Выдай!», замыкающий – «Готово!», ведущий - «Пошли!», замыкающий – «Понял!», ведущий - «Стоп!», замыкающий – «Понял!» и т.д.

Оборудование игры: можно использовать для связок верёвки длинной по 5-3 метра.

Результат: Выигрывает та связка, которая больше назовёт команд.

РЕКОМЕНЕДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникеева, Н.В. Воспитание игрой: кн. для учителя. [Текст] / Н.В. Аникеева. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
  2. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст] / Ф.Н. Блехер. – М., 1964. – 115 с.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С.
  4. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. [Текст] / Л.В. Занков.– М., 1968.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
  6. Коломенских Я.Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е. А. Панько. – Минск, Университетское, 1988. - 223с.
  7. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
  8. Якобсон П. М. Психология чувств и эмоций. / П. М. Якобсон. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 303с.

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности программы «Скалолазание» для каждого ученика отдельно и для всей группы

Дополнение к программе секции  спортивно - оздоровительной  направленности "Скалолазание" (Автор Кутькина Н.И.)."Оценка эффективности программы «Скалолазание» для каждого ученика отдельно и ...

Сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина по теме "Экономика"

Предлагаемый сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина, по теме: " Экономика". Он предназначен  для формирования и закрепления экономических...

Сборник дидактических материалов по английскому языку

Сборник состоит из двух частей - теоретической, включающей основы фонетики и правил чтения, и грамматический материал в сжатой и схематизированной форме. Вторая часть представляет собой двуязычный анг...

"Послушаем, что скажет лира..." Сборник дидактических материалов, посвященных жизни и творчеству сибирской поэтессы Л.Никоновой (Русский язык. 8-9 класс)

«Послушаем, что скажет лира…» - очередной сборник из серии «Людей Великих Имена». В него включены биографические сведения из жизни Любови Никонов...

Сборник дидактических игр по информатике 10-11 класс

Тема «Системы счисления» является наиболее сложной в курсе информатики. Для ее изучения не требуется применение компьютера, а умственная нагрузка учащихся увеличивается. В этих условиях дидактич...

Сборник отзывов (применение собственных методических и дидактических разработок в образовательном процессе)

Представлены некоторые отзывы представителей ВУЗов России о работе "Профильное обучение как фактор социализации выпускника сельской школы",  которая применяется в образовательном процессе высших ...

Программа "Скалолазание"

Программа занятий детского объединения "Скалолазание"...